И е старов вклад в истории. Значение старов иван егорович в краткой биографической энциклопедии. Смотреть что такое "старов иван егорович" в других словарях

Иван Егорович Старов родился в 1744 году в семье московского дьякона. Начальное образование будущий основоположник русского классицизма получил в школе для детей духовенства, а затем, в 1755 году, его отправили в гимназию при Московском университете. Однако уже через 2 года, в 1757 году, проявившего недюжинные способности к изобразительному искусству Ивана, отправляют учиться в Петербург, в только что образованную Академию художеств, где он постигает азы архитектуры под руководством А. Ф. Кокоринова и Ж.Б.М. Валлен-Деламота .

В 1762 году Старов в числе первых выпускников-золотых медалистов покидает стены альма-матер, затем живет в Париже, где работает в мастерской известного в Европе зодчего и автора выдающихся построек Шарля де Вайи. После художник изучает итальянскую архитектуру, в особенности его интересуют памятники эпохи Ренессанса и античности.

В 1769 году Иван Егорович выполняет свой первый частный заказ - ему было поручено строительство дачи для генерал-прокурора князя Долгорукого. Уже в следующем году архитектор занимается дачей Демидова на Петергофской дороге, а следом по распоряжению императрицы Екатерины Второй проектирует дворцы для усадеб в Бобриках и Богородицке, которые, к сожалению, постигла печальная участь: Богородицкий дворец был сожжен в 1941 году, а Бобринский оказался весьма странной затеей - он практически постоянно пустовал, требовал значительных капиталовложений, а затем и вовсе был разобран на кирпич графом Бобринским, побочным сыном императрицы Алексеем.

С середины 70-х архитектор систематически выполняет строительные заказы Григория Потемкина, работает над реконструкцией Александро-Невской лавры, принимает участие в строительстве Троицкого собора, перестраивает Аничков дворец и возводит в нем парковые сооружения.

Однако наиболее известной постройкой Старова в Питере является Таврический дворец - архитектор не только спроектировал его, но и руководил ходом работ по его возведению и отделке внутреннего убранства.

В 1784 году Иван Егорович назначается главным архитектором «Конторы строения ее императорского величества домов и садов». На этом посту художник работает в Мраморном, Зимнем, Чесменском и Аничковом дворцах. Последней крупной работой Старова стало проектирование большого собора для Казанского женского монастыря.

В 1796 году, после смерти Екатерины Великой, на престол вступает Павел Первый, который своим указом освобождает Старова от занимаемой должности. Так, Иван Егорович остается не у дел.

Скончался основоположник русского классицизма 5 апреля 1808 года после тяжелой продолжительной болезни.

, Российская империя

Ива́н Его́рович Старо́в (12 (23) февраля (17450223 ) , Санкт-Петербург - 5 (17) апреля , Санкт-Петербург) - русский архитектор.

Биография

Родился в семье дьякона Московской епархии. В 1755 году был принят в воспитанники гимназии при Московском университете , через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в ученики Академии художеств к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту . Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 год путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии художеств , был в Париже , где учился у Ш. де Вайи и в Риме .

По возвращении в Санкт-Петербург за проект здания для кадетского шляхетского корпуса был признан в 1769 году академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 году повышен в профессоры. В 1790 году разработал план по образованию города Николаева вокруг верфи между устьями рек Ингул и Южный Буг. План города отличается прямыми линиями и правильными кварталами. в 1794 году - в адъюнкт-ректоры. В 1772-1774 годах - главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы ».

Иван Егорович Старов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

  • Жена - Наталья Григорьевна Демидова, дочь Г. А. Демидова ; на её сестре Пульхерии был женат директор Академии художеств А. Ф. Кокоринов , вместе с «дворянином Никитой Никитичем Демидовым» бывший поручителем на их венчании в церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, «что на Петербургском острову», 30 марта 1771 года.

Работы

Важнейшие из его сооружений:

Санкт-Петербург и окрестности:

  • Троицкий собор в Александро-Невской лавре ( -1790 годы), там же надвратная церковь ( -1785 годы);
  • Софийский собор в Софии , близ Царского Села ( -1788 годы , участие в строительстве совместно с Ч. Камероном
  • Воскресенская церковь на Волковском кладбище ( -1785 годы)
  • Таврический дворец ( -1788 годы);
  • Князь-Владимирский собор ( -1789 годы , перестройка после пожара);
  • Пеллинский дворец (1785-1789);
  • Дачные дворцы в имениях Тайцы и Сиворицы Санкт-Петербургской губернии .

Московская область:

Тульская область:

  • Дворцовый ансамбль в Богородицке (1771-1776).
  • Свято-Преображенская церковь в Селе Спасское Бобрики (ныне г. Донской) (1778).

Ростов-на-Дону:

церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани

Украина:

  • Екатерининский собор в Херсоне на Перекопской улице , 13 (1786 год)
  • Потемкинский дворец в Екатеринославе ( -1789 годы)
  • план города Николаева (1790 год)

Беларусь:

  • Дворец Потёмкина в Кричеве (1778-1787)

Память

  • В честь И. Е. Старова названа улица в Николаеве .

Напишите отзыв о статье "Старов, Иван Егорович"

Литература

  • Кючарианц Д. А. Иван Старов. - Л. : Лениздат, 1982. - 191 с.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / сост. В. Г. Исаченко ; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб. : Лениздат , 1997. - 1021 с. - ISBN 5-289-01585-X .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Воронов В. . - Искусство-Спб, 2008. - 605 с. - ISBN 5210015114 , 9785210015112.

Отрывок, характеризующий Старов, Иван Егорович

Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

На мужском конце стола разговор всё более и более оживлялся. Полковник рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
– И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? – сказал Шиншин. – II a deja rabattu le caquet a l"Autriche. Je crains, que cette fois ce ne soit notre tour. [Он уже сбил спесь с Австрии. Боюсь, не пришел бы теперь наш черед.]
Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно, служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.
– А затэ м, мы лосты вый государ, – сказал он, выговаривая э вместо е и ъ вместо ь. – Затэм, что импэ ратор это знаэ т. Он в манифэ стэ сказал, что нэ можэ т смотрэт равнодушно на опасности, угрожающие России, и что бэ зопасност империи, достоинство ее и святост союзов, – сказал он, почему то особенно налегая на слово «союзов», как будто в этом была вся сущность дела.
И с свойственною ему непогрешимою, официальною памятью он повторил вступительные слова манифеста… «и желание, единственную и непременную цель государя составляющее: водворить в Европе на прочных основаниях мир – решили его двинуть ныне часть войска за границу и сделать к достижению „намерения сего новые усилия“.
– Вот зачэм, мы лосты вый государ, – заключил он, назидательно выпивая стакан вина и оглядываясь на графа за поощрением.
– Connaissez vous le proverbe: [Знаете пословицу:] «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома, точил бы свои веретена», – сказал Шиншин, морщась и улыбаясь. – Cela nous convient a merveille. [Это нам кстати.] Уж на что Суворова – и того расколотили, a plate couture, [на голову,] а где y нас Суворовы теперь? Je vous demande un peu, [Спрашиваю я вас,] – беспрестанно перескакивая с русского на французский язык, говорил он.

Иван Егорович Старов (12 (23) февраля 1745, Санкт-Петербург - 5 (17) апреля 1808, Санкт-Петербург) - русский архитектор.

Биография

Родился в семье дьякона Московской епархии. В 1755 году был принят в воспитанники гимназии при Московском университете, через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в ученики Академии художеств к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 год путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии художеств, был в Париже, где учился у Ш. де Вайи и в Риме.

По возвращении в Санкт-Петербург за проект здания для кадетского шляхетского корпуса был признан в 1769 году академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 году повышен в профессоры. В 1790 году разработал план по образованию города Николаева вокруг верфи между устьями рек Ингул и Южный Буг. План города отличается прямыми линиями и правильными кварталами. в 1794 году - в адъюнкт-ректоры. В 1772-1774 годах - главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

Иван Егорович Старов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

  • Жена - Наталья Григорьевна Демидова, дочь Г. А. Демидова; на её сестре Пульхерии был женат директор Академии художеств А. Ф. Кокоринов, вместе с «дворянином Никитой Никитичем Демидовым» бывший поручителем на их венчании в церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, «что на Петербургском острову», 30 марта 1771 года.

Работы

Важнейшие из его сооружений:

Санкт-Петербург и окрестности:

  • Троицкий собор в Александро-Невской лавре (1776-1790 годы), там же надвратная церковь (1783-1785 годы);
  • Софийский собор в Софии, близ Царского Села (1782-1788 годы, участие в строительстве совместно с Ч. Камероном
  • Воскресенская церковь на Волковском кладбище (1782-1785 годы)
  • Таврический дворец (1783-1789 годы);
  • Князь-Владимирский собор (1783-1789 годы, перестройка после пожара);
  • Пеллинский дворец (1785-1789);
  • Дачные дворцы в имениях Тайцы и Сиворицы Санкт-Петербургской губернии.

Московская область:

  • Усадьба Никольское-Гагарино

Тульская область:

  • Дворцовый ансамбль в Богородицке (1771-1776).
  • Свято-Преображенская церковь в Селе Спасское Бобрики (ныне г. Донской) (1778).

Ростов-на-Дону:

церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани

Украина:

  • Екатерининский собор в Херсоне на Перекопской улице, 13 (1786 год)
  • Потемкинский дворец в Екатеринославе (1787-1789 годы)
  • план города Николаева (1790 год)

Беларусь:

  • Дворец Потёмкина в Кричеве (1778-1787)

Память

  • В честь И. Е. Старова названа улица в Николаеве.

Литература

  • Кючарианц Д. А. Иван Старов. - Л.: Лениздат, 1982. - 191 с.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб.: Лениздат, 1997. - 1021 с. - ISBN 5-289-01585-X.
  • Старов, Иван Егорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Воронов В. Иван Старов - главный архитектор эпохи Екатерины Великой. - Искусство-Спб, 2008. - 605 с. - ISBN 5210015114, 9785210015112.

СТАРОВ, ИВАН ЕГОРОВИЧ (1745–1808), русский архитектор, один из основоположников классицизма в русском зодчестве.

Родился в Петербурге 12 (23) февраля 1745 в семье дьякона. Решив дать сыну светское образование, отец отдал его в 1755 в гимназию при новообразованном Московском университете. Затем Старов учился в петербургской Академии художеств, также только что (1757) основанной, где его наставниками были Ж.-Б.Валлен-Деламот и А.Ф.Кокоринов, впоследствии со Старовым породнившийся (их жены были родными сестрами). Успешно закончил Академию в 1762 и отправился в качестве «пенсионера» во Францию. В Париже занимался у архитектора Ш. де Вайи и провел год в Италии, после чего вернулся на родину (1768).

В 1772–1774 служил главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, разрабатывая проекты регулярной застройки для старой и новой столиц, а также Воронежа, Пскова, Ярославля и некоторых других провинциальных городов. Среди его сохранившихся ранних работ наиболее значителен великолепно вписанный в ландшафт усадебный ансамбль в Никольском-Гагарине (близ Рузы, к западу от Москвы; 1774–1776), включающий главный дом, Никольскую церковь и другие постройки, – здесь еще доминируют криволинейно-барочные структуры планов и объемов. Столь же гармонически-«пейзажны» усадьбы в Таицах (1774–1780-е годы) и Сиворицах (1775–1776) под Петербургом. Классицизм везде предстает в стадии формирования, соединяя барочный размах с новой строгостью пластической отделки (иногда эта монументальная строгость даже предвосхищает ампир, как это было в колокольне храма в Никольском, разрушенной во время военных действий 1941).

Самой грандиозной из старовских усадебных построек был пригородный ансамбль в Пелле, на Неве (1785–1789), однако его строительство было по приказу Екатерины II приостановлено и все сооружения в конце 1790-х разобраны. Монументальным выражением зрелого классицизма стали (наряду с Пеллой) две важнейших петербургских работы Старова: реконструкция Александро-Невской лавры (с 1774), отныне градостроительно увязанной с Невским проспектом и обогатившейся величаво и плавно растущим ввысь Троицким собором (1778–1790), и строительство Таврического дворца для Г.А.Потемкина (1783–1789) – напротив, стелющегося близ Невы протяженными объемами своих невысоких корпусов; невиданной роскоши первоначальная отделка дворца утрачена, но частично сохранились интерьеры с грандиозными Купольным залом и Большой галереей, соединенными общим ионическим ордером в единое парадное пространство.

С 1780-х годов мастер архитектурно оформлял экспансию России на юг после победоносного завершения двух войн с Турцией, проектируя по этой оси усадьбы, дворцы, новые сельские и городские структуры, – реконструкция городского центра Николаева, потемкинское сельцо Богоявленск на Буге, планировка Екатеринослава (ныне Днепропетровск, Украина); лишь фрагменты этих комплексов, в частности екатеринославский дворец Потемкина (1787–1789), дошли до наших дней. В 1786–1798 Старов был главным архитектором «Конторы строений ее императорского величества домов и садов» и руководил работами в Зимнем, Мраморном, Аничковом и Чесменском дворцах. Наиболее масштабным из поздних произведений Старова явился Казанский собор Богородицкого монастыря в Казани (1796; снесен в 1930-е годы). После 1800 уже не выступал как автор, осуществляя строительный контроль над сооружением Казанского собора (архитектор А.Н.Воронихин, 1801–1811). Оставил значительный след и как педагог: преподавал в Академии художеств в 1769–1772.

Архитекторы и скульпторы

(1745 – 1808 гг.) - русский архитектор, один из основоположников русского классицизма, автор генерального плана Екатеринослава.

Иван Егорович Старов родился 23 февраля 1745 года в Москве в семье дьякона. Иван Егорович обучался в школе для детей «духовного чина». Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, родители отдали сына в гимназию при Московском университете. Через год был переведен в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в Академию художеств в ученики к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту.

По окончании академии Старову И. Е. вручили шпагу, а за успехи и несомненный талант - золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку.

Осенью 1762 года Иван Старов прибыл в Париж. Начались годы овладения достижениями европейского зодчества. Лишь 1 сентября 1768 года двадцатичетырехлетний архитектор возвратился в Петербург.

В 1769 году Старов выполнил свой первый самостоятельный проект - Сухопутный шляхетский корпус, был признан академиком, в 1770 году занял в академии должность адъюнкт - профессора, из которой был повышен в профессоры и в 1794 году - в адъюнкт - ректоры.

В 1772 - 1774 гг. - главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

В 1774 – 1790 гг. Иван Егорович Старов работал над реконструкцией Александро-Невской лавры в Петербурге.

С середины 1770-х годов творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам выдающегося государственного деятеля, человека острого ума и неукротимой энергии Г. А. Потемкина.

  • В 1778 году Старов разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще.
  • В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим.
  • В 1783 - 1790 гг. Старов создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве.

В период между 1786 - 1790 гг. Старов выполняет для юга России обширнейшие проектно-строительные работы. По его замыслам на берегах рек вырастают усадьбы, в городах возводят дворцы, гражданские и культовые сооружения, ансамбли.

Генеральный план Екатеринослава - яркая страница в творческой биографии Старова. План вошел в историю отечественного градостроения. Одновременно с разработкой общей планировки Старов проектирует для города собор, казенные и обывательские строения.

Иван Егорович Старов составил проект дворца имперского наместника края князя Потемкина, теперь известный нам как Дворец Студентов Днепропетровского Национального Университета. Дворец строился три года - с 1787 по 1789 гг..

Дворцу Потемкина отводилась важная композиционная роль в формировании городского центра на обширном холме.

Одна из самых значительных работ Старова 1784-1789 годов - дворцовый ансамбль в Пелле, под Петербургом, на Неве.

С 1800 года до своей смерти Старов И. Е. стоял во главе строительного контроля при сооружении Казанского собора в Петербурге.

Знаменитые сооружения Старова Ивана Егоровича:

Санкт-Петербург и окрестности:

  • Троицкий собор в Александро-Невской лавре (1778-1790 годы), там же надвратная церковь (1783-1785 гг.);
  • Софийский собор в Софии, близ Царского Села (1782-1788 гг., участие в строительстве совместно с Ч. Камероном;
  • Воскресенская церковь на Волковском кладбище (1782-1785 гг.);
  • Таврический дворец (1783-1789 гг.);
  • Князь - Владимирский собор (1783-1789 гг., перестройка после пожара);
  • Пеллинский дворец (1785-1796 гг.);
  • Дачные дворцы в имениях Тайцы и Сиворицы Санкт-Петербургской губернии.

Тульская область:

  • Дворцовый ансамбль в Богородицке (начало 1770-х гг.).
  • Екатерининский собор в Херсоне на Перекопской улице, 13 (1786 год);
  • Потемкинский дворец в Екатеринославе (1787-1789 гг.).

Top