Кто призван быть католиком восточного обряда? Восточные христианские церкви Русской католической церкви византийского обряда

К ведению Ординариата и соответствующих деканальных структур отнесены католики византийского обряда всех традиций на территории России.

Деканальное управление для католиков Византийского обряда на территории, соответствующей территории римско-католической архиепархии Божьей Матери в г.Москве

Декан (протопресвитер):
протоиерей Евгений Юрченко SDB (- 4 апреля 2007)
протоиерей Андрей Удовенко (4 апреля 2007 -

Приход Св. апостолов Петра и Андрея (Москва)

Община создана в 1991 году (первая греко-католическая община в России). Находилась в каноническом подчинении главы УГКЦ, затем была передана в ведение латинского архиепископа Архиепархии Матери Божией с центром в Москве. С момента учреждения Ординариата для католиков византийского обряда в России относится к ведению его Ординария. В часовне общины на воскресной литургии бывает 30-40 человек (на 2006 г.), на Пасху до 80 человек. Настоятель: о.Андрей Удовенко [род. 1961; принят в общение из РПЦ в марте 1991] (1991-

Приход свщмч. Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского (Москва)

Приход основан декретом еп. Иосифа Верта от 7 февраля 2006.
Настоятель прихода:
о. Евгений Юрченко SDB (7 февраля 2006 - 4 апреля 2007)
о. Сергей Николенко (4 апреля 2007-
викарные священники – о. Александр Симченко (уп. в 2005), о. Кирилл Миронов (-4 апреля 2007). Приход ранее некоторое время окормлял пастырские пункты (филиальные общины), на 2012 год уже не существующие: Св. Ольги (ответственный священник – о. Кирилл Миронов), св. Лазаря (ответственный священник – о. Сергий Николенко), Рождества Богородицы (ответственный священник – о. Александр Симченко). Примерно 40 прихожан на середину 2006 г.

Община в честь Святителя Климента, Папы Римского (Обнинск)

Община создана в 2004 году игуменом Ростиславом. Учреждена в качестве прихода декретом епископа Иосифа Верта от 26 февраля 2006. Настоятель: игумен Ростислав (Колупаев) [принят в общение из РПЦ в 2004] (2006 - 4 апреля 2007)
о. Кирилл Миронов (4 апреля 2007 - 2009)
о.Александр Самойлов (2009 - сентябрь 2010)
С декабря 2010 года раз в месяц общину навещает о.Валерий Шкарубский. Постоянного помещения у общины до сих пор также нет, и верные собираются на частных квартирах, поочередно принимая священника. Число прихожан - порядка 10.

Община Во имя свв. равноаппостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских (Санкт-Петербург)

Фактически первая община мирян восточного обряда появилась осенью 2001 года, когда группа верующих, входящих в общекатолическую обетную общину мирян "Рыцарей Св. Креста Господня", стала примерно раз в две недели проводить молитвенные встречи восточного оряда. Община получила название "во имя св. Архангела Михаила", и возглавил ее (как и рыцарей) Павел Парфентьев. Первая литургия для общины была отслужена 31 января 2002 священником (о.Сергием Головановым). Через пол года отдельные встречи рыцарей восточного обряда были прекращены, только иногда по просьбе общины проводились литургии заезжающими священниками (самыми регулярными были с середины 2004 по середину 2005 - примерно раз в 3 месяца). В августе 2005 года миряне, не желающие вступать в рыцарскую общину, образовали общину "свв. Мефодия и Кирилла" и с сентября начались регулярные литургии. В ноябре 2005 года "Община во имя св. Архангела Михаила" самоликвидировалась, а ее члены влились в общину св. Мефодия и Кирилла. Община насчитывает примерно 25 человек. С начала 2013 года в общине стали проводиться и богослужения на беларусском языке.
Староста Александр Смирнов (весна - ноябрь 2006)
Опекун общины: о.Евгений Мацео VE (сентябрь 2006 - 4 апреля 2007)
о. Кирилл Миронов (4 апреля 2007 - уп.2014)
о. Александр Бургос (уп. 2015 -

Община св.Ефросинии Полоцкой (Калининград)

Община создана в 2010 году. Богослужения проходят каждые вторые выходные в римо-католическом костеле Святого Семейства. Окормляет. о.Кирилл Миронов из Санкт-Петербурга. На первых богослужениях было по 13-14 человек, 10 из которых - белорусы. В 2015 году общину окормлял уже иеромонах Андрей Залевски.

Деканальное управление для католиков Византийского обряда на территории Преображенской епархии с центром в Новосибирске.

Декан (протопресвитер) – о. Иван Лега

Приход Блаженных преподобномучениц Олимпии и Лаврентии (Новосибирск)

В октябре 2015 года, после полугодового перерыва, возобновились регулярные богослужения (проходят в часовке Блаженных преподобномучениц Олимпии и Лаврентии в нижнем, "византийском", храме Кафедрального собора Преображения Господня. Община чуть больше десятка человек. Настоятель - о. Иван Лега.

Приход во имя свв. Кирилла и Мефодия (Саргатское)

Приход в качестве прихода византийского обряда славяно-русской традиции учрежден декретом еп. Иосифа Верта как местного иерарха латинского обряда в 1997 г. (л. Пролетарская, 14). Первый посланный в Саргатское священний о.Георгий (перешедший из РПЦ) был избит казаками, после чего покинул общину и католическую церковь.
Настоятели:
о. Георгий Гугнин (1994-1996)
о. Сергей Голованов (1997 - декабрь 2005)
о. Андрей (Юрий) Старцев VE (2006-?)
иеромонах Дмитрий Козак (уп. 2015 -

Храм бл.священноисповедника Леонида, экзарха Российского

Общины, стремящиеся к каноническому признанию

Община святого блаженного архимандрита Климентия (Шептицкого) (Красноярск)

В апреле 2009 года о.Константин Зеленов, предвосхищая распад ВЦУ ПРЦ , от нее отделился (часть приходов и общин ВЦУ ПРЦ , в том числе ранее окормлявшиеся о.Константином, вошли в РПЦ , однако там не задержались), преобразовал общину в греко-католическую и в одностороннем порядке начал поминать Папу Римского. Община принадлежит славяно-русской традиции, существует с ведома епископа Иосифа Верта и стремится к получению официального канонического статуса. 13 октября 2011 года о.Константин получил от еп.Иосифа Верта антиминс и святое миро. На лето 2012 года община насчитывала 18 человек. Для части прихожан проводится литургия по старому обряду .

Общины, ведущие монашескую жизнь и стремящиеся к каноническому признанию в качестве монашеских

Указанные общины на середину 2006 г. еще не получили официального одобрения Церкви в качестве монашеских общин и, таким образом, являются общинами, частным образом ведущими монашескую жизнь и стремящимися к церковному одобрению.

Спасо-Преображенская община Монахов Святого Василия Великого

Игумен Филипп Майзеров. Иеромонах о.Алипий Медведев [приняты в Католическую церковь из РПЦ в 1999]. После принятия в 1999 монахи учились в Риме. Приехали в Россию в 2004 г. и поселились в поселке Саргатском, где в декабре 2004 года был создан подпольный (незарегистрированный) греко-католический монастырь. Участвовали в попытке группы священников возродить церковные структуры Апостольского Экзархата для русских католиков византийского обряда в России, не увенчавшейся успехом. В феврале 2006 года монастырь был закрыт, монахи выдворены из помещений. После закрытия монастыря отцы переехали в Словакию и присоединились к Прешовской епархии, в которой служили несколько месяцев, после чего вернулись в Россию (в октябре 2006 - январе 2007 проживали в Украине). Проживали в РФ как частные лица и служили на родине только частным образом (для своей общины). о.Алипий скончался от инсульта 22 декабря 2012 года. Игумен Филипп проживает в Санкт-Петербурге и имеет гражданскую работу.

Община сестер во имя св. Нила Сорского (Москва)

Основана игуменом Мартирием Багиным (бывший священник РПЦ , где 15 сентября 1998 года запрещен в служении (обнародовал диктофонную запись с патриархом Алексием II), в 1999 году присоединился к Католической Церкви; с 2000 по 2010 год служил в Германии, духовником семинарии "Коллегиум Ориентале" в баварском городе Айхштэтт), являющимся духовником общины. Включает сестер, ведущих монашескую жизнь и нескольких послушниц, находится в Москве. Община помогает в духовной жизни мирянам и семьям, ведет экуменическую работу. Община сестер во имя св. Нила Сорского существует с ведома епископа Иосифа Верта и стремится к получению канонического статуса в качестве монашеской общины.

Общины мирян, имеющие частный характер

Общины, представленные, в этом списке, не имеют официального статуса. Некоторые из представленных общин стремятся к его получению, остальные сохраняют частный характер, что дозволяется каноническим правом Католической Церкви.

Общин во имя Святителя Филиппа Митрополита Московского (Москва)

Община создана в 1995 году инициативной группой греко-католиков. Домовой храм был оборудован в квартире старосты Владимира Белова [ум. 7 марта 2004] (Филевский Бульвар, дом 17). Служил в ней о. Стефан Каприо (выпускник Руссикума, служивший настоятелем римско-католического прихода во Владимире). После высылки о.Стефана в апреле 2002 года община некоторе время оставалась без окормления и потеряла часть прихожан. домовом храме общины, по ее приглашению, иногда служит игумен Иннокентий (Павлов) (уволенный за штат клирик РПЦ, формально к католической церкви не присоединявшийся).

Община св.Сергия Радонежского (Серпухов)

В 2003 году единоверческая (дониконовского обряда) община РПЦЗ во главе со священником Кириллом (Мироновым) присоединилась к католической церкви. В 2005 г. большинство членов общины отказались входить в устанавливаемые структуры РГКЦ и ушли в различные православные юрисдикции старого обряда, учрежденные в г. Серпухове, в результате чего община перестала действовать, а Кирилл (Миронов) начал служение в приходе свщмч. Игнатия Богоносца.

Община Святого Андрея Первозванного (Нижний Новгород)

Была создана по инициативе Николая Державина (староста общины и включала в себя несколько верующих мирян. В настоящее время о существовании и деятельности этой общины нет информации.

Община во мия священноисповедника Леонтия, экзарха Российского (Жуковский, Московская обл.)

Была создана по инициативе Александра Шведова (староста общины), прихожанина прихода во имя свщмч. Игнатия Антиохийского. Информация о деятельности общины в настоящее время отсутствует.

Община во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Павловский Посад)

Настоятель: иерей Александр Симченко. Община перестала существовать.

"Община во имя бл. Леонида Федорова"

В 2001 г. в Интернете появился сайт некой "Общины во имя бл. Леонида Федорова" в Санкт-Петербурге. В действительности такая община никогда не существовала, сайт "Общины во имя бл. Леонида" был индивидуальным начинанием одного человека. По имеющейся информации создатель сайта в настоящее время является членом РПЦ МП.

Действовавшие в 1908-1937

Приход Рождества Пресвятой Богородицы (Москва)

В 1894 году священник Николай Толстой присоединяется к Риму и вернувшись в Москву устраивает в своем доме часовню, где тайно собираются католики. Вскоре об этом узнал Синод и о.Николая лишили сана, запретили проводить богослужения. Собственно Приход Рождества Пресвятой Богородицы был учрежден в 1918 экзархом Леонидом Федоровым. В 1922 году осталалось только около 100 верующих.
Настоятели:
о. Николай Толстой (1894 - ?)
о. Владимир Абрикосов (29 мая 1917 - 17 августа 1922) (арестован 17 августа 1922; 29 сентября 1922 выслан из СССР, проживал и активно действовал в Риме до 1926, после чего уйдя от дел проживал в Париже, скончался 22 июля 1966)
о. Николай Александров (17 августа 1922 (рукоположен в январе 1922) - 13 ноября 1923)

Приход Сошествия Святого Духа (Петроград)

В октябре 1905 в Петербург приезжает о. Алексей Зерчанинов (перешедший в католичество в 1896, после чего находился в заключении, а затем в ссылке) и начинает своей комнате он служить Литургию. В 1909 приезжает о. Евстафий Сусалев (старообрядческий священник белокриницкого согласия, перешедший в католичество годом ранее). В доме, где жил о. Зерчанов (ул. Полозова, 12) устраивается домашняя церковь храм Св. Духа (освящена 28 марта 1909, была закрыта в 1914 году). о.Евстафий возглавляет группу "старообрядцев, приемлющих общение с Римом". 15 апреля 1911 часовня преобразована в приходскую церковь. Из-за увеличения числа паствы было найдено новое помещение, которое было освящено 30 сентября 1912. В 1914, после опечатания храма св.Духа, формируются небольшие группы вокруг священников - о.Алексея, служащего в латинской церкви св.Екатерины (на службы приходило 30-40 человек), о.Иоанна Дейбнера (собиралась в опечатанной церкви Святого Духа на Бармалеевой), и прихавшего в 1915 о.Глеба Верховского (служил на квартире, а затем в церкви святого Иоанна Крестителя на Садовой улице), общая численность не превышала 300 человек. Приход Сошествия Святого Духа был официально учрежден при установлении Экзархата 2 апреля 1917 на Б. Пушкарской. В 1918 году было около 400 верующих. 14 сентября 1921 года было положено начало монашеской общине Святого Духа (сестры Иустиния Данзас и Евпраксия Башмакова). 5 декабря 1922 все католические храмы города были опечатаны. В 1922 году осталалось только около 70 верующих. В 1923 году недавно рукоположенный и назначенный викарием прихода о. Епифаний арестовывается. После освобождения два года (1933-37) служил в различных храмах Ленинграда.
Настоятели
о. Алексей Зерчанинов (1905-1914)
о. Леонид Федоров (1917-1922)
о. Епифаний Акулов (август 1922 - 1923 и 1933-1937) (25 августа 1937 расстралян)
Служили: о. Иоанн Дейбнер (1909- 17 ноября 1923)
о. Алексей Зерчанинов (1914- июнь 1924)
о. Евстафий Сусалев (1909 - июне 1918)
о. Глеб Верховский (1915 - июль 1918)
о. Диодор Колпинский (перешел из латинского обряда) (1916 - 1918)
о. Трофим Семяцкий (1917 - ?)
дьякон Николай Тарге (-1918)
о. Николай Михалев (1927-1929 и июль 1934 - май 1935)

Приход Казанской Божьей Матери (слобода Нижняя Богдановка, Луганская область, Украина)

29 июня 1918 приходской единоверческий священник, иеромонах Потапий (Емельянов) вместе со своим приходом присоединился к Католической церкви. До этого он дважды избирался местным сходом настоятелем церкви, хотя ранее (8 февраля 1918) он был запрещен в служении на предыдущем приходе. В связи с отказом в подтвеждении его настоятелем церкви и произошел переход в католическую церковь. В богослужении использоал старый обряд. Приход в первый период своего сущестования (1918-1919) насчитывал примерно 1 тысячу человек, В октябре-декабре 1918 и сентябре-декабре 1919 находился в заключении (был выпущен на свободу красными частями). После его возвращения в Нижнюю Богдановку храм ему вернуть не удалось, даже не смотря на решение ликвидкома (в мае 1922 храм официально был передан греко-католической общине, однако до конца оставался в руках православных). о.Потапий служил в небольшом частном доме.На 1924 года в приходе насчитывалось 12 человек. 27 января 1927 о.Потапий арестован и сослан на Соловки (скончался в 1936) и община фактически прекращает свое существование.

Одесса

В 1920-ых годах в Одессе служил о. Николай Толстой (-1926)

в 1917 году были общины без священников в Вологде, Петрозаводске, Архангельске, Ярославле. В 1922 году осталась только община из 15 человек в Саратове и отдельные верующие (около 200 человек) в других населенных пунктах (многие верующие к этому моменту побили или эмигрировали, около 2 тысяч человек покинули РГКЦ).

Зарубежные приходы

Приход (Берлин)

Образован из русских белоэмигранто в 1927 году, когда в Берлин был прислан новорукоположенный священник о.Димитрий. Сперва служили в капелле монастыря кармелиток. В 1926-34 годах богослужения совершались на латинском престоле в часовне св.Фомы, затем богослужения перенесены в маленькую домовую часовню на ул.Шлютерштрассе 72 (где даже невозможно было поставить иконостас). В 1932 о. Димитрия (переведен в Лувен духовником студитов) сменил о. Владимир (рукоположен в 1930). Началось издательство приходского бюллетеня. Имелось мирян "Братство им.святителя и чудотворца Николая". Всего в середине 30-ых годов насчитывалось чуть более 110 прихожан и еще 20 человек в провинции. Община жила по григорианскому календарю. В 1943 в дом с чаовней попала бомба, а о.Владимир был арестован Гестапо (после войны освобожден). После войны община стала совсем маленькой и после смерти о.Владимира перестала существовать.
Настоятели: о. Димитрий Кузьмин-Караваев (1927-1931)
о. Владимир Длусский (1932-1943 и 1945-1967)

Приход (Мюнхен)

В 1946 образовался неболшой, но активный приход, создавший домовую церковь. Однако через какое-то время община перестала сущестовать, и на ее основе теперь существет только пастырский пункт.
Настоятели: о.Мефодий (1946-1949)
о.Карл Отт (1949-2002)
о. Юрий Аввакумов (200*-

Приход Благовещения Пресвятой Богородицы (Брюссель)

В 1951 году переселившийся в город епископ Павел образоваывает общину и начинает служить в домовом храме. В 1954 году снят дом, где оборудована Благовещенская церковь (avenue de la Couronne. 206). Настоятелем назначен о.Антоний (еп.Павел остается попечителем). На литургиях присутствуют 10-15 человек.
Настоятель: епископ Павел Мелетьев (1951-1954)
о. Антоний Ильц (1954-
Слудил диакон Василий фон Бурман (1955-1960)

Приход св.Троицы (Париж)

первая литургия была отслужена в 1925 году иеромонахом Александром Евреиновым. В 1927 году был создан приход и куплено здание на авеню Сер Розали (церковь освящена в 1928). В 1934 приобретено новое здание (рю Франсуа Жирар 39). В 1936 году богослужение было переведено на новый стиль. До 1954 русский приход был приписным, потом стал самостоятельным. Достаточно крупный и стабильный приход.
Настоятели:
о. Александр Евреинов (1927-1936)
аббат Христофор Дюмон (1936-1954)
о. Павел Гречишкин (30 января 1954 -1964)
о. Александр Кулик (1964-1966)
о. Георгий Рошко (1966 - 1997)
о. Петр (Бернар) Дюпир (5 апреля 2000 - (в 1997-2000, ответственный за дела)
Служили
о. Михаил Недточин (1936-194*)
о. Павел Гречишкин (1947-1954)
о. Георгий Рошко (1957-1966)
о. Анри Птижан (1966-18 октября 1974)
о. Жоэль Куртуа (2001-

Приход (Ницца)

В 1928 году создана небольшая домовая церковь византийского обряда (авеню де Пессикар 20). Настоятель о. Александр Дейбнер (1928-1930) (в 1930 перешел в православие). Община прекратила существование и верующие остались без окормления.

Приход св. Иринея Лионского (Лион)

В 1930 году общину начал организовывать о. Лев. 18 декабря 1932 года была освящена домовая цреовь на рю Огюст Комт.
Настоятели
о. Лев Жеденов (1930-1937)
о. Николай Братко (1937 - 3 апреля 1958)

Приход св.Антония (Рим)

С 1910 действовала церковь св.Лаврентия (около форума Трояна), которая была закрыта и разрушена в 1932 году (из-за работ по реконструкии города). 20 октября 1932 года была освящена новая церковь - св.Антония при коллегиуме "Руссикум".
Настоятели:
о.Сергей Веригин (1910-1938)

Приход (Вена)

Община получила место в приделе собора св.архистратига Михаила, который был полностью переделан, поставлен иконостас. Приход насчитывал до 100 человек. После войны прекратил существование.
Настоятель о. Павел Гречишкин (1931-1947)

Приход св.ап. Андрея Первозванного (Сан-Франциско)

Общину начал организовывать о. Михаил, приглашенный латинским архиепископом для работы среди молокан. Церковь была освящена 27 сентябя 1937 года. В 1939 прибыл новый настоятель, англичанин, который безуспешно пытался продолжить обращение молокан. Позже перешел в украинский василианский орден. В 1955 пришлось расстаться со старым помещением. Временные богослужения проводились в часовне на кладбище. 12 декабря 1957 г. прихожане обрели новый храм - бывшая латинская церковь Св. Антоний в Эль Сегундо. В 1970-ых большинство прихожан стали англоязычными, на английский перешло и богослужение. 17 июня 1979 года прихожанин Габриэль Симор (Gabriel Seamore) был рукоположен постоянным дияконом (и занимался фактическим окормлением прихода в первой половине 1985 и с 1986 по 1987 года, когда не было постоянного священника). На 2019 год община насчитывла примерно 40 человек.
Настоятели:
о. Михаил Недоточин (1935-1939)
о. Иоанн Райдер (1939-1954)
о. Фионан Бранниган (1954- июнь 1972)
о. Феодор Вилькок (1972 - 25 января 1985)
о. Лаврентий Доминик (июль 1985 - июль 1986)
о. Алексий Смит (28 июня 1987 -

Приход св. Михаила (Нью-Йорк)

За создание общины взялся приехавший в Нью-Йорк в 1935 году о. Андрей. В 1936 была устроена часовня в приходской школе при старом соборе святого Патрика на кладбище в Нью-Йорке (богослужения совершались ежедневно). После смерти первого настоятеля в течении 10 лет приход окормляли иезуиты из общины Фордамского университета. Одна из самых крупных и стабильных общин русского византийского обряда.
Настоятели:
о. Андрей Рогош (1936 - 17 октября 1969)
о. Иосиф Ломбарди (1979-1988)
о. Джон Солес (1988-

Приход Фатимской Божией Матери (Сан-Франциско)

Община была образована приехавшим из Харбина в 1948 о. Николаем, в 1950 о.Николай начал служить литургию в костеле св.Игнатия. В 1954 был создан самостоятельный приход, построен храм-часовня (101 20th Avenue). Ныне приход многонационален, служба проводиться по синодальному обряду, песнопения поются на английском. До 2005 года община окормлялась исключительно священниками-иезуитами. В 2012 году община переехала на новое место.
Настоятели:
о. Николай Бок (Nicholas Bock,) (1948-1954)
о. Андрей Урусов (Andrei Russo) (1954 - июль 1966)
о. Карл Патель (Karl Patel) (9 марта 1967 -) (второй священник в 1958-1967)
о. Джон Гири (John Geary)
о. Стивен А. Армстронг (Steven Armstrong) (1993-1999)
о. Марк Чикконе (Mark Ciccone) (- 9 октября 2005)
о. Евгений Людвиг (Eugene Ludwig) (9 октября 2005 -
о. Вито Перроне (Vito Perrone) (- 2013)
о. Кевин Кеннеди (Kevin Kennedy) (2013 -
Служили:
Теодор Франц Боссьют (Theodor Frans Bossuyt) (январь 1969 -)
диакон Кирилл (Брюс) Пагач (август 2005 -

Община свв. Кирилла и Мефодия (Денвер)

В 1999 году в Денвере появилась инициативная группа, создавшая общину русских католиков византийского обряда. В 2003 году в денверский римо-католический приходы св.Екатерины Венгерской был назначен настоятелем женатый священник восточного обряда о.Хризостом Фрэнк (Chrysostom Frank) (был священником в ПЦА , присоединился к католической церкви в 1996), который основал общину свв.Кирилла и Мефодия и начал еженедельню служить литургию. Первоначально для общины восточного обряда был выделен отдельный предел, но к 2006 году весь интерьер костела был переоборудован так, чтобы удовлетворять потребности обеих общин. Месса латинского обряда служится в 9 утра, литургия св.Иоанна Златоуста (на английском) в 12. В июне 2016 года русская католическая община была перемещена из костёла св.Екатерины в часовню св.Джона Френсиса Реджиса (Жан-Франсуа Режи), которая находится в частном иезуитском Университете Реджис (окормлять прожолжил о.Хризостом).

Приход Введения во храм Пресвятой Богородицы (Монреаль)

В 1951 в Канаду был назначен о. Роман Каккютти. В 1956 община начала строительство храма, который был освящен в 1959. Приход был небольшой, и после смерти настоятеля недолго продержался и перестал существовать в 1997 году.
Настоятели
о. Иосиф Ледди (уп.1956 - 2 февраля 1986)
о. Леони Пьетро (1986-1995)

Приход свв. апп. Петра и Павла (Буэнос-Айрес)

Общину организовал о Филипп. Была построена церковь (Guemes 2962) в обычном доме. В конце 40-ых община насчитывала 250 человек, к 1953 вырос до 300. Позже был построена еще одна церковь - Преображенская. Приход находится в юрисдикции Ординариата для верных восточных обядов в Аргентине.
Настоятели:
о. Филипп де Режис (1946-19 февраля 1954)
архимандрит Николай Алексеев (-23 апреля 1952)
Служили:
о. Валентин Танаев (1947-195*)
о. Александр Кулик (1948-1966)
о. Георгий Коваленко (12 января 1951 -1958)
о. Павел Крайник (1957-?)
о. Доминго Крпан

Приход Благовещения Пресвятой Богородицы (Сан-Пауло)

Общину организовал присланный в Сан-Пауло о. Василий. В 1954 от бразильских католических монахинь было получено здание на Ипиранге, в котором была создана церковь. В августе 2013 года приход перешел в юрисдикцию РПЦ .
Настоятели:
о. Василий Буржуа (1951 - 8 апреля 1963)
о. Федор Вилькок (1963-1966)
о. Иоанн Штойссер (1966-2004)
Служили:
о Иоанн Штойссер (1955-1966)
о. Федор Вилькок (1957-1963)
о. Викентий Пупинис (196*-1979)
о. Василий Руффинг (1981-?)

Община (Сантьяго)

Настоятель о. Всеволод Рошко (1949-1953)

Община св.Николая (Мельбурн)

В 1960 году прибыл о. Георгий Брянчанинов, организовавший общину, богослужения проводятся в храме св.Николая. о.Георгий и ныне является настоятелем прихода. В 2008 году община переехала в Викторию. Вторым священником с 1960-ых до своей смерти 11 марта 2008 года служил доминиканец о.Питер Ноулз (Peter Knowles). 25 декабря 2006 года о.Георгий Брянчанинов ушел на покой и проживает в доме престарелых, а полноценное окормление прихода легло на плечи священника Лоуренса Кросса (Lawrence Cross) (который был рукоположен священником 25 июня 2001 года). Через год община была вынуждена оставить старое место в Мельбурне, с февраля по июль 2008 года богослужения проводились в часовне Мельнурнского Университета. В августе 2008 года община переехала в новое помещение, находящееся в городке North Fitzroy.

Община (Сидней)

В 1949 году в Австралию прибыла большая часть верующих из Харбина В 1951 из Лондона прибыл о.Андрей и богослужения проводились в соборе св. Патрика.
Настоятели
о. Андрей Катков (1951-1958)
о. Георгий Брянчанинов (1957-1960)
о. Георгий Артс (1963-

Духовная миссия помощи русским Литвы (Каунас)

В 1934 году в Литву вернулся епископ восточного обряда Пятрас Бучис, окормлявший русские зарубежные общины. Не смотря на собственное нежелание и отсутствие государственной поддержки, под давлением Ватикана епископ Бучис начал служение в восточном обряде - первую литургию в Литве он совершил 21 октября 1934 года в иезуитском костеле. На ней присутствовало значительное количество русских интелигентов. В декабре было получено разрешение служить в бывшем православном Петропавловском соборе (в 1919 году превращенном в Гарнизонный костел св.Михаила Архангела). Однако интерес к новой инициативе быстро спал, и уже в марте 1935 года епископ Бучис подал прошение о переводе в Америку, вновь безрезультатное. Осенью 1935 года епископ Бучис переезжает в Тяльшай, регулярные богослужения в Каунасе прекращаются, но епископ посещает русские деревни (православные и старообрядческие), где служит и пытается проповедовать. В начале 1937 года Конгрегация восточных церквей учреждает Духовную миссию помощи русским Литвы, главой которой назначают епископа Бучиса, который летом 1937 возвращается в Каунас и возобновляет еженедельные богослужения в Каунасском Соборе. Осенью 1937 года на помощь из Русскикума были присланы священник голландец Иосиф Франциск Гельвеген (Helwegen) и диакон Роман Киприанович (летом 1938 года из-за недовольства его работой епископом Бучисом, который подозревал диакона в том, что тот отговаривает православных от перехода в унию и даже сам планирует перейти в православие, выслан обратно в Италию), после прибытия которых богослужения стали ежедневными. В январе 1938 года с семьей принял унию присоединился к миссии Семен Брызгалов, бывший псаломщик православного прихода Ужпаляй. Летом 1938 года в Каунас прибыл новый сотрудник, украинец Иван Хоменко, рукоположенный Бучисом во диаконы в декабре 1938 года (вернулся в Рим в 1940 году). Также в декабре в Каунас из Токио вернулся иеромонах-марианин Владимир Мажонас, ранее работавший в Харбинской миссии. В воскресной литургии участвовало 200-300 человек, по будням - до 30, однако около трети присутствующих составляли просто любопытствующие, а большую часть - католики латинского обряда, опоздавшие на свою мессу, православных было мало, многие из якобы желающих обратиться преследовали корыстные цели. В июле 1939 года епископу Бучису, избранному генералом конгрегации мариан, наконец удалось уехать в Америку (а в 1951, после многих просьб, ему разрешили отказаться от восточного обряда). Новым главой Миссии был назначен выпускник Руссикума священник Михаил Недточин, прибывший в Литву в августе 1939 года. В июне 1940, после ввода советский войск, о.Михаил пытался покинуть территорию Литвы, но бы арестован. В начале немекцой оккупации в 1941 году он был освобожден из тюрьмы и выслан в Италию. После ввода советских войск был арестован и священник Гельвеген, вывезен в Москву, но вскоре, как иностранный гражданин, был освобожден и вернулся в Каунас. В мае 1941 был арестован и позже умер в заключении священник Мажонас. В январе 1942 (по другим данным в 1943) в Нидерланды вернулся и вященник Гельвеген, лишившись последнего клирика и не создав ни одного прихода или крепкой общины, Миссия прекратила свое существование.

Община (Эстония)

Греко-католическую русскую общину окормляли о.Василий Буржуа (1932-1945), о. Иоанн Райдер, SJ (1933-1939) и о. Кутнер

В обыденном сознании католичество прочно ассоциируется с «латинством», т.е. с западной богословской и литургической традицией. А, между тем, в Католической (Вселенской) Церкви присутствует не только латинский, но и целый ряд других обрядов. Если же речь идет о территории нашей страны, то это – , иногда называемый просто «восточным». Главой католиков Восточного обряда, проживающих на территории России, является Владыка Иосиф Верт, который также возглавляет Римско-Католическую Преображенскую епархию в Новосибирске.
Среди людей, не воспитанных в католической традиции, но желающих присоединиться к Католической Церкви, часто возникает вопрос: а к какому обряду я должен принадлежать? Обстоятельный ответ на этот и на целый ряд других сопутствующих вопросов был дан Генеральным викарием Архиепархии Божьей Матери в Москве, монсеньором Сергеем Тимашовым. Соответствующий материал появился на сайте Информационной службы Архиепархии 23 апреля 2010 г. Ниже мы приводим его полностью.

На сайт Информационной службы поступает много вопросов, связанных с присоединением к Католической Церкви, и, в частности, с вопросом сохранения или изменения обряда в данном случае. За разъяснениями мы обратились к Генеральному викарию Архиепархии Божией Матери в Москве монсеньору Сергею Тимашову .

Борис спрашивает: «Здравствуйте! Узнал такую вещь, что якобы при переходе из православия в католичество, после курсов катехизации надо посылать письмо в Ватикан о разрешении стать католиком латинского обряда, а почему тогда настоятели ничего об этом не говорят?»

— В этом вопросе есть сразу несколько моментов, которые требуют уточнения. Прежде всего, некорректно говорить о «переходе», как если бы речь шла о переходе из одного прихода в другой. Католическая Церковь, будучи убежденной в истинности и действительности таинств в Восточных Церквах, не подвергает сомнению ту христианскую традицию, которую эти Церкви сохраняют (об этом ясно свидетельствуют, в частности, документы II Ватиканского Собора). С другой стороны, Католическая Церковь убеждена в том, что ей вверена полнота истины, и потому она не может не принимать в число своих членов людей, которые, будучи действительным образом крещеными вне Католической Церкви, желают вступить в общение с Церковью, собранной вокруг Епископа Рима, в которой, как учит тот же II Ватиканский Собор, пребывает полнота Церкви Христовой.
Во-вторых, желание вступающих в полноту общения с Католической Церковью сделать это именно в латинском обряде совсем не является чем-то очевидным? по крайней мере, для самой Церкви. Ведь согласно канону 35 Кодекса канонов Восточных Церквей «крещеным не-католикам, вступающим в полное общение с Католической Церковью, надлежит сохранять и практиковать свой обряд повсюду в мире и соблюдать его, насколько это в их силах. Таким образом, они должны быть приняты в Церковь sui iuris того же обряда, причем сохраняется право лиц, общин или регионов в особых случаях обращаться к Святому Престолу.
Как видим, Церковь самым настоятельным образом рекомендует присоединяющимся к ней восточным христианам оставаться в своем, то есть в данном случае в византийском обряде, и только если это представляется невозможным, можно обратиться с прошением к Святому Престолу о смене обряда.

— Почему Церковь так настаивает на сохранении обряда?

— Поскольку речь идет о крещеных людях, Церковь не может не обращать внимания на то, что они уже принадлежат к определенной традиции, которая привела их самих, либо их родителей или родственников к идее крещения. Началом христианской жизни является именно крещение, а не момент более или менее сознательного знания катехизиса. Таким образом факт крещения человека в какой-то христианской Церкви или церковной общине означает, что он в силу своей личной истории уже включен в какое-то наследие, которое и называется обрядом. Католическая Церковь признает существование внутри себя обрядов, относящихся к шести традициям, и утверждает равное достоинство Церквей, которые являются выражением этих обрядов.
Надо признать, что исторически во многих случаях имело место представление о некотором превосходстве и совершенстве латинского обряда по сравнению с другими, которое очень часто несознательно (впрочем, иногда и сознательно) приводило к стремлению убедить христиан, осознающих потребность в католическом единстве, практиковать веру именно в латинском обряде. Именно эти заблуждения привели постепенно в XIX веке Римских Пап к необходимости утверждать и защищать равное достоинство всех обрядов, и фактически запрещать латинскому духовенству переманивать в свой обряд неопытных и недостаточно сведущих в реальном церковном учении христиан. Равное достоинство обрядов является твердым и ясным учением Католической Церкви, и это учение, поскольку было омрачено предрассудками, нуждалось в такой дисциплинарной и канонической защите.
Руководствуясь стремлением защитить равенство обрядов и максимально облегчить способ жизни в католической вере, Церковь не оставляет вопрос принадлежности к обряду свободному выбору христианина. Обряд определяется в момент крещения. Его определяют либо родители, желающие крестить ребенка, либо сам взрослый, желающий принять крещение.
При этом важно понимать, что с точки зрения дисциплины Церкви принадлежность к обряду определяется принадлежностью к определенному культурному и духовному наследию, а не принадлежностью служителя крещения. Подчеркну еще раз: обряд определяется происхождением крещаемого, а не тем, в каком храме и каким служителем совершено крещение. Например, если родители-католики в виду отсутствия в пределах досягаемости католического прихода принесли крестить ребенка в православный храм, он не становится от этого членом Русской Православной Церкви.
Однако факт реальной жизненной встречи со Христом в Церкви, практикующей иной обряд, отличной от обряда крещения (например, в латинском обряде для православных христиан) может составлять серьезный мотив для перехода в Церковь именно латинского обряда. Однако определить, является ли этот мотив законной причиной для смены обряда, согласно каноническому праву, может не сам христианин, и даже не настоятель, с которым он связан, но только Апостольский Престол.

«А как быть с теми кто проходил присоединение до того как требовалось разрешение на смену обряда», спрашивает Андрей. «Каков их статус?»

— Кодекс канонов Восточных Церквей действует с 1990 года. Следовательно, по крайней мере с этого времени, никакое имплицитное желание присоединиться к Католической Церкви именно в латинском обряде, если оно не было высказано Апостольскому Престолу в соответствующем письменном прошении, никаких правовых последствий не влечет. Все христиане, которые были крещены в Православной Церкви и впоследствии приняты в полноту общения с Католической Церковью, являются католиками византийского обряда, если они не просили и не получили разрешения Апостольского Престола о смене обряда.
Следует признать, что в течение достаточно долгого времени священнослужители и катехизаторы латинских приходов, встречаясь с просьбами о присоединении к Католической Церкви, не обращали своего внимания и внимания приходящих на эти положения церковной дисциплины.

Вопрос: «Что представляет из себя «обряд» присоединения (если человек уже был крещен в Православной Церкви), это «8-е таинство»?»

— Разумеется, речь не идет о таинстве. Католиком является всякий, кто либо крещен в Католической Церкви, либо вступил в нее формальным актом. Акт присоединения является бесповоротным и неотменимым, поэтому Церковь настаивает на том, чтобы было сделано всё возможное для того, чтобы это решение было принято сознательно. Ответственным за это является настоятель прихода, и он принимает решение, какие формы подготовки для этого необходимы.

Вопрос Ивана: «Является ли катехизация обязательной при переходе из Православной Церкви в Католическую (присоединении)»?

— Поскольку катехизацией называется передача веры при подготовке к крещению, невозможно здесь говорить о катехизации в собственном смысле слова. С другой стороны, очевидно, что само решение о вступлении в полное общение с Католической Церковью должно быть осознанным - не только для того, кто об этом просит, но и для самой Церкви. Общине Церкви должно быть ясно, что христианин, просящий о полном общении, понимает, что такое Церковь, и что с его стороны это не сиюминутное решение. Общение именно предоставляется, в него принимают, и это значит, что недостаточно только желания, но нужно и активное действие другой стороны. Таким образом, то, что в данном случае привычно называют «катехизацией», на самом деле является периодом ознакомления с учением Католической Церкви, знакомства с католической общиной как таковой, чтобы человек ясно видел, куда он идет. Весь этот период направлен на обеспечение большей свободы в принятии решения о присоединении.
Поскольку полное общение очевидным образом предполагает и принятие таинств, то Церковь со своей стороны должна убедиться, что человек к этому принятию таинств готов, что у него есть правильное понимание своей церковной принадлежности, понимание исповеди и причащения. Традиционно это время составляет несколько месяцев. В частности, Церковь обращает большое внимание на должное празднование Дня воскресения Господня, прежде всего, через участие в воскресной литургии.

С этим связан другой вопрос Ивана: «Если человек не хочет проходить катехизацию (по причине нехватки времени, если он уже имеет при этом веру и знания), может ли он быть присоединен, или же он «обязан» пройти ненужный ему курс?»

— Основанием для немедленного присоединения к Католической Церкви может быть только непосредственная опасность смерти. Это может сделать любой католический священник. Во всех остальных случаях причин для особой спешки нет.
Важно понимать, что о присоединении к Церкви можно только просить, этого невозможно требовать. Попытка требовать чего-то у Церкви является свидетельством недостаточно ясного понимания ее природы, и не свидетельствует о наличии у человека католического веры.

Вопрос: «Значит ли это, все же, что узнавшие о своей принадлежности к византийскому обряду католики, теперь должны приступать к таинствам именно в приходах византийского обряда?»

— Уместное слово: призваны . Канон 40 Кодекса канонов Восточных Церквей выражает твердое пожелание Церкви, чтобы верные стремились глубже узнавать и любить свой обряд. В то же время, настаивая на принадлежности обряду, вытекающему из крещения, Церковь предполагает возможность для каждого конкретного христианина приходить и принимать таинства в Католической Церкви любого обряда.

Выберите рубрику АВТОКЕФАЛИЯ И НАЦИОНАЛИЗМ (118) АГАПЫ (9) АДОГМАТИЗМ (5) АМОРАЛИЗМ (151) АНТИХАЛКИДОНИТЫ (126) АПОКАТАСТАСИС (16) АТЕИЗМ (14) БАПТИЗМ (25) БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА (17) БИОЭТИКА (18) БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ГРЕХ (27) БОГОСЛУЖЕБНАЯ РЕФОРМА (167) БОГОСЛУЖЕНИЯ В ИНОСЛАВНЫХ ХРАМАХ (18) БОЕВЫЕ КЛИРИКИ (26) БРАДОБРИТИЕ (1) БУДДИЗМ (54) ВНЕШНЕЕ БЛАГОЧЕСТИЕ (31) ВОСЬМОЙ СОБОР (63) ГЛОССОЛАЛИЯ (1) ГНОСТИЦИЗМ (4) ГУРУИЗМ (31) ДУХОБОРЧЕСТВО (3) ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (257) ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ (1) ЕРЕСЬ АРХИМ. ТАВРИОНА (БАТОЗСКОГО) (3) ЕРЕСЬ АФТАРТОДОКЕТИЗМА (1) ЕРЕСЬ МИТР. АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО (1) ЕРЕСЬ О ПЕРВОРОДНОМ ГРЕХЕ (4) ЕРЕСЬ О ПРИРОДЕ ХЛЕБА И ВИНА (1) ЕРЕСЬ О. АЛЕКСАНДРА МЕНЯ (26) ЕРЕСЬ О. АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА (5) ЕРЕСЬ О. ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО (3) ЕРЕСЬ О. СЕРГИЯ БУЛГАКОВА (8) ЕРЕСЬ ПРОФ. ОСИПОВА (2) ЕРЕСЬ ФЕОДОРА МОПСУЕСТСКОГО (3) ЕРЕТИЧЕСКИЕ КНИГИ (82) ЕРЕТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (30) ЕРЕТИЧЕСКИЕ СМИ (20) ЗАПАДНЫЙ ОБРЯД В ПРАВОСЛАВИИ (2) ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕН (51) ИКОНОБОРЧЕСТВО (12) ИНДУИЗМ (21) ИНТЕРКОММУНИОН (18) ИСЛАМИЗАЦИЯ (245) ИУДАИЗМ (129) КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА (35) КАРАИМЫ (1) КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ (21) КОЧЕТКОВЩИНА (80) КОЩУНСТВО (260) КРИПТОХРИСТИАНСТВО (3) КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ (5) КУРАЕВЩИНА (8) ЛЖЕМИССИОНЕРСТВО (95) ЛЖЕПРАВОСЛАВИЕ В ЛИЦАХ (5) МАРИОЛОГИЧЕСКАЯ ЕРЕСЬ (3) МАРОНИТЫ (4) МАСОНСТВО В ЦЕРКВИ (21) МИРОЛОГИЯ (38) МОЛИТВЫ С ЕРЕТИКАМИ (319) НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ (45) НИКОДИМОВЦЫ (10) ОБМИРЩЕНИЕ (274) ОККУЛЬТИЗМ (46) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (12) ОТРИЦАНИЕ ЧУДЕС (9) ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ К СВЯЩЕННОНАЧАЛИЮ (18) ПАНТЕИЗМ (1) ПАПИЗМ (657) ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ (44) ПРАВОСЛАВНАЯ МЕДИЦИНА (13) ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (34) ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКОЛОГИЯ (22) ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ (41) ПРАВОСЛАВНЫЕ БАЙКЕРЫ (15) ПРАВОСЛАВНЫЙ БАНКИНГ (1) ПРАВОСЛАВНЫЙ ГЛАМУР (24) ПРАВОСЛАВНЫЙ СПОРТ (113) ПРАВОСЛАВНЫЙ ЮМОР (10) ПРАЗДНОВАНИЕ С ЕРЕТИКАМИ (174) ПРОИСШЕСТВИЯ (16) ПРОТЕСТАНТИЗМ (213) ПЦУ (31) РЕВИЗИЯ ЦЕРКОВНОГО ПРЕДАНИЯ (59) РЕФОРМА БОГОСЛУЖЕБНОГО ЯЗЫКА (54) РЕФОРМА ПОСТА (29) РПЦЗ (3) СВЯТЫНЮ ПСАМ (57) СИНТОИЗМ (9) СКАУТЫ (4) СОДОМСКИЙ ГРЕХ (67) СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО (49) СТАРООБРЯДЧЕСТВО (13) СТЯЖАТЕЛЬСТВО (14) ТАБАКОКУРЕНИЕ (3) ТАИНСТВО БРАКА (33) ТАИНСТВО ЕЛЕООСВЯЩЕНИЯ (1) ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ (17) ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (15) ТОЛЕРАНТНОСТЬ (83) ТРАНСГУМАНИЗМ (5) УНИАТЫ (20) УРАНОПОЛИТИЗМ (3) ХРАМОВЫЙ МОДЕРНИЗМ (42) ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ЕРЕСИ (15) ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА (152) ЦЕРКОВНАЯ ЦЕНЗУРА (7) ЦЕРКОВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ (18) ЦЕРКОВНЫЙ ФЕМИНИЗМ (91) ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА (468) ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (18) ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЕРЕСИ (47) ЭКУМЕНИЗМ (1 097) ЯЗЫЧЕСТВО (31)

На сайт Информационной службы поступает много вопросов, связанных с присоединением к Католической Церкви, и, в частности, с вопросом сохранения или изменения обряда в данном случае. За разъяснениями мы обратились к Генеральному викарию Архиепархии Божией Матери в Москве монсеньору Сергею Тимашову.

Борис спрашивает: «Здравствуйте! Узнал такую вещь, что якобы при переходе из православия в католичество, после курсов катехизации надо посылать письмо в Ватикан о разрешении стать католиком латинского обряда, а почему тогда настоятели ничего об этом не говорят?»

В этом вопросе есть сразу несколько моментов, которые требуют уточнения. Прежде всего, некорректно говорить о «переходе», как если бы речь шла о переходе из одного прихода в другой. Католическая Церковь, будучи убежденной в истинности и действительности таинств в Восточных Церквах, не подвергает сомнению ту христианскую традицию, которую эти Церкви сохраняют (об этом ясно свидетельствуют, в частности, документы II Ватиканского Собора). С другой стороны, Католическая Церковь убеждена в том, что ей вверена полнота истины, и потому она не может не приниматьв число своих членов людей, которые, будучи действительным образом крещеными вне Католической Церкви, желают вступить в общение с Церковью, собранной вокруг Епископа Рима, в которой, как учит тот же II Ватиканский Собор, пребывает полнота Церкви Христовой.

Во-вторых, желание вступающих в полноту общения с Католической Церковью сделать это именно в латинском обряде совсем не является чем-то очевидным ― по крайней мере, для самой Церкви. Ведь согласно канону 35 Кодекса канонов Восточных Церквей «крещеным не-католикам, вступающим в полное общение сКатолической Церковью, надлежит сохранять и практиковать свой обряд повсюду в мире и соблюдать его, насколько это в их силах. Таким образом, они должны быть приняты в Церковь sui iuris того же обряда, причем сохраняется право лиц, общин или регионов в особых случаях обращаться к Святому Престолу.

Как видим, Церковь самым настоятельным образом рекомендует присоединяющимся к ней восточным христианам оставаться в своем, то есть в данном случае в византийском обряде, и только если это представляется невозможным, можно обратиться с прошением к Святому Престолу о смене обряда.

Почему Церковь так настаивает на сохранении обряда?

Поскольку речь идет о крещеных людях, Церковь не может не обращать внимания на то, что они уже принадлежат к определенной традиции, которая привела их самих, либо их родителей или родственников к идее крещения. Началом христианской жизни является именно крещение, а не момент более или менее сознательного знания катехизиса. Таким образом факт крещения человека в какой-то христианской Церкви или церковной общине означает, что он в силу своейличной истории уже включен в какое-то наследие, которое и называется обрядом. Католическая Церковь признает существование внутри себя обрядов, относящихся к шести традициям, и утверждает равное достоинство Церквей, которые являются выражением этих обрядов.

Надо признать, что исторически во многих случаях имело место представление о некотором превосходстве и совершенстве латинского обряда по сравнению с другими, которое очень часто несознательно (впрочем, иногда и сознательно) приводило к стремлению убедить христиан, осознающих потребность в католическом единстве, практиковать веру именно в латинском обряде. Именно эти заблуждения привели постепенно в XIX веке Римских Пап к необходимости утверждать и защищать равное достоинство всех обрядов, и фактически запрещать латинскому духовенству переманивать в свой обряд неопытных и недостаточно сведущих в реальном церковном учении христиан. Равное достоинство обрядов является твердым и ясным учением Католической Церкви, и это учение, поскольку было омрачено предрассудками, нуждалось в такой дисциплинарной и канонической защите.

Руководствуясь стремлением защитить равенство обрядов и максимально облегчить способ жизни в католической вере, Церковь не оставляет вопрос принадлежности к обряду свободному выбору христианина. Обряд определяется в момент крещения. Его определяют либо родители, желающие крестить ребенка, либо сам взрослый, желающий принять крещение.

При этом важно понимать, что с точки зрения дисциплины Церкви принадлежность к обряду определяется принадлежностью к определенному культурному и духовному наследию, а не принадлежностью служителя крещения. Подчеркну еще раз: обряд определяется происхождением крещаемого, а не тем, в каком храме и каким служителем совершено крещение . Например, если родители-католики в виду отсутствия в пределах досягаемости католического прихода принесли крестить ребенка в православный храм, он не становится от этого членом Русской Православной Церкви.

Однако факт реальной жизненной встречи со Христом в Церкви, практикующей иной обряд, отличной от обряда крещения (например, в латинском обряде для православных христиан) может составлять серьезный мотив для перехода в Церковь именно латинского обряда. Однако определить, является ли этот мотив законной причиной для смены обряда, согласно каноническому праву, может не сам христианин, и даже не настоятель, с которым он связан, но только Апостольский Престол.

«А как быть с теми кто проходил присоединение до того как требовалось разрешение на смену обряда», спрашивает Андрей. «Каков их статус?»

Кодекс канонов Восточных Церквей действует с 1990 года. Следовательно, по крайней мере с этого времени, никакое имплицитное желание присоединиться к Католической Церкви именно в латинском обряде, если оно не было высказано Апостольскому Престолу в соответствующем письменном прошении, никаких правовых последствий не влечет. Все христиане, которые были крещены в Православной Церкви и впоследствии приняты в полноту общения с Католической Церковью, являются католиками византийского обряда, если они не просили и не получили разрешения Апостольского Престола о смене обряда.

Следует признать, что в течение достаточно долгого времени священнослужители и катехизаторы латинских приходов, встречаясь с просьбами о присоединении к Католической Церкви, не обращали своего внимания и внимания приходящих на эти положения церковной дисциплины.

Вопрос: «Что представляет из себя "обряд" присоединения (если человек уже был крещен в Православной Церкви), это "8-е таинство"?»

Разумеется, речь не идет о таинстве. Католиком является всякий, кто либо крещен в Католической Церкви, либо вступил в нее формальным актом. Акт присоединения является бесповоротным и неотменимым, поэтому Церковь настаивает на том, чтобы было сделано все возможное для того, чтобы это решение было принято сознательно. Ответственным за это является настоятель прихода, и он принимает решение, какие формы подготовки для этого необходимы.

Вопрос Ивана: «Является ли катехизация обязательной при переходе из Православной Церкви в Католическую (присоединении)»?

Поскольку катехизацией называется передача веры при подготовке к крещению, невозможно здесь говорить о катехизации в собственном смысле слова. С другой стороны, очевидно, что само решение о вступлении в полное общение с Католической Церковью должно быть осознанным — не только для того, кто об этом просит, но и для самой Церкви. Общине Церкви должно быть ясно, что христианин, просящий о полном общении, понимает, что такое Церковь, и что с его стороны это не сиюминутное решение. Общение именно предоставляется , в него принимают , и это значит, что недостаточно только желания, но нужно и активное действие другой стороны. Таким образом, то, что в данном случае привычно называют «катехизацией», на самом деле является периодом ознакомления с учением Католической Церкви, знакомства с католической общиной как таковой, чтобы человек ясно видел, куда он идет. Весь этот период направлен на обеспечение большей свободы в принятии решения о присоединении.

Поскольку полное общение очевидным образом предполагает и принятие таинств, то Церковь со своей стороны должна убедиться, что человек к этому принятию таинств готов, что у него есть правильное понимание своей церковной принадлежности, понимание исповеди и причащения. Традиционно это время составляет несколько месяцев. В частности, Церковь обращает большое внимание на должное празднование Дня воскресения Господня, прежде всего, через участие в воскресной литургии.

С этим связан другой вопрос Ивана: «Если человек не хочет проходить катехизацию (по причине нехватки времени, если он уже имеет при этом веру и знания), может ли он быть присоединен, или же он "обязан" пройти ненужный ему курс?»

Основанием для немедленного присоединения к Католической Церкви может быть только непосредственная опасность смерти. Это может сделать любой католический священник. Во всех остальных случаях причин для особой спешки нет.

Важно понимать, что о присоединении к Церкви можно только просить, этого невозможно требовать. Попытка требовать чего-то у Церкви является свидетельством недостаточно ясного понимания ее природы, и не свидетельствует о наличии у человека католического веры.

Вопрос: «Значит ли это, все же, что узнавшие о своей принадлежности к византийскому обряду католики, теперь должны приступать к таинствам именно в приходах византийского обряда?»

Уместное слово: призваны . Канон 40 Кодекса канонов Восточных Церквей выражает твердое пожелание Церкви, чтобы верные стремились глубже узнавать и любить свой обряд. В то же время, настаивая на принадлежности обряду, вытекающему из крещения, Церковь предполагает возможность для каждого конкретного христианина приходить и принимать таинства в Католической Церкви любого обряда.

Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве

Отец доктор Ростислав Колупаев, “Russia Cristiana”, Италия, для журнала "Патріярхат"

Апостольский Экзархат для католиков византийского обряда (Esarcato Apostolico per i catholici di rito bizantino), церковь своего права, была образована на Соборе, созванным 28-31.5.1917 митрополитом Андреем Шептицким в Петрограде. На Соборе были рассмотрены следующие вопросы: принятие конституционных положений правового, канонического статуса, определены направления церковно-государственных отношений, богослужебно-литургическая сторона и дисциплина таинств, сохранение чистоты обряда от латинизации, разработаны нормы поведения клира, все это отразилось в соответствующих постановлениях. Папа Бенедикт XV 24.02.1921 подтвердил правомочность действий Кир Андрея Шептицкого, юрисдикция которого в силу его титула митрополита Киевского распространялась на области, входившие в состав России. Святейший Отец 01.03.1921 утвердил поставленного экзархом протопресвитера Леонида Федорова (1879 - 1935), наделенного епископской властью с подчинением ему всех епархий в пределах государства Российского, за исключением епархий Малой и Белой Руси в их этнографических границах. Временное Правительство, как высший законодательный и исполнительный орган государственной власти, действовавшее в период между февральской и октябрьской революциями 1917 г. в России, признало решения Собора.

Главной задачей Российской Греко-католической Церкви было установление взаимопонимания с Российской Православной Церковью, которая освободилась от государственного контроля и нормализовала свое каноническое положение на Поместном Соборе 1917-1918. Леонид Федоров находился в контакте с Патриархом Тихоном (Белавиным), с которым встречался 01.8.1921. Также он общался с другими православными иерархами, стремился к сближению с духовенством, старался распространять здравые идеи о католичестве. В крупных городах России на приглашение восточных католиков с радостью откликались православные; совместно организовывались съезды, читались рефераты, устраивались беседы и диспуты. В Москве, Петрограде и др. городах возникли приходы и монашеские общины, однако в 1922-1923 в результате открытого преследования со стороны атеистического государства, деятельность Католической церкви была вообще запрещена, духовенство и миряне физически уничтожены в результате репрессий, церковное имущество утрачено. 05.12.1922 все католические церкви, как латинского, так и византийского обряда были закрыты, а немногим позже экзарх был арестован и осужден на 10 лет, 12.11.1923 - арестована игуменья Екатерина Абрикосова (1882 - 1936) с сестрами доминиканского монастыря византийского обряда в Москве, в Ленинграде была арестована сестра Юлия Данзас (1879-1942) и отправлена на Соловки.

В 1956 на свободу вышли оставшиеся в живых монахини Н. Рубашова и В. Городец они жили в Москве, В. Кузнецова и С. Эйсмонт поселились в Вильнюсе.

16.02.1931 был арестован вице-экзарх Сергий Соловьев (1885 - 1942), назначенный на этот пост в 1926 епископом Пием Невё, к нему применялись незаконные методы дознания, в результате чего он находился на принудительном лечении в психиатрической спецбольнице в Казани.

В 1932 к Российской церкви присоединился православный владыка Варфоломей Ремов (1888-1935), он организовал подпольный мужской монастырь, в 1933 Папа Пий XII утвердил его викарным епископом для русских католиков византийского обряда с титулом архиепископа Сергиевского. На квартире владыки проходили встречи с участием иерархов Патриаршей церкви митрополитов Арсения (Стадницкого), Анатолия (Грисюка) и др., где обсуждался вопрос о заключении союза с Римом с целью преодоления церковной смуты. В феврале 1935 архиепископ Варфоломей Ремов был арестован и спустя несколько месяцев расстрелян за связь с Ватиканом.

С 09.10.1939 следующим экзархом России стал игумен студитов отец Климентий Шептицкий (1869-1951), его назначил митрополит Андрей во Львове, что получило подтверждение Папы Пия XII 22.12.1941. Учитывая обстоятельства военного времени, практические возможности по управлению Российской Греко-католической церковью были ограничены. Экзарх провел большую теоретическую и подготовительную работу, он анализировал положение религии в СССР в целом, церковно-каноническое и государственно-правовое состояние Православной Церкви, ее несвободу в вопросах внутренней жизни, разрушение церковных институтов; проблему расколов и сект; состояние религиозной грамотности народа, возможность катехизации и религиозного просвещения; велся сбор сведений о мучениках и исповедниках веры; изучались перспективы церковного единства. В 1941 было внесено территориальное уточнение экзархата - этнографическая Великороссия, Финляндия и Сибирь. В 1942 на Соборе экзархов во Львове рассматривался вопрос разделения на российский и сибирский экзархаты. Экзарх Клементий Шептицкий 01.5.1951 умер в тюрьме во Владимире.

На территорию СССР с миссионерскими целями был послан вице-экзарх Виктор Новиков (1905 - 1979), позже митрополит Андрей Шептицкий благословил его быть католическим экзархом Сибири. Новиков был в сане епископа, о чем не разглашалось, будучи арестованным 23.6.1941 и находясь в лагере в Джесказгане, он 01.01.1950 тайно рукоположил в сан диакона, будущего епископа УГКЦ Павла Василика (1926 -2004).

Дело русских католиков византийского обряда продолжилось в среде русской эмиграции. Оказавшись в Западных странах, многие русские люди испытав состояние свободы совести, свой религиозный выбор останавливали на католичестве византийского обряда, что позволяло им обогатить свою веру универсальным единством с Вселенским Апостольским престолом с сохранением привычных традиционных форм религиозного культа в так называемом русском синодальном обряде. Иерархическое и церковно-административное служение среди них осуществляли следующие люди. Это - Петр Бучис (1872 - 1951), в 1930-1933 Апостольский Визитатор для русских католиков в Центральной и Западной Европе, 08.02.1931 он сослужил в Риме епископу Станиславскому Григорию Хомышину при совершении архиерейской хиротонии Николая Чарнецкого.

Следующий - Александр Евреинов (1877- 1959), епископ с 06.12.1936, впервые в истории собора св. Петра в Риме он совершил 21.5.1938 торжественную литургию св. Иоанна Златоуста по случаю празднования торжества 950-летия Крещения Руси, ему сослужили ректор Львовской Богословской академии отец Иосиф Слипый и игумен студитов отец Климентий Шептицкий.

Архиепископ Болеслав Слосканс (1893 - 1981), латгалец, - бывший администратор Могилевской римско-католической митрополии, член Высшего совета по делам эмиграции при Священной Консисториальной конгрегации. За границей оказался в 1933 после многих лет проведенных в советских лагерях и тюрьмах, в том числе на Соловках, где был вместе с Леонидом Федоровым. Апостольским Визитатором для русских и белорусских католиков в Западной Европе он назначен 09.12.1952.

Епископ Певел Мелетьев (1880 - 1962) был игуменом в Соловецком монастыре, в 1920 арестован советской властью, много лет провел в лагерях, в тюрьмах, в ссылке, в 1937 -1941 находился на положении катакомбного православного священника. Во время немецкой оккупации участвовал в возрождении церковной жизни в Смоленской, Брянской и Могилевской областях, 12.7.1943 рукоположен в сан епископа с титулом Рославльский, участвовал в Соборе Автокефальной Белорусской Православной Церкви в Минске 12.5.1944. Затем оказался на Западе, жил в Чехословакии, Австрии, в Мюнхене, в 1946 епископ Павел вместе с родной сестрой игуменией Серафимой воссоединился с Католической Церковью, с 1948 он поселился в Бельгии сначала в Шеветоньском монастыре (Monastere de la Sainte-Croix, Chevetogne, Belgique), а затем с 1951 г. в Брюсселе. В 1955 Мелетьев рукоположил в сан диакона русского эмигранта Василия фон Бурмана, автора известной книги «Леонид Федоров», изданной Иосифом Слипым в Риме в 1966.

Архиепископ Андрей Катков (1916 - 1995), родился в Иркутске, далее в эмиграции в Харбине, где в русской диаспоре был создан Католический экзархат Маньчжурии, которым руководили белорусские мариане. Катков поступил в этот орден и был направлен учиться в Рим в 1939, в 1944 стал священником, направлен для работы в лагеря для беженцев, которым угрожала насильственная выдача в СССР, затем служил в Великобритании и Австралии на русских приходах византийского обряда. Папой Иоанном XXIII иеромонах Андрей был вызван в Рим и 14.11.1958 назначен епископом коадъютором византийского обряда, с 1960 - Полномочный Визитатор, с 23.6.1961 удостоен титула Российского апостольского экзарха (Esarc ap. di Russia). В августе 1969 владыка Андрей Катков по приглашению митрополита Русской православной церкви Никодима (Ротова) посетил СССР, был официально принят в Московском Патриархате. В Омске встречался с правослвным владыкой Николаем (Кутеповым). Во время этого визита в разных городах России и Украины Катков посещал православные церкви, где его встречали по архиерейскому чину, настоятели и молящиеся подходили под благословение, архиереи РПЦ МП благоговейно лобызались с ним. Во время посещения Псково-Печерского монастыря при обильном стечении молящихся наместник, в присутствии преосвященного епископа Андрея Каткова, возгласил многолетие Папе Римскому Павлу VI. В Троице-Сергиевой Лавре владыка Андрей молился у раки преподобного Сергия Радонежского, а в Одессе встретился с отдыхавшим там патриархом Алексием I (Симанским), который подарил ему четки и панагию.

Следующим Полномочным Визитатором Конгрегации Восточных Церквей по руководству русским католическим служением в мире был назначен с 1978 протопресвитер Георгий Рошко (1915-2003), в 1955 он был в Москве встречался с патриархом Алексием I (Симанским) и митрополитом Николаем (Ярошевичем).

Для координации работы различных русских греко-католических приходов, действовавших в разных странах проводились Съезды духовенства и мирян: в Риме в 1930 и 1933 (участвовал епископ Николай Чарнецкий) и в 1950, в 1956 - в Брюсселе.

В это время в Совеском Союзе ситауция складывалась следующим образом. Российский экзархат возник благодаря заботе Украинской Греко-католической церкви, годы коммунистических гонений, в совместном страдании за Христа еще больше сблизили их. Так, в ходе ликвидации УГКЦ ее митрополит, епископы, духовенство, монашествующие и верные прошли через лагеря ГУЛАГа и ссылки, тысячи людей оставили в России свои молитвы, боль, слезы, кровь мученичества и исповдение веры, многие умерли и погребены здесь. С 1945 по 1963 Кир Иосиф Слипый (1892 - 1984) был узником в Сибири, Мордовии и на Камчатке, 04.02.1963 в Москве он тайно рукоположил в сан епископа Василия Величковского (1903 - 1973), восстановив тем самым иерархию в катакомбной Церкви.

Возрождение Российского экзархата происходит вслед за легализацией католических структур в России. В Сибири, благодаря вниманию прибывшего сюда в 1991 римско-католического епископа Иосифа Верта (род. 1952), ординария в Новосибирске, было открыто несколько католических приходов византийского обряда. С 1992 папский прелат Иосиф Свидницкий (род. 1936), бывший римо-католическим деканом центральной Сибири стал оказывать пастырскую опеку верующим греко-католикам, депортированным из Галиции, в 1995 в Омске был создан приход Покрова Пресвятой Богородицы, получивший юридическую регистрацию 30.6.1999. На этом приходе служил священник отец Сергей Голованов (род. 1968), выпускник Ивано-Франковской семинарии, до 2005 - декан. Ныне регион обслуживается священниками конгрегации Воплощенного Слова (VE) и монахинями Cестрами Служительницами Господа и Девы Марии, у них единая провинция, включающая структуры в Украине и России (Монашеская семья Воплощенного Слова) (SSVM).

Зарегистрированными являются католические приходы византийского обряда украинской традиции в Новокузнецке и Прокопьевске, Кемеровской области. С 1959, в годы подполья духовной жизнью здесь руководил отец Василий Рудка (1912 - 1991), сейчас в этом регионе трудятся священники редемптористы (CSsR) и сестры из Конгрегации Святого Иосифа Обручника Пресвятой Девы Марии, они приехали из Украины.

Богослужения совершаются в общинах в Томске и Копейске, Челябинской области и в разных городах Тюменской области. Большинство приходских священников - выпускники западно-украинских семинарий.

В российской традиции совершаются богослужения в приходе Преподобномучениц Олимпии и Лаврентии, действующем при римско-католическом кафедральном соборе в Новосибирске. Храм в крипте собора был создан по инициативе священника иезуита Алексея Стричека (род. 1916), всю жизнь посвятившего служению в российском апостолате с русскими эмигрантами во Франции. Ныне настоятелем прихода является oтец Майкл Десджардинс (SJ). Иезуиты в Новосибирске служат в византийском обряде и в своем монастырском храме. Женская монашеская община кармелиток в Новосибирске тоже придерживается российской богослужебной традиции. В Москве первой официально признанной в качестве религиозной группы стала община свв. апостолов Петра и Андрея с 16.3.2000. Эта община создана отцом Андреем Удовенко, ныне оy протопресвитер - благочинный в Москве. Вторая община в честь св. митр. Филиппа создана в 1995, до весны 2002 ее настоятелем был итальянский священник Стефано Каприо. В Москве также есть пастырский пункт «Семья Св. Лазаря», и при приходе св. Игнатия Антиохийского действует женский монастырь. С 2001 о своем существовании заявили общины в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Приход в Обнинске, Калужской области официально утвержден в 2004, сейчас богослужения здесь проводит о. Валерий Шкарубский, приезжающий из Киева, он руководит также московскими украинской и русскоязычной общинами («свщм. Леонида»). Отдельные верующие проживают в других городах России.

Процессы возрождения церковной жизни в России побудили часть духовенства собраться 23-25.8.2004 на приходе свв. Кирилла и Мефодия в Саргатском для обсужения акутальных вопросов, внутренних проблем и видения перспективы церковного развития. Они обратилась к Папе Иоанну Павлу II с просьбой о нормализации канонического и административного статуса экзархата. В письме на имя Префекта Конгрегации для Восточных Церквей патриарху Мусе Игнатию I кардиналу Дауду от 26.8.2004 сообщалось о наличии в России 15 приходов, общин и монашеских институтов. Принятые документы были переданы в Рим 28.8.2004 через кардинала Вальтера Каспера, находившегося в Москве по случаю возвращения Казанской иконы Божий Матери.

20.12.2004 Папа Иоанн Павел II назначил ординарием (оrdinarius pro fidelibus Ritus Вyzantini in Russia) епископа Иосифа Верта, о чем объявил Апостольский нунций в РФ архиепископ Антонио Меннини 22.02.2005 в Новосибирске на встрече католических священников византийского обряда служащих на территории Российской Федерации. Помимо упорядочения ситуации в европейской части России и в собственной епархии, епископ Верт создал церковные округа, соответствующие территориям римско-католических епархий Святого Климента в Саратове и Святого Иосифа в Иркутске, координатором последyей является иермонах Теодор (Андрей) Мацапула (VE). Иеромонах Андрей Старцев (VE) координирует округ соответствующий территории Преображенской епархии в г. Новосибирске.


Top