Мораль басни Волк на псарне и ее анализ (Крылов И. ). Комплексный анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне Волк на псарне анализ

Волк на псарне - басня Крылова, иносказательно описывающая неудавшиеся переговоры Наполеона и Кутузова. Волк на псарне - настоящий шедевр басенного жанра.

Басня Волк на псарне читать

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» - «Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,

А потому обычай мой:

Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Мораль басни Волк на псарне

И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.

Басня Волк на псарне - анализ

Басня Крылова Волк на псарне – патриотическое произведение о значительных исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но даже подробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей не покрывают полностью глубокую мораль басни Волк на псарне.

В басне Крылова много внимания уделено передаче живописности всех картин и настроений участников. Тревога на псарне взбудораживает использованием ярких и образных выражений: «псы рвутся на драку»… Причем особенно четко описана опасная хитрость волка и изворотливость: «Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Автор очень легко передает ум Ловчего, которому и так понятно лицемерие волка в попытке спасти свою шкуру. Ловчий не дослушивает его, а произносит слова, ставшие началом морали: «Ты сер, а я, приятель, сед».

Иван Андреевич Крылов - выдающийся русский писатель-баснописец. В своих произведениях он бичевал лжецов и мерзавцев, крепостников и властолюбцев. Жанр басни им выбран неслучайно. Идти в бой с открытым забралом было невозможно, слишком неравны были силы, поэтому и выбирает Крылов иносказательную форму повествования - эзопов язык. Произведения Ивана Андреевича интересны тематикой, идеей и образным, Удивительно доходчивым языком. В своих баснях Крылов обсуждает и решает общечеловеческие вопросы или конкретные события, как, например, в произведении “Волк на псарне”.

Басня написана на события 1812 года, когда Наполеон вошел в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле, в ее “сердце” - Москве. В аллегоричной форме, с достаточной долей сатиры Крылов описывает ситуацию, в которую попал враг:

Волк ночью, думая залезть в овчарню.

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор.

Почуя серого так близко забияку.

Псы залились в хлевах и рвутся

Вон на драку;

Псари кричат: “ахти, ребята, вор!”

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Как это описание напоминает картину, созданную Лермонтовым в стихотворении “Бородино”. Наполеону не удалось победно и легко прошагать по России, как это было сделано им во многих европейских государствах и их столицах. Русские смогли защититься и сохранить боеспособную армию. Ключей от Москвы он так и не дождался, не получилось того триумфа, на который рассчитывал полководец. Крылов очень хорошо передает ту ситуацию, в которой оказался Наполеон, заняв пустую Москву:

Мой волк сидит, прижавшись в угол задом

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом

И что приходит наконец

Ему расчесться за овец, -

Пустился мой хитрец в переговоры.

В образе седого ловчего Крылов выводит мудрого и опытного главнокомандующего Кутузова, который категоричен и непреклонен.

“Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой -

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой”.

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Оптимистично и победно звучит заключительная фраза басни, Крылов ничуть не сомневается в победе русского оружия.

Благодаря щедрому таланту и многосторонности творчества, Крылов стал популярен еще при жизни, сейчас же его слава всемирна и будет расцветать до тех пор, пока звучит богатый язык русского народа.


Подлинное прославление Кутузова, его народного гения военного и дипломата, дано Крыловым в басне «Волк на псарне». Это произведение поэта - чудо искусства слова. Здесь торжествует аллегория и как аллегория, т. е. поэтика широкого радиуса действия, и как (при всей условности своей) максимальное приближение к действительности, - в смысле данного конкретного случая. Здесь одержало победу свою и искусство портретной живописи, одной чертой, одним мазком схватывающее всего человека с головы до ног.

Что позже восхитит в Крылове Гоголя и станет для него высшей школой поэзии.

Но следует сказать и то, что, читая гениальное творение Крылова, видишь в поэте не только художника, описавшего великого полководца, но и человека, сопричастного гению Кутузова.

Басня написана была при следующих широко известных обстоятельствах. Попав «в сеть», расставленную Смоленским, Наполеон 23 сентября (до пожара) сделал предложение о мирных переговорах. Кутузов отверг их. Что соответствовало и плану всей кампании полководца, и настроению армии, буквально рвавшейся в бой и ждавшей только сигнала.

Гениальность рассказа Крылова состоит именно в том, что поэт в 34 стихах не только передал особенности данной ситуации, ставшей коллизией, но и раскрыл ее как ситуацию общественно-историческую, чему не только не помешала, но и способствовала аллегория, дав возможность экономичного «расходования» художественных средств при максимальной их выразительности. Потому-то на столь небольшой площадке ситуация предстала перед нами (идя в терминологии вслед за Гегелем) как всеобщее состояние мира. А переходя с языка философских абстракций на язык конкретно-исторических определений, как настроение масс, как состояние и уровень народного движения. В 1812 году, писал Белинский, нация пришла в движение, образовалась поэтическая действительность. Патриархальность была жестоко потрясена. Что и оплодотворило гений Пушкина.

Но справедливости ради следует сказать, что первым поэтом, непосредственно наблюдавшим эту новую действительность и воссоздавшим ее в изумительной по силе картине, был Крылов. Басня «Волк на псарне» замечательна именно тем, что в ней воспроизведена правда истории, атмосфера народного подъема, активности и дерзости масс, творящих историю. Без этого образ Ловчего, завершающий рассказ Крылова, был бы одинок, неполон, неясен и невозможен в своей мудрости.

Как и всегда, для введения в поэтическую ситуацию Крылову потребовалось один-два стиха. Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Сказано все. А далее - естественный результат, который является всем, чем угодно, но только не недоразумением.

Это - история.

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»

И вмиг ворота на запор...

Казалось - уже кульминация. Напряжение столь сильное и яростное, что дальше уже плюсовать некуда. «Ворота на запор» - тоже ставит некую точку. Но оказалось не так. Это еще не басня, а только побасенка. Басня будет впереди - говаривал поэт. Да, самое главное, как бурное нарастание решающего, как картина всеобщего «остервенения народа», - все это впереди. И оно грянуло:

Бегут: иной с дубьем,

Иной с ружьем.

«Огня! - кричат.- Огня!»

Здесь только возрастание напряжения закончилось.

В литературе отмечалось: «с дубьем», «с ружьем» - картина народного воодушевления - картина партизанской войны. Видимо, сюда же надо отнести и«Огонь», вершинное в картине и воссоединяющее два плана басни: аллегорический (волки больше всего боятся огня) и реально-исторический (огонь - одно из сильнейших оружий партизанской, народной войны).

В данном случае «огонь» - это и освещение и оружие, не мешало бы, мол, проказника подпалить чуточку, тоже «для порядка».

После того как «огонь» решил дело, Крылов делает «мирную передышку». Пришли с огнем. И мы наблюдаем чудесную метаморфозу, которой позавидует и Публий Овидий Назон. Волк стал Лисой. Кажется, единственный случай у Крылова. Но что характерно в этой помеси, что надо отнести к великому искусству писателя: Лиса остается Волком, а Волк не перестает быть Лисой. Здесь мы сталкиваемся с чисто пушкинской теорией характера: противоположности взаимопроникновенны. Посмотрим, как это происходит.

После спокойного «Пришли с огнем» (не «Бегут с огнем»!), что указывает на решенность и завершенность дела - напряжение спало, ситуация ясна, свет «включен», перевес определен и определенен, Крылов продолжает:

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

(лучшая, кстати, позиция обороны: тыл защищен)

Зубами щелкая и ощетиня шерсть...

(он на что-то надеется, еще не все разглядел; образ картинен и звучен)

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть...

(его желания и намерения, его натура остались неизменными; Волк остается Волком, басенные характеры стойки: они всегда из леса смотрят в овчарню)

Но, видя то, что тут не перед стадом...

(т. е. надеялся до последнего времени, до последней секунды его не оставляла надежда, - так Крылов понял Волка и его «прототипа» Наполеона)

Пустился мой хитрец

В переговоры,

Какая длинная фраза. Она не могла быть короче: Волку нужно время, чтобы, как и всякому актеру, переодеться. И этот процесс переодевания является дополнительной нагрузкой (сверхзадачей?) всей фразы.

Отметим еще лишь изумительные концовки трех стихов подряд, эти закрытые слоги, мужские рифмы, звучные конечные «ц», дополняющие как бы смысл слова «наконец», обрубающие и отсекающие всякую возможность иного исхода для Волка, и сменяющий их стих, самый короткий, но в этих пределах и самый длинный -

Пе-ре-го-во-ры -

стих явно замедлил свое течение, - пять открытых слогов, что по длительности превышает три предыдущих стиха. Оно и понятно: Волку нужно выиграть время. Ему необходима оттяжка. К тому же и «переговоры» - это тоже длительность. Тоже время.

Речь Волка, конечно, верх дипломатического искусства. Предел маскировки. Но Крылов, давая ему полную волю и свободу маскироваться, не вмешиваясь и не стесняя его ни в чем (проблема образа в его объективности здесь полностью сохраняется), видит одновременно в Волке Волка, хотя тот все сделал, чтобы стать Лисой, другом и братом гончих, охраняющих овец.

Волк выговорился весь. «Лад» - «стад» - «рад», В это поистине можно поверить.

Но « грызться рад» и « волчья клятва» (а другого он сказать не мог) вопиют против соединения, - эти сочетания обличают. Клятва взрывается, натура дает себя знать, что и увидел ловчий.

Искуснейшую по дипломатии речь Волка на «мирных» переговорах - прервал ловчий, который до времени сдерживал гончих: шли переговоры.

«Послушай-ка, сосед, -

Тут ловчий перервал в ответ, -

Ты сер, а я, приятель, сед...»

Современники рассказывают, что, читая эти строки, Кутузов снимал картуз, склонял голову и показывал свои седины. Факт, достойный исторического полотна. Это была бы картина о великом полководце и великом художнике - Крылове, запечатлевшем в одном штрихе образ Кутузова, полностью и целиком.

Это не только портрет человека, но и его психологический облик. Не только старость, но и мудрость. И не только замечательный портрет полководца, но и автопортрет самого поэта. Сказав все о Кутузове, он сказал все о себе. И лишь в одном слове. Кратком, как выстрел, и столь же сильном, как удар кисти.

Конспект урока литературы

в 5 классе

Тема: Жанр басни и его особенности.

Басня И.А. Крылова «Волк на псарне»

Материалы к уроку:

    Учебник

    Иллюстрации

План урока:

    Слово о писателе.

    Рассказ о памятнике в Летнем саду.

    Басня как жанр.

    Басни о войне 1812 года.

    Словарная работа.

    Чтение басни «Волк на псарне».

    Анализ басни.

Эскиз оформления доски

Иван Андреевич Крылов

(1769-1844)

Жанр басни.

Басня «Волк на псарне»

Овчарня – помещение для овец

ловчий – человек, который занимается организацией охоты

Особенности басни:

1. герои - животные

7.Аллегория.

8. противопоставление

9. Мораль.

Эскиз оформления тетради

Иван Андреевич Крылов

(1769-1844)

Жанр басни.

Басня «Волк на псарне»

Пороки, которые высмеивает Крылов:….. ………..

Особенности басни:

1. герои - животные

2.В основе сюжета – 1 событие

3. Построена на диалоге героев.

4. Народная разговорная речь.

5. Речевая характеристика героев.

6. Появляются характеры героев

7.Аллегория.

8. противопоставление

9. Мораль.

1.Слово о писателе.

Сейчас, ребята, я расскажу вам о жизни и творчестве одного из самых великих писателей России. Ваша главная задача- слушать внимательно и догадаться, о ком же сегодня мы будем с вами говорить. Представьте себе 1769 год. В семье родился сын, Ванечка. Детство мальчика было очень тяжелым: в это время в России было пугачевское восстание. Однажды Ваня с родителями чуть не погиб. Пугачев грозился поймать и повесить их семью. Матери удалось спасти мальчика. Она посадила его в глиняный горшок и отправила с обозом из осажденной крепости. Именно в нем он и добрался до Оренбурга. Но спокойствия не было и там. Город осадил Пугачев. В городе был страшный голод. Маленький Ваня однажды увидел, как на дом, где они жили, упало несколько пушечных ядер. Представьте, какой страх испытал мальчик. Но это не сломило его, он остался таким же задорным и веселым ребенком. После бунта Ваня со своими товарищами часто играли в пугачевщину. Ваня возглавлял одну из враждующих команд. На всю жизнь он остался забиякой и драчуном, но задор его перешел в острое и меткое слово, в литературное дарование.

Образование мальчик получил в богатом семействе Львовых, где учился бесплатно вместе с детьми хозяина. Николай Александрович Львов- известный петербургский архитектор, изобретатель, поэт, музыкант. Впоследствии Ваня вместе с сыном Львова был отправлен в Петербург, здесь он начал заниматься переводами зарубежных произведений. Однажды юный Ваня прочитал свой перевод басни Лафонтена «Ворона и лисица» друзьям Львова. Тогда им заинтересовался знаменитый драматург Я.Б. Княжнин. Княжнин познакомил его с театром, который навсегда завладел воображением ребенка. Тогда он стал писать комедии, потом хотел открыть свою типографию. Он начинает писать сатирические произведения и впоследствии басни. Главным жанром его творчества стал жанр басни.

Ребята, о творчестве какого величайшего писателя мы сегодня поговорим?

(о баснописце Иване Андреевиче Крылове)

Догадались ли вы, какой будет тема нашего урока?

(Особенности басни И.А. Крылова )

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

Крылову и героям его басен в Петербурге поставлен памятник. Кто из вас знает, где?

(в Летнем саду). Необыкновенная история связана с созданием этого памятника баснописцу.

Памятник Крылову, созданный скульптором П. Клодтом, был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года .

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. (барельеф- вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона.) Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен "Квартет", "Лиса и виноград", "Мартышка и очки" и многих других. Сначала памятник был окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

Для украшения памятника Крылову скульптор решил увековечить героев басен. Для этого он прочел все произведения баснописца и составил список животных, которые должны быть на памятнике. Но лепить животных по памяти Клодт не умел. Поэтому во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был присутствовать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, он чуял присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, которого увековечат в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Медведь постоянно удирал через окно и его приходилось ловить. Но всех держал в страхе как вы думаете кто? – гусь. Его крепкого клюва боялся даже волк. Старания скульптора оправдали себя: животные, которые украшают пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно. И памятник дедушке Крылова стал любимым местом народным гуляний.

Басни Крылов начал писать рано, в 13 лет. И за свою жизнь Крылов написал более 200 басен.

основой многих басен Крылова стали исторические события.

Так, Отечественной войне 1812 года посвящены басни «Раздел», «Обоз», «Ворона и курица», «Щука и кот», «Волк на псарне».

И каждая басня Крылова написана как отклик на какое-либо событие. Что же такоебасня. Вы уже встречались с этим жанром.

4.Определение басни.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного и сатирического характера с ю. Д + Т

Давайте запишем это определение в тетрадь.

Героями басни обычно выступают животные. Но под видом животных выступают люди, и мы понимаем, что у животных человеческие характеры.

В басне всегда высмеиваются пороки людей.

Давайте вспомним, какие басни вы уже знаете.

(Стрекоза и муравей)

Какие человеческие пороки в ней высмеиваются? Запишите в тетрадь.

(Беззаботность, лень и др.) Т

5. Басня И.А. Крылова «Волк на псарне». Особенности жанра.

Ребята, как я уже сказала, все басни Крылова написаны в связи с какие-то событиями. Очень много басен посвящено войне 1812 года. Это басни «Раздел», «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица», «Щука и Кот», «Крестьянин и змея». С кем воевал русский народ?

(с французами)

Кто возглавлял русскую армию?

(Кутузов)

А французскую?

(Наполеон)

6. Словарная работа.

Сейчас мы с вами обратимся к басне «Волк на псарне». Для того, чтобы вам был понятен смысл басни, я объясню слова, которые вам не знакомы.

Овчарня – помещение для овец

псарня- помещение для охотничьих собак

ловчий – человек, который занимался организацией охоты

7. Чтение басни «Волк на псарне»

Откройте ваши учебники на стр. 55. Я прочту басню, а вы слушайте внимательно.

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" -
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, -
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,


И волчьей клятво й утверждаю,
Что я..." - "Послушай-ка, сосед, -
Тут ловчий перервал в ответ, -
Ты сер, а я, приятель, сед,
А потому обычай мой:
Как снявши шкуру с них долой".

И тут же выпустил на Волка гончих стаю .

8. Анализ басни. Анализировать и сразу записывать в тетрадь особенности басни. Они в начале урока.

Басня «Волк на псарне» описывает момент, когда Наполеон, захватив Москву, предлагает заключить мир. Попытки Наполеона начать переговоры окончились неудачею. Русская армия под предводительством Кутузова решила дать отпор французам. И в образа главных героев Крылов показал Кутузова и Наполеона, двух полководцев.

Ребята, запишем особенности басни в тетрадь. Сделайте заголовок. Д+Т

Кто является героями басни?

(животные, иногда люди)

1 особенность: герои-животные Д+Т

Какое событие описывается в данной басне?

(волк попал на псарню).

2 особенность: в основе- 1 событие

Запишем в тетрадь 2 особенность. Д+Т

Как создается образ народной войны? В каких строчках?

(думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.

Хитрый волк решил залезть к беззащитным овечкам, а попал на псарню, т.е. туда, где он может получить отпор.

В минуту псарня стала адом. (как на поле боя)
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!" Пришли с огнем.)

Как создается образ Наполеона? В каких строчках?

(Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть

Волк испугался, когда увидел, что он слабее. Наполеон, который предстает в образе волка, не ожидал такого отпора со стороны русских войск. И волк решает действовать с помощью лести.

(Пустился мой хитрец
В переговоры)

Давайте послушаем, какие звуки повторяются при описании волка. Какова роль звуков?

прижавш ись в угол задом,
Зубами ще лкая и още тиня ше рсть,
Глаза ми, каже тся, хотел бы вс ех он съест ь.

Ж – ш

Возникает ощущение зловещего шипения, дрожи.

Давайте прочитаем слова волка и подумаем, какой он?

Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятво й утверждаю,
Что я..."

С какой интонацией обращается волк к ловчему?(льстиво)

Какой он? Хитрый, трусливый ……

Почему, волк называет себя сватом и кумом? (говорит о родственным и хороших отношениях с ловчим)

Ребята, как вы понимаете слова «волчья клятва». Что они обозначают? Многословие – признак коварства)

(ответы детей)

Послушаем ответ ловчего.

(Послушай-ка, сосед, -
Ты сер, а я, приятель, сед,
И Волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".)

Мы услышали разговор героев. Как вы думаете, почему почти все басни построены на диалоге?

(Басня – маленький спектакль.)

3 особенность: диалог героев Д+Т

И герои говорят народной разговорной речью.

( речь проста и близка к разговорной)

Запишем 4 особенность

4 особенность: народная разговорная речь Д+Т

Из речи героев мы узнаем об их характерах

Поэтому запишем 5 особенность: речевая характеристика Д+Т

Из речи мы также узнаем о характерах героя. Впервые у Крылова появляются характеры.

Запишем 6 особенность: появляются характеры героев Д+Т

Ребята, И. А. Крылов послал эту басню самому Кутузову. Кутузов сам любил читал ее перед солдатами. И читая слова «Ты сер, а я, приятель сед», всегда снимал с себя головной убор, проводил рукой по своим седым волосам, а все защитники Отечества в ответ кричали «Ура».

Каким предстает перед нами ловчий?

Умный, решительный.

Ребята, мы говорили, что под видом животных в басне выступают люди, и такой прием называется аллегорией.

-Запишем 7 особенность: присутствие аллегории Д+Т

Что противопоставляется в данной басне? Какие человеческие качества?

(лицемерию и хитрости противопоставляется народная мудрость).

Запишем 8 особенность: В основе басни – противопоставление Д+Т

В басне в большинстве случаев есть главные поучительные слова -мораль. Она может находиться как в начале басни, так и в конце.

Давайте найдем мораль этой басни.

(С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".)

- Как вы понимаете эти слова?

(ответы детей) Запишите последнюю 9 особенность Д+Т .


Конспект урока литературы в 5 классе по теме:

«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне. Аллегория и мораль».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные :

    развивать умение находить нужные сведения;

    выявить основную идею басни;

    подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

    формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;

    познакомить с термином «аллегория»;

    формирование навыка работы с иллюстрациями;

    совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;

    совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие :

    развивать речь учащихся; ввести термины: мораль, олицетворение, аллегория, твердить, забияка, сват, кум;

    активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

    развивать коммуникативные и информационные компетентности;

    раскрывать творческий потенциал учащихся.

    развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные :

    воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

    формирование и воспитание духовно развитой личности;

воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как лесть, корысть, заискивание.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, запись пословиц на доске, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г

Эпиграф к уроку :

История твердит – вот человек каков,

а должен быть каким - вещает басня.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент

1.Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

2.Сообщение темы, целей урока.

Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Волк на псарне». Но сначала давайте обратимся к эпиграфу урока.

Что такое эпиграф? (Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока»).

Прочитаем его.

Как понимаете слова «твердит» и «вещает»?

& Словарная работа. Работа с толковыми словарями.

Твердить – постоянно говорить одно и то же

Вещать – предсказывать, говорить

Как эпиграф подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.

3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.

    Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.

«Биография И.А.Крылова».

    Отметьте дату рождения И.А.Крылова

2. Определите место рождения И.А.Крылова

А) Москва

Б) Санкт-Петербург

3.Воспитанием мальчика занималась:

А) бабушка

4.Восьмилетний Крылов работал:

А) грузчиком

Б) мыл посуду

В) переписчиком бумаг

5. Крылов в большей степени становится известен как:

А) баснописец

Б) журналист

В) издатель

6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:

А) Более двухсот басен

Б) Более трёхсот басен

В) Более ста

2)Повторение сведений о басне и её особенностях (материал учебника стр.55-56)

Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

Приём «Незаконченные предложения».

- Продолжите предложения:

Басня – это краткий рассказ …

Мораль – начальные или заключительные строки …

Басня состоит из …

В баснях мы часто встречаем …

Олицетворение – это…

Аллегория – это …

Что нового вы узнали о басне?

Итог: В баснях интересный короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Многие басни смешны, с помощью смеха легко донести мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.

4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Волк на псарне».

1).Слово учителя:

В основу сюжета басни «Волк на псарне» положены события войны 1812 года. Когда Наполеон вошёл в Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец.

2). Выразительное чтение басни учителем.

О чём эта басня?

Кто главный герой басни?

3). Чтение басни учащимися.

Прочтите басню и выделите незнакомые слова.

4). Обобщающая беседа.

Куда хотел залезть волк?

& Словарная работа

Овчарня – хлев для овец.

А куда попал? Почему?

Как отнеслись к появлению волка на псарне?

Дополните предложение:

Весь псарный двор поднялся: псы … и …; псари …; бегут:…, ….

& Словарная работа

Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры

Как ведёт себя Волк? Опишите его, используя иллюстрацию на стр.59

Почему Волк начинает хитрить?

Найдите в басне и прочтите причину его хитрости?

& Словарная работа

Сват – родственник (родитель одного из супругов)

Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника

Как вы понимаете выражение: «Ты сер, а я, приятель, сед…»? (говорит о возрасте Ловчего, о его опыте борьбы с захватчиками).

5). Чтение в лицах диалога между Волком и Ловчим.

6). Характеристика Волка и Ловчего.

Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Коварный – Волк

Опытный – Ловчий

Мудрый - Ловчий

Вероломный - Волк

Хитрый – Волк

Предусмотрительный - Ловчий

Трусливый - Волк

7).Работа со словами морали.

Какова тема басни?

Где отражена тема?

Идея басни?

Где находится ее смысл? (С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой).

Что такое мораль?

Как понимаете слова морали? (Волк – это хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником, которого надо уничтожать).

5. Домашнее задание:

1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» с. 59 – 60.

2.Сделать иллюстрацию к басне.

6. Подведение итогов урока.

Что мы начали изучать на уроке?

Какова мораль басни?

Как эпиграф подходит к уроку?

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

7.Рефлексия:

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться.


Top