Легенды о короле артуре в изобразительном искусстве. Эдвард Берн-Джонс: последний прерафаэлит Из парижа в берн

Опубликовано: Февраль 8, 2018

Эдуард Коли Бёрн-Джонс

Эдуард Коли Бёрн-Джонс (Burne-Jones) (1833-1898), английский живописец, рисовальщик, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в Бирмингеме 28 августа 1833 в скромной семье столяра-рамочника.

Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Стремясь к возрождению духовности и наивной поэзии средневекового и раннего ренессансного искусства, Бёрн-Джонс стилизовал формы своих произведений в духе итальянской живописи XV века.

Декоративно-изощренные композиции Бёрн-Джонса на религиозные и мифологические сюжеты (“История Пигмалиона”, 1869-1879, Бирмингем, Художественная галерея и городской музей; “Зеркало Венеры” 1872-1877, Лиссабон, Национальный музей старого искусства; “История Персея” после 1875, Штутгарт, Городское собрание; “Золотая лестница”, 1876–1880, “Король Кофетуа и нищенка”, 1880–1884, “Любовь среди руин”, 1893, – все картины в Галерее Тейт, Лондон) отличаются чертами романтической взволнованности и идеализации, гибким линейным ритмом, тяготением к орнаментальности. С 1853 года Бёрн-Джонс учится на богословском факультете в Экситер-колледже Оксфорда, но тяга к искусству оказалась сильнее, и с 1856 года он посещает студию живописи Данте Габриэла Россетти.

Между 1859 и 1873 годами Бёрн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело . Совершая поездку вместе с Джоном Рёскиным, убедившим живописца заняться копированием старых мастеров венецианской школы, Эдуард Бёрн-Джонс обновляет свою технику.

В стиле художника с этих пор заметны признаки новых влияний, что в конце концов приносит ему славу и рыцарское звание, дарованное художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.

В 1864 году Бёрн-Джонс избран в члены Старого общества акварелистов. В 1877 году художник представляет свои произведения на первую выставку в галерее Гровнор и становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г. Известность Берн-Джонса растет, выходя далеко за пределы Англии. В период царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны.

"Персей и морские нимфы" 1877


"Снаряжение Персея" 1885, Национальная галерея, Лондон

Любовь, ок. 1880

Библиотека шедевров - картины художника с отдельным описанием

Пигмалион и Галатея

Огни Божественности

Пигмалион и Образ. Сердечные Желания

Любовь среди руин

Песнь любви

Слияние душ

Страшная голова

Колючий кустарник

Обман Мерлина

Золотая лестница

Биография художника подробная

Сэр Эдвард Коли Бёрн-Джонс, 1-ый баронет Королевской Академии художеств (28 августа 1833 - 17 июня 1898) был британским художником и оформителем, близко связанным с более поздней фазой движения прерафаэлитов, который работал в тесном сотрудничестве с Уильямом Моррисом над широким спектром заказов по декоративному искусству как партнёр-основатель в Morris, Marshal, Faulkner & Co. Бёрн-Джонс был полностью вовлечён в возрождение традиции витражного искусства в Великобритании; его работа с витражами включает окна в Кафедральном соборе Святого Филиппа в Бирмингеме, Церкви Святого Мартина на площади Булл Ринг в Бирмингеме, Церкви Святой Троицы на Слоан-сквер в Челси, Церкви Святого Мартина в Брамптоне, Камбрия (церковь, спроектированная Филиппом Уэбом), Церкви Святого Михаила в Брайтоне, Церкви Всех Святых на Джезус-лейн в Кембридже, Колледже Святого Эдмунда и Церкви Христа, двух колледжах Оксфордского университета. Его витражи также представлены в Церкви Святой Анны, Браун-Эдж, Стаффордшир-Мурлендс и ​​Церкви Святого Эдуарда Исповедника в Чедлтоне, графстве Стаффордшир. Ранние картины Бёрн-Джонса показывают сильное вдохновение от Данте Габриэля Россетти, но в 1860-х годах Бёрн-Джонс нашёл собственный художественный «голос». В 1877 году его убедили показать восемь картин маслом в галерее Grosvenor Gallery (новый соперник Королевской академии). К ним относится «Зачарованный Мерлин». Время было подходящим, и его восприняли как предвестника и звезду нового движения, Эстетизм.

В дополнение к живописи и витражам, Бёрн-Джонс работал в различных ремёслах; включая создание дизайна керамической плитки, ювелирных изделий, гобеленов и мозаик.

Ранний период жизни

Эдвард Коли Бёрн Джонс (дефис появился позже) родился в Бирмингеме. Сын валлийца Эдварда Ричарда Джонса, багетчика на Беннетс Хилл, где синяя табличка отмечает детство живописца. Его мать Элизабет Коли Джонс умерла через шесть дней после его рождения, и воспитывал его горюющий отец и экономка Энн Сэмпсон, одержимо любящая, но малообразованная местная девушка, лишённая чувства юмора. Прежде чем изучать теологию в Колледже Эксетер в Оксфорде, Бёрн-Джонс учился в Бирмингемской королевской школе Эдварда VI с 1844 года и в Бирмингемской художественной школе с 1848 по 1852 год. В Оксфорде он стал другом Уильяма Морриса вследствие взаимного интереса к поэзии. Два студента Эксетера вместе с небольшой группой друзей Джонса из Бирмингема, известной как «Бирмингемская группа», быстро сформировали общество очень близких друзей, которое они назвали «Братством». Члены Братства читали Джона Раскина и Теннисона, посещали церкви и поклонялись Средневековью. В это время Бёрн-Джонс обнаружил «Смерть Артура» Томаса Мэлори, которая должна была оказать большое влияние в его жизни. В то время ни Бёрн-Джонс, ни Моррис лично не знали Габриэля Россетти, но на обоих сильно повлияли его работы, а встретил он его благодаря тому, что привлёк в качестве автора в свой журнал Oxford and Cambridge Magazine, который Моррис основал в 1856 году для продвижения своих идей.

Бёрн-Джонс намеревался стать служителем церкви, но под влиянием Россетти оба он и Моррис решили стать художниками, а Бёрн-Джонс покинул колледж, прежде чем получил степень, чтобы продолжить карьеру в искусстве. В феврале 1857 года Россетти написал Уильяму Белл Скотту:

«Два молодых человека, составители журнала Oxford and Cambridge Magazine, недавно приехали в город из Оксфорда и сейчас очень близкие мои друзья. Их имена - Моррис и Джонс. Они превратились в художников вместо того, чтобы заниматься любой другой деятельностью, к которой обычно ведёт университет, и оба являются людьми настоящего гения. Композиции Джонса - это чудеса завершающих художественных деталей, ничем непревзойдённые, кроме как, возможно, лучшими работами Альберта Дюрера».

Брак и семья

В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой «Джорджи» Макдональд (1840-1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художника и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. Пара поженилась в 1860 году, после чего она создавала собственные работы в ксилографии и стала близким другом Джорджа Элиота. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника сэра Эдварда Пойнтера, ещё одна сестра вышла замуж за фабриканта железных изделий Альфреда Болдуина и была матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, и ещё одна сестра была матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса по браку).

Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, родившийся зимой 1864 года, когда Джорджиана была тяжело больна скарлатиной, умер вскоре после рождения. Семья вскоре переехала на Кенсингтон-сквер 41, и в 1866 году там родилась их дочь Маргарет. В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья поселились в Грэндж, доме 18-го века, расположенном в большом саду в Норт-Энд, Фулэм, Лондон. В течение большей части 1870-х годов Бёрн-Джонс не выставлялся, после волны сильно враждебных нападений в прессе и страстного романа (описанного как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, который закончился её попыткой совершить самоубийство, сбросившись в Риджентс-канал. В эти трудные годы Джорджиана завязала тесную дружбу с Моррисом, чья жена Джейн влюбилась в Россетти. Моррис и Джорджи, возможно, были влюблены, но если бы он попросил её оставить мужа, она бы отказалась. В конце концов, Бёрн-Джонсы остались вместе, как и Моррисы, но Моррис и Джорджиана были близки всю оставшуюся жизнь.

В 1880 году Бёрн-Джонс купил проспектный дом (Prospect House) в Роттингдане, недалеко от Брайтона в Сассексе, в качестве летнего дома, а вскоре после соседнего дома Обри (Aubrey Cottage), построил Норт-Энд Хаус (North End House), отражая тот факт, что их дом в Фулэме был на Норт-Энд-Роуд. (Несколько лет спустя, в 1923 году, сэр Родерик Джонс, глава Reuters, и его жена, драматург и писатель Инид Багнолд, должны были добавить соседний готический дом к своей собственности, который стал вдохновением и настроил её на пьесу «Меловой сад»).

Его проблемный сын Филипп, ставший успешным художником-портретистом, умер в 1926 году. Его обожаемая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Уильяма Маккейла (1850-1945), друга и биографа Морриса и профессора поэзии в Оксфорде с 1911 по 1916 год. Их дети Анджела Тиркелл и Денис Макейл были романистами. В издании журнала для мальчиков Chums (№ 227, т. 5, от 13 января 1897 года) в статье о Бёрн-Джонсе заявлялось, что «... его внук-любимчик наказывался тем, что его отправляли в угол лицом к стене. Однажды, когда его отправили туда, он был рад обнаружить стену, красиво украшенную феями, цветами, птицами и кроликами. Его снисходительный дедушка использовал свой талант, чтобы смягчить скуку периода покаяния своего любимца».

Творческий путь

Ранние годы: Россетти и Моррис

Бёрн-Джонс однажды признался, что после того как он покинул Оксфорд он «нашёл себя в возрасте двадцати пяти лет, когда должен был в пятнадцать». У него не было постоянного обучения в качестве рисовальщика, и ему не хватало уверенности в науке. Однако уже созревала его необычайная способность придумывать как художника-декоратора; его ум, богатый знаниями о классической истории и средневекового романе, изобиловал живописными предметами, и упорным трутом он сформировал у себя полный набор навыков, свидетелем чего стали бесчисленные рисунки.

Работы первого периода все более или менее имеют оттенок влияния Россетти; но они уже отличаются от стиля старого мастера более лёгким, но менее интенсивным ощущением проработки образных деталей. Многие из них представляют собой изящно завершенные рисунки пером на велене, в том числе и «Восковое изображение» (1856) - один из самых ранних и лучших примеров. Несмотря на то, что предмет, материал и манера отражают вдохновение от Россетти , это была рука не просто ученика, а потенциального мастера. Это признал сам Россетти, который вскоре сознался, что у него не было больше ничего, чему можно было бы научить его.

Первый набросок Бёрн-Джонса маслом относится к тому же году, 1856 году, а в 1857 году он создал для Колледжа Брэдфилд первое из того, что должно было стать огромной серией картонов для витражей. В 1858 году он украсил шкаф «Рассказом настоятельницы» из «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера, его первая прямая иллюстрация произведения поэта, которого он особенно любил, и который вдохновил его на бесконечные сюжеты. Таким образом, мы видим, что художник рано занят во всех областях, в которых он должен был трудиться.

Осенью 1857 года Бёрн-Джонс присоединился к Моррису, Валентину Принсепу, Дж. Р. Спенсеру Стэнхоупу и другим в неудачной затее Россетти украсить стены Оксфордского союза. Ни один из художников не освоил технику фрески, и их картины начали слезать со стен до того, как были завершены. В 1859 году Бёрн-Джонс совершил своё первое путешествие в Италию. Он увидел Флоренцию, Пизу, Сиену, Венецию и другие места, и, похоже, счёл нежную и романтичную Сиену более привлекательной, чем любая другая школа. Влияние Россетти всё ещё сохранялось и, возможно, было видно сильнее, чем когда-либо прежде, в двух акварелях 1860 года, «Сидония фон Борк» и «Клара фон Борк». Обе картины иллюстрируют готичный роман 1849 года «Сидония фон Борк. Монастырская колдунья» Леди Уайльд (Джейн Уайльд), перевод «Sidonia Von Bork: Die Klosterhexe» (1847) Иоганна Вильгельма Мейнхолда.

Декоративное искусство: Morris & Co.

В 1861 году Уильям Моррис основал фирму декоративно-прикладного искусства Morris, Marshall, Faulkner & Co. с Россетти, Бёрн-Джонсом, Форд Мэдокс Брауном и Филиппом Уэббом в качестве партнёров, а также Чарльзом Фолкнером и Питером Полом Маршаллом, первый из которых был членом Оксфордского Братства, а последний друг Брауна и Россетти. В проспекте изложено, что фирма берётся за резьбу, витражи, металлические изделия, обои, чинц (набивная ткань) и ковры. С самого начала художественное оформление церквей было важной частью деятельности фирмы. Работа, показанная фирмой на Международной выставке 1862 года, привлекла много внимания, и в течение нескольких лет она процветала. Два крупных не церковных заказа помогли упрочить репутацию фирмы в конце 1860-ых годов: королевский проект во дворце Сент-Джеймс и «зелёная столовая» в музее Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта) 1867 года, в котором были представлены фигуры Бёрн-Джонса на витражах и панелях.

В 1871 году фирма Morris & Co. отвечала за окна в Церкви Всех Святых, созданные Бёрн-Джонсом для Альфреда Болдуина, зятя его жены. Фирма была реорганизована в Morris & Co. в 1875 году, и Бёрн-Джонс продолжал вносить эскизы рисунков для витражей, а затем гобеленов до конца своей карьеры. Витражи в Соборе Церкви Христовой и других зданиях в Оксфорде принадлежат Morris & Co. благодаря рисункам Бёрн-Джонса. Стэнмор Холл был последним крупным заказом по декорированию, выполненным Morris & Co. до смерти Морриса в 1896 году. Это был также самый крупный заказ, выполненный фирмой, и включал в себя серию гобеленов, основанных на рассказе о Святом Граале для столовой с образами Бёрн-Джонса.

В 1891 году Джонс был избран членом Гильдии работников искусства.

Иллюстрация

Несмотря на известность, прежде всего как художника, Бёрн-Джонс был также иллюстратором, помогая эстетике прерафаэлитов обеспечить повсеместное просвещение. Кроме того, он создал оформление книги для книгопечатни Kelmscott Press с 1892 по 1898 год. Его иллюстрации появились в следующих книгах:

  • Сказочная семья Арчибалда Макларена (1857);
  • Рубайат Омара Хайяма Уильяма Морриса (1872);
  • Земной рай Уильяма Морриса (не завершена);
  • Работы Джефри Чосера Джефри Чосер;
  • Библейская галерея Далиэля (1881).

Живопись

В 1864 году Бёрн-Джонс был избран помощником Общества акварелистов (также известном как Старое общество акварелистов), а также выставлял, среди других работ, «Милостивого рыцаря », первую картину, которая полностью раскрыла его созревшую личность как художника. В течение следующих шести лет свет увидела серия прекрасных акварелей в той же галерее. В 1866 году госпожа Кассаветти поручила Бёрн-Джонсу нарисовать свою дочь, Марию Замбако, в картине «Купидон находит Психею», представление, которой привело к их трагическому роману. В 1870 году Бёрн-Джонс отказался от членства из-за разногласий по поводу его картины «Филлида и Демофонт ».

Черты Марии Замбако были явно узнаваемы в едва прикрытой тканью Филлиде (как и в нескольких из лучших работ Бёрн-Джонса), а явная нагота Демофона в сочетании с намёком на женскую сексуальную уверенность оскорбили викторианскую чувствительность. Бёрн-Джонсу было предложено внести небольшие изменения, но вместо этого «картину убрали не только со стен, но и из самого Общества».

В течение следующих семи лет, с 1870 по 1877 год, были выставлены только две работы художника. Это были две акварели, показанные в галерее Дадли в 1873 году, одной из которых была прекрасная «Любовь среди руин », уничтоженная двадцатью годами позже уборщиком, предположившим, что это масляная картина, однако позже восстановленная художником масляными красками. Этот тихий период, тем не менее, был одним из непрерывно продуктивных. До сих пор Бёрн-Джонс работал почти полностью в акварели. Теперь он начал несколько больших картин маслом, работая над ними по очереди и всегда имея несколько под рукой. Первая серия «Дикая роза», «Прославление Венеры», «Золотая лестница », серия «Пигмалион» и «Зеркало Венеры» входят в число работ, запланированных и завершенных или доведенных до конца в течение этих лет. Эти годы также ознаменовали начало сотрудничества Бёрн-Джонса с фотохудожником Фредериком Холлайером, чьи репродукции картин и, особенно, рисунки, представляли ли бы более широкую аудиторию в работах Бёрн-Джонса в ближайшие десятилетия.

Наконец, в мае 1877 года, наступил день признания благодаря открытию первой выставки галереи Grosvenor Gallery, на которой были показаны «Дни Творения», «Зачарованный Мерлин» и «Зеркало Венеры». Бёрн-Джонс следил за блестящим успехом этих картин с «Прославлением Венеры», «Песнью любви», «Паном и Психеей» и другими произведениями, выставленными в 1878 году. Большинство этих картин написаны яркими цветами. Изменения стали заметными в следующем году, 1879 году, в «Благовещение Пресвятой Богородицы » и в четырёх картинах, составляющих вторую серию «Пигмалион и образ »; первая картина, одна из самых простых и совершенных произведений художника, сдержанная и спокойная; в последней же была предпринята попытка разработать схему мягких и нежных оттенков, но она не увенчалась полным успехом. Подобная сдержанность цветов была характерной чертой «Золотой лестницы », впервые выставленной в 1880 году. Почти мрачное «Колесо Фортуны» было показано в 1883 году, а затем в 1884 году «Король Кофетуа и нищенка », в которой Бёрн-Джонс снова потворствовал своей любви к яркому цвету, усовершенствованной периодом самоограничения. Затем он обратился к двум важным сериям картин: «Дикая роза» и «История Персея», хотя они не были завершены в течение нескольких лет.

Бёрн-Джонс был избран членом Королевской академии в 1885 году, а в следующем году выставлялся (единственный раз) в ней, показывая «Глубины моря», картину с русалкой, утягивающей с собой юношу, из-за которого она бессознательно утопилась в порыве любви. Эта картина добавляет к обычно запоминающейся привлекательности трагическую иронию замысла и счастье исполнения, которые отличают её от других произведений Бёрн-Джонса. В 1893 году он официально отказался от членства. Одна картина из серии «Персей» была выставлена в 1887 году, и ещё две в 1888 году с «Данаей и медной башней», вдохновлённой легендой с таким же названием. В 1890 году вторая серия «Легенда о Дикой розе» была выставлена сама по себе и завоевала наибольшее восхищение. Огромная акварель «Звезда Вифлеема», написанная для муниципалитета Бирмингема, была выставлена в 1891 году. Длительная болезнь в течение некоторого времени препятствовала деятельности живописца, которая, при возобновлении была очень занята декоративными схемами. Выставка его работы проходила в галерее New Gallery зимой 1892-1893 годов. К этому периоду принадлежат несколько его сравнительно немногих портретов. В 1894 году Бёрн-Джонс стал баронетом. Плохое состояние здоровья снова прервало процесс создания работ, главной из которых была большая картина «Последний сон короля Артура в Авалоне ». Зимой, после его смерти, в галерее New Gallery была проведена вторая выставка его работ, а выставка рисунков (в том числе некоторые из очаровательно юмористических эскизов, сделанных для детей) в «Клубе изобразительных искусств Берлингтона».

Дизайн для театра

В 1894 году управляющий театром и актёр Генри Ирвинг заказал Бёрн-Джонсу дизайн декораций и костюмов для постановки «Короля Артура» Дж. Коминса Карра в театре «Лицеум», который был покровителем Бёрн-Джонса и директором галереи New Gallery, а также драматургом. В пьесе Ирвинг сыграл ведущую роль короля Артура, а Эллен Терри роль Гвиневры, а также совершил поездку по Америке после лондонского пробега. Бёрн-Джонс с энтузиазмом принял заказ, но был разочарован большей частью конечного результата. Он тайно написал своей подруге Элен Мэри Гаскелл (известной как Мэй): «Доспехи хороши - они забрали у меня все силы... Персеваль выглядит в них романтично... Я ненавижу сцену, не говорю, но ненавижу».

Эстетика

Картины Бёрн-Джонса были одним из направлений эволюционирующего эстетизма гобелена с 1860-х по 1880-е годы, в котором считалось, что искусство следует ценить как объект красоты, порождающий чувственный отклик, а не за историю или мораль, скрытую в предмете изображения. Во многом это противоречило идеалам Раскина и ранних прерафаэлитов. Цель Бёрн-Джонса в искусстве лучше всего высказана его собственными словами, написанными другу:

«Под картиной я подразумеваю красивый, романтический сон о чём-то, чего никогда не было, никогда не будет, в лучах ярче любого света, который когда-либо светил, и который на земле никто не может объяснить или запомнить, только желать, и фигуры божественно красивые, и затем я просыпаюсь с пробуждением Брюнхильды».

Ни один художник не был более верен своей цели. Решительно преследуемые идеалы склонны спровоцировать мировое негодование, и Бёрн-Джонс столкнулся, пережил и поборол невероятно большое количество гневной критики. Она была неуместной, поскольку была направлена на отсутствие реализма в его картинах. Земля, небо, скалы, деревья, мужчины и женщины Бёрн-Джонса не принадлежат этому мира, но они сами по себе являются миром, согласующимся с самим собой, и поэтому имеют свою собственную реальность. Наполненная красотой и странностью сновидений, она не имеет ничего от непоследовательности сна. Тем не менее, мечтатель всегда тот, чья природа пронизывает эти произведения, природу из сочувствия за счёт борьбы и напряженных действий. Мужчины и женщины Бёрн-Джонса тоже мечтатели. Именно это, более чем что-либо другое, отдаляло его от возраста, в котором он родился. Но у него было врождённое «сопротивление факту», которое отдаляло бы его от реальности любого возраста. Эта критика кажется более обоснованной, что обнаружило в нём недостаточность такой победоносной энергии и мастерства над материалами, что позволило бы ему осуществить свои концепции в их первоначальной глубине. Тем не менее, Бёрн-Джонс был необычайно активен в работе. Его усердие было неисчерпаемым, и должно было быть таковым, если он хотел идти в ногу с постоянным давлением своих идей. Какие бы недостатки, возможно, не имели его картины, у них всегда было фундаментальное достоинство композиции; они всегда были мысленным образом. От его задумов веяло романтическим настроением, склонным к открытию красивых сюжетов, и они внушали восторг от чистого и пёстрого цвета.

Признание

В 1881 году Бёрн-Джонс получил почётную степень Оксфорда и стал «почётным членом» в 1882 году. В 1885 году он стал президентом Бирмингемского общества художников. Приблизительно в это время он начал ставить дефис в своём имени, просто - как он позднее писал - чтобы не затеряться во множестве Джонсов. В ноябре 1893 года к нему подошли, чтобы узнать, примет ли он баронет по рекомендации уходящего премьер-министра Уильяма Эварта Гладстона, в феврале следующего года он юридически сменил своё имя на Бёрн-Джонс. Он был формально возведён в звание баронет Роттингдейна, в графстве Сассекс и Грэндж, в приходе Фулэм, в графстве Лондон в баронетстве Соединенного Королевства 3 мая 1894 года, но остался недоволен принятием награды, что претило его другу-социалисту Моррису и презиралось его женой Джорджианой, такой же социалисткой. Только его сын Филипп, который общался с несколькими принцами Уэльскими и унаследовал титул, действительно хотел этого.



А вообще все его картины довольно мрачны.

Гвиневера, спасаемая Ланселотом2





4

Бессмысленно спорить, что большинство нарисованных сюжетов из Библии совсем не вписываются в обычный интерьер. Но насколько же превосходно смотрятся витражи. Они потрясли меня даже больше, чем все эти совершенно очаровательные полотна.

Удивительно как много успел Берн-Джонс, этот великолепный мастер за свою недолгую жизнь! Композиции этого мастера на религиозные и мифологические сюжеты просто завораживают. Они очень романтичны и в то же время склонны к идеализации. В своих работах Берн-Джонс изображал и сюжеты античных и средневековых сцен. Они тоже хороши! В таких произведениях как "Король Кофетуа и нищая девушка", "Очарованный Мерлин", "Сердце жаждет" и "Душа достигает" из серии "Пигмалион" чувствуется превосходство благородства

души над земными богатствами. Очаровательно полотно в стиле "ню" - "Три грации". Из житейских сюжетов понравился семейный портрет "Джорджиана Берн-Джонс, дети Маргарет и Филип на заднем плане".



Творчество Берна-Джонса очень разнообразно - это не только картины на холсте, но и гобелены, витражи. Но их все объединяет некая мифичность, сказочность, они могли бы служить иллюстрациями к книгам такого рода. Фигуры его персонажей часто напоминают античные статуи, также воспевая красоту тела тождественную героизму, силе, мощи. Но в целом настроение работ зачастую подавляющее, гнетущее или наводящее на размышления. Художник использует во многих произведениях склоненную фигуру героя или героини -

Пан, нависающий над Психеей, и Психея, которая не может выпрямить спину и смотреть не него, как на равного; преклонивший колено Пигмалион; герой полотна "Плач", обессиленный горем; принцесса, привязанная к дереву... В них ощущается определенная несвобода, в большей или меньшей степени, которая тяготит, и это удручающее настроение передается и зрителю. Интересны портреты Берна-Джонса - работа, изображающая его жену, включает в себя и часть, посвященную детям. Причем это не портрет семьи, а именно жены. С детьми на заднем плане. Сразу становится понятно, что они - ее часть, неотъемлемый элемент портрета этой женщины. А насколько лаконичны, чисты, почти прозрачны изображения "Маргарет" и Сесиль Хорнер, где главной деталью являются глаза, а все остальное - лишь фон.



Э́двард Ко́ли Бёрн-Джонс (англ. Edward Coley Burne-Jones; 28 августа 1833 года, Бирмингем, Великобритания - 17 июня 1898 года, Лондон, Великобритания) - близкий по духу к прерафаэлитам английский живописец и иллюстратор, один из наиболее видных представителей движения искусств и ремёсел. Широко известен своими витражами.

Бёрн-Джонс получил начальное образование в бирмингемской школе короля Эдварда. С 1848 года посещает вечерние курсы в правительственной школе дизайна. В 1853 году изучал теологию в Эксетерском колледже Оксфордского университета. Здесь знакомится с Уильямом Моррисом , и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, принимают решение отказаться от богословия ради живописи. Когда в 1856 году Данте Габриэл Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, это знакомство становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.

В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой (Джорджи) Макдональд (1840-1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художницу, и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и подружилась с Джордж Элиот. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера, вторая - за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья - матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса).

Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом № 41 на Кенсингтон-сквер, и их дочь Маргарет родилась там в 1866 году.

В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом 18-го века с большим садом в Фулеме. В течение 1870-х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман (описанный как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в канал Регента. В эти тяжёлые годы Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни.

Их сын Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Уильяма Маккейла, друга и биографа Морриса. Их дети Анджела Тёркелл и Деннис Маккейл стали писателями.

Бёрн-Джонс получил Орден Почётного легиона за картину «Король Кофетуа и нищенка» (англ. King Cophetua and the Beggar Maid, 1884).

В 1894 году Бёрн-Джонс получает титул баронета.

В 1885 году Эвард Бёрн-Джонс был избран ассоциированным членом Королевской Академии Художеств, но в 1893 году отказался от этого звания.

В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»

Бёрн-Джонс много рисует обнаженное мужское тело. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый. Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцание.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Эдуард Коли (Burne-Jones, Edward Coley) 1833, Бирмингем - 1898, Лондон. Английский живописец и график. Учился в школе короля Эдуарда в Бирмингеме и готовился к карьере священнослужителя. Однако встреча в Оксфорде с У. Моррисом изменила его жизненные планы. Вместе они отправились в 1855 во Францию, где Берн-Джонс был потрясен готическим искусством, в котором впоследствии черпал вдохновение. В 1856 состоялось знакомство с Россетти. В следующем году принял участие в росписях в здании Дискуссионного клуба Оксфордского университета, затеянных последним. Вместе с Россетти и Моррисом вошел в группу, работавшую на принципах, близких прерафаэлитам. Большое влияние на дальнейшую творческую судьбу Берн-Джонса оказали два путешествия в Италию в 1859 и 1862 (второе совершил вместе с Дж. Рёскиным). Увлеченность художника искусством Раннего Возрождения наиболее ярко проявилась в картине Король Кофетуа и нищенка (1884, Лондон, галерея Тейт), в которой, однако, близкая кватрочентистской трактовка пространства, ракурсы фигур, орнаментация приходят в противоречие с иератической напряженностью в общем облике и взгляде главной героини, выдавая мастера конца XIX в. До 1877 Берн-Джонс выставлялся очень редко. Но после экспозиции в галерее Гросвено, ставшей на многие годы своеобразным центром позднего прерафаэлитизма, его слава, как на родине, так и за ее пределами, стала расти. В 1882 на Всемирной выставке в Париже он вместе с Ф. Лейтоном представлял Англию. В 1885 Берн-Джонс был избран ассоциированным членом Королевской академии художеств, но в 1893 отказался от этого звания. В 1894 получил титул баронета. Как большинство его единомышленников из круга прерафаэлитов, Берн-Джонс избегал современных тем (за исключением портрета). Он обычно писал картины циклами на сюжеты из Средневековья и Античности, представляя легенду или миф в нескольких эпизодах. Его композиции наполнены напряженным аллегорическим смыслом (часто навеянным поэзией У. Морриса), что делает его одним из провозвестников европейского символизма. Художник всегда тщательно отделывал каждую деталь. Прирожденный рисовальщик, он и свои живописные произведения строил на линейных ритмах. Главный мотив, звучащий в фигурах переднего плана (обычно композиционно близкого рельефу, основанному на принципе изокефалии), затем разрабатывался подобно музыкальной вариации в более сложных и дробных ритмах фона, коврово заполненного многочисленными персонажами и орнаментами. Высокие декоративные качества его живописи сделали органичным переход к работе в прикладных видах искусства и книге. Во многом именно на проектах и рисунках Берн-Джонса держалась деятельность фирмы У. Моррис и Ко и издательства Келмскотт Пресс. В шпалерах и витражах он, как правило, выполнял человеческие фигуры, а Моррис орнаменты. Здесь Берн-Джонс стремился к законченности и эмоциональности в трактовке лиц, несмотря на протесты Морриса, желавшего усиления декоративного начала в такого рода вещах. Основные произведения: История Пигмалиона (1869- 1879, Бирмингем, Гор. музей и художественная галерея), Зеркало Венеры (1872-1877, Лиссабон, Нац. музей старого искусства), История Персея (после 1875, Штутгарт, Гос. художественная галерея), Золотая лестница (1876-1880), Любовь среди руин (1893, обе - Лондон, галерея Тейт), иллюстрации к Сочинениям Джефри Чосера (совместно с У. Моррисом, 1896).

Лит.: Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. Очерки. М., 1975; Harrison M., Waters B. Burne-Jones. London, 1973.

  • - северо-западный ветер в деп. Марна...

    Словарь ветров

  • - Эрик. Известный американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - . Здесь в 1874 подписан договор о создании Всеобщего почт, союза. С тех пор руководящие органы ВПС находятся в Берне...

    Большой филателистический словарь

  • - Эрик - американский психиатр и психоаналитик. Создатель трансакционного анализа. Ученик П. Федерна. Доктор медицины, профессор...

    Новейший философский словарь

  • - английский живописец, рисовальщик, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в Бирмингеме 28 августа 1833. Вместе с Уильямом Моррисом учился живописи у Д.Г.Россетти...

    Энциклопедия Кольера

  • - столица Швейцарии и административный центр кантона Б. Расположен на р. Ааре. 164,2 т. ж. . Осн. в 1191, в 1218 стал вольным имперским городом. В 1353 присоединился к швейц. конфедерации...

    Советская историческая энциклопедия

  • - старинное немецкое название Вероны, отсюда Дитрих Бернский - название, под которым известен остготский король...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - англ. живописец, родом из Бирмингема...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сокращение имени; употребляющееся в естественной ист. и физиологии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - столица Швейцарии. Административный центр кантона...
  • - Эдуард Коли, английский живописец и рисовальщик. В 1859 и 1862 работал в Италии. Испытал влияние Д. Г. Россетти. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Бёрн-Джонс Эдуард Коли, английский живописец и рисовальщик. В 1859 и 1862 работал в Италии. Испытал влияние Д. Г. Россетти. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - столица Швейцарии, административный центр кантона Берн, на р. Ааре. 134 тыс. жителей. Международный аэропорт. Машиностроительная, химико-фармацевтическая, пищевая, полиграфическая промышленность. Университет...
  • - английский живописец и рисовальщик. Прерафаэлит. Прибегая к стилизации итальянской живописи 15 в., писал лирические картины на темы средневековых легенд...

    Большой энциклопедический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 город столица...

    Словарь синонимов

"Берн-Джонс" в книгах

Швейцария-Берн

Из книги Генерал Дима. Карьера. Тюрьма. Любовь автора Якубовская Ирина Павловна

Швейцария-Берн Совершенно очевидно, что сведения, полученные из Израиля, свидетельствуют о ком угодно, только не о Якубовском, поскольку ни один человек из тех, кто признал себя участником погрома в библиотеке, не показал, что видел или слышал Якубовского, за исключением

Э. Берн (1910–1970)

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Э. Берн (1910–1970) В нашей стране Эрик Берн – пожалуй, один из самых известных зарубежных психологов. Многие познакомились с его теорией более четверти века назад – в пересказе его верного последователя Томаса Харриса. Книга Харриса «Я – о’кей, ты – о’кей» была переведена

Берн

Из книги Выжить и вернуться. Одиссея советского военнопленного. 1941-1945 автора Вахромеев Валерий Николаевич

Берн Мы шагаем втроем по ровному асфальту швейцарского шоссе. Говорить особо не о чем. Солнце уже успело прогреть темную гладь дороги. До станции от дома нужно идти четыре километра, и я, с удовольствием сняв тесные ботинки, иду босиком. Кругом гористая местность, покрытая

БЕРН ЭРИК.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

БЕРН ЭРИК. Эрик Берн (настоящее имя Леонард Бернстайн) родился 10 мая 1910 г. в канадском городе Монреаль в семье практикующего врача. Его отец умер от туберкулеза в возрасте 38 лет, и сын решил, подобно отцу, связать свою жизнь с медициной: в 1935 г. он получает степень доктора

Берн и Рим

Из книги Повесть моих дней автора Жаботинский Владимир

Жюльен «Берн»

Из книги Холодные и горячие закуски. Готовим, как профессионалы! автора Кривцова Анастасия Владимировна

Берн - город Медведя

Из книги 100 знаменитых чудес света автора Ермановская Анна Эдуардовна

Берн - город Медведя В 1191 году на берегу реки Ааре в окружении свиты появился герцог Бертольд V Церингерский, правитель Бургундии. Для защиты западной границы своих владений он заложил город-крепость. Герцог объявил всем, что новое поселение получит имя первого

2. Берн, мешок секретов

Из книги Секретные агенты против секретного оружия автора Бержье Жак

2. Берн, мешок секретов Я получаю донесения со всех сторон. Бродячие торговцы Южной России, афганские лошадиные барышники, паломники, идущие в Мекку, шейхи Северной Африки, торговые моряки Черноморья, монголы в бараньих шкурах, индийские факиры, греческие купцы с

ИЗ ПАРИЖА В БЕРН

Из книги Том 5 автора Энгельс Фридрих

ИЗ ПАРИЖА В БЕРН

Эрик Берн

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Эрик Берн (1910-1970 гг.) психиатр, психоаналитик Любой человек имеет черты маленького ребенка.Многие говорят, что им не нужны возбуждающие впечатления, но мы возьмем на себя смелость заявить, что большая часть людей активно ищет

Берн

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Берн Берн – главный город швейцарского кантона того же имени, с 1884 г. столица швейцарского союза, лежит на высоте 636 м. над уров. м. (Munster Plattform), на полуострове, по левому берегу Аары, 47151 жит., между которыми 39942 реформатов, 3455 католиков, 385 евреев, 305 остальных исповеданий. Б. –

Берн

БСЭ

Берн Берн (нем. Bern; франц. Berne), столица Швейцарии. Административный центр кантона Берн. Расположен в центральной части страны на обоих берегах глубоко врезанной долины р. Ааре на высоте 572 м над уровнем моря. Климат умеренный континентальный; средняя температура января

Бёрн-Джонс Эдуард Коли

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Бёрн-Джонс Эдуард Коли Бёрн-Джонс (Burne-Jones) Эдуард Коли (28.8.1833, Бирмингем, - 17.6.1898, Лондон), английский живописец и рисовальщик. В 1859 и 1862 работал в Италии. Испытал влияние Д. Г. Россетти. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Манерная и вычурная стилизация

БЕРН

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

БЕРН Жюль Верн (1828–1905) – французский писатель, один из создателей жанра научно-фантастического романа.* * * Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час

Эрик Берн

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Эрик Берн Эрик Берн был сорокашестилетним врачом-психиатром, когда отказался от дальнейшего обучения психоанализу после пятнадцати лет работы в этом русле.Он отказался от дальнейших усилий в этом направлении, после того как в 1956 году Институт психоанализа Сан-Франциско

Эдвард Коли Бёрн-Джонс (28 августа 1833, Бирмингем, Великобритания - 17 июня 1898, Лондон, Великобритания) - близкий по духу к прерафаэлитам английский живописец и иллюстратор, один из наиболее видных представителей движения искусств и ремёсел. Широко известен своими витражами.

Бёрн-Джонс получил начальное образование в бирмингемской Школе короля Эдварда. С 1848 года посещает вечерние курсы в правительственной школе дизайна. В 1853 году изучал теологию в Эксетер-колледже (Оксфордский университет). Здесь знакомится с Уильямом Моррисом, и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, принимают решение отказаться от богословия ради живописи. Когда в 1856 году Данте Габриэл Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, это знакомство становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.

В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой (Джорджи) Макдональд (1840-1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художницу, и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и подружилась с Джордж Элиот. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера, вторая - за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья - матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса).

Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом № 41 на Кенсингтон-сквер, и их дочь Маргарет родилась там в 1866 году.

В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом 18-го века с большим садом в Фулеме. В течение 1870-х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман (описанный как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в канал Регента. В эти тяжёлые годы Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни.

Их сын Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Вильяма Мэкейла (1850-1945), друга и биографа Морриса, профессора поэзии в Оксфорде в 1911-1916 годах. Их дети Анжела Фиркель и Денис Мэкеил стали писателями.

Бёрн-Джонс получил Орден Почётного легиона за картину «Король Кофетуа и нищенка» (англ. King Cophetua and the Beggar Maid, 1884).

В 1894 году Бёрн-Джонс получает титул баронета.

В 1885 году Эвард Бёрн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств, но в 1893 г. отказывается от этого звания.

В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»

Бёрн-Джонс много рисует обнаженное мужское тело. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый. Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцание.


Родившись в скромной семье рамочника-золотильщика в Бирмингеме, Берн-Джонс получает начальное образование в бирмингемской Школе короля Эдварда. Одаренный рисовальщик, с 1848 года он посещает вечерние курсы в правительственной школе дизайна. В 1853 году, решив стать священником, поступает в Экситер-колледж Оксфорда, одного из старейших университетских городов Англии (основан в XII в). Знакомится там с Уильямом Моррисом - студентов связывает тесная дружба и общая страсть к искусству. Там они впитывают дух Средневековья и видят в нем источник творческого вдохновения.

Узнав о Братстве прерафаэлитов из статей критика Джона Рескина, в доме одного из друзей они увидели акварель Данте Габриэла Россетти "Данте, рисующий ангела" (1853 г.), которая произвела на молодых людей такое сильное впечатление, что прерафаэлиты становятся для них идеалом в живописи, а Данте Габриэл Россетти - кумиром.

Образование группы прерафаэлитов стремившихся в своей живописи к простоте и искренности ранних итальянских мастеров дорафаэлевского времени, стало одним из самых ярких событий викторианской эпохи. Братство художников было создано в 1848 году в Лондоне Уильямом Хантом, Джоном Эвереттом Миллесом и Данте Гейбриелом Россетти под сильным влиянием сочинений Рескина. Теория их была такова: "Искусство было чисто только до Рафаэля. Рафаэль сам был чист только в первую половину своей деятельности. Потом, когда он получил первые ватиканские заказы, он впал в манерничанье, создал стереотип, за которым устремились все остальные".

Прерафаэлиты, опираясь на художников кватроченто и готики и добиваясь абсолютной точности в своей технике, стремились сочетать воодушевлявшие их благородные чувства с правдивым изображением предмета.

До появления Братства развитие британского искусства определялось главным образом деятельностью Королевской Академии. Несмотря на появление таких художников, как Тернер и Констебл, манера, культивируемая Академией, по-прежнему тяготела к наследию старых мастеров и основывалась на использовании коричневой краски. Трое молодых прерафаэлитов сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании "Росток".

Чтобы воспроизвести манеру великих итальянских художников, творивших до Рафаэля, живописцы братства делали скрупулезные этюды тонов с натуры, воспроизводя их насколько возможно ярко и отчетливо, и писали картины на влажном белом грунте. Они увеличили размеры полотен, чтобы уместить человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину. В своем желании писать исполненные истины, глубоко значительные сюжеты они обратились за вдохновением к Библии.

Царь Давид, 1872

В дальнейшем их творчество было тесно связано с литературой: с произведениями поэта эпохи Возрождения Данте, английского поэта Шекспира, давно забытыми средневековыми легендами и балладами с благородным поклонением прекрасной даме, самоотверженным мужеством рыцарей.

Вначале критики, в том числе и Чарлз Диккенс, встретили художников враждебно. Им не понравился реализм, изображающий Иосифа как ремесленника с грязными ногтями, а Мадонну как девушку из толпы. Однако (авторитетный и популярный) критик Джон Рёскин энергично выступил в их защиту, а живописцы-новаторы вскоре приобрели многочисленных поклонников, особенно в среде растущего среднего класса центральной и северной Англии.

Ангелы-менестрели, У.Моррис и ко по рисунку Берн-Джонса, 1894

Уильям Моррис и Эвард Берн-Джонс принимают решение отказаться от богословия ради живописи. В 1855 году молодые люди покидают Оксфорд, окончательно решив посвятить себя искусству, обратившись к Россетти за разрешением участвовать в их журнале. Со знакомства Россетти с этими двумя студентами Оксфордского университета начался новый этап в движении прерафаэлитов. В это время группа прерафаэлитов развивает в своем творчестве круг тем на основе Нового Завета и средневековых легенд. Берн-Джонс знакомится с Рескиным и Россетти в начале 1856 года, а в мае того же года он уже принят учеником в студию Россетти. В следующем году он участвует в выполнении принадлежащего учителю большого проекта стенной росписи холла оксфордского Зала Союзов. Помимо этой работы, его внимание почти всецело поглощает рисунок пером или акварелью, весьма тщательно прорабатываемый.


Буфет "Дамы с животными", 1860


В 1860 году Эдвард Берн-Джонс женится. В это время он начинает писать акварели с добавлением гуаши с бычьей желчью на коричневой основе. К этому периоду относятся два портрета обворожительной Сидонии фон Бок и ее кузины Клары фон Девитц, навеянные итальянским Ренессансом и отмеченные влиянием Россетти. В том же году создает несколько работ по мотивам баллады о Прекрасной Розамунде и королеве Элеоноре (вслед за Россетти и Хьюзом).

Рассказ настоятельницы

Увлечение Средневековьем заставило прерафаэлитов изменить отношение и к декоративно-прикладному искусству, противопоставив бездушным изделиям промышленного производства высокое качество вещей, сделанных ими вручную. В 1861 году Уильям Моррис открывает в Лондоне фирму "Моррис, Маршалл, Фолкнер и К". В этом магазине декоративного искусства продается все необходимое для создания домашнего интерьера: мебель, витражи, керамика, обивочные ткани, предметы искусства. К Моррису присоединяются его верные друзья Филип Уэбб, Россетти и Берн-Джонс.

"Благовещение"

Рождество

Поклонение Волхвов

витражи Богоявленской часовни собора Винчестера (Winchester) в Хемпшире, спроектированные Эдуардом Берн-Джонсом и выполненные в мастерской Уильяма Морриса.

Витраж в Церкви в Донингтоне (Donington) в Лестершире.

Витраж церкви в Мельбурне, в Дербшире

Витраж в церкви в Шрусбери, в Шропшире

Эдуард Берн-Джонс работал в декоративно-прикладном искусстве в так называемой мастерской "Красный дом" Уильяма Морриса в Кенте, спроектированном в 1859 Филиппом Спикменом Уэббом по типу английского деревенского коттеджа из красного кирпича с окнами, различными по форме (квадратными, прямоугольными, круглыми), в некоторых стояли витражи, стены жилища опутывая, столь любимые прерафаэлитами вьющиеся растения. Художники своими руками делали мебель, ковры, занавески, витражи и даже дверные ручки. Данте Габриэл Россетти написал для кабинета Морриса триптих на темы стихотворений Данте Алигьери. Они учились ткать, делать посуду, набивать рисунок на ткани. Новый образ жизни привлекал людей в мастерскую Морриса. Посетителям казалось, что они попадают в самую гущу творческого процесса. Призыв "Не имейте в своем доме ничего, что бы вам не пригодилось или не казалось красивым" нашел немало последователей. Для мастерской Морисса создавались иллюстрации, эскизы гобеленов, мозаик, витражей, предметы декоративно-прикладного искуства. Во многом именно на проектах и рисунках Берн-Джонса держалась деятельность фирмы "Уильям Моррис и К." и издательства "Келмскотт Пресс". В шпалерах и витражах он, как правило, выполнял человеческие фигуры, а Моррис орнаменты. Здесь Берн-Джонс стремился к законченности и эмоциональности в трактовке лиц, несмотря на протесты Морриса, желавшего усиления декоративного начала в такого рода вещах. Создаются книги, в едином стиле оформления страницы книги, её титульного листа и переплёта. "Кентерберийские рассказы" английского поэта Джефри Чосера украшены вьющимися растительными орнаментами Средневековья, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы. Книга вышла в год смерти Уильяма Морриса, через два года со смертью Берн-Джонса.

Весна, 1870

В 1861 году художник едет в Италию с Брауном и Россетти, а по возвращении активно помогает Моррису в создании его художественно-промышленной компании, для которой выполняет множество эскизов витражей, керамической облицовки, гобеленов и других предметов прикладного назначения.

Артур на Авалоне

Благодаря Берн-Джонсу, влияние прерафаэлитов, связанное с именем Уильяма Морриса, было длительным и породило другое течение - "Высокое искусство", германское по происхождению, которое обратилось к сюжетам древней английской истории.

Зачарование Мерлина, 1874

Между 1859 и 1873 годами Берн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело. Совершая поездку вместе с Рескиным, убедившим живописца заняться копированием мастеров венецианской школы, Берн-Джонс обновляет свою технику. В его стиле с этих пор заметны признаки новых влияний, что в конце концов приносит ему славу и рыцарское звание, дарованное художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.

Зеркало Венеры, 1870-76

Колесо Фортуны, 1875-83

В 1864 году он избран в члены Старого общества акварелистов; участвует в выставке Общества в 1870. В 1877 году художник представляет семь своих произведений на первую выставку в галерее Гровнор; становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г. Известность Берн-Джонса растет, выходя далеко за пределы Англии.

Бой Персея с Драконом, 1878

Ангел музыки, 1880

Король Кофетуа и нищая, 1880-84

В продолжение царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны. Возрастает интерес к античной литературе и к истории Древней Греции и Рима, а также к легендарному прошлому самой Британии. Эдвард Берн-Джонс становится мастером и античных и средневековых сцен, создавая работы, подобные серии "Пигмалион" или "Король Кофетуа и девушка-нищенка", в которых сквозит воспитательный мотив превосходства благородства души над земными богатствами.

Зловещая голова Медузы Горгоны, 1885

В 1882 году на Всемирной выставке в Париже он вместе с Фредериком Лейтоном представляет Англию. В 1885 году Эвард Берн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств, но в 1893 г. отказывается от этого звания.

Снаряжение Пресея, 1885

Сад Гесперид, 1887

Даная и медный замок, 1888

Шиповник, заколдованный лес, 1870-1890

Шиповник, спящая принцесса, 1870-1890

Невеста Ливана, 1891

В 1894 году он получает титул баронета; приходит слава, увенчивая его наградами. Последние годы его жизни посвящены большим композициям на литературные темы.

Любовь среди руин, 1893

История движения прерафаэлитов закончилась, оставив мастерам XX века большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству.


Сердце розы

Живопись прерафаэлитов являет собой переход от романтизма к символизму начала ХХ столетия, который, может быть, правильнее было бы именовать неоромантизмом: он вновь открыл простор фантазии, устремлённости за пределы повседневности.

Ангел, играющий на флейте

Надежда, 1896

Основные произведения Эдварда Берна-Джонса: "История Пигмалиона" (1869-79, Бирмингем, Городской музей и художественная галерея); "Зеркало Венеры" (1872-77, Лиссабон, Национальный музей старого искусства); "История Персея" (после 1875, Штутгарт, Городское собрание); "Золотая лестница" (1876-80, Лондон, Галерея Тейт); "Любовь среди руин" (1893; там же); иллюстрации к "Сочинениям Джефри Чосера" (совместно с У. Моррисом; 1896).

Св. Иоанн Златоуст (ни датировки ни места не смог найти)


Top