Гносеологические корни материализма. Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Философское учение о познании получило название гносеологии . Идеализм - учение, которое утверждает, что дух, сознание, мышление - первично, а материя, природа – вторично

Идеализм, агностицизм, скептицизм имеют причины и условия своего возникновения. Наиболее важными из них принято называть гносеологическими и социальными корнями . Важнейшим условием, без которого возникновение таких учений совершенно невозможно, явл способность чел к фантазированию, в процессе которого мысль отрывается от действительности и творит такие образы, которых нет в действительности.

Гносеологич корнями явл наши преувеличения. Несовершенство человеческих знаний обусловлено прежде всего данным этапом их развития. Социальные корни идеализма заключаются в потребности, заинтересованности определенных, обычно господствующих слоев общ-ва (сословий, классов) в создании на основе ошибочных представлений и заблуждений таких учение, идеологий, которые соответствовали бы их взглядам и служили бы их целями. Т.е, соц корни заблуждении - это искажения, связанные соц слоем, соц условиями.

Вопрос №15.Субъективный идеализм Д.Беркли. Агностицизм Д.Юма

Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea - идея)- общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Объективные идеалисты признают и реальность природы, чел, сотворенных якобы духовным началом. Субъективный идеализм признает реально существующим только сознание. Все остальное- его ощущения. Крайняя форма субъективного идеализма явл солипсизм (от лат solus - один, единственный и ibse - сам). Согласно солипсизму с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений. Существуют различные разновидности идеализма- рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму , основы всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений явл панлогизм (от греч pan- все, logos- разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а з-ны бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма (от лат неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение.



Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). Идеализм социальной философии основывается главным образом на том факте, что деят людей явл в принципе сознательной. Прежде чем что то делать, они мысленно представляют себе цель и содержание деят- духовной, экономической, политич. Это значит, что идеальный план деят всегда предшествует его воплощению в какой- либо практический результат. Отсюда делается вывод: сознание первично, все остальное в общ-ве вторично, производно от сознания.

Агностицизм Д.Юма

Агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Одной из заметных тенденций в теории познания 17 в стала тенденция агностицизма, т е создание таких философских теорий, которые отрицали познаваемость мира. Крупнейшими представителями этого направления были англ. философ Д. Юм и немец философ И. Кант. Юм выступал против материалистического понимания субстанции. Считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится «ассоциация восприятий» чел, присущая обыденному, а ненаучному познанию. Агностицизм Юма основывался на предпосылке, согласно которой чел может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за пределы сознания, за пределы впечатлений явл теоретически незаконным. Получается, что впечатления, восприятия отгораживают чел от внешнего мира. Юм отгораживается, т.о, как от самого внешнего мира, замыкаясь в себе, своем сознании, так и от теорий, согласно которым сами впечатления субъекта отражают внешний мир. Юм полагает, что внешний мир существует, но нам не дано выйти за пределы собственного сознания. Поэтому все науки сводятся к одной, к науке о душе, к психологии Согласно Юму, опытное познание состоит из восприятия. Все восприятия Юм разделял на два вида : "впечатления " и "идеи ". Впечатления бывают первичными и вторичными. Первичные - это впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичные - впечатления внутреннего опыта (желания, страсти). Впечатления внешнего и внутреннего опыта порождают простые идеи, к которым относятся образы памяти и воображения. Идеи могут соединяться между собой и, т о, находиться в определенных отношениях. Юм насчитывает три типа таких отношений, или, как он называет, ассоциаций. Ассоциации Юм рассматривает настолько важным свойством, присущим человеческой природе, что называет их принципом. Первый вид - это ассоциации по сходству . Например, портрет друга, который в данный момент отсутствует, способен породить в нас идею о нем в силу того, что этот портрет и образ друга имеют сходство. Но такого рода ассоциации часто приводят к ошибкам. Второй вид - это ассоциации по смежности в пространстве и времени . Например, впечатления и воспоминания в своем доме более живы, если находишься на более близком расстоянии от него, чем тогда, когда находишься на значительном удалении от него. Третий тип - это ассоциации причинности , которые чаще всего встречаются в жизни. Ассоциации для Юма - один из видов отношений, которых он насчитывает довольно много, но из всех отношений причинные отношения - основные, и на них он сосредоточивает свое главное внимание. Учение о причинности - главный центр его гносеологии. Юм утверждал, что наши доказательства истинности христианской религии являются более слабыми, чем доказательства истинности наших чувств. Он не признает утверждения, что религия основывается на доводах разума или на том, что в ней очень нуждаются. Вместо религиозной веры Юм выдвигает привычку обыденного сознания верить в установленный порядок, а также так называемую "естественную религию" - веру в сверхприродную причину, Юм отвергает доказательства существования Бога, которые основываются на несовершенстве человека или на целесообразном устройстве мира.

Идеализм как определённая форма общественного сознания существует не вечно, он порождён развитием классового общества. В. И. Ленин неоднократно указывал им то, что в конечном счёте идеализм представляет собой утончённую поповщину, наукообразное изложение религиозных воззрений. Отсюда ясно, что социальная роль идеализма аналогична социальной роли религии. Религия является идеологическим орудием господствующих эксплуататорских классов; религия помогает этим классам держать в подчинении трудящиеся массы; религия отражает порабощение трудящихся масс, их тяжёлое угнетённое положение. Идеализм, как и религия, набрасывает покрывало на существующее в эксплуататорском обществе положение вещей, но в отличие от религии он проповедует примирение с эксплуататорскими порядками не прямо и непосредственно, а в завуалированной, утончённой форме. Так, например, идеалисты внушают массам, что изменение, улучшение их материального положения не осуществимо материальными, революционными средствами: нообходимо-де нравственное самоусовершенствование, изменение сознания, а не самой действительности. Как указывал Маркс, идеалисты подменяют изменение действительности изменением одного лишь сознания, проповедуя примирение с реакционными порядками путём иного их истолкования.

Характерной особенностью идеализма является то, что этот пустоцвет растёт, как отмечает Ленин, на живом дереве развивающегося человеческого познания. В этой связи встаёт вопрос о гносеологических (теоретико-познавательных) корнях идеализма, т. е. об его отношении к процессу познания.

Ленин указывал, что всякая абстракция, поскольку она непосредственно не связана с объектом чувственного восприятия, представляет собой отлёт мысли от действительности, который при определённых социальных условиях может превратиться в разрыв между абстрактной мыслью и конкретной действительностью. “Познание человека,- говорил В. И. Ленин,- не есть... прямая линия, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в самостоятельную, целую, прямую линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведет тогда в болото, в поповщину...” .

Это положение В. И. Ленина указывает, что идеализм в противоположность материализму выражает не основное содержание познания, а кусочек его, притом неверно истолкованный, превращённый в целое, в главное, определяющее. Идеалистическая философия означат “одностороннее, преувеличенное... развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют,оторванный от материи, от природы, обожествленный” . Так, например, Платон оторвав понятия, отражающие общие признаки предметов (дом, дерево, человек и т. д.), от самих предметов, т. е. от реально существующих домов, деревьев, людей, и вообразил на этом основании, что понятие дерева предшествует реальному существованию деревьев и находится не в человеческой голове, а где-то вне окружающего мира, в потустороннем царстве вечных идей. “Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота voila гносеологические корни идеализма” .

Таким образом, процесс познания содержит в себе (и силу своей сложности, противоречивости) возможность идеализма, однако эта возможность превращается в действительность лишь тогда, когда этому способствуют определённые общественные интересы, классы. Односторонняя, субъективная, упрощённая оценка того или иного явления содержит в себе зародыш идеализма, который развивается и превращается в идеалистическое воззрение там, где в этом заинтересованы те или иные общественные классы. Так, господство идеализма в современных капиталистических странах прямо связано с господством буржуазии, заинтересованной в сохранении и распространении реакционного идеалистического мировоззрения, деморализующего трудящихся. Возможность идеализма имеется, следовательно, в самом противоречивом, многостороннем процессе познания, но эта возможность становится действительностью лишь в классовом обществе. С уничтожением антагонистического общества исчезает и его историческое порождение - идеализм.

Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма

Логика и философия

Основной вопрос философии: Философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. Вопрос о соотношении сознания и бытия духа и природы является основным вопросом философии.

Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма.

Основной вопрос философии:

Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности.

В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения : направление сознания «вовне» – формирование картины мира, универсума, и, с др. стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление познать его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. (т.е. осн. узлы – мир и человек)

Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Эта большая многоплановая проблема «мир–человек» , по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы.

Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, др. словами, об отношении идеального к материальному.

Идеальное – наши мысли, переживания, чувства.

Материальное – все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать 2 его стороны :

1.Что является первичным – идеальное или материальное?

Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его.

2.Может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества?

Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Существует 2 подхода к решению вопроса первичности/вторичности :

Монистический кладет в основу мира одно из двух (сознание или материю);

Дуалистический - отказ от решения вопроса; кладет в основу оба начала - материю и сознание; полагает, что материальныя и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Важным является деление на 2 философские концепции :

1. материализм

2. идеализм.

С точки зрения рассмотрения первичности/вторичности:

Материализм – течение философии, где за первичное принимается материя, за вторичное – сознание, которое производно от материи.

Исходит от того, что мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания. Материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи.

Считают, что мир и его закономерности познаваемы.

Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.

Разновидности:

1.Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его в материей («Мозг выделяет мысль также как печень – желчь»).

2.Метафизический материализм – философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицает внутренние противоречия, как источник их развития.

3.Диалектический материализм – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движение и развитие мира как результат его внутренних противоречий. Центральная категория ДМ – материя; основные формы существования – пространство и время.

Диалектический материализм, созданный К.Марксом и Ф.Энгельсом к сер. XIX в.

Идеализм – в основе понимания мира – духовное начало. За первичное принимается сознание. Как правило, отрицает возможность познания мира.

Идеализм делится на две формы : субъективный и объективный.

Субъективный идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание) – идея. Отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

Объективный идеализм первоосновой существующего считает человеческое сознание – разум. Утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.

Материализм противоположен идеализму. Их борьба составляет содержание истинно-философского процесса.

Гносеологические и социальные корни Идеализма:

Гносеологический корень – (гносеология = познание) познание мира сложный многогранный процесс. Крайне противоречив. Не прямолинеен.

1. социальные причины.

Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые профессии.

Разделение умственного и физического труда. Представление о том. Что умственная деятельность служит двигателем развития общества. Люди попали под влияние соц. сил. «Христос победил, потому что проиграл Спартак».Власть поддерживает церковь.

Отчуждение. Результаты человеческой деятельность превращаются в силу. Господствующую над человеком. («Портрет» Гоголя, оружие). Эсхатологические настроения.

2. гносеологические причины . Абсолютизируются некоторые стороны духовного мира человека, «раздувается» разум.

 Объективно творческий характер человеческого сознания. Искусственная природа развивается из идей.

Объяснения строгой упорядоченности в живой природе. Всякий порядок вносится разумом. Кто же навел порядок в природе? Как человек мог возникнуть из немыслящей материи? Телеология – объективно-идеологическая концепция, согласно которой мир развивается по заранее составленному плану. Мир движется к поставленной цели.

 Сложность абстрактных понятий, трудность связи их с конкретными реалиями. Проблема общего и единичного. Общее сесть существенное. Платон – идея лошадности. Спор же возник в Средние века по поводу универсалий. Общее существует в нашем сознании + общее есть сущность реальных явлений.

Предмет философии. Основной вопрос философии, функции (соотношение материи и сознания)

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

«Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.

Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы:

«Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»

«Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

Объективный идеализм;

Субъективный идеализм;

Материализм;

Вульгарный материализм;

Дуализм;

Деизм;

Гностицизм;

Агностицизм;

Эмпиризм (сенсуализм);

Рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

Материализм;

Идеализм;

Дуализм.

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

Материя реально существует;

Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

Материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

Материя существует и развивается по своим внутренним законам;

Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

Сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

Каждая наука имеет свой основной вопрос, свой предмет, то есть круг изучаемых ею явлений и процессов, и, наконец, особые методы исследования. Следовательно, для более глубокого понимания того, что такое философия, следует определить ее основной вопрос, ее предмет и метод. Для решения главной задачи философии необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: каково отношение человека к окружающему миру, может ли человек его познать и преобразовать? В этом и заключается суть основного вопроса философии. И так как люди издавна видели свою главную особенность в том, что они в отличие от всех других существ являются существами мыслящими, разумными, сознательными, то и вопрос об отношении человека к миру обычно формулировался как вопрос об отношении сознания и мышления к окружающей действительности, или материи.

Классическую формулировку основного вопроса философии дал Ф. Энгельс: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

Этот вопрос является не только основным, но и специфическим вопросом философии. Такие пауки, как физика, астрономия и биология, пытаются ответить на вопросы, каковы законы движения элементарных частиц или распространения света, как устроена Вселенная, что такое жизнь. Общественные науки, например история и политическая экономия, стремятся дать ответы на вопросы о том, как возникло человечество, каковы законы общественного производства и т. д. Существуют и специальные науки о мышлении и психической деятельности, такие, как психология и логика. Они пытаются ответить на вопросы о том, как возникают наши представления и чувственные образы, что такое гнев и радость, восторг и печаль, какими правилами должен руководствоваться человек, чтобы его рассуждения и доказательства не приводили к ошибочным выводам, и т. п. Но ни одна из этих наук не занимается вопросом об отношении человека к миру в целом, то есть об отношении мышления к материи. А между тем ответ на этот вопрос важен не только для ученых-естествоиспытателей и обществоведов, но и для политических деятелей и для практической жизни. Ученому, например, нужно знать, дает ли наше сознание, наше мышление правильные сведения о законах движения элементарных частиц и распространения света, можем ли мы с помощью нашего мышления познать историческое прошлое и изучить основы хозяйственной деятельности. Государственному деятелю и политическому вождю, стремящемуся изменить и улучшить общественную жизнь, надо знать, с чего начинать социальные преобразования: с изменения сознания людей или с изменения материального общественного бытия. Вот и оказывается, что ответ на основной вопрос философии рано или поздно привлекает к себе внимание и ученых, и общественных деятелей, и тех, кто занимается теоретическими размышлениями, и тех, кто целиком посвятил себя активной практической деятельности.

Глубокая связь основного вопроса философии со всеми видами и сторонами человеческой деятельности была понята не сразу. Она стала очевидной и ясной лишь в Новое время, когда быстрое развитие науки и нарастание революционной борьбы трудящихся позволили в полной мере обнаружить значение этого вопроса для науки и общественной практики. Вот почему Ф. Энгельс подчеркивал, что изучение отношения мышления к материи, сознания к бытию приобретает особую важность для новейшей философии, то есть для философии марксизма.

Основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежитИммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

· «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.

· Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

· «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»

· «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Важность вопроса «материя и сознание, что первичней?» заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии
— онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

Объективный идеализм;

Субъективный идеализм;

Материализм;

Вульгарный материализм;

Дуализм;

Деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

Гностицизм;

Агностицизм;

Эмпиризм (сенсуализм);

Рационализм.

2. Онтологическую сторонуосновного вопроса философии представляют:

Материализм;

Идеализм;

Дуализм.

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность) —объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально С. понимается как вещество, из к-рого состоят все вещи. В дальнейшем, в поисках основания всего сущего, С. начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуализму. В новое время наиболее остро проблема С. была поставлена Декартом. Преодоление дуализма осуществил Спиноза, к-рый, считая протяженность и мышление атрибутами единой телесной С., рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не сумел обосновать внутренней активности, “самодеятельности” С. Эта задача была решена (хотя и непоследовательно) в нем. классической философии. Уже Кант понимает С. как “то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления”. Однако С. трактуется им как априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные. Гегель определяет С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей (в к-рых она “открывается как их абсолютная отрицательность, т. е. как абсолютная мощь и вместе с тем как богатство всякого содержания”), “существенную ступень в процессе развития идеи” (человеческого познания), “основу всякого дальнейшего подлинного развития”. С этим связано понимание С. одновременно и как субъекта, т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала. Вместе с тем С. рассматривается Гегелем идеалистически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с т. зр. материализма. С. понимается здесь как материя, как субъект всех своих изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований. В понятии С. материя отражена не в аспекте ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех форм ее движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания. Маркс в “Капитале”, анализируя стоимость, прежде всего ставит вопрос о ее С., независимой от всех частных (особенных) форм ее проявления (от меновой и прибавочной стоимости, от прибыли, ренты и т. п.). Любая товарная форма продукта рассматривается в этой связи как “простой сгусток лишенного различий человеческого труда”, к-рый “образует субстанцию меновой стоимости” и всех ее развитых форм. Благодаря этому только и была открыта тайна прибавочной стоимости и капитала, в виде к-рого стоимость выступает как “саморазвивающаяся, как самодвижущаяся субстанция”, как “автоматически действующий субъект”. В этом понимании С. предстает как осн. категория материалистического монизма, как основа и условие подлинного, содержательного единства теории. Вот почему Ленин требовал “углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции”, считая, что “действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции” (Т. 29. С. 142— 143). Антисубстанциалистская позиция в философии отстаивается позитивизмом, к-рый объявляет С. мнимой и потому вредной для науки категорией. Отказ от категории С., утрата “субстанциальной” т. зр. ведет теорию на путь формального объединения несоединимых взглядов и положений, представляет, по выражению Маркса, “могилу науки”.

СУБСТАНЦИЯ–самодостаточное, самодетерминированное существование.
Различают метафизическое /неизменное начало/ и диалектическое/изменчивая саморазвивающаяся сущность/.
При использовании субстанции в процессе объяснения единства мира ученые разделились на: МОНИСТОВ, ДУАЛИСТОВ И ПЛЮРАЛИСТОВ.
Что составляет основу мира? Материя или идеальная субстанция? Одна субстанция, две или множество? Так, Маркс и Гегель – монисты, но противоположных направлений. Декарт – дуалист, а Демокрит и Лейбниц – плюралисты. Так же существует направление в философии/экзистенциализм/, которое вообще отвергают идею субстанции, т.к., по их мнению, между субъектом и миром существует живая связь.

Многообразие философских учений и направлений — от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа определяются тем, чем он занимается.

Самое известное деление философов — на материалистов и идеалистов . Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.

Материализм и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает через “призму” природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества — то это — объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это — субъективный идеализм.

Материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру.

Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, — высшее через низшее.

Другое известное деление философов — на рационалистов , эмпириков и иррационалистов .

Слово “рационализм” происходит от французского “rationalisme”, которое в свою очередь происходит от латинского “rationalis”, а последнее от латинского же “ratio”. Одно из основных значений слова “ratio” — разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека.

Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а иррационалисты — на его ограниченности, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни. И те и другие правы по-своему. Различие между рационализмом и иррационализмом не только в их отношении к разуму. Они — это логика и интуиция, рассудочность и алогизм, возведенные в ранг философской концепции или сознательно принятые в качестве методологических установок, парадигм.

Рационалисты склонны к порядку. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания.

Иррационалисты, наоборот, не любят обычный порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты — это любители парадоксов, загадок, мистики и т.п. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного.

Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) — абсолютизация (преувеличение, гипертрофирование сверх всякой меры, возведение в абсолют, в нечто безусловное, самодовлеющее) опыта, промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, вероятностного подхода. Он занимает промежуточное положение между рационализмом и иррационализмом.

Эмпирики не жалуют интуицию (догадку, фантазию, воображение) и они выступают против мистицизма.

Эмпирики отдают предпочтение чувственному опыту. Их наиболее яркий представитель — Д. Локк — утверждал: “Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах”.

Эмпиризм выступает в двух формах: в форме сенсуализма и в форме прагматизма. Сенсуалистический эмпиризм акцентирует внимание на чувственном опыте, чувственном познании. Прагматический эмпиризм акцентирует внимание на двигательной активности человека, на физических действиях, приводящих к успеху. Сенсуализм пассивен, созерцателен; прагматизм активен, деятелен.

Философов делят также на догматиков и скептиков . Философы-догматики вырабатывают свои идеи либо излагают чужие и отстаивают их, т. е. рассуждают в основном в духе позитивного, конструктивного, утвердительного философствования. Напротив, философы-скептики настроены в основном на волну критического, деструктивного философствования. Сами они не вырабатывают идеи, а лишь критикуют чужие. Философы-догматики — это философы-изобретатели или философы-излагатели, а философы-скептики — это философы-чистильщики, философы-мусорщики.

Заслуживает внимания и такое деление философов: на субъективистов , объективистов и методологистов — в зависимости от основного предмета философствования. Философы-объективисты акцентируют внимание на мировоззренческих проблемах, на осмыслении внешнего мира. К ним относятся натурфилософы, материалисты, онтологисты. Философы-субъективисты акцентируют внимание на проблемах человека и общества. К ним относятся большинство идеалистов, философы жизни, экзистенциалисты, постмодернисты. Философы-методологисты осмысляют преимущественно формы и средства человеческой деятельности. Это — кантианцы, позитивисты, неопозитивисты, прагматисты, представители лингвистической философии, философы науки.

Существует очень небольшое количество философов, которых трудно отнести к какому-то одному типу, направлению. Это так называемые чистые философы, философы- систематики , создатели всеобъемлющих философских систем . Эти философы по-хорошему всеядны, их взгляды-интересы, симпатии-антипатии достаточно сбалансированы и именно они в наибольшей степени заслуживают звания философов, т. е. людей , стремящихся к мудрости, мудрецов.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5645. Практика устной и письменной речи английского языка 112 KB
The process of reading a literary text is an act of communication between the reader and the author. The success of this act depends both on the author and the reader, his erudition, reading experience and impressionability. The author"s art of exerting his influence upon the reader, making him react to the fictitious events, conflicts depends wholly on his craftsmanship. The reader comes to appreciate or dislike the character. He is unaware of the fact, that he is guided by the author
5646. Проектирование линии производства чугуна в доменных печах 145.5 KB
Проектирование линии производства чугуна в доменных печах Цель работы: Выбор полезного объема и числа доменных печей, расчет потребного количества основного и вспомогательного оборудования доменного цеха заданной производительности. Оборудование: Ма...
5647. Государь всея Руси. Иван III 1.05 MB
Книга посвящена Ивану III - первому государю объединенной Руси. На фактах его биографии прослеживаются основные процессы решающего для становления Русского государства периода - успешная борьба с удельной раздробленностью, ликвидация тат...
5648. Комплексно-механизированная линия по выработке хлеба российского 561.5 KB
Сегодня хлебопекарное производство является одной из самых динамично развивающихся отраслей в России. Новые виды сырья и технологии, современное оборудование и передовые методы управления стали основой эффективной работы многих российских...
5649. Проведение внутреннего аудита. Курс лекций 834.5 KB
Принципы управления качеством Комитет ISO по разработке стандартов качества выделил следующие восемь принципов, способствующих достижению целей в области качества. Ориентация на потребителя Понимание существующих потребностей потребителя Пониман...
5650. Электростатика и постоянный ток. Курс лекций 945.5 KB
Предисловие Конспект лекций по разделам курса физики Электростатика и Постоянный ток представляет собой часть традиционного курса, читаемого на кафедре физики ОмГТУ для студентов всех форм обучения. Он состоит из следующих разделов: Глава...
5651. Методика проведения испытаний на одноосное растяжение 42.15 KB
Методика проведения испытаний на одноосное растяжение Приборы и инструменты: Разрывная машина Штангенциркуль Порядок проведения лабораторной работы: Измерение образца: Выполняется измерение образца 3 раза и осредняется...
5652. Методика проведения испытаний на сжатие 115.03 KB
Методика проведения испытаний на сжатие Приборы и инструменты: Разрывная машина Штангенциркуль Порядок проведения лабораторной работы: Измерение образца: Выполняется измерение образца 3 раза и осредняется результат...
5653. Методика проведения испытаний на сдвиг 37.4 KB
Методика проведения испытаний на сдвиг Приборы и инструменты: Разрывная машина Штангенциркуль Порядок проведения лабораторной работы: Измерение образцов: Образец 1 № h a b Количество слоев n 1 7.1 14.09 20.35 t1=3.95 12 2 7 12 19.8...

Эрнст Майр

Посвящается памяти крупного мыслителя и педагога К.М.Завадского

В 1960-х годах американский историк биологии Марк Адамс приехал в Санкт-Петербург, чтобы взять интервью у К.М.Завадского. Во время их дискуссии Завадский спросил: «Вы знаете Эрнста Майра?»

Адамс: «Да, очень хорошо».

Завадский: «Он марксист?».

Адамс: «Нет, насколько я знаю».

Завадский: «Это очень удивительно, поскольку его труды — чистый диалектический материализм».

Я был озадачен замечанием Завадского: какие же из моих идей или концепций он счел близкими диалектическому материализму? Я размышлял об этом на протяжении 30 лет и, думаю, частично приблизился к ответу. В этом мне помогли многочисленные публикации, в том числе Ф.Энгельса и других теоретиков марксизма, а также Р.Левина и Р.Левонтина и Л.Грэхема [, ]. Неожиданно для себя я открыл, что по крайней мере шесть моих идей в той или иной мере разделяются большинством диалектических материалистов, но об этом чуть позже.

Чтобы понять диалектический материализм, обратимся к его истории. Это теоретическое учение было развито Энгельсом и Марксом, но в большей степени Энгельсом, который воспринял гегелевский подход к истории, но отказался от гегелевского эссенциализма и физикализма. Действительно, Энгельс утверждал это вполне определенно, когда говорил:

«Мы постигаем идеи нашими головами вполне материалистично — как отражение реальных вещей, а не воспринимаем реальные вещи как отражение идеи или как определенную стадию развития абсолютной идеи» .

Несмотря на исторический подход, Гегель строго следовал картезианцам (физикалистам), от чего отказались Маркс и Энгельс. Они, видимо, и сами до конца не понимали, насколько эволюционна была их теория, пока не прочитали «Происхождение видов» Ч.Дарвина. В связи с этим Маркс восторженно написал в письме Энгельсу:

«…книга содержит естественноисторическое обоснование нашей точки зрения».

Этот строго эмпирический подход произвел огромное впечатление на Энгельса. Он критиковал Гегеля за его объяснения законов диалектики, считая ошибкой утверждение, что они навязаны природе и истории законами мышления, а не выводятся из них. Кстати, Грэхем обратил мое внимание на то, что Энгельс никогда не использовал словосочетание «диалектический материализм», предпочитая называть его «современным» или «новым».

В то время, когда Энгельс и Маркс выстраивали свою теорию диалектического материализма, доминирующим учением в философии было неприемлемое для них картезианство. Следовательно, им было необходимо развивать теорию, которая базировалась бы частично на их собственных размышлениях, частично на аналогичных размышлениях современных естествоиспытателей.

Дарвин традиционно цитируется как источник эволюционных суждений, которые хорошо отражены, например, в работах Дж.Аллена [, ]. Однако такие идеи были широко распространены среди ученых-естественников еще в начале XIX в. За последние 200 лет можно выделить две группы биологов. В одну из них входят экспериментаторы, стремящиеся сделать биологию столь же точной наукой, как физика, приверженцы в большей или меньшей степени картезианства. В другую — натуралисты, которые понимали исторические и холистические аспекты жизни природы, но зачастую были виталистами . Дарвиновские идеи, которые так привлекали диалектических материалистов, разделяли натуралисты XIX в.

Тщательно исследовав литературу по диалектическому материализму [, , , и др.], я столкнулся с длинным списком принципиальных положений, которые с давних пор были мне хорошо знакомы как принципы естественной истории. В качестве примера приведу шесть из них.

1 . Вселенная находится в состоянии постоянного развития. Это утверждение, конечно, было аксиомой для любого натуралиста со времен Дарвина, но как общая идея оно существовало еще во времена Бюффона.

2 . Неизбежно все явления в живой и неживой природе имеют историческую составляющую.

3 . Типологическое мышление (эссенциализм) не готово воспринимать изменчивость всех явлений природы, включая часто встречающиеся случаи их внутренней неоднородности и широко распространенный феномен гетерогенности.

4 . Все процессы и явления, включая компоненты природной системы, внутренне связаны и проявляются во многих ситуациях как единое целое. Такой холизм или органицизм поддерживался натуралистами с середины XIX в.

5 . Следовательно, редукционизм — вводящий в заблуждение подход, поскольку с его помощью нельзя представить упорядоченное единство взаимодействующих явлений, в особенности частей более крупных систем. Понимая это, я на протяжении многих лет обращал внимание на широкую распространенность эпистатических взаимодействий генов и целостность генотипа.

Диалектический материализм подчеркивает существование разных иерархических уровней структуры, в каждом из которых может работать свой набор диалектических процессов.

6 . Важность качественного подхода, незаменимого, в частности, при рассмотрении явлений уникальных, единственных в своем роде.

Неизвестно, какие из перечисленных принципов (возможно, большинство) возникли независимо от естественной истории и диалектического материализма. Так или иначе, нетрудно показать, что восприятие многих из них научным миром восходит к XIX в. И весьма вероятно, что именно они оказали влияние на развитие идей диалектического материализма.

Тот факт, что принципы диалектического материализма и направление мыслей натуралистов имеют много общего, не несет в себе чего-то нового. Несколько авторов, в том числе Аллен [, ], указывали на это обстоятельство. По словам Аллена,

«Процесс естественного отбора есть диалектический процесс, который мы обнаруживаем в природе».

Этот автор полагает, что диалектическое видение было утеряно естествоиспытателями между 1890-1950 гг. Правда, Аллен детально проанализировал лишь пути развития экспериментальной генетики, в отношении которой его вывод действительно справедлив. Что касается замечания Завадского о моих диалектических взглядах, то оно сделано главным образом в ответ на мою книгу, опубликованную в 1942 г. Но в тот период и другие эволюционисты выступали с тех же диалектических позиций.

По мнению Аллена, в «холистический материализм» естественников не укладываются два важных диалектических принципа.

Первый — «представление о том, что внутреннее изменение в системе есть естественный результат взаимодействий противостоящих сил или тенденций внутри самой системы». На самом же деле литература, посвященная проблемам эволюции, поведения и экологии, насыщена дискуссиями о такого рода взаимодействиях. Конкуренция — типичный пример, как и другие формы борьбы за существование. То же можно сказать о коэволюции, где идет своего рода «гонка вооружений». Вновь и вновь ученые приходят к мнению, что каждый фенотип — компромисс между противоположно направленными давлениями отбора. Системы территориального поведения и социальные иерархии также построены на столкновениях противоборствующих тенденций.

Не удается мне найти никаких подтверждений и второму, по мнению Аллена, несовпадению взглядов естественников с диалектическим материализмом, касающемуся тезиса «количественные изменения приводят к качественным». Во всех примерах, приводимых Алленом, изменения, количественные в его трактовке, уже оказываются качественными. Хромосомная инверсия — качественное изменение, которое, подобно любой другой мутации, ведет к становлению нового изолирующего механизма [ хотя по современным данным роль «хромосомного видообразования» оказывается более чем скромной , а важными оказываются те мелкие и количественные изменения, связанные с «накоплением нескрещиваемости», которые ведут к качественным сдвигам – обособленности форм – В.К. ] . Иными словами, я не смог найти у естественников — холистически мыслящих натуралистов — ни одной идеи, которая была бы несовместима с доктринами диалектического материализма.

Я глубоко признателен профессору Л.Грэхему за полезные замечания, улучшившие первоначальный вариант этой статьи.

Перевод О.И.Шутовой

Литература

1. Engels F. The Dialectics of Nature. 1888.

2. Levins R., Lewontin R.C.

  • 9. Философия Канта.
  • 10. Философия Гегеля.
  • 11. Философия л. Фейербаха.
  • 12. Русская философия 19-20 веков: просветители, революционеры-демократы, в. Соловьев, н. Бердяев, «русский космизм».
  • 13. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
  • 14. Экзистенциализм.
  • 15. Возникновение марксизма. Предпосылки, сущность. Критерии научности в философии. Основные этапы развития научной философии.
  • 16. Проблема бытия в философии: Парменид, Гераклит, Гегель, Хайдеггер, Маркс.
  • 17. Предмет философии и ее структура. Система философских наук. Онтология и гносеология. Соотношение материализма и диалектики. Теория и метод. Функции философии.
  • 18. Философия и частные науки.
  • 19. Проблема сущности мира. Донаучные концепции сущности мира.
  • 20. Ленинское определение материи. Дискуссии о материи в советской философии.
  • 21. Материя как субстанция. Атрибуты материи.
  • 22. Пространство и время - формы бытия материи.
  • 23. Движение – способ существования материи.
  • 24. Формы материи и формы движения (развития). Понятие единого закономерного мирового процесса.
  • 25. Сущность физической формы материи.
  • 26. Сущность химической формы матери.
  • 27. Сущность биологической формы материи.
  • 28. Сущность социальной формы материи.
  • 29. Донаучные концепции сознания. Психология о сущности сознания и его структуре.
  • 30. Научная философия о сущности сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Активность сознания.
  • 31. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Возникновение сознания.
  • 32. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема.
  • 33. Принцип всеобщей связи.
  • 2 Стороны всеобщей связи
  • 3 Подпринципа принципа всеобщей связи:
  • 34. Принцип развития.
  • 3 Концепции развития:
  • 35. Закон перехода количества в качество и качества в количество
  • 36. Закон единства и борьбы противоположностей.
  • 37. Закон отрицания отрицания.
  • 38. Научная философия о сущности категорий. Система категорий. Общее, особенное, единичное.
  • 39. Необходимость и случайность. Явление и сущность.
  • 40. Форма и содержание. Возможность и действительность. Причина и следствие.
  • 41. Конкретно-всеобщая теория развития. Развитие материи как целостный процесс. Философия и пограничные науки.
  • 43.Научная философия о сущности познания. Принципы научной гносеологии.
  • 42. Единый закономерный мировой процесс (езмп) и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.
  • 44. Чувственное познание. Его формы.
  • 45. Логическое познание. Его фундаментальный уровень
  • 46. Обыденное познание. Научное познание.
  • 2 Уровня научного познания:
  • 2 Формы эмпирического познания:
  • 47. Научная революция и смена типов рациональности.
  • 48. Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и относительная истина. Практика как основа познания и критерий истины
  • 49. Знание и вера. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Понимание и объяснение.
  • 50. Основной вопрос социальной философии: структура и варианты ответа.
  • 51. Материалистическое понимание истории: основные положения и аргументация.
  • 52. Социально-философская мысль в период античности и в эпоху средневековья.
  • 53. Социально-философские взгляды Нового времени.
  • 54. Классическая немецкая социальная философия.
  • 55. Русская социальная философия 18-20 вв.
  • 56. Философия истории к. Ясперса, о. Шпенглера и а. Тойнби.
  • 57. Социальная философия неофрейдизма и постиндустриализма.
  • 58. Сущность человека. «Сущностные силы» человека.
  • 1 Уровень:
  • 2 Уровень:
  • 3 Уровень
  • 59. Индивид и общество. Понятие личности, ее формирование. Роль народных масс и личности в истории.
  • 60. Человек как объект биологического исследования.
  • 61. Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации. Взаимодействие цивилизаций в современном мире.
  • 64. Сущность труда.
  • 65. Собственность: природа, структура, тенденции развития.
  • 66. Свобода и социальные факторы ее развития.
  • 67. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы, направления развития.
  • 68. Исторические общности людей.
  • 69. Классы и классовая борьба.
  • 70. Происхождение и сущность государства. Государство и гражданское общество.
  • 71. Индивидуальное и общественное сознание. Законы развития общественного сознания.
  • 72. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания.
  • 73. Нравственные ценности. Нравственный идеал в различных культурах.
  • 74. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
  • 75. Религиозные ценности и свобода совести.
  • 76. Эстетические ценности.
  • 77. Сущность истории человечества, ее закономерности. Единство и многообразие исторического процесса.
  • 78. Первобытнообщинная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация.
  • 79. Капиталистическая формация. Постиндустриальное общество.
  • 80.Теория коммунистической формации.
  • 3. Социальные и гносеологические корни философии, материализма и идеализма. Проблема партийности философии.

    Почему одни философы материалисты, другие – идеалисты.

    Философия существует в мире с необходимостью. Человек склонен задавать себе всяческие вопросы. Первая причина – любознательность человека. Люди – существа практические. Для осуществления практического проекта мы должны знать как устроен мир в целом и т.д. Философия помогает людям в их практической деятельности.

    Существует два типа людей: те, кто хотят что-либо изменить (реформы, революции), и те, кто не хочет ничего менять. Первые будут скорее всего склонны к материализму (хотят знать как все устроено). Вторые склонны к идеализму (основная тенденция идеализма – сознание первичного; положить в основу мира то, что производит сознание). – консерваторско-идеалистические.

    Гносеологические корни материализма: 1) здравый смысл реалистичен (считать, что вещи находятся вне головы, а не в голове). 2) наука – второй гносеологический корень материализма. Любой ученый рассматривает исследуемый предмет без фантазий, мыслит реалистично в рамках своей научной деятельности. А идеализм не дружит с наукой.

    Гносеологические корни идеализма: в основе лежит некий предрассудок, заключающийся в том, что сознание – нечто живое, сложное, активное, а материя – простое, костное, пассивное.

    Объективный идеализм заключается в способности нашего мышления к абстрагированию и обобщению (человек вообще порождает всех людей). Субъективный идеализм (в основе сенсуализм) заключается в том, что все, что мы знаем предварительно происходит через наши чувства. (Все, что содержится в нашей голове – из-за чувств). Если все происходит через наши чувства, то как узнать, что происходит за миром наших чувств? Субъективные идеалисты считают, что никак – знать это невозможно и не нужно.

    Принципы партийности в философии: 1) деление философских концепций на две партии: материалистов и идеалистов 2) невозможность существования какой-либо третьей партии в философии, стоящей над материализмом и идеализмом. Все попытки создать третью партию провалились и будут проваливаться, мы вынуждены встать на одну из сторон. 3) необходимость последовательности во взглядах философии.

    4. Античная философия.

    Возникает вместе с рабовладельческим обществом. Социальные предпосылки: появление класса, который получает возможность заниматься духовной деятельностью; отделение умственного труда от физического; отделение города от деревни; наблюдения над природой; зачатки наук; религия. Существовала «преднаука», имевшая умозрительный характер. Философские взгляды наибольшее развитие получают в Древней Греции и Риме. Первые философские возникли в VII – V вв. до н.э. Характерные черты: повышенное внимание к проблеме объяснения явлений природы; поиск первоначала; одушевление неживой природы; недискуссионный характер философских учений.

    Милетская школа (VI в. до н.э.) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Выступали с материалистических позиций; пытались объяснить законы природы. Фалес первоначально всего сущего считал воду. Любая вещь – форма существования воды; Анаксимандр: первоначалом всего сущего считал вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. (Айперон – неопределенное первоначало).

    Вывод: мир познаваем, идея – поиск первоосновы или первопричины вещей.

    Гераклит Эфесский –философ-материалист: первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей; считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении; был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира; был сторонником чувственного познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу. Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды – поскольку вода непрерывно течет, в другой раз мы входим в иную реку.

    Пифагорейцы –последователи Пифагора: первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно «измерить с помощью числа»); считали единицу мельчайшей частицей всего. (Объективный идеалист)

    Элеаты – представители элейской философской школы (VI – V вв. до н.э). Парменид, Зенон Элейский, Ксенофан.

    Ксенофан: концепция единобожия. Этот бог есть вся природа. Единый бог подчиняет себе вся, но сам никому и ничему не подчиняется. Бог неподвижен. Бог никем не рожден, и ничем не создан. Бог не похож на человека, он нравственно свержен. Бог не познаваем чувствами.

    Парменид: концепция единого бытия. Только бытие есть, небытия нет, и оно немыслимо. Бытие – все то, что выполняет закон тождества. Бытие едино, неоднородно, вечно, неизменно, неподвижно. Небытие – все то, что нарушает закон тождества, то что противоречиво по своей природе.

    Зенон: движения нет. Мы никогда не пройдем расстояние. Дихотомии – рассечения на 2 части. Апории – некие неразрешимые проблемы.

    Вывод: бытие – первооснова, Бог – первооснова.

    Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». В основе вещей – атомы и пустота – бытие и небытие. Образование вещей – столкновение атомов.

    Сократ : стал первым утверждать, что основная задача философии состоит в познании человека, а не природы. Сторонник учения о переселении душ. Разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание того, что есть добро и есть зло:

    1)храбрость – это знание того, как преодалевать страхи

    2)справедливость – это знание того, как выполнять законы: божественные и человеческие

    3)умеренность – знание того, как обуздывать свои страсти

    Аристотель : вещи состоят из материи и формы, которые неразрывно связаны. Материя – пассивное начало, а форма – активное.

    Аристотель выдвинул концепцию о четырех видах причин: 1) материальная; 2) формальная; 3) производящая; 4) конечная. Каждая вещь имеет свою изначальную внутреннюю цель (энтелехию). «Форма форм» Аристотеля – это первый двигатель, существующий вне материи, который, будучи неподвижным по своей природе, приводит в движение мир вещей.Разработал основы формальной логики. 3 философии: 1 – метофизика- учение о бытии – познание первоначал и первопричин всего. 2 – физика – учение о природе. 3 – математика – познание количественных свойств вещей. Ступени познания: 1) чувственное восприятие 2) опыт 3) искусство 4) наука 5) первая философия – ступень мудрости.

    Платон : ядро учения – о идее и мире вещей было связано с концепцией развития, согласно которй идеи, или формы, воплощаются в пассивную или аморфную материю, благодаря чему возникают вещи различной сложности.

    Человек – соединение смертного тела и бессмертной души, частицы мира идей. Идея блага – Бог. Идеи – вечны, неизменны, неделимы, не умирают. Идеи можно увидеть только разумом. Царство идей – мир только благих сущностей. 2 типа государства – аристократия и монархия. Идеи – эйдосы. Идеи – оригиналы вещей, вещи – копии идей.

    
    Top