Основные черты буддизма. Особенности буддийского учения о богах. Буддизм: кратко о религии

В настоящее время термином "мировые религии" обозначаются только три религии, обозначенные на рис. 10.1 (приведены в порядке хронологии возникновения).

Рис. 10.1.

Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и иметь последователей во многих странах и среди различных народов. Другие монотеистические религии имеют статус региональных (рис. 10.2).

Рис. 10.2.

Каждая религия представляет собой определенные верования, некий опыт общения с божественным, систему обрядов, культов. Религия включает в себя также и различные организации.

Количество последователей наиболее распространенных религий в мире отражено в табл. 10.1

Таблица 10.1

Количество последователей наиболее распространенных религий в мире

Количество последователей

Христианство

Более 2,3 млрд

Католицизм

Более 1,2 млрд

Протестантизм

Около 800 млн

Православие

Около 315 млн

Прочие православные группы

Около 17 млн

Более 1,6 млрд

Около 982 млн

Около 510 млн

Китайские народные религии

Около 433 млн

Новые религии

Около 63 млн

Этнические религии

Около 243 млн

Около 25 млн

Около 15 млн

Неверующие (агностики)

Около 684 млн

Около 136 млн

Буддизм

Будда – индийский мыслитель, основатель религии буддизма, которая наиболее распространена в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. На территории России буддизм – основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи.

Религиозно-философское учение буддизм возникло в VI в. до н.э. в Северной Индии. Его основателем был принц Сидарта (Сиддхартха) Гаутама, имя которого окутано легендами и преданиями. Родился он в Северо-Восточной Индии, в предгорьях Гималаев, в знатной семье и воспитывался в роскоши. Он рано женился, и было у него все, чего только можно пожелать. Но однажды он встретил немощного старика, больного, в язвах, а потом увидел покойника. И тогда впервые Гаутама понял, что не избежать и ему болезней, старости и смерти. Радости жизни померкли для него. Решила все его встреча с отшельником, который спокойно и с достоинством шел своей дорогой. В ту пору Сидарте было 30 лет. Оставив богатый дворец, жену и сына, он несколько лет странствовал, беседуя с людьми. Однажды после долгих размышлений на него снизошло озарение, он постиг истину. Так сложились основы его учения о смысле жизни.

С тех пор он ходил по стране, проповедуя свое учение. Его называли Буддой, т.е. озаренным, мудрым, или Шакья-Муни (мудрец из племени шакья). Однажды Сиддхартха Гаутама, достигший к тому времени 35 лет, сидел под большой смоковницей, где и дал торжественный обет, что не встанет со своего места до тех пор, пока не разрешит загадку страдания людей, даже если ему придется оставаться там так долго, что высохнет его кровь и истлеют его кости. Так сидел он 49 дней. Несмотря на дьявольские искушения Гаутама разгадал тайну страдания, понял, почему мир полон горестей и бедствий. Он понял, как можно их победить, поэтому его и прозвали Буддой (Просветленным).

Некоторые его заповеди просты и доступны каждому: будь честен и тверд; не ленись в поисках истины; не делай другому того, чего не желал бы себе; избегай делать зло даже в ответ на зло. Будда полагал, что мир несовершенен и несправедлив, поэтому надо углубиться в себя, отрешиться от мира, и высшая степень такого ухода от мира – нирвана. Так он и умер, пребывая в нирване. Считается, что сохранившиеся после него устные поучения собраны в книге "Джаммапада"

В своей самой первой проповеди, которую Будда произнес в Оленьем парке для пяти отшельников, он высказал "четыре благородные истины".

  • 1. Жизнь неизбежно влечет за собой страдания, она несовершенна и неудовлетворительна.
  • 2. Страдание проистекает от наших желаний.
  • 3. Существует состояние, в котором нет страдания.
  • 4. Существует путь достижения этого состояния.

Двумя главными символами этой религии являются изображение Будды, сидящего в позе лотоса (рис. 10.3) и Колесо закона (рис. 10.4) с восемью спицами. Восемь спиц символизируют восемь благородных принципов буддистского учения: правильная вера, правильные ценности, правильная речь, правильное поведение, правильное достижение средств к жизни, правильные стремления, правильная оценка своих действий, а также правильная медитация. Все вместе должно привести к конечной цели – просветлению.

Как уже говорилось выше, буддийская картина бытия представляет собой космологическую пирамиду, состоящую из 31 уровня существования. Четыре нижних уровня пирамиды отведены существам, чье сознание полностью омрачено. Люди, находящиеся на пятом уровне, оказываются как бы в подвешенном состоянии между четырьмя грубыми и шестью нежными (небесными) формами существования; 12-й и 27-й уровни являются местом пребывания Брахмы или Брахмана; 28–31-й уровни – это сфера чистой мысли, или космическое тело Буллы.

Рис. 10.3.

Рис. 10.4.

Правильная жизнь, согласно буддийским текстам, заключается в соблюдении правил нравственности, пяти заповедей (панча- шила):

  • – не приносить вреда живым существам;
  • – не брать чужого;
  • – воздерживаться от запрещенных половых контактов;
  • – не вести праздных и лживых речей;
  • – не пользоваться опьяняющими напитками.
  • Status of Global Mission. 2013 // Context of AD 1800–2025.

16.1. Общие черты мировых религий.

16.2. Буддизм.

16.2.1. Общая характеристика буддизма.

16.2.2. Основные направления буддизма.

16.2.3. Буддийский культ.

16.3. Возникновение и эволюция христианства.

16.3.1. Предпосылки возникновения христианства, его основные идеи и культ.

16.3.2. Православие.

16.3.3. Католицизм.

16.3.4. Протестантизм.

16.4. Ислам.

16.4.1. Возникновение и распространение ислама.

16.4.2. Основы вероучения и культа. Шариат.

Общие черты мировых религий

Важной вехой в истории религии стало возникновение мировых религий, которые, в отличие от религий этнических и региональных, получили межнационального характера. Буддизм, христианство и ислам - это итог длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами.

Мировые религии появлялись в эпохи великих исторических поворотов, перехода от одних общественных отношений к другим. Буддизм - в VI в. до н.э., когда в Северной Индии раскачивался сословный, варновый устройство; христианство - в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи во время кризиса рабовладельческого строя; ислам - в VII в. н.э. в Западной Аравии в период перехода к классовому обществу. В их становлении и развитии большую роль играли учредители или группа учредителей, сами испытывали потребность в новой религии, понимали религиозные потребности масс. В вероучениях, что разрабатывались, в культе, церковной организации отображался образ жизни многих регионов, разных классов, слоев, каст, племен, народностей, и поэтому эти разнородные сообщества становились носителями новых религий.

Эти религии принесли представление о равенстве единоверцев перед Богом или Абсолютом, о возможности выхода за пределы определенных традиционных культур, связанных с национально-государственными идеологиями. Мировым религиям присущ ярко выраженный прозелитизм - пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, что дало им возможность пересечь государственные границы. Появление мировых религий означала возникновения впервые в истории человечества вероисповедной связи, существенно отличался от этнического, языкового и политического. Люди стали объединяться между собой как единоверцы, независимо от места рождения, языка и страны, где они жили.

Буддизм

Общая характеристика буддизма

Древней из трех мировых религий является буддизм, который существует более 2500 лет. Буддизм возник в северной части полуострова Индостан, в долине реки Ганг в VI-V веке до н.э., то есть на пять веков раньше христианства и на двенадцать веков раньше ислама. Буддизм сыграл важную роль в культурно-историческом развитии человечества, он продолжает осуществлять значительное влияние на образ жизни значительной части населения Японии, Шри-Ланки, Бирмы, Таиланда, Китая, Монголии и других стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. В мире, по разным подсчетам, насчитывается от 300 до 600 млн. Буддистов.

Буддизм - это грандиозный социокультурный комплекс, включающий как религиозное мировоззрение и культ, так и философские и этические взгляды, традиции и обычаи, специфические жанры искусства, духовные практики и отношения к миру. Эта мощная культурная традиция долгое время развивалась на собственной основе, в отрыве от христианской и мусульманской культур, поэтому человеку Запада трудно разобраться в представлениях и взглядах Древнего Востока.

Буддизм возник в противовес брахманизма с его кастовостью, ритуализмом и жертвоприношениями. Буддизм получает поддержку, прежде всего, среди низших слоев общества как движение, признает принципиальную равенство всех людей, что и позволило буддизма впоследствии получить статус мировой религии.

Основателем буддизма был Сидхартха Гаутама, Шакьямуни (Шакья и Гаутама - родовые имена, муни - мудрец), годы жизни которого примерно 567-480 гг. До рождения Христа. По мнению большинства исследователей, Сидхартха был реальной исторической личностью, однако за многие века рассказы о нем получили легендарного характера.

Проповедь новой религии имела широкий успех в Индии. Буддийское учение указывало путь избавления от страданий широким народным массам, которые не видели выхода из нужды и бедствий. Это учение не требовало дорогих жертвоприношений и сложных обрядов.

Буддизм является особой мировой религией, оно в основном сосредоточено на земном страдании и освобождении от него; он указывает путь к спасению, к преодолению страданий. Главное внимание было уделено индивидуальному спасения каждого человека, его личной, праведному пути.

Главным в вероучении буддизма является учение о четырех благородных истинах: истину страдания (жизнь есть страдание), истину причины (жажда жизни), истину освобождения (можно освободиться от страдания), истину пути (существует восьмеричный путь избавления от страданий). Этот путь включает следующие принципы: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимание, правильная сосредоточенность.

Следуя восьмеричного благородного пути спасения и требований буддийской морали, человек достигает сначала просветления (самадхи), а затем погружается в нирвану (успокоение, угасание) - идеальное состояние человеческого бытия, который означает избавление от страданий, желаний, невозмутимого покоя, вечного блаженства в жизни и абсолютного покоя, своеобразного "безветрие души". Это внутреннее угасание чувственности и телесности должен освободить человека от его страдающего "Я" и от жажды жизни, которое влечет всех живых существ к бесконечным перерождений. Тем самым отменяется власть кармы, просветленный мудрец до конца растворяется в абсолютном покое.

Человек, пожелавший достичь освобождения от страдания на пути, предложенному буддизмом, должна следовать моральным предписаниям буддизма, не чувствовать ни к кому злобы и ненависти, быть дружелюбным, сочувствовать всем живым существам (принцип ахимсы), освободиться от суеты, от бесконечных все новых и новых желаний. В буддизме существуют свои моральные табу, очень похожи на библейских. Это лаконично выразилось в так называемых пяти правилах (Панча-шила): не вредить живым существам; не красть; НЕ прелюбодействовать; не врать; не употреблять алкоголь и наркотиков. Будда учил, что никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.

Буддизм, в отличие от брахманизма, отрицает существование вечной души Вселенной и вечной индивидуальной души. Зато утверждается, что основу всех вещей и явлений как материальных, так и духовных, составляют определенные элементы - дхармы. По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются соответствующим видом энергии, источником которой является осознанные волевые действия, мысли и слова человека. Человек желает обладать и наслаждаться разными вещами. Однако эти желания, согласно буддизму, стимулированы невежеством и приводят к волевому действию, которая образует карму. Спасение человека - это дело самого человека. Она единственная отвечает за свою карму, никто не может ее изменить, даже боги. Согласно учению буддизма, человек занимает особое место в иерархии всех существ, потому что она одна имеет возможность спастись от цепей вечной сансары (колеса жизни) и достичь нирваны. Вообще нирвана сравнивается с огнем светильника, который угас из-за того, что сгорело масло. Нирвана - это не смерть, это не самоуничтожение, а состояние освобождения от своего "Я", угасание эмоций, когда человек находится в абсолютном покое. Все проявления индивидуальности угасли: нет ни чувств, ни образов, ни сознания. Действие закона кармы прекращается, после достижения нирваны человек уже не возрождается и оставляет сансары.

Будда отверг признание необходимости существования варн. Полный свод священных текстов буддизма называется "Типитака" или "Трипитака" ("три корзины»). Он состоит из трех части: Виная-питака - дисциплинарные правила для монахов; Сутта-питака -высказывания и проповеди Будды; Абхидхамма-питака -систематизований изложение всех положений вероучения.

Основные направления буддизма

Последователи Будды образовали два основных направления: тхера-недостаток - учение старейшин (его еще называют хинаяна - малая колесница) и махаяну (большая колесница). С махаяны выделилась ваджраяна (алмазная колесница), впоследствии сформировались ламаизм

(синтез махаяны, ваджраяны и тибетской религии), а также дзен-буддизм (особый китайский и японский направление махаяны).

Тхеравада (южный буддизм) - узкий путь спасения. Это направление получило распространение в Таиланде, Лаосе, Шри-Ланке, частично в Индии. Личные усилия самого индивида признаются решающим условием спасения, которого могут достичь лишь монахи.

Махаяна - северный буддизм - широкий путь спасения. Последователи махаяны - буддисты Китая, Тибета, Монголии, Кореи и Японии. Махаяна исходит из того, что спастись может не только монах, но и мирянин. Особое значение здесь придается культа бодхисаттв. Бодхисаттвы присущи две главных качества - прояснена мудрость и жалость, сочувствие, позволяющие ему одновременно идти к высшему знанию и продолжать трудиться на благо всех живых существ.

Одна из разновидностей дальневосточного буддизма - дзен-буддизм - в последние десятилетия приобрел значительную популярность среди образованных слоев западного общества. Дзен исходит из возможности достижения просветления и прекращение перерождений непосредственно в этом, земной жизни. В каждом человеке скрыта природа Будды, ее необходимо постичь, что может быть осуществлено интуитивно и мгновенно. Главное препятствие на этом пути - логическое мышление, которое только огрубляет действительность.

Буддийский культ

В сложном обрядности брахманизма, связанной с жертвоприношениями, буддизм отличается простотой культа. Культовые действия первых буддистов включали медитацию, молитвы и поклонения ступам - культовым сооружениям, связанным с памятью о земной жизни Будды. Первые восемь ступ были построены в разных местах над телесными остатками Шакья-Муни после его кремации. Паломники обходят вокруг больших ступ, оставляя в специальных сосудах пожертвования.

Распространенной культовым сооружением выступает также храм, в котором на алтаре, а также на внутренних стенах содержатся живописные и скульптурные изображения Будды и других персонажей пантеона. В культовой практике используется мандала - своеобразная графическая диаграмма Вселенной, насыщенная магическими знаками и символами. Верующие зажигают свечи и кладут перед изображением Будды цветы.

Широкое распространение в северо буддизме получила практика многократного повторения имени того или иного Будды. Развитием этой магической практики стало использование в ламаизме специальных молитвенных барабанов - хурде. Считается, что каждый оборот барабана равнозначен прочтению всех текстов, в него вложены, а также написаны на его стенках. Большое значение придается и многократном провозглашению магической формулы-заклинания: "Ом мани падме хум!".

Самые праздника буддийского календаря отмечаются в мае, когда Будда родился, достиг просветления и перешел к нирване.

Места рождения, смерти, первой и последней проповедей Будды посещаются и почитаются буддистами всего мира, как и храм Зуба Будды на острове Шри-Ланка. Еще одно место паломничества буддизма - Лхаса, религиозный центр Тибета. Выдающимся памятником буддийской культуры является Боробудур - храмовый комплекс УШ вв. н. е. на индонезийском острове Ява, украшенный несколькими сотнями статуй будд и бодхисаттв.

Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Основателем ее был Сиддхартха (имя, букв. -“тот, чья цель достигнута”) Гаутама (фамильное имя), индийский царевич, родившийся в небольшом поселении Лумбини в Непале в VII в. до Р. Хр.(по другим данным - в VI в. до Р. Хр.). Его отец Суддходхамма стоял во главе небольшого государственного образования, расположенного в приграничных районах Индии и Непала. Воспитанный в роскоши, огражденный от превратностей житейских невзгод, Сиддхартха Гаутама однажды случайно увидел мрачные стороны жизни: старость, болезни, смерть. Все это глубоко потрясло впечатлительного молодого человека, который в 29-летнем возрасте навсегда ушел из дома, покинув жену и сына. Вначале он искал пути к спасению в аскетизме, но затем разочаровался в нем. Погрузившись на несколько недель в медитацию, Сиддхартха Гаутама, согласно буддийскому канону, достиг просветления, став Буддой (“просветленным”). Ему было тогда 35 лет, и после этого он вместе с появившимися у него учениками 45 лет странствовал по Индии, проповедуя свое учение. В 80-летнем возрасте Будда умер в небольшом поселении Кушинагара.

Буддизм сложился как реформационное движение, направленное против господствовавшего в Индии в ту пору брахманизма, как своего рода антитеза этой религии с ее жестоким кастовым строем и произволом жрецов-брахманов. Следует отметить, что в раннем буддизме основной упор делался не на мировоззренческие вопросы, а на этическую сторону, нормы поведения человека. Возникнув в недрах брахманизма, буддизм сохранил некоторые положения этой религии, однако категорически отверг кастовые различия и признал равные возможности всех людей к спасению.

Буддизм иногда называют атеистической религией. Такой алогизм связан с тем, что в ортодоксальном буддизме нет божеств, создавших мир и управляющих им. Вместе с тем буддисты признают наличие некого высшего духовного начала, которое, по их мнению, распылено по всему миру и находится в состоянии постоянного покоя, называемом буддой в себе.

Сущность буддийской религии изложена в учении о четырех благородных истинах (санскр. - арья-сатья, пали - арья-сачча), которое было сформулировано самим Буддой в его первой, так называемой Бенаресской проповеди (то есть проповеди, прочитанной в городе Варанаси).

Первая из этих истин гласит, что жизнь - это страдание, поскольку элементы страдания присутствуют во всех без исключения сторонах жизни.

Вторая благородная истина заключается в том, что причиной страданий является жажда жизни. Человек стремится к обладанию материальными и духовными ценностями, чувственными наслаждениями, что обусловливает его тягу к продолжению жизненного процесса.

Третья благородная истина предупреждает: человек должен осознать, что необходимо прервать круговорот жизни. Нужно подавить в себе любые желания, вне зависимости от того, являются ли они плохими или хорошими.

Путь же к этому подавлению и в результате к спасению указывает четвертая благородная истина. Это так называемый восьмеричный, или срединный, путь (маджджхима-патипада) - своего рода моральный кодекс буддиста. Его называют срединным, потому что он избегает крайностей: с одной стороны, не требует самоистязаний, умерщвления плоти, с другой - осуждает чувственные наслаждения. Второе название пути - “восьмеричный” -связано с тем, что он включает восемь ступеней.

Первая ступень - правильное понимание, под которым подразумевается усвоение четырех благородных истин.

Вторая ступень - правильное стремление, то есть намерение поступить в соответствии с этими истинами.

Третья ступень - правильная речь, предполагающая, что человек должен не лгать, не клеветать, не сквернословить.

Четвертая ступень - правильное действие: деятельность человека не должна приносить вреда живому (запрещается воровство, ранение или убийство любого живого существа)

Пятая ступень - правильный образ жизни: средства к существованию должны добываться честно.

Шестая ступень - правильная мысль, то есть преодоление дурных мыслей и влияний.

Седьмая ступень - правильное усилие, выражающееся в постоянном укреплении в себе решимости не принимать любые мирские радости.

Восьмая, последняя ступень - правильная концентрация, ведущая к достижению внутреннего спокойствия, полной невозмутимости.

Буддисты считают, что, лишь следуя восьмеричным путем, указанным Буддой, живя в соответствии с его этическими предписаниями, морально совершенствуясь, человек может рассчитывать на окончание сансары (цепи перерождений) и полное прекращение страданий - погружение в нирвану (небытие).

Представление об ожидающих после смерти перерождениях - одно из важных положений буддизма, заимствованное им от брахманизма. Причем предполагается, что при перерождениях человек отвечает не только за прошедшую жизнь, но и за жизнь в предыдущих воплощениях. В соответствии с принципом кармы (воздаяния), также взятому из брахманизма, душа появится при новом рождении в лучшей или худшей телесной оболочке в зависимости от того, каким был жизненный путь умершего. Однако, в противоположность брахманизму, буддизм не связывает новое рождение с принадлежностью умершего к тому или иному сословию, касте, полагая, что оно целиком зависит от выполнения или невыполнения человеком моральных предписаний.

Важной этической нормой буддизма является принцип непротивления злу. Буддисты считают, что со злом, несправедливостью нельзя бороться, поскольку любое насилие вызывает ответное насилие.

Весьма своеобразно и буддийское представление о человеческой душе. Она не рассматривается как единое целое, а считается комбинацией разных частиц - дхарм. Впрочем, эти частицы являются основой не только духовных субстанций, но и материальных тел и явлений. После смерти человека дхармы (как материальные, так и психические) распадаются, чтобы затем, в соответствии с принципом кармы, соединиться в новой комбинации.

Священной книгой буддизма является Типитака (букв. на языке пали -“три корзины”; санскр. вариант - Трипитака). Она состоит из трех частей. Первая из них - Виная-питака содержит дисциплинарные правила, которые должны соблюдаться монахами в буддийских общинах. Вторая часть - Сутта-питака сообщает о беседах, которые вел Будда со своими учениками и которые были записаны со слов его двоюродного брата и одного из последователей - Ананды. В третьей части - Абидхамма-питаке (Абидхарме-питаке), которая в определенной степени представляет собой комментарии Сутта-питаки, дается систематизация и толкование основных догматов буддизма.

Буддийский культ довольно прост. В нем отсутствуют сложные ритуалы, характерные для брахманизма, нет жертвоприношений. Отправляют культ монахи, читающие канонические буддийские тексты. Характерно, что миряне в богослужениях не участвуют.

Возникнув в VI в. (или в самом конце VII в.) до Р. Хр., буддизм не сразу получил широкое распространение. Победное его шествие по странам Южной и Восточной Азии началось лишь с III в. до Р. Хр. после того, как правитель империи Маурьев Ашока сделал эту религию государственной. Поскольку в учении буддизма не имелось каких-либо этноцентричных положений, эта религия легко перешагнула рубежи империи и широко распространилась в III -I вв. до Р. Хр. по всей Индии. В III в. до Р. Хр. буддизм, по-видимому, уже внедрился в Непал и Шри-Ланку. В I в. по Р. Хр. он проник в Китай, где несколько веков спустя стал одной из основных религий страны. В I - II вв. буддийское вероучение было занесено также в Центральную и Среднюю Азию. В IV в. буддизм из Китая проникает в Корею, где в X - XIV вв. становится государственной религией. В VI в. эта религия была из Китая и Кореи занесена в Японию. Проникший в Корею и Японию буддизм до этого впитал в себя добуддийские верования Китая, элементы даосизма и конфуцианства. В Японии буддизм занял весьма прочные позиции (в VIII в. он был даже некоторое время государственной религией), сосуществуя и переплетаясь с местной японской религией - синтоизмом.

Проник буддизм и в Юго-Восточную Азию. Хотя предания гласят о появлении буддизма на современной территории Мьянмы и Таиланда еще в эпоху индийского правителя Ашоки (III в. до Р. Хр.), достоверные сведения о внедрении этой религии в Мьянму относятся к I в. по Р. Хр., а в Таиланд - ко II в. по Р. Хр. Во II в. буддийские миссионеры появляются и на современной территории Вьетнама. В это же время буддийские общины создаются на нынешней территории Камбоджи. В IV в. буддизм проник на Малаккский полуостров, в V в. - на территорию Индонезии, в XII в. - в Лаос. Правда, широкое распространение в этих странах буддийская религия получает значительно позже.

Через Непал буддизм внедрился в VII в. в Тибет, где вобрал в себя многие элементы местной древней шаманистской религии бон. В XIII в. буддизм пытались ввести в Монголии, но не очень удачно, и широкое распространение буддийской веры (в ее тибетском варианте) в этой стране началось лишь в конце XVI в. От монголов буддизм переняли тувинцы и значительная часть бурят.

Вместе с тем в некоторых из перечисленных стран буддийской религии не удалось удержаться или завоевать преобладающие позиции. На своей родине - в Индии - буддизм постепенно утратил свое лидирующее положение и в VII -VIII вв. был оттеснен на второй план реформированной формой брахманизма -индуизмом. Индуизм в значительной мере вытеснил буддизм и в соседнем с Индией Непале. В Средней Азии после арабского вторжения буддийская религия была вытеснена другой, более молодой мировой религией - исламом. Такова же была судьба буддизма на полуострове Малакка и в Индонезии, где в XIV - XVI вв. в соперничестве между ним и проникшим сюда исламом победил последний. В Китае и Корее, несмотря на то что влияние буддизма в разные исторические периоды было очень большим, ему все же не удалось стать господствующей религией. Наконец, в Японии буддийская религия была вынуждена делить свое влияние с местной религией японцев - синтоизмом.

В 1995 г. во всем мире, по очень приблизительной оценке, насчитывалось 324 млн. буддистов (что составляло 6 % населения планеты). Следует, однако, отметить, что в это число не входят исповедующие буддизм китайцы, поскольку переплетение трех основных вероисповеданий (конфуцианства, буддизма и даосизма) у этого народа настолько тесно, что определить численность сторонников отдельных религий весьма сложно.

Подавляющее большинство всех буддистов - около 321 млн. из 324 млн., то есть 99 %, - сосредоточено в Азии. Кроме того, по 1,5 млн. сторонников буддизма живет в Америке и в Европе (включая всю Россию, в том числе и ее сибирско-дальневосточную часть).

Основными районами распространения буддизма являются Юго-Восточная Азия (точнее, ее материковая часть), Восточная и Центральная Азия и в меньшей мере - Южная Азия.

В Юго-Восточной Азии буддийская религия преобладает во всех странах Индокитая (исключая Малаккский полуостров): Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме.

В странах Восточной и Центральной Азии (Китае, Монголии, Корее, Японии) буддизм повсюду весьма влиятелен, хотя и сосуществует с другими религиями.

В Южной Азии буддизм является основной религией только в двух, относительно небольших странах - Шри-Ланке и Бутане. В таких же огромных государствах, как Индия, Пакистан и Бангладеш, а также в Непале буддистами являются относительно незначительное меньшинство населения.

В России буддизма придерживается часть жителей Калмыкии, Тувы, Бурятии, а также Бурятского Агинского автономного округа Читинской области.

Большинство буддистов Америки живет в США (китайцы, японцы, корейцы, вьетнамцы и др.).

Как и иные религии, имеющие большое число сторонников, буддизм распался на несколько направлений, основными из которых в настоящее время являются тхеравада и махаяна. Нередко выделяется третье направление - вадж-раяна, однако некоторые исследователи рассматривают ее не как самостоятель-ное направление, а как течение внутри махаяны.

Древнейшая из мировых религий - буддизм. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в Северной Индии. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Основные положения буддизма изложены в „священной" книге - так называемыхТрипитака. Возникнув, по всей вероятности, в качестве одной из сект брахманизма, буддизм воспринял от этой религии ряд положений, в частности учения о карме и сансаре. В то же время буддизм подверг критике кастовую систему и запретил практиковавшиеся брахманизмом жертвоприношения. Буддийская религия учит, что жизнь во всех ее проявлениях - это цепь страданий, избавление от которых может быть достигнуто праведными людьми в нирване - полном небытии. Буддизм довольно рано стал дробиться на секты. К I в. н. э. религия раскололась на два направления -тхеравада и махаяна. Тхеравада, или хинаяна (малая колесница), возникшая в Восточной Индии, проповедует „узкий путь спасения". Согласно этому учению, нирваны может достигнуть только узкий круг лиц - монашество. Тхеравада по своему характеру стоит ближе к ранним школам буддизма и гораздо решительнее требует отказа от всего мирского. Характерно, что в тхераваде Будда выступает еще не в роли бога, а в качестве человека исключительной моральной чистоты, великого учителя, указавшего другим людям путь к спасению.

Махаяна (большая колесница) обещает „широкий путь спасения". Достигнуть нирваны, по этому учению, может не только монах, но и мирянин. Кроме того, последователь ма-хаяны должен в первую очередь заботиться не о своем спасении, а о спасении других.

Буддизм – самая древняя мировая религия.буддизм превратился в мировую религию благодаря распространению в страны Южной, юго-восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. В настоящее время буддизм насчитывает около 700 миллионов человек своих последователей.

Формулируя свое учение. Будда опирался на знакомую всем индийцам брахманистскую традицию. Он использует в своем учении принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы).

В учении Будды говорится: «Как мастер, изготавливающий лук и стрелы, строгает стрелу и делает ее прямой, так и умный человек исправляет свою душу». Человек, который может сохранить свою душу от жажды, от гнева и от всех зол, может обрести истинный покой».

Эти установки Будды были сформулированы в виде четырех основных положений его вероучения:

1.Сущность жизни есть страдание.

2. Причина страданий – желания и привязанности.



3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности.

4. Для этого необходимо вести добродетельную жизнь по законам правильного поведения и нравственного знания (так называемый восьмеричный путь, о котором речь пойдет чуть позже) ведущий к просветлению и через него к нирване.

По буддийскому учению люди не одиноки на пути к просветлению, в этом им помогает Будда, а также бодхисаттвы – существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, чтобы помочь людям обрести покой. Однако, главное на этом пути должен сделать сам человек. Просветление и нирвана достигается ценой собственных усилий. Для этого человек должен проделать путь по «восьмеричной дороге». Каковы же основные вехи этого пути:

1. Правильные взгляды, т. е. взгляды, основанные на «благородных истинах». Правильная решимость, т. е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т. е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т. е. непричинение зла.

5. Правильный образ жизни, т. е. мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие, т. е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т. е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, т. е. верные методы созерцания и медитации.

Человек в буддизме

Буддизм старше христианства по меньшей мере на 500, а ислама - на 1 300 лет. Для этой религии характерен особый взгляд на человека. В буддизме во главу ставятся не отношения Бога и человека, а внутренний мир и проблемы самого человека.

Буддизм говорит о бесчисленных мирах, которые заселяют самые разнообразные существа. И в нашем мире люди не одиноки - они составляют один из шести классов разумных (обладающих сознанием) существ. И все они испытывают страдание. Обитатели ада терпят невыносимую боль от жары, холода и пыток. Ненасытные духи мучаются от постоянных голода и жажды, животные - от собственной тупости, страха и угнетённости людьми. Демоны проводят время в непрерывной борьбе, обуреваемые завистью и ревностью. Боги, которые в буддизме составляют отдельный, многочисленный класс, несмотря на своё могущество и долголетие, также испытывают страдания.



Все живые существа умирают и вновь рождаются, причём новое рождение, более или менее благоприятное, обусловлено кармой -общим итогом поступков в текущей и предыдущих жизнях. Постоянный круговорот рождений и смертей называется в буддизме сансарой. Человеческое рождение среди всех прочих наиболее благоприятно для достижения освобождения. Люди не страдают так сильно, как призраки или животные, и не столь беззаботны, как божества. Человеческое бытие предоставляет достаточно стимулов и реальных возможностей заниматься духовной практикой.

Вместе с тем буддизм подчёркивает, что любые живые существа достойны сострадания в равной степени, поскольку они испытывают муки и в одной из жизней можно оказаться в положении любого из них. Все могут достичь и просветления, так как обладают природой Будды. Иными словами, буддизм не возвышает человека за счёт принижения других существ. Справедливое и милосердное отношение ко всем формам жизни является уникальной особенностью этой древней религии.

Другой важный момент в буддийском учении о человеке - отрицание существования души как единой, неделимой и постоянной сущности. Человек, по буддистским понятиям, представляет собой поток сознания, состоящий из дхарм - отдельных появляющихся и исчезающих "частиц,колебание которых приводит к страданиям.

Большое внимание уделяется развитию сострадания ко всему живому. Одна из наиболее авторитетных практик, ведуших своё происхождение из Индии, была развита в Тибете и получила название "тонглен" (в буквальном переводе "отдавать и принимать"). Выполняющие тонглен принимают в себя, поглощают страдания и болезни всех живых существ, а взамен отдают им любовь и сердечное тепло. Постижение человеческой природы в её взаимосвязи с окружающей средой дало толчок развитию различных систем буддийской йоги и тибетской медицины.

24. Основные направления буддизма. Буддизм в России, на Северном Кавказе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

Основные черты географии религии

Возникновение буддизма

Учение Будды

Буддистский пантеон

Распространение и некоторые черты современного буддизма

1.Введение

Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. Это - совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога.

Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение, и сущность.

В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д.Религия - это и политика. Крестоносцы с именем бога совершали свои завоевательные походы. Борьба между различными религиозными группировками приводила не раз к кровопролитным войнам в странах Востока.

Для того чтобы религия приносила благо человечеству, для понимания многих процессов и явлений в современном мире ее надо изучать. Каждая религия по-своему самобытна и интересна. Но существуют три мировые религии. Это христианство, буддизм и ислам. В данном реферате поставлена цель - показать причины возникновения и особенность буддизма, выяснить основные черты учения Будды, познакомиться с буддистским пантеоном, праздниками, обрядами буддистов и современным буддизмом в различных регионах.

2.О сновные черты географии религии

Роль религии в обществе и в быту в наши дни у разных народов оставаться очень большой. Это относится и к экономически развитым странам Запада, где церковь, особенно католическая, выступает в качестве крупного банкира, землевладельца, влияет на политику, воспитание, школьное образование, многие другие сферы жизни. Это относится и к бывшим социалистическим странам, в которых после развала социалистической системы начался «религиозный бум». Не менее, если не более, велико влияние религии в развивающихся странах, где общий культурный и образовательный уровень обычно ниже. Вот почему знакомство с религиозным составом населения необходимо для понимания многих процессов и явлений современности.

Британская энциклопедия за 1998 год приводит следующие данные о религиозном составе населения различных стран:

Число верующих (млн. чел.)

Главные районы и страны распространения

Христианство, в т. ч. и католицизм

Страны Европы, Северной и Латинской Америки, Азии (Филиппины)

Протестантизм

Страны Европы, Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия, Африка (ЮАР и бывшие Колонии Великобрит.)

Православие

Страны Восточной Европы (Россия, Болгария, Сербия, Украина, Беларусь и др.)

Страны Европы (Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Россия), страны Азии, Северной Африки

Буддизм и ламаизм

Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия (Бурятия, Тува)

Индия, Непал, Шри-Ланка

Конфуцианство

Синтоизм

Местные традиционные религии

Страны Африки, Южной Америки, Океании, Китай, Индонезия

(источник:

Британская

Энциклопедия)

Из данных таблицы следует, что в зарубежной Европе распространено почти исключительно христианство во всех трёх его формах. Католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти западной и восточной её частях, протестантизм - в северной, центральной и западной частях, православие - на востоке и юго-востоке. В странах СНГ наибольшее распространение получили христианство (православие и католицизм) и ислам.В зарубежной Азии распространены все мировые и крупные национальные религии. Это мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране (отчасти в Ираке и Йемене) - шиитского толка. Одной из самых крупных мусульманских стран (по числу верующих - около 150 млн.) является Индонезия. В зарубежной Азии распространены: буддизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, а так же христианство, которое получило распространение только в Филиппинах, в Ливане (наряду с исламом) и на Кипре.

В Северной Африке, в некоторых странах, лежащих к югу от Сахары, в Сомали и части Эфиопии господствует ислам суннитского толка. В ЮАР, среди белого населения, преобладает протестантизм, в Эфиопии - христианство. Во всех остальных странах представлены и христианство (католицизм и протестантизм), и традиционные местные верования.

В Северной Америке господствует христианство в двух его формах. Например, в США из 140 млн. верующих 72 млн. протестантов и 52 млн. католиков. В Канаде католиков больше, чем протестантов. В Латинской Америке преобладает католицизм, поэтому на Америку приходится более половины всех католиков мира.

В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков.

В последнее время в международных отношениях, политике, экономике, идеологии, культуре всё большую роль начинают играть страны мусульманского мира

3.Возникновение буддизма

Буддизм возник и начал свое существование две с половиной тысячи лет назад, около YI века до нашей эры, и связан с именем легендарного Будды. Очевидно, он был лицом историческим, хотя факты его биографии, изложенные в канонических сочинениях, как бы растворились в колоссальном количестве легендарных сообщений, главные события его жизни можно выделить довольно часто.

Как свидетельствуют буддийские летописи, мать Будды - Майя Деви происходила из касты кшатриев и была замужем за королем Суддоданой. Однажды ей приснился сон, как - будто белый слон, бродя по золотой горе, приблизился к ней и, как ей показалось, вошел в нее. На следующий день созвали брахманов, чтобы попытаться разгадать его значение. Они объявили, что Майя зачала и родит либо правителя всего мира, либо Будду. Значение слова "" Будда "" с санскрита и пали может быть переведено, как ""тот, кто был разбужен"", а в религиозном контексте ""тот, на кого снизошло озарение"".

Когда подошло время рожать, Майя направилась к своим родителям в Дэвахаду. Неподалеку располагалось живописное местечко Лумбини. Гуляя поблизости в тенистой роще, Майя почувствовала родовые схватки. Она уцепилась за ветку дерева и, стоя, родила мальчика, который тут же поднялся на ножки и, сделав семь шагов, воскликнул: "" Я буду первым среди всех! "" Младенца нарекли Сиддхартхой. Полное имя Сиддхартха Гуатама. Гуатама - родовое имя, а происходил он из племени шакьев, обитавшего в Северной Индии на южной границе современного Непала. Отсюда одно из его прозвищ - Шакья-Муни - отшельник из шакьев. Во время церемонии имянаречения король Суддходана попросил брахманов определить, будет ли его сын монархом всего мира, или же он станет Буддой. Семеро из них не смогли ответить на этот вопрос, и лишь некто Конданна утвердил, что мальчик станет Буддой. Потом потекли детские и юношеские годы Сиддхартхи, о которых в летописных источниках встречаются самые противоречивые сведения. В отрочестве, отмечается в хрониках, Сиддхартхе не было равных ни в силе, ни в меткости стрельбы из лука, ни в овладении изящными искусствами. В 16 или 17 лет по настоянию отца он женился на своей двоюродной сестре Ясадхаре. По некоторым источникам у него была не одна жена, а несколько. Родовитый, богатый, сильный он не испытывал каких-либо материальных затруднений, лишений, потрясений. В буддийских текстах говориться о четырех его знаменательных встречах, которые повлекли за собой решение покинуть дом и превратиться в странствующего монаха.Так, однажды он встретил дряхлого старика и осознал, что старость неизбежна. В другой раз ему попался на глаза жалкий, слабый. Больной человек. Кучер колесницы Чандана объяснил тогда принцу, что и болезнь удел всех людей. Третий эпизод, который произвел впечатление на Сиддхартху - это встреча похоронной процессии. И будущий Будда понял, что рано или поздно, но люди умирают. Наконец, он однажды увидел монаха с посохом, который бросил мирскую жизнь, странствовал и просил подаяние.В возрасте 29 лет Сиддхартха покидает дом, семью, жен, наголо обривает голову и отправляется в странствие на лошади в сопровождении всего лишь нескольких слуг. Он отказался от всяких соблазнов начал длительный пост, исхудал, но не достиг озарения. После длительных странствий Сиддхартха добрался до дерева бодх. Расположившись под ним со скрещенными ногами, он погрузился в медитацию. Некто Мара, воплощение зла пытался помешать озарению. Он атаковал его, применив силу, но тщетно. Тогда он подослал трех своих дочерей - Желание, Удовольствие и Похоть, но они не смогли совратить будущего Будду.И вот озарение снизошло на Сиддхартху. Он увидел истоки существования всего, причину рождения и смерти, познал путь к освобождению от всех земных тягот и страданий и стал Буддой.

4.Учение Будды

Учение Будды изложено в ранних текстах, которые на языке пали называются ""Типитака"", что переводится как ""Тройная корзина "". Тексты были записаны на пальмовых листах и занимали три корзины, отсюда и название.

В основе учения Будды лежат четыре истины.

Первая : жизнь полна страданий . Страданием проникнуто все существующее, и это страдание неизменно связано с самим фактом существования, потому что ни один блаженный, ни один брахман, ни боги, не могут сделать так, чтобы не старилось то, что подлежит старости, чтобы не болело то, что подлежит болезни, чтобы не умирало то, что подвержено смерти. Страдание и бытие синонимы.

Вторая: причиной страданий служат неосуществленные желания.

Третья: чтобы избежать страданий, надо подавлять в себе желания.

Четвертая: достичь этого можно, если идти по пути из восьми шагов. Это "" восьмисоставной путь"": праведная вера в Будду, его учение и общину; праведная решимость; праведные слова и праведные дела; праведный образ жизни и праведные стремления; праведные помыслы; праведное созерцание (медитация и йога).

Следуя этим путем, человек достигает просветления, становится архатом - святым и погружается в нирвану - небытие (буквально - ""уничтожение"", ""затухание""), когда прекращается цепь перерождений (с а н с а р а) и смерть уже не ведет к новому рождению, а освобождает от всего - от всех желаний, а с ним и от страдания, от возвращения к какой-либо форме индивидуального существования.

Буддисты объясняли суть перерождения таким образом - смерть прекращает существование индивида, но совершенные им дела воздействуют на новые существования.

Постепенно в буддизме сформировались две секты; Махаяна (""Большая колесница"") и Хинаяна (""Малая колесница""). Основные догматы секты Махаяна - сострадание к близким и стремление к самоусовершенствованию. Путь к нирване, по верованиям секты Махаяна, лежит через бесконечный ряд перевоплощений.Секта Хинаяна не проявляет интереса к будущему и прошедшему; весь мир, как земной, так и небесный, она рассматривает в настоящем времени. Идеалом этой секты является превращение человека в Будду. Секта Хинаяна не признает перевоплощений: жизнь вечна, смерть отсутствует, то есть, нет будущего, нет прошедшего, а настоящее бесконечно. В начальный период истории буддизма считалось, что лишь монах способен добиться окончательного ""освобождения"". Буддисты создавали общины - с а н г х и. Вступление в сангху сопровождалось обрядом ""ухода из мира"". Будущий монах брил голову, надевал накидку из лоскутов и выбирал себе наставника. Полноправным членом он становился по достижении 20 лет. До этого, в период испытательного срока, он изучал основы учения и устав общины.

Монахи не могли иметь собственности. Их одеяние было чрезвычайно просто. Каждый монах имел три предмета одежды: нижняя одежда, верхняя и ряса. Цвет ее на юге страны желтый, на севере красноватый. Далее у него есть бритва, игла, пояс, сито, чтобы не проглотить с водой какое-нибудь насекомое, в большинстве случаев зубочистки, четки, всегда чаша для подаяний. Им не полагалось добывать пропитание трудом, а надлежало жить только милостыней. При сборах милостыни он не смел принимать денег, но и пищу он не должен был выпрашивать, а только молча ожидать. Вся энергия должна была направляться на внутреннее самосовершенствование.

Первоначально сангха не имела четкой организационной структуры. Формально она состояла из четырех собраний: ушедших от мира монахов, монахинь, мирян - последователей буддийской доктрины и мирянок.

В сухое время года члены общины бродили по стране, а в дождливый период (июль - сентябрь) собирались вместе обычно в пещерах или пригородных рощах вокруг особо почитаемого проповедника.

Выход из сангхи не сопровождался наказанием за отступничество. Но если монах нарушал главные дисциплинарные правила, занимался воровством или оказывался замешанным в убийстве, он сурово карался и мог быть навсегда изгнан из общины. Постепенно в ""местах отдохновения"" складывался постоянный состав монахов, затем возникли и монастыри, которые в YI веке до нашей эры обладали уже разработанным уставом и организацией. Вступивший в монастырь, отказывался от всего, что связывало его с миром - от семьи, касты, собственности, и принимал пять обетов - не убий, не укради, не пьянствуй, не лги, не прелюбодействуй. В любой момент монах мог возвратиться к мирной жизни. Решившиеся отдать религии всю жизнь, проходили обряд посвящения и принимали дополнительные пять обетов - не петь, не танцевать, не спать на удобных постелях, не есть в неположенное время, не употреблять вещей с сильным запахом и ярко окрашенных, не заниматься стяжательством.

5. Буддийский пантеон

Первоначально буддизм не имел никакого служения богам. Но со временем сложился буддийский пантеон из множества божеств - будд и бодисатв. Главные из них: Будда прошлого, Будда настоящего и Будда грядущего. Кроме главных будд почитались и ""второстепенные"": Будда покаяния, Будда врачевания, Будда желаний, Будда созерцания и многие другие. В пантеоне буддизма более тысячи будд, которые, как предполагается, явятся миру в грядущее время. Важнейшими сподвижниками будд считались бодисатвы -сверхестественные существа, небожители, занимающиеся земными делами и творящие добро людям. Они сближали людей с Буддой. Эти божества хотя и достигли высокого совершенства святости, но не погрузились в блаженную нирвану.С появлением бодисатв в буддизме стал развиваться пантеон святых, которым можно молиться, прося у них помощи и заступничества. Наряду с великим Буддой (Шакьямуни) появились и многие другие будды, они приобрели имя, были персонифицированы, появились объекты почитания и культа.Во многих странах Востока сохранились до наших дней высеченные в скальных породах фигуры будд и бодисатв, изображения различных сцен из их жизни. Затем появились неизвестные ранее буддизму представления о рае и аде, была разработана космогония, изображавшая множество небес, на которых размещался божественный пантеон. Сам Будда из учителя мудрости превратился в бога-спасителя.По примеру других сект в буддизме создавались праздничные дни, дни паломничества к святым местам - на место родины Будды, его первой проповеди, его смерти. Останки учителя тоже стали предметом почитания. Над ними была воздвигнута часовня, равно как над останками других святых буддийской церкви. При дальнейшем своем развитии буддизм усвоил все элементы обычного культа - молитвы, изображения, храмы, жрецов. Из обычаев других сект буддизм заимствовал некоторые праздники, как, например, празднование дня отдыха четыре раза в месяц, нечто вроде субботы. Были у буддистов праздники, общие с индусами: в начале времен года, а также ежегодно вспоминались главные моменты из жизни учителя. Предполагается, что Будда определил в качестве четырех священных мест паломничества те города, где он родился, где достиг высшего просветления, где впервые проповедовал и где вошел в нирвану. Это города Лумбини, Бодхгайя, Сарнатх и Кушинагар. Он же будто бы распределил реликвии подлежащие почитанию: телесные останки, предметы которые почитал святой и то, что воздвигнуто в честь святого. Особые часовни, содержащие что-либо из останков Будды или останков других святых, назывались с т у п а и сооружались в буддийских странах в большом числе. В целом буддизм - пессимистическая в оценке мира, его смысла и действительности религия. В социологическом плане буддизм не придавал никакого значения складывающимся в этом мире формам общности, социальной организации и объединениям. Будда отвергал кастовый строй. Для Будды и его последователей не существовало границ между людьми, устанавливаемых кастами. Всем кастам был открыт доступ в буддийские общины и тем самым открыт путь к спасению. В буддизме отсутствует устремленность к миссионерской проповеди, когда считается, что человек должен быть спасен сегодня, пока еще не поздно, пока он еще не расстался с жизнью. Согласно буддизму, человек постепенно и медленно созревает для познания и, тем самым, для просветления и спасения.В буддизме большое значение имеет заповедь милосердия. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться и к добрым, и к злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это только множит зло и страдание. Непротивление злу - абсолютное правило, которое не знает исключений. Учение самого Будды нередко характеризуют как ""атеистическое"", имея в виду следующее. Согласно этому учению, надеяться человек должен не на богов, а на самого себя. Главное в буддизме - этическое учение о личном спасении человека без помощи сверхестественных сил.

6. Распространение буддизма

Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Из Индии буддизм проник на Цейлон. Оттуда буддистские проповедники принесли это учение в Бирму и Сиам, на острова Индонезии. В Индонезии буддизм вместе с брахманизмом продержался до XIV в., когда был вытеснен исламом. Следы буддизма сегодня сохранились только на острове Бали. Во II веке буддизм проник в Китай и получил огромное распространение. Он просуществовал в Китае около двух тысячелетий, оказав огромное воздействие на китайскую культуру. Он не стал здесь господствующей религией в силу ряда причин, но занял прочное место в религиозной жизни, главную роль в которой играло конфуцианство.

В Китае в YII веке возник чань-буддизм, сегодня чаще именуемый дзен-буддизмом. Дзен привил буддизму китайскую трезвость и рационализм: не пытаясь достичь нирваны или стать Буддой, а увидеть и понять Истину, которая вокруг тебя - в красоте природы, в радости труда и так далее. Это учение оказало огромное влияние на развитие не только китайской, но и японской культуры, а так же культур ряда других стран Востока, а в ХХ веке - и Запада.Из Китая буддизм проник в Корею в IV в., а оттуда в Японию в VI в. В Японии буддизм соперничал и взаимодействовал с местной религией - синтоизмом, в Корее с местными культами и конфуцианством.В пограничном с Индией Непалом буддизм распространялся еще при Ашоке, а позже принял форму тибетского буддизма. Сейчас буддисты в Непале составляют менее 10 процентов населения. Главной же страной, где наиболее пышным цветом распустилось учение Будды, был Тибет. Сюда он был занесен в VII в. н.э. и долгое время оставался религией придворных кругов. С IX в. буддизм стал распространяться в народе. В XI-XII вв. Тибет покрылся сетью буддистских монастырей, где жило множество монахов - по тибетски лам (отсюда обычное название для тибетско-монгольского буддизма - ламаизм ). На тибетский язык с санскрита переводятся религиозные книги. Монгольские завоеватели поддерживали здесь буддизм. Но всячески пытались расколоть страну, поддерживая одних монахов и преследуя других. Светская власть в Тибете принадлежала китайским императорам, а духовная панчен-ламе и далай-ламе. Первый считался выше по рангу, так как считался перерожденцем Будды, а второй - перерожденцем бодисатвы. После революции в Китае в 1951 году Тибет вошел в состав Китая и народное правительство Китая приняло религиозные традиции Тибета. Из Тибета буддизм в Монголию в XVI в., а с начала XVII в. стал распространяться среди калмыков, бурят, тувинцев. Царское правительство после некоторых колебаний узаконило буддистскую церковь в Забайкалье. Чтобы ослабить ее связь с Монголией и Тибетом Екатерина II создала даже должность верховного ламы. Местопребыванием его и центром управления буддистской церковью в России стал с 1809 г. крупный Гусиноозерский дацан. В 1853 году было издано особое «Положение о ламайском духовенстве в России».

Для всего северного буддизма Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса - священный город, куда отовсюду стекаются паломники- буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи. Тибетский язык считается священным у всех северных буддистов, на нем написана обширная религиозная литература.

В настоящее время самую видную общественно-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. В Бирме, Камбодже, Таиланде буддизм выступает как государственная религия.

В Японии буддизм, разбившийся на множество сект, так переплелся с чисто национальным синтоизмом, что сегодня трудно сказать, какая секта основана на синтоистском, а какая на буддистском вероучении. В основном они мирно сосуществуют.

Общая оценка исторической роли буддизма не вызывает сомнения. Буддистское учение давало страдающему человеку какое-то утешение, правда, часто иллюзорное. Проникая в отсталые страны - Тибет, Монголию, Бурятию - буддизм нес с собой элементы культуры и образованности, прежде всего письменность, обрывки знаний, принесенные из Индии. Однако образование и культура были доступны не многим. В основном ими могла пользоваться ламская аристократия.

Подобные документы

    Предпосылки возникновения буддизма. Жизнь, деятельность Будды. Особенности раннего буддизма, правление царя Ашоки. Преследование буддизма в государстве Шунга, греческо-буддийский диалог. История распространения буддизма, его судьба во многих странах мира.

    реферат , добавлен 16.04.2010

    Исследование основных положений и постулатов буддизма как религиозной и философской системы. Изучение морально-этических норм учения Будды в современном мире. Определение духовных ценностей в этике буддизма. Отражение данной религии в искусстве Востока.

    реферат , добавлен 26.01.2015

    История возникновения и становления самой древней мировой религии - буддизма. Легенда о жизни основателя буддизма Сиддхартха Гаутамы до просвещения. Основные принципы учения Будды, сущность открытия, сделанного Сиддхартхой в день большого прозрения.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2010

    Особенности философии буддизма. Буддизм как мировая религия. Современное значение философии буддизма. Опыт человека как предпосылка учения Будды. Философия в Древней Индии. Создание синкретических культурных комплексов и распространение буддизма.

    реферат , добавлен 08.04.2009

    Учение Будды - четыре благородные истины. Отрицательное отношение к метафизике. Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Таутамы Будды. Школы буддийской философии (Хинаяна и Махаяна), предпосылки возникновения разных направлений среди его последователей.

    презентация , добавлен 02.10.2013

    Религиозно-философское учение, возникшее в Индии, одна из трех главных религий Китая. История развития буддизма в Индии. Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Гаутамы Будды. Философские основания буддизма: Дхарма, четыре благородные истины.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    История возникновения и распространения буддизма. Личность Будды, его биография и происхождение. Сущность буддийской догматики: картина мира, учение о душе, отношение к земной жизни, мораль. Описание трех ветвей буддизма: тхеравада, ваджраяна, махаяна.

    реферат , добавлен 19.12.2008

    История происхождения буддизма - религиозно-философского учения (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи). Трипитака – "священная книга" буддистов, ее разделы. Обряд посвящения в монахи. Характеристика праздников буддизма. Хинаяна и махаяна в сравнении.

    презентация , добавлен 19.10.2014

    Взаимосвязь культа и церкви в буддизме. Упосата как самый древний обряд буддизма, ее сущность и особенности проведения. Характеристика поведения Будды в отношении властей. Анализ взаимодействия государственной власти и буддизма на разных этапах развития.

    реферат , добавлен 28.02.2010

    Характеристика основных идейных принципов дзен-буддизма, его влияние на японскую национальную культуру, отличающуюся глубокой символичностью. Краткая суть учения Дзен. Значение философии дзен-буддизма для европейской культуры в современном мире.


Top