Фз 273 об образовании в российской федерации. Законодательство рф в области образования. Федеральный закон РФ Об образовании в РФ Примерная ООП и их

Образование – одна из важнейших сфер государственного регулирования. И одна из самых проблемных. Упорядочить и регламентировать образовательные процессы в Российской Федерации призван принятый в 2012 году ФЗ «Об образовании» 273-ФЗ от 29.12.2012. Федеральный закон предоставил каждому человеку максимальные возможности для получения дошкольного и обязательного общего образования. Он ввел новые инструменты для профессионального развития педагогов и возможность выбора качественных образовательных услуг для учащихся.

Расскажем подробнее, какие гарантии для учащихся и педагогов введены данным законом.. Полный текст документа можно скачать в конце статьи.

История 273-ФЗ

Закон «Об образовании» в РФ 273-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, заменил два действовавших на тот момент закона: «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ. В нем на момент принятия было множество новелл. Он разрабатывался с 2009 года — в этот период проводились комплексные проверки и мониторинги деятельности образовательных учреждений для выявления проблем и мест, неучтенных законами.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» активно критикуют с момента его принятия. Он не является совершенным – с момента издания в него внесено более 45 поправок, ежегодно предлагаются и появляются новые. Главная причина корректировок – несоответствие положений закона реальным процессам в российском образовании: то есть закон просто не успевает перестраиваться под фактическое положение дел и решать возникающие проблемы.

Базой для ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ (с изменениями на 2018-2019 год) стала государственная гарантия общедоступного и бесплатного образования, предоставляемого на основе ФГОСов (федеральных образовательных стандартов). Это правило распространяется на дошкольное, начальное, основное, среднее общее и среднее профессиональное образование в силу ст. 5 № 273-ФЗ. Бесплатно и высшее образование, но при одном условии – оно предоставляется на конкурсной основе тем, кто получает его впервые.

Органы власти субъектов обладают полномочиями обеспечивать соблюдение нормы через предоставление субвенций бюджетам муниципального уровня. Так финансируется оплата труда преподавателей, приобретение учебников, учебных и т.д. в соответствии с нормативами (п. 3 ч. 1 ст. 8 № 273-ФЗ).

Платные услуги не могут подменять обучение, которое профинансировано из бюджета. Иначе образовательная организация должна вернуть все потраченные средства.

Новый закон «Об образовании» закрепил такие явления, как дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

Дошкольное образование стало первым уровнем в системе образования. Оно должно быть доступным населению без очередей и в нескольких формах (в детсаду, группах при школах) и обязано обеспечивать подготовку детей к школе. Отказ в приеме ребенка в школу допустим, лишь когда отсутствуют свободные места.

Новшеством этого закона стало то, что он регулирует процессы обучения и затрагивает особенности в отношении отдельных категорий лиц:

  • с выдающимися способностями;
  • с ограниченными возможностями;
  • иностранцев и апатридов;
  • осужденных.

Многие положения ФЗ №273 «Об образовании в РФ» (с изменениями на 2019 год) посвящены педагогам, их правам, обязанностям, ответственности, особому статусу. Им гарантируется право:

  • на повышение квалификации,
  • на профессиональную переподготовку и дополнительное профобразование (1 раз в 3 года),
  • на прохождение аттестации с присвоением квалификационной категории,
  • на определенные меры соцподдержки;
  • на предоставление удлиненного основного отпуска, а также длительного (за 10 лет
  • непрерывного стажа), на досрочную пенсию.

Названы уровни общего образования:

  1. дошкольное;
  2. начальное общее;
  3. основное общее;
  4. среднее общее.
  5. И профессионального:
  6. среднее;
  7. высшее: бакалавриат, специалитет, магистратура;
  8. подготовка кадров высшей квалификации (это новый уровень высшего образования для научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры).

Подготовка научных кадров (докторантура) исключена из программ образования и переведена в научную деятельность.


Отмечается, что ныне действующий ФЗ содействует интеграции отечественного и европейского образования. С этой целью введена глава VI. Она направлена на:

  • создание благоприятных условий для мобильности учащихся и педагогов;
  • совместных программ;
  • упрощение признания документов об иностранном образовании.

Установлено, что итоги ЕГЭ действительны 5 лет. Стала обязательной ГИА (итоговая госаттестация) для окончивших 9 классов.

Критика закона часто заостряла внимание на том, что для льготников сократились возможности для поступления в ВУЗ. Так, установлена 10%-ная квота для инвалидов. А прочие группы (сироты, из неполных семей, с родителем-инвалидом I группы и пр.) получают только право бесплатно обучаться в подготовительных группах ВУЗов.

Учитываются индивидуальные потребности учащихся: есть право на индивидуальный график и выбор предметов. Предусмотрено инклюзивное образование для лиц с ОВЗ (то есть они учатся в обычном образовательном учреждении, а не в специализированном).

Изменения последних лет

В числе достижений закона отмечают:

  • создание «электронных» школ с онлайн-уроками и дистанционным предоставлением заданий;
  • упразднение 2-й и 3-й учебных смен в школах;
  • снижение отчетности для педагогов и перевод ее в интерактив.

Последняя редакция закона «Об образовании в РФ», актуальная в 2019 годe, предусматривает такие важные изменения, как:

  • в отношении приема на обучение (бакалавриат, специалитет) за счет бюджета в пределах квот детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, детства, вследствие военной травмы или заболевания, исключено особое условие о противопоказании медэкспертизы.
  • касающиеся выплат социальных стипендий. Часть 5 статьи 63 предусматривает, что они назначаются на 1 год студентам сиротам, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, чернобыльцам, ветеранам боевых действий, «контрактникам», прочим лицам, получившим госпомощь. Это право надо доказать – представить подтверждающий документ.

Изменения 2018 года и последние новости

Масштабные корректировки прошли в феврале текущего года, они затронули положения о независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности.

В марте акт снова претерпел изменения. Обновленный закон «Об образовании» РФ (последняя редакция 2019 года) вступил в силу 7 марта с подписанием № 56-ФЗ. Глава 12 была дополнена статьей 98.1. Норма касается обеспечения размещения данных о мерах соцподдержки и гарантий учащимся, педагогам, руководителям учреждений образования. Она предусматривает, что такие сведения размещаются в ЕГИССО (единой информационной госсистеме соцобеспечения) на основании № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Законодательство РФ в области образования образуют нормативные правовые акты различной юридической силы. Оно включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Конституция Российской Федерации содержит ряд важных положений для развития законодательства об образовании. Конституция Российской Федерации в ст. 43 гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Предусматривается также, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование. Основное общее образование является обязательным. Родители или заменяющие их лица должны обеспечить достижение детьми данного образовательного ценза. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Очевидно, что характер права на образование предопределяет его связь со многими из основополагающих конституционных прав и свобод. Некоторые из них реализуются в процессе получения образования и в силу этого имеют непосредственное отношение к системе прав и свобод, реализуемых в сфере образования.

К таковым, в частности, относятся: право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29); право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); право на доступ к культурными ценностям (ч. 2 ст. 44); право свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право свободно выбирать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28), а также право на объединение (ч. 1 ст. 30).

Кроме того, право на образование теснейшим образом связано с правом на труд (ч. 3 ст. 37), поскольку образование открывает широкие возможности для профессиональной деятельности. Посредством получения образования человек может реально пользоваться свободой «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания» (ч. 1 ст. 44).


Точно так же свобода массовой информации (п. 5 ст. 29) и право «на доступ к культурным ценностям» (ч. 2 ст. 44) в полной мере будут реализованы только образованными людьми. Наличие соответствующего образования способствует реализации права «предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч. 1 ст. 34). Полноценное образование существенно расширяет возможности граждан для реализации своего права на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32).

Не будет преувеличением также сказать, что право на образование в рамках рассмотренной концепции является одним из связующих элементов в системе основных прав и свобод, составляющих основу конституционного строя России. Для осуществления одних прав и свобод реализация права на образование является основой и предварительным условием.

В то же время без целого ряда прав и свобод невозможно в полной мере воспользоваться самим правом на образование. Таким образом, выступая, с одной стороны, как свобода и социальное право, с другой - как один из связующих элементов системы основных прав и свобод человека, право на образование представляет собой фундамент, базовый элемент, на котором строится система прав и свобод в сфере образования.

Следующий уровень нормативных актов в системе образовательного законодательства - это федеральные законы. Центральное место в системе федеральных законов в рассматриваемой сфере занимает Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он составляет основу образовательного законодательства РФ.

В образовательное законодательство можно включить также другие федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы образования в целом либо ее отдельных элементов, в том числе кодексы, являющиеся основными источниками отраслей, нормы которых задействованы в правовом регулировании отношений в области образования (Гражданский, Трудовой, Семейный и другие кодексы). Отношения в области образования регулируются и другими законодательными актами.

В частности, гарантии права ребенка на образование регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Ряд норм, касающихся образовательного процесса, закреплен в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» . Некоторые особенности пенсионного обеспечения педагогических работников регулируются Федеральным законом «О трудовых пенсиях».

Участники образовательного процесса. Права и обязанности участников образовательного процесса .

Закон «Об образовании в РФ» определяет, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (п. 1 ст. 2).

При этом «воспитание » - «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (п. 2 ст. 2.), «обучение » - «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» (п. 3 ст. 2)

Образовательный процесс - сложное социальное явление с большим количеством участников. Закон «Об образовании в РФ» определяет следующих участников образовательных правоотношений: обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (п. 31 ст. 2).

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу (п. 15 ст. 2). Законодательство особо выделяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (ч. 16 ст. 2).

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2)

Организации, осуществляющие образовательную деятельность , - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 20 ст. 2) Законодательство различает образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.

Между ними есть существенная разница, т.к. для организации, осуществляющей обучение образовательная деятельность лишь дополнительный вид деятельности:

- образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2)

- организация, осуществляющая обучение , - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);

Каковы же права и обязанности участников образовательного процесса. Собственно права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в ряде статей Федерального закона «Об образовании в РФ», но прежде, чем знакомиться с этим важнейшим правовым актом следует вспомнить общие права детей.

Так, с момента рождения ребёнок имеет право:

На имя, отчество и фамилию (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Гражданского кодекса РФ, ст. 58 Семейного кодекса РФ);

На гражданство (ст.ст. 4, 9 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ);

Обладает правоспособностью по гражданскому праву (ч. 2 ст. 17 Гражданского кодекса РФ);

Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов (ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ);

На всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства и др.

С 6 лет ребёнок получает право :

Совершать мелкие бытовые сделки;

Совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского кодекса РФ)

С 8 лет уже имеет право на участие в детских общественных объединениях (подч. 5 ч. 2 ст.19 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 85-ФЗ).

С 10 лет ребёнок в Российской Федерации:

Даёт согласие на изменение своего имени и (или) фамилии (ч. 4 ст. 59 Семейного кодекса РФ);

Даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью (ч. 1 ст. 132 Семейного кодекса РФ);

Выражает своё мнение о том, с кем из родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода (ч. 4 ст. 59 Семейного кодекса РФ);

Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 Семейного кодекса РФ).

С 14 лет происходит существенное расширение прав ребёнка, но появляются и обязанности. Он уже может:

Получить паспорт гражданина Российской Федерации;

Самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

Давать согласие на изменение своего гражданства вместе с родителями (ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ);

Выбирать себе место жительства (с согласия родителей или законных представителей) (ст. 26 Гражданского кодекса РФ);

Самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами (ч. 2 ст. 26 Гражданского кодекса РФ);

Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (ч. 2 ст. 26 Гражданского кодекса РФ);

Поступать на работу с согласия одного из родителей;

Требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;

Подлежать уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.);

Подлежать имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда;

Вступать в молодёжные общественные объединения;

Управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла.

С 15 лет добавляется право:

Работать с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством

С 16-ти лет добавляются следующие права и обязанности:

Вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;

Работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством; быть членом кооператива;

Управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора;

Может быть объявлен, в установленном законом порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью;

Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения несёт административную ответственность в общем порядке;

Несёт уголовную ответственность за любые преступления.

В 18 лет гражданин РФ становится совершеннолетним, полностью дееспособным,то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Итак, статья 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» закрепляет основные нормы, связанные с правом на образование. Об этом говорит само название статьи: «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации». Познакомимся с текстом статьи.

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни».

В ряде последующих статей Закона конкретизируются основные права участников образовательного процесса.

Основные права обучающихся, условно можно разделить на следующие группы :

1) конституционно закрепленные (ст. 28, 29, 30, 44 Конституции Российской Федерации) гражданские свободы и права (право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности), которые используются обучающимися в образовательных правоотношениях;

2) права и свободы, которые характеризуют обучающихся как самостоятельного субъекта образовательных правоотношений, вытекающие из особенностей образовательного процесса (право на освоение помимо учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по осваиваемой образовательной; перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки по другой форме обучения; переход с платного обучения на бесплатное; перевод в другую образовательную организацию (после получения основного общего образования); восстановление для получения образования в образовательной организации; обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренный курс обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы; выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, и формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования и др.);

3) конкретизация права на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) при получении образования (предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья; охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса и др.);

4) конкретизация иных конституционно закрепленных прав и обязанностей (право на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»; право на каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей; право на академический отпуск, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет);

5) конкретизация права на бесплатный доступ к культурным ценностям, информационным ресурсам (право на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программной документацией, другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в образовательной организации; право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной, лечебной базой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; право на информацию от образовательной организации о положении в сфере занятости по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки; развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях и массовых мероприятиях; участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности; направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в другие образовательные организации и научные организации, в том числе в образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств; опубликование своих работ в изданиях образовательной организации; поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности);

6) права, связанные с доступом к управлению образовательной организацией и процессом образования (участие в формировании содержания своего профессионального образования; выбор факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (после получения основного общего образования);

7) права в области защиты личных и иных прав (право на обжалование актов органов управления образовательной организации).

Неотъемлемым элементом правового статуса обучающихся являются их обязанности. В статье 43 Закона помимо закрепления обязанностей предпринята попытка закрепить и меры соответствующей ответственности.

Среди основных обязанностей обучающихся:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Дисциплинарной ответственности обучающиеся будут подлежать не во всех случаях нарушения указанных обязанностей, а лишь в трех: не освоение или неполное освоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана; нарушение правил внутреннего распорядка и устава образовательной организации или положения о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение; за вред, причиненный по их вине имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 44 Закона устанавливает основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В частности, согласно Семейному кодексу РФ (ст. 69), родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

Уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

Отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

Злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

Являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Родители (законные представители) детей также могут быть ограничены в родительских правах в соответствии со ст.ст. 73-76 Семейного кодекса РФ.

Законом «Об образовании в РФ» в статье 45 установлено, что в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе самостоятельно или через своих представителей:

1) ходатайствовать перед органами управления организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о проведении с участием представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся дисциплинарного расследования деятельности работников указанных организаций, нарушающих и (или) ущемляющих их права. Дисциплинарные расследования в соответствующих случаях предусмотрены также Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по рассмотрению вопросов о наличии или отсутствии конфликта интересов педагогического работника. Подобные комиссии являются новшеством. Порядок создания и функционирования указанных комиссий установлен часть 2 статьи 45.

Комиссии создаются из равного числа представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Решения указанных комиссий являются обязательными для всех участников образовательных отношений в данной образовательной организации, но их можно обжаловать в установленном законами порядке;

3) использовать иные способы защиты прав и законных интересов, не запрещенные законодательством Российской Федерации, в частности, обращения в суд с исковыми заявлениями.

Для защиты конституционного права на образование и иных нарушенных прав в сфере образования гражданин на основании своего конституционного права на подачу обращений (ст. 33 Конституции РФ) может прибегнуть к помощи административных и судебных органов, органов прокуратуры, а также Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Из всех перечисленных способов наиболее действенным является судебная защита, поскольку судебная власть в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации представляет собой независимую ветвь власти.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что в целом граждане пользуются своим конституционным правом на судебную защиту, то есть обжалуют в суд «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц» (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ), повлекшие нарушение их прав, свобод и законных интересов в сфере образования.

Этому во многом способствует Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Нормы этого закона регулируют порядок обращения граждан в суд, за исключением тех случаев, когда поданные жалобы касаются действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного суда Российской Федерации или в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования (ст. 3). Но в любом случае у гражданина имеется возможность обратиться с жалобой, заявлением или за разъяснением в суд.

Из материалов судебной практики известны случаи, когда граждане видят причину нарушения своих образовательных прав в несовершенстве образовательного законодательства и обращаются в суды не за защитой конкретного права, а с просьбой о проверке конституционности законодательных норм, а также об отмене норм подзаконных актов.

Из практики Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации известны случаи обращения граждан с заявлениями о проверке конституционности тех или иных положений действующего законодательства об образовании.

Огромную роль в защите прав участников образовательного процесса играют органы прокуратуры, которые не только принимают меры в связи обращениями граждан о нарушении их законных прав, но и осуществляют проверки исполнения законодательства в сфере образования.

Деятельность в сфере образования в силу своей высокой общественной значимости требует контроля со стороны государства. Этот контроль включает в себя две составляющих: контроль соблюдения законодательства об образовании и контроль качестве предоставляемых образовательных услуг. Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая находится в ведении Министерства образования и науки РФ.

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.

Качество образования - это характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качество является одним из определяющих критериев развития системы образования, оно свидетельствует об уровне знаний, получаемых обучающимися в том или ином образовательном учреждении.

В ряде субъектов Российской Федерации в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановления нарушенных прав в образовательных учреждениях введена должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Уполномоченный не подменяет собой специализированные службы, организации и общества, занимающиеся охраной человека и ребенка, а вмешивается лишь в тех случаях, когда предпринятые меры оказались безуспешными или применялись ненадлежащим образом.

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией ООН по правам ребенка, Конституцией РФ, Федеральными законами «Об образовании в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», другими российскими и международными нормативными документами, защищающими права человека и ребенка, Уставом и другими локальными актами образовательного учреждения.

Не стоит забывать и ещё об одной группе участников образовательного процесса - педагогических работниках. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает общие требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью. Лица, занимающиеся педагогической деятельностью, должны иметь среднее специальное или высшее образование (ч. 1 ст. 46). В статье 47 определяется правовой статус педагогического работника и раскрывается его содержание.

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод, гарантированных государством, в том числе академических прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, а также ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Анализ академических прав и свобод педагогических работников, которые в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» представлены в виде закрытого перечня, показывает, что под академическим правами и свободами понимаются нескольку групп прав и свобод:

1) конституционно закрепленные свободы и права (ст. 28, 29, 30, 44 Конституции Российской Федерации),

2) права, производные от них и конкретизирующие свободу преподавания свободы и права (например: свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приёмов обучения и воспитания освоения обучающимися образовательных программ; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания; право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и др.);

3) права, представляющую собой конкретизацию общих прав на бесплатный доступ к культурным ценностям, информационным ресурсам;

4) права, связанные с доступом к управлению образовательной организацией;

5) права в области защиты личных и иных прав.

Крайне важным элементом защиты прав участников образовательного процесса является чёткое определение в Законе обязанностей и ответственности педагогических работников. Учитывая общественную значимость профессии педагога, степень влияния педагогов на обучаемых и воспитанников «педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации» (ч. 3 ст. 48).

Закон устанавливает, что к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации. В ст. 331 Трудового кодекса установлено, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

В связи с этим, при устройстве на работу на педагогические должности требуется предоставить справку об отсутствии судимости, выдаваемую соответствующими органами Министерства внутренних дел и отсутствии психических заболеваний. Отдельные категории педагогических работников обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр по установленной форме.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите международные акты, закрепляющие право человека на образование

2. Раскройте содержание Болонской декларации.

3. Поясните значение Болонской декларации для развития системы высшего образования в России.

4. Расскажите о конституционных гарантиях права на образования в России.

5. Раскройте суть следующих понятий: образование, обучение, воспитание, организации, осуществляющие образовательную деятельность, участники образовательных отношений.

6. Перечислите общие права детей в Российской федерации.

7. Расскажите об основных правах обучающихся, закреплённых в Федеральном законе «Об образовании в РФ».

8. Назовите основные обязанности обучающихся.

9. Охарактеризуйте основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

10. Расскажите о возможных действиях обучающихся и их законных представителях, направленных на защиту прав обучающихся.

11. Охарактеризуйте основные права и обязанности педагогических работников.


Закон «Об образовании в РФ», последняя редакция которого состоялась в 2016 году, призван сформировать иной подход к системе образования.

Теперь дошкольные учреждения имеют другой статус, школы, лицеи и гимназии уравнены по значению, практикуется индивидуальный подход.

Начиная с 1 сентября 2013 года начал действовать новый закон «Об образовании в РФ» , последняя редакция которого приходится на 2016 год.

Он призван регулировать взаимоотношения между представителями двух поколений.

Закон №273-ФЗ заменил собой два ранее действовавших законодательных акта: «Об образовании», а также «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Что рассматривается в новом законе

Закон «Об образовании в РФ» координирует все стороны сферы образования.

В разных статьях можно найти информацию по следующим пунктам:

  • участники образовательного процесса;
  • структура системы образования;
  • порядок реализации учебных программ;
  • права и обязательства самих учащихся, их законных представителей, преподавателей;
  • причины начала или завершения отношений в области образования;
  • характеристики общего и профессионального образования;
  • порядок финансирования.

Начинается последняя редакция с ключевых определений, которые будут использоваться в тексте. Далее по главам уделяется внимание разным направлениям этой сферы.

Почему стоит ознакомиться с новым законодательным актом

Рассмотрение текста закона «Об образовании в РФ» помогает получить представление о правах и гарантиях для учащихся и их законных представителей.

Законодательный акт показывает, какие требования образовательные организации могут предъявлять, а чего ожидать они не вправе.

Разобравшись в структуре образовательной системы, родители смогут выбрать для своего ребенка наилучшую программу обучения, которая будет соответствовать его потребностям.

На основании закона в последней редакции, можно определить, насколько госструктуры могут вовлекаться в образовательный процесс, не нарушая при этом прав учащихся и преподавателей.

Чтобы поддерживать учебный процесс, законодательным актом предусмотрены следующие возможности:

  • специальные образовательные программы;
  • стипендии;
  • кредиты на образование.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» охватывает практически все сферы образовательного процесса.

Вместе с тем, он содержит лишь общие принципы регулирования. Для регламентирования прочих ситуаций издаются дополнительные акты.

Важно: закон дает общее представление о правах, обязательствах и гарантиях. В отдельно изданных актах конкретизируется порядок реализации.

Основные пункты закона

Всего закон «Об образовании» содержит 111 статей, которые объединены в 15 главах.

  1. Общие положения . В первой главе приводятся основные определения для терминов, которые будут использоваться в дальнейшем. Помимо этого, там раскрывается, каким объемом полномочий в сфере образования обладают муниципальные и федеральные власти.
  2. Образовательная система . Здесь подробно описывается, как функционирует программа обучения, и какие требования предъявляются к реализации учебных материалов.
  3. Лица, проводящие обучение . Этот раздел включает три главы (3-5). Описаны все участники образовательного процесса, разновидности образовательных организаций, способы стимулирования студентов.
  4. Основания для начала и завершения образовательных отношений . В статьях этого раздела описываются требования к соглашению об образовании, итоговой и промежуточной аттестации.
  5. Виды образования . Тема проходит через главы с 7 по 10. Там подробно описываются отличительные особенности общего образования, дополнительного и профессионального. Отдельно идет профессиональное обучение, цель которого – углубление познаний в области уже освоенной профессии.
  6. Особенности реализации . 11 глава посвящена вопросам, связанным с обучением инвалидов , и групп, детей без российского гражданства или учеников с выдающимися способностями.
  7. Вопросы управления . 12 глава раскрывает, каким образом государство контролирует сферу образования и процесс соблюдения нормативных актов.
  8. Экономическая составляющая . В главе 13 описываются подробности приема на бюджетные места и порядок получения образования при оплате своими средствами.
  9. Сотрудничество с другими государствами в сфере образования . Этот вопрос обсуждается в главе 14.

В конце оговаривается, каким образом федеральный закон об образовании вступает в силу.

Базовые принципы законодательного акта

Новый закон «Об образовании» базируется на следующих основных принципах.

  1. В пределах установленных стандартов, начальное образование остается бесплатным. На обучение в школе средства выделяются из бюджета. Замена его коммерческими услугами не допускается.
  2. Государство обязуется систематически проводить мониторинг высших учебных заведений, в том числе коммерческих.
  3. Когда закон «Об образовании в РФ» вступит в силу, будут действительны только на протяжении пяти лет.
  4. Вузы оставляют 10-процентную квоту для студентов с ограниченными физическими возможностями.
  5. Для льготников предусмотрено бесплатное подготовительное обучение.
  6. Касательно дошкольного образования в РФ, оно наделяется статусом начального образования первой ступени.
  7. Прием детей в первый класс контролируется местным самоуправлением. Если ребенку не хватило места в школе, власти обязуются находить подходящую альтернативу.
  8. Законодательным актом вводится индивидуальный подход к обучению. Преподавателю потребуется выявить, что дается ребенку легче, и помочь ему развить эти способности.
  9. На среднее образование теперь смотрят как на подготовительный этап перед поступлением в вуз.
  10. В вузах, в зависимости от продолжительности обучения и уровня освоения курса, студентам могут присваиваться степени бакалавра, специалиста, магистра.
  11. Преподаватели проходят переподготовку один раз за три года.
  12. Преподавателям обеспечиваются удлиненные отпуска и возможность уходить на пенсию ранее установленного законодательством возраста.

Закон «Об образовании в РФ» регламентирует отношения между сторонами в сфере образовательных отношений. Содержание статей соответствует Конституции .

Подробнее о нововведениях

Корректировки и последняя редакция закона заслуживают внимания всех участников учебного процесса. Далее представлены ключевые нововведения:

  1. Теперь дошкольные учебные заведения считаются частью системы образования. Отличие лишь в том, что учащимся не нужно сдавать тесты и экзамены после завершения курса.
  2. За дошкольное образование не взимается плата. Однако присмотр за детьми оплачивается.
  3. Экзамены после 9 класса проводятся также строго, как и после 11 – только здесь применяются другие бланки.
  4. Для поступления в вуз обязательно предоставить результаты сдачи ЕГЭ.
  5. Учителю присваивается статус педагогического работника, которому предоставляют определенные льготы. Среди них – возможность получать раз в десять лет годовой отпуск.

Новый закон «Об образовании в РФ» дает ответы практически на вопросы, связанные с образовательной сферой.

Современный статус детских садов

Как уже отмечалось, в согласии с последней редакцией, дошкольные образовательные учреждения признаны частью образовательной системы.

Льготы по оплате были сохранены. В некоторых случаях родители полностью освобождаются от внесения платы за посещение их ребенком детского сада.

В целом, расходы выросли не более чем на 5%.

Важно: в новом законе «Об образовании в РФ» четко прописано, какие затраты можно включать в плату за посещение дошкольного образовательного учреждения, а какие нет.

Если родителям сотрудники ДОУ будут выставлять слишком большие счета на оплату, им придется обосновать повышение стоимости.

Согласно федеральному закону «Об образовании», их финансирование из бюджета не было уменьшено.

Поэтому основания для повышения оплаты должны быть достаточно весомыми.

Теперь ясно разграничены роли детских садов и школ:

  • детский сад помогает ребенку адаптироваться к новому коллективу, развить желание узнавать что-то новое, раскрыть задатки;
  • начальная школа призвана развить основные навыки письма и счета.

По новому закону о дошкольном образовании в РФ, в детских садах не проводится итоговая аттестация.

На самом деле, соответствие стандартам должно волновать не малышей, а родителей и преподавателей.

Введение индивидуального подхода

На основании нового закона «Об образовании в РФ», государство вводит индивидуальный подход.

Это значит, что, если учащийся не может регулярно посещать школу, ему можно разработать индивидуальный график посещения занятий.

Такой график разрабатывается для следующих категорий учеников:

  • переходящих в другую школу, если текущий материал в новом классе уже был изучен в предыдущем;
  • серьезно занимающихся каким-либо видом спорта и часто отсутствующих ввиду участия в соревнованиях;
  • занимающихся в музыкальной школе и отсутствующих во время гастролей;
  • имеющих проблемы со здоровьем, которые не позволяют регулярно посещать занятия в школе.

Новый закон предусматривает возможность создать индивидуальный график обучения для учащихся, которые в виду вышеперечисленных причин не могут посещать их по общему расписанию.

Лицей или школа – устранение различий

Закон «Об образовании в РФ» стирает различие между школами, лицеями и гимназиями.

Теперь ко всем образовательным учреждениям будет применяться название «школа».

Понятия «лицей» и «гимназия» утрачивают свой смысл, они будут отражены только в официальном названии.

Различия состояли в нижеуказанных характеристиках:

  • лицеи обладают определенной специализацией, поэтому там работают преподаватели высокой квалификации, имеются соответствующие лаборатории и учебные материалы;
  • школы не уполномочены реализовывать специальные учебные программы.

Со вступления в силу этого законодательного акта, школы имеют в своем распоряжении полный перечень образовательных программ.

По мнению экспертов, этот пункт может стать причиной затруднений.

В отличие от лицеев и гимназий, преподаватели в обычной школе не подготовлены к тому, чтобы предоставлять специализированное образование.

Вместе с тем трудно однозначно судить о целесообразности такого нововведения.

Ключевая задача при издании этого закона – качественно изменить подход к процессу образования.

Теперь от преподавателя требуется не просто передать знания и помочь развить базовые навыки.

Можно сказать, что по новому закону цель педагога – научить приобретать знания и развивать навыки самостоятельно.

Невозможно сразу же в корне изменить свой подход. Но к этому стоит стремиться.

Важно: новый закон поддерживает гуманизм в сфере образования. В первую очередь обращается внимание на права человека и воспитание свободной, трудолюбивой и разносторонней личности.

Последние поправки на 2016-2017 учебный год

Последняя редакция нового закона имеет еще ряд поправок. Некоторые из них вступают в силу с 1 сентября 2016 года, другие – с 1 января 2017. Далее они перечислены по порядку:

  1. Получение стипендии. Поправка на основании Федерального закона от 3 июля 2016 года № 312-ФЗ . Получать социальную стипендию смогут только студенты, которым такие выплаты назначены документально. В образовательную организацию нужно предъявить этот бланк. Стипендия назначается со дня поступления документа на один год. На выплаты смогут рассчитывать ординаторы, аспиранты, имеющие материальные затруднения, слушатели, ассистенты-стажеры.
  2. Программы бакалавриата и специалитета. Изменения зафиксированы законом №306-ФЗ. На основании этого нормативного акта, с 1 сентября года, идущего перед годом приема на обучение по вышеназванным программам, Минобрнауки не может менять список испытаний для поступления и корректировать прием на обучение.
  3. Государственная поддержка. В 2017 году надеяться на господдержку могут организации дополнительного образования не только муниципальные, но и частные.

Согласно последней редакции, теперь преподаватели будут обучаться оказанию неотложной помощи: освоят порядок действий и приобретут необходимые навыки.

Поправки касательно присоединения к РФ Республики Крым

В июле 2016 года были приняты законы № 307-ФЗ и № 308-ФЗ, которые затрагивают вопросы правового регулирования в связи с новыми субъектами РФ – Республики Крым и города Севастополя.

  1. До 1 сентября 2018 года остаются в силе лицензии на образовательную деятельность для организаций, находящихся в Республике Крым.
  2. Порядок проведения итоговой аттестации и приема в образовательные организации. Крымские абитуриенты смогут еще 2 года пользоваться привилегированными условиями при поступлении в вуз. Однако начиная с 2017 года, для них не будет оставляться квота.

Закон «Об образовании в РФ» внес немало корректив в систему обучения.

Теперь не существует подразделения на обычные школы и гимназии.

Полный перечень образовательных программ будет доступен всем учебным заведениям.

С действием нового закона поменялся статус детских садов и прочих дошкольных учреждений.

Некоторые изменения вызывают споры и вопросы со стороны экспертов.

Но законодательный акт в целом охватывает все стороны сферы образования.

Федеральный закон РФ Об образовании в РФ Примерная ООП и их

Качественная система образования является необходимым элементом в любом государстве. В Российской Федерации представленное явление регулируется Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании". Особенно важные положения этого нормативного акта будут подробно рассмотрены в статье.

О чем закон?

Что регулирует Федеральный закон 273-ФЗ "Об образовании"? Согласно статье 1, это социальные отношения в области образования. Сюда входит реализация права на учебно-воспитательные процессы, качественное обеспечение свобод, интересов и прав человека и гражданина, создание условий для реализации прав на образование и т.д. Представленный нормативный акт регулирует основы организационного, правового и экономического характера, некоторые принципы реализации государственной политики в России, общие правила функционирования образовательной системы и многое другое. Благодаря закону четко могут быть четко определены правовые статусы участников образовательной сферы.

Что, согласно нормативному акту, является образованием? Закон говорит о целенаправленном и едином процессе обучающе-воспитательного характера, который является социально значимым благом, осуществляемым в интересах российских граждан. Воспитание является частью образования. Согласно закону, воспитанием именуется деятельность по формированию и развитию личности. Обучение же является целенаправленным процессом по наделению человека знаниями, навыками и умениями.

Основные принципы закона

В статье 3 № 273-ФЗ "Об образовании" закреплены основные принципы, на которых базируется учебно-воспитательная сфера в Российской Федерации. Помимо классических принципов законности, гуманности и направленности на защиту прав и свобод человека и гражданина, здесь стоит назвать:

О праве каждого человека на реализацию образовательных процессов в России стоит чуть более подробно рассказать далее.

Право на образование

В статье 5 № 273-ФЗ "Об образовании" приведены основные гарантии реализации права на образование каждого российского гражданина. Так, подобное право предоставляется всем без исключения - независимо от языка, пола, происхождения, социальных убеждений, отношения к религии и т.д. В России должна гарантироваться бесплатность и общедоступность образования - как дошкольного, так и начального общего, среднего, профессионального, высшего и т.д.

Государственные российские органы призваны обеспечивать качественную реализацию права на образование. Подобное обеспечение возможно лишь путем социально-экономической поддержки, своевременного удовлетворения соответствующих потребностей человека, проведения качественных реформ и т.д. Как государственные органы федерального или регионального типа, так и инстанции местного самоуправления обязаны всячески содействовать гражданам в представленной области.

О роли государства

О полномочиях государственных органов в стоит рассказать чуть подробнее. Согласно статье 6 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральные инстанции исполнительной ветви власти обязаны:


Согласно статье 72 российской Конституции, деятельность в области образования находится в ведении как региональных, так и федеральных властей, то есть носит совместный характер. Именно поэтому в Законе № 273-ФЗ "Об образовании" функции государственных органов также разделены. Так, если в ведении федерации находится составление всей государственной образовательной программы, наделение особо крупных учреждений лицензиями, финансирование образовательных организаций и т.д., то в ведении регионов имеются функции не столь масштабные - например, создание условий для присмотра за детьми, создание или ликвидация региональных учреждений образовательного характера, организация дополнительного обучения и многое другое.

О структуре образовательного учреждения

В статье 10 Закона Российской Федерации № 273-ФЗ "Об образовании" предоставляется подробная характеристика всей образовательной структуры России. Вот что включает в себя эта структура:


В России на сегодняшний день установлена следующая система общего образования:

  • дошкольный уровень;
  • начальный уровень;
  • основный общий уровень;
  • средний общий уровень.

Высшее образование делится на бакалавриат, специалитет и магистратуру.

Осуществление образовательной деятельности

В главе 3 № говорится о реализации образовательной деятельности в России. Подобного рода деятельность должна осуществляться специальными организациями, имеющими лицензию на осуществление учебно-воспитательных функций. Любые организации, осуществляющие обучение, должны нести ответственность как за своих сотрудников, так и за обучающихся лиц.

Любая образовательная организация должна иметь некоммерческий характер. В представленной сфере должны строго соблюдаться нормы о свободе совести, вероисповедания, мировоззрения и т.д. В зависимости от того, кем именно создана организация, она может носить частный, региональный или государственный характер.

О субъектах образовательной системы

Кто, согласно главам 4 и 5 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", входит в общее число субъектов образовательной системы? Здесь стоит назвать самих обучающихся - школьников, дошкольников, студентов или аспирантов, а также их законных представителей (родителей или опекунов).

Педагогические работники, а именно учителя и преподаватели, также являются субъектами представленной системы. Все работники образовательных организаций должны быть аттестованы и лицензированы на осуществление своей профессиональной деятельности.


Top