Пример составления акта для списания замененной автозапчасти. Бухгалтерский учет поступления, ремонта и списания запчастей. Бюджетный учет. ремонт автомобиля – дело хлопотное

Отремонтировать вышедший из строя автомобиль, экскаватор, грейдер и т. д. можно, обратившись в специализированную фирму, либо собственными силами строительной организации. Какими документами необходимо обосновать произведенные затраты в каждом из этих вариантов? Какие претензии чаще всего предъявляют инспекторы, проводящие налоговую проверку?

Ответы на эти вопросы - в данной статье.

Ремонт выполняет сторонняя компания

Законодательством не определен перечень документов, которые нужно составить в этом случае, поэтому имеются некоторые отличия в составе документов, применяемых фирмами, выполняющими работы по ремонту и обслуживанию автомобилей и спецтехники. Как правило, стороны заключают договор, например на год, и по мере необходимости отправляют технику в ремонт. Предварительная стоимость работ по ремонту и необходимых запасных частей фиксируется в заявке на ремонт. Факт сдачи машины в ремонт подтверждается актом приема-передачи транспортного средства исполнителю (в нем указываются комплектность автотранспортного средства, видимые наружные повреждения и дефекты и т. д.). Окончательная стоимость фактически выполненных работ и использованных запасных частей и материалов указывается в заказе-наряде, на основании которого составляются акт приема-передачи выполненных работ и счет-фактура. Возврат автомобиля стройфирме удостоверяется актом приема-передачи транспортного средства заказчику.

Для наглядности представим вышесказанное в виде блок-схемы.

Однако это не единственно возможный способ оформления взаимоотношений со специализированной компанией. Иногда стороны не заключают договор. Бывает, что заказ-наряд одновременно является актом приемки-передачи выполненных работ. Случается, что отдельно оформляются приобретение запчастей и заказ-наряд на выполнение работ по ремонту. Словом, варианты допустимы, что не должно негативно влиять на возможность признания расходов на ремонт и техническое обслуживание автомобилей и спецтехники для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.

Для бухгалтера важно, чтобы имеющиеся у строительной организации документы подтверждали факт несения расходов по оплате ремонтных работ и использования автомобиля в хозяйственной деятельности, направленной на получение доходов, облагаемых НДС. При выполнении этих требований инспекторы не смогут лишить вас права признать затраты в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, и принять к вычету предъявленный исполнителем НДС. А если решение по результатам налоговой проверки принято не в пользу организации, не стоит торопиться перечислять в бюджет начисленные контролерами суммы. Нужно идти в суд и отстаивать право на получение налоговой экономии. Арбитры не столь придирчивы к документальному оформлению и при рассмотрении споров во главу угла ставят не формальности, а факты (осуществления расходов и использования техники в основной деятельности). Например, ФАС ПО (Постановление от 09.09.2008 № А57-7577/07) отклонил довод инспекции о ненадлежащем подтверждении расходов в связи с отсутствием договора, заключенного со специализированной фирмой, производившей ремонт, и непредставлением дефектных ведомостей. Судьи решили, что представленные предприятием заказы-наряды, акты выполненных работ, счета свидетельствуют о выполнении работ по ремонту автомобилей.

В другом случае (см. Постановление ФАС ЗСО от 15.02.2010 № А81-3471/2009 ) инспекторы поставили под сомнение реальность операций по ремонту автосамосвалов и экскаваторов и добросовестность налогоплательщика. Арбитры, изучив представленные документы (договоры на ремонт техники, сметы стоимости ремонта, дефектные ведомости, акты о приеме-сдаче отремонтированных объектов, путевые листы и др.), пришли к выводу, что расходы, понесенные организацией на оплату работ по ремонту техники, носят производственный характер, указанная техника использовалась в основной деятельности (при производстве строительных работ). Ремонт техники вызван наличием повреждений, неполадок, что подтверждается дефектными ведомостями. Необходимые узлы и агрегаты заменены и установлены на соответствующих машинах.

И еще один нюанс, касающийся необходимости составлять унифицированную форму ОС-3. Некоторые налоговые инспекторы, исключая расходы на ремонт, обосновывают свое решение отсутствием у налогоплательщика названной формы. Налоговики отмечают: поскольку для строительной организации - заказчика ремонтных работ автотранспортное средство является основным средством, его передача-приемка из ремонта должна осуществляться по унифицированной форме ОС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 №  7 .

К сведению

Напомним, предусмотрено, что форма ОС-3 применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Ее подписывают члены приемочной комиссии или лицо, уполномоченное на приемку объектов основных средств, а также представитель организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицо, затем документ сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй передается фирме, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Данные о ремонте, реконструкции, модернизации вносятся в Инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

И в таких случаях с инспекторами можно поспорить. Нередко этот аргумент суды также признают неубедительным. Например, ФАС ВСО в Постановлении от 08.02.2011 № А69-564/2010 указал: поскольку текущий ремонт и техобслуживание автотранспортных средств осуществляются в процессе эксплуатации автомобиля без его остановки на длительное время, в данных случаях достаточно составить акт выполненных работ в произвольной форме, который в соответствии со ст. 753 ГК РФ подпишут обе стороны.

Исходя из положений гл. 37 «Подряд» ГК РФ законодательством не установлена форма документа, подтверждающего работы по ремонту и техобслуживанию, а также в нем нет требования о подтверждении таких расходов актом по форме ОС-3. Таким образом, в случае когда на основании документов, оформляемых сторонами договора в подтверждение выполняемых исполнителем работ (в том числе актов принятия результата работ, заказов-нарядов, заявок на осуществление работ, иных документов, предусмотренных договором), возможно установить объект имущества, в отношении которого осуществлялись ремонтные работы, а также объем работ, данные документы являются достаточным основанием отражения расходов по ремонту основного средства.

Примечательно, что в рассматриваемом ФАС ВСО случае нарушителем было Управление ФНС, а претензии ему предъявил Росфиннадзор, настаивавший на том, что налоговики ненадлежащим образом израсходовали бюджетные средства. Как видим, суд не согласился с мнением контролирующего ведомства и указал, что доказательством надлежащего расходования бюджетных средств могут являться любые первичные бухгалтерские документы, позволяющие достоверно установить их отношение к ремонту конкретных транспортных средств и его оплате.

Однако вернемся к налоговым спорам и в качестве примера приведем выдержку из Постановления ФАС ВВО от 10.09.2009 № А82-1209/2008-99 . В этом случае ИФНС отказала организации в признании расходов на ремонт ввиду отсутствия актов формы ОС-16 и ОС-3, а также записей в инвентарных карточках формы ОС-6. Рассуждали арбитры так.

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке формы ОС-6 на основании соответствующих документов. В рассматриваемом случае был произведен текущий ремонт двигателей, при котором не требуется внесение записей в инвентарную карточку.

Акт о выявленных дефектах оборудования по форме ОС-16 составляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля. Указанный документ не был представлен налогоплательщиком, поскольку необходимость ремонта вызвана иными причинами, а именно большой степенью износа двигателя и перерасходом топлива, и подтверждена документами, включенными в материалы дела.

Акт формы ОС-3 применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Однако в данном случае производился ремонт части основного средства - двигателя, при этом выбытие самих основных средств для ремонта не происходило, поэтому составлять указанный акт не требовалось.

Подведем итог. Отсутствие каких-либо документов еще не повод для исключения затрат из состава расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, и не основание для отказа в вычете «входного» НДС. Расходы на ремонт можно подтвердить самыми разными документами.

Ремонт собственными силами стройфирмы

При таком способе проведения ремонта претензий к документальному подтверждению расходов еще больше. Обратимся к конкретным примерам, чтобы выяснить точку зрения налоговых инспекторов и позицию судов.

Постановление ФАС ЦО от 28.04.2011 № А 35-6355/2010. В целях поддержания арендованных транспортных средств в надлежащем состоянии налогоплательщик приобретал запасные части на автомобили, которые приходовались на склад, о чем свидетельствуют приходные ордера.

По мере возникновения необходимости проведения ремонта издавались приказы на списание запчастей на текущий ремонт автомашин. В соответствии с такими приказами и на основании требований-накладных со склада водителям выдавались запчасти.

При этом налогоплательщик вел журнал учета использованных запчастей для ремонта автомобилей, в нем указывались сведения о марке и номере автомобиля, на который была установлена запасная часть, о наименовании запчасти, ее количестве и цене, а также ФИО водителя и его подпись.

Суд решил, что такой порядок оформления документов позволяет определить, какие именно запчасти и на какой автомобиль были установлены. Поэтому арбитры отклонили довод налогового органа о необходимости составления дефектных ведомостей и актов на списание запасных частей.

Постановление ФАС ЗСО от 15.12.2008 № Ф 04-7695/2008 (17399-А45-25). Исключив расходы на ремонт, инспекторы указали, что затраты отражены не в регистрах налогового учета, а в калькуляционных ведомостях, которые не являются первичными бухгалтерскими документами.

Арбитры исходили из того, что гл. 25 НК РФ не установлены формы документов, являющихся первичными в целях начисления налога на прибыль. Не определены такие формы для целей признания расходов на ремонт и правилами бухгалтерского учета.

На основании учетной политики организации ремонт объектов основных средств производится в соответствии с планом и оформляется соответствующими документами (дефектная ведомость, утвержденная смета, заказ, акт выполненных работ).

В связи с отсутствием унифицированной формы для определения статей затрат и планируемой стоимости ремонта использовалась калькуляционная ведомость, в которой суммировались расходы на ремонт конкретного объекта основных средств.

Необходимость проведения ремонтных работ подтверждена дефектной ведомостью, которая составляется на каждый объект основных средств, подлежащий ремонту.

Фактические расходы на ремонт объекта основных средств подтверждаются актом приема-сдачи отремонтированных объектов основных средств (унифицированная форма).

На основании перечисленных обстоятельств суд встал на сторону налогоплательщика.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 №  09АП-15448/2010-АК . Инспекция указала, что организация включила в состав расходов в целях налогообложения прибыли стоимость запасных частей, использованных для ремонта автотранспортных средств, без документов, подтверждающих необходимость ремонта и его выполнение, факт использования тех или иных запасных частей, замену автошин и связь произведенных расходов с деятельностью, направленной на получение дохода. В обоснование своей позиции ИФНС сослалась на отсутствие документов, предусмотренных постановлениями Госкомстата РФ от 28.11.1997 №  78 и от 21.01.2003 №  7 .

Данный довод судьи отклонили, обратив внимание на следующее. Материалами дела установлено, что для осуществления деятельности по оказанию автотранспортных услуг у организации имеются числящиеся на балансе основные средства, в том числе автомашины.

Для проведения текущего ремонта автомобилей предприятие располагает ремонтным боксом, местом хранения запасных частей, имеет штат соответствующих работников, что подтверждается материалами налоговой проверки.

Необходимость проведения текущего ремонта устанавливается на основании ежедневного осмотра автомобилей и жалоб водителей. Проведение текущего ремонта подтверждает механик.

Указанные обстоятельства подтверждены включенными в материалы дела приходными ордерами, товарными накладными, требованиями-накладными, актами технического осмотра автомобиля, заявками, ведомостями на установку запасных частей, сертификатом соответствия запчастей.

Списание использованных запасных частей для текущего ремонта производилось по унифицированной форме М-11, что инспекцией не оспаривалось.

Необходимость и объем произведенных текущих ремонтов инспекцией также не поставлена под сомнение.

Дефектная ведомость, на которую сослался налоговый орган, не предусмотрена в альбомах унифицированных форм. Отражение текущего ремонта в карточках формы ОС-6 не предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете.

При таких обстоятельствах совокупность представленных организацией документов подтверждает обоснованность списания в расходы стоимости использованных запасных частей.

Постановление ФАС ЗСО от 05.03.2007 № Ф04-231/2007 (31203-А70-25). Основной аргумент инспекторов: отсутствуют дефектные ведомости. Вывод суда: законодательством не предусмотрено обязательное составление дефектных ведомостей в целях подтверждения обоснованности затрат на содержание и ремонт автомобиля.

Приведенные судебные акты наглядно свидетельствуют о том, что инспекторы при желании всегда найдут повод для исключения затрат на ремонт из состава расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и отказа в применении вычета «входного» НДС. Однако, поскольку суды встают на сторону добросовестных налогоплательщиков, есть смысл обращаться в суд и отстаивать право на налоговую экономию.

Рассмотрим еще одну показательную ситуацию, изложенную в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 № 09АП-14258/2011-АК. Организация своими силами отремонтировала принадлежащие ей на праве собственности объекты основных средств, используемые в основной деятельности. Контролерам были представлены:

  • план ремонтных работ;
  • дефектные ведомости;
  • документы, свидетельствующие о наличии в штате организации главного инженера и механиков;
  • заявки главного инженера на покупку запчастей, накладные, счета-фактуры, платежные документы, подтверждающие в совокупности факт закупки запасных частей у специализированных фирм;
  • требования-накладные на запасные части;
  • акты о списании материальных затрат с указанием наименований запасных частей, израсходованных при ремонте, их количества, стоимости, норм расхода, направления расходования, счетов бухгалтерского учета, по которым отражены данные операции;
  • инвентарные карточки основных средств по форме ОС-6, в которых сделаны отметки о датах проведения ремонта, указаны номера документа и суммы затрат.
Как вы думаете, на что сослались налоговики, начислив недоимку по налогу на прибыль и НДС (при наличии у фирмы такого объемного пакета подтверждающих документов)? Инспекторы решили, что, во-первых, ремонт следовало проводить в сервисном центре, во-вторых, при отсутствии актов по форме КС-3 расходы являются неподтвержденными.

Налогоплательщик обратил внимание арбитров на то, что налоговый орган в ходе проверки не затребовал акты по форме КС-3, поэтому они были представлены непосредственно в суд.

И, конечно, весьма предсказуемой является отмена судом решения ИФНС о доначислениях.

К сведению

Если для выполнения ремонта производилось перемещение техники из одного структурного подразделения организации в другое (например, со стройплощадки в ремцех), налоговики могут потребовать еще и накладную на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме ОС-2. Вместе с тем, по мнению автора, ее отсутствие не помешает суду поддержать налогоплательщика.

О дефектной ведомости особо

На конкретных примерах мы показали, что дефектная ведомость, по мнению налоговиков, является обязательным документом, причем независимо от способа, которым производился ремонт: силами организации или специализированной фирмы (например, автосервиса). Тем не менее обязанность ее составления законодательством не установлена, что позволяет судам признавать требования инспекций необоснованными. Следовательно, выбор остается за организацией: оформлять дефектные ведомости или защищаться от предъявленных инспекторами претензий в арбитражном суде.

Обратите внимание

Для подавляющего большинства случаев форма дефектной ведомости не утверждена , поэтому налогоплательщик вправе разработать ее самостоятельно и предусмотреть обязанность ее применения в приказе об учетной политике.

Итак, организация может «изобрести» собственную форму дефектной ведомости или воспользоваться одной из существующих, например рекомендованной одним из ведомств для организаций соответствующей отрасли. В частности, в Методических рекомендациях по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях (утверждены Минсельхозом РФ 16.05.2005) представлены примерные формы ведомости дефектов оборудования и акта о выявленных дефектах оборудования (машин, зданий и сооружений). Кроме того, форма дефектной ведомости имеется в Рекомендациях по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения. РД 10‑112‑1‑04 (одобрены Федеральной службой по технологическому надзору, протокол от 26.04.2004). Еще один вариант дефектной ведомости содержится в Письме Минсельхоза РФ от 10.11.2009 № АС-05-54/7018 .

Представляем один из возможных, по мнению автора, вариантов дефектной ведомости:

Об определениях и пояснениях

Некоторые бухгалтеры испытывают трудности в понимании отдельных терминов. Разобраться поможет ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» (утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1978 №  2986 ). В соответствии с этим документом:

Капитальным признается ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия (автомобиля, спецтехники) с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые . При этом значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации;

Текущим является ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей;

Техническое обслуживание включает регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы. В техническое обслуживание могут входить мойка изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия (например, фильтрующих элементов), регулировка и т. д.

Напомним, Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств предусмотрено, что сведения о проведенном капитальном ремонте должны отражаться в унифицированной форме ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств».

Предполагается, что поломки устраняются не по гарантии.

Постановлением ФАС МО от 17.11.2010 № КА-А40/13995-10 данное постановление оставлено без изменения.

Для некоторых специфических отраслей предусмотрены свои унифицированные формы дефектной ведомости. Например, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.06.2003 № 94 введена ведомость дефектов трубопроводов, которая используется для трубопроводов тепловых электростанций, Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 утверждена форма дефектной ведомости, применяемая при обследовании объектов защитных сооружений гражданской обороны, и др.

Под базовой частью понимают основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других составных частей. Применительно к автомобилю капитальным ремонтом признается, например, замена двигателя, рамы.

Запчасти для автомобиля учитываются в составе материалов (Инструкция к плану счетов). Поэтому правила отражения операций, связанных с поступлением запчастей в бухучете, аналогичны общему порядку поступления материалов . Об особенностях отражения операций, связанных с заменой автомобильных шин, см. Как организации списать расходы на замену автомобильных шин .

Поступление, перемещение и выбытие запчастей для автомобиля в бухучете отразите на субсчете 10-5 «Запасные части» к счету 10 «Материалы».

Обычно замена запчастей в автомобиле происходит при его ремонте (текущем или капитальном).

Порядок списания запчастей в бухучете зависит от того, как будет ремонтироваться автомобиль - собственными силами организации или подрядчиком.

Документальное оформление

Если организация ремонтирует автомобиль самостоятельно, а ремонтное подразделение находится на ее территории, то при списании запчастей оформите требование-накладную по форме № М-11. Если запчасти передаются для ремонта в подразделение, которое находится за пределами территории организации, или подрядчику, то оформите передачу накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Такие правила предусмотрены пунктом 100 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и указаниями по заполнению форм № М-11 и № М-15, утвержденными постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Ситуация: нужно ли составлять акт по форме № ОС-3 при замене запчастей в автомобиле?

Если местонахождение автомобиля при замене запчастей не меняется, то составлять акт по форме № ОС-3 не нужно.

Это объясняется тем, что составление акта по форме № ОС-3 обязательно при приеме-сдаче автомобиля от заказчика к исполнителю (указания по заполнению формы № ОС-3, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2001 г. № 7). Если автомобиль ремонтирует сотрудник организации (например, водитель), то приема-передачи основного средства не происходит. При этом замену детали необходимо документально подтвердить (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для этого можно составить акт о замене запчастей в автомобиле. Типовой формы такого документа не предусмотрено, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Совет : чтобы упростить документооборот, акты о замене запчастей в автомобиле можно составлять в конце месяца по каждому исполнителю работ.

Бухучет

В бухучете затраты на ремонт автомобиля отразите в том отчетном периоде, к которому они относятся. Они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 27 ПБУ 6/01, подп. 5, 7 ПБУ 10/99). Поэтому списывайте запчасти в момент их отпуска со склада (при составлении документов на отпуск запчастей) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Списание запчастей при ремонте автомобиля собственными силами отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 10-5

- списаны запчасти на ремонт автомобиля.

Такой порядок предусмотрен пунктом 67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Если ремонт производится подрядным способом, то в договоре может быть сказано, что запчасти для ремонта автомобиля заказчик передает подрядчику (ст. 704 ГК РФ). В этом случае право собственности на эти материалы к подрядчику не переходит. Поэтому в учете заказчика передачу материалов отразите проводкой:

Дебет 10-7 Кредит 10-5

- переданы подрядчику материалы для ремонта автомобиля.

По окончании работ подрядчик должен сдать заказчику отчет об израсходованных материалах (п. 1 ст. 713 ГК РФ). На основании полученного отчета материалы нужно списать на счета учета затрат. В зависимости от того, за каким подразделением организации закреплен отремонтированный автомобиль, сделайте проводку:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44...) Кредит 10-7

- списаны запчасти, израсходованные на ремонт автомобиля (на основании отчета подрядчика).

Если запчасти, списанные со склада, были израсходованы не полностью, они должны быть возвращены. Возврат оформите накладной (формы № М-11, № М-15). Об этом сказано в пункте 112 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В бухучете возврат неиспользованных запчастей оформите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 20 (23, 25, 26, 29, 44...), 10-7

- оприходованы на склад неиспользованные запчасти при ремонте автомобиля собственными силами, при ремонте подрядным способом.

Иногда после замены старые запчасти остаются пригодными для дальнейшего использования. К бухучету их можно принять на основании требования-накладной по форме № М-11 (п. 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н).

Ситуация: как отразить в бухучете поступление и списание запчастей, полученных после проведения ремонта автомобиля? Материалы пригодны для дальнейшего использования.

Поступление демонтированных запчастей отразите в составе прочих доходов. Старые запчасти могут быть пригодны для дальнейшего использования, например, для ремонта.

Организация может руководствоваться положениями пункта 79 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н. В нем сказано, что пригодные для использования детали, узлы и агрегаты выбывающих объектов основных средств приходуются по текущей рыночной стоимости. Поступление таких запчастей отразите в составе прочих доходов. Под рыночной стоимостью в данном случае понимается сумма денежных средств, которая может быть получена организацией в результате продажи этой запчасти (п. 9 ПБУ 5/01).

При поступлении запчастей, полученных после ремонта автомобиля, на склад сделайте проводку:

Дебет 10-5 Кредит 91-1

- оприходованы запчасти, бывшие в эксплуатации (на основании требования-накладной по форме № М-11).

Иногда, чтобы привести замененные запчасти в пригодное состояние, организации ремонтируют их. В этом случае в стоимость восстановленных запчастей нужно включить затраты на ремонт (п. 11 ПБУ 5/01).
Если в организации создана собственная ремонтная служба, отнесение стоимости ремонта на цену запчасти отразите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 23

- учтены в стоимости запчасти расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

Если запчасти ремонтирует подрядчик, то отнесение стоимости ремонта на стоимость запчасти отразите так:

Дебет 10-5 Кредит 60

- учтены в стоимости запчасти расходы на ремонт, выполненный подрядным способом.

Если в дальнейшем замененные, но пригодные запчасти будут использованы, то их стоимость нужно списать на расходы (п. 5 ПБУ 10/99). В учете списание запчастей отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 26, 25, 29, 44...) Кредит 10-5

- списаны запчасти (на основании требования-накладной).

Ситуация: как отразить в бухучете расходы на установку сигнализации и прочего оборудования в автомобиле ?

Расходы на установку сигнализации и прочего оборудования учитывайте как при дооборудовании. То есть включите их в первоначальную стоимость автомобиля, эксплуатационные качества которого улучшаете.

Это прямо предусмотрено абзацем 2 пункта 14 ПБУ 6/01. Вот какие проводки необходимо сделать.

При приобретении сигнализации, противоугонных и других устройств оприходуйте их на счете 07 «Оборудование к установке»:

Дебет 07 Кредит 60 (76)

- принято на учет оборудование для последующей установки в автомобиль;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

- отражен НДС по приобретенному оборудованию;

Дебет 60 Кредит 51

- оборудование оплачено поставщику.

Передачу оборудования для установки в автомобиль отразите на счете 08. Сами вы устанавливаете сигнализацию или это делает сторонняя организация, неважно:

Дебет 08 Кредит 07

- стоимость оборудования для установки в автомобиль учтена в составе вложений во внеоборотные активы.

Не забудьте и остальные расходы на дооборудование:

Дебет 08 Кредит 10 (20, 23, 25, 60, 70, 76…)

- затраты на дооборудование автомобиля учтены в составе вложений во внеоборотные активы;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

- отражен НДС по работам, оказанным сторонними организациями.

После завершения работ по дооборудованию, когда автомобиль снова можно использовать:

Дебет 01 Кредит 08

-увеличена первоначальная стоимость автомобиля на сумму затрат по его дооборудованию;

Дебет 69 Кредит 19

- принят к вычету НДС по приобретенному устройству и работам по его установке.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 01, 07, 08, 20 и 60).

ОСНО

В налоговом учете стоимость запчастей относится к затратам на ремонт и включается в состав прочих расходов (п. 1 ст. 324, п. 1 ст. 260 НК РФ).

При методе начисления стоимость запчастей включите в состав расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором автомобиль был отремонтирован (п. 5 ст. 272, п. 1 ст. 260 НК РФ). То есть когда был подписан документ, свидетельствующий о фактической замене запчасти (акт по форме № ОС-3 , акт о замене запчасти). Именно в этот момент расходы признаются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

При кассовом методе помимо документов, свидетельствующих о замене запчасти, нужно, чтобы израсходованные материалы были оплачены (п. 1 ст. 252, п. 3 ст. 273 НК РФ).

При использовании запчастей для ремонта автомобиля у организации может возникнуть обязанность начислить НДС (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Это произойдет, если одновременно выполнены два условия:

  • стоимость переданных запчастей не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации;
  • имеет место фактическая передача запчастей структурным подразделениям организации (в т. ч. обслуживающим производствам и хозяйствам или обособленным подразделениям).

Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 16 июня 2005 г. № 03-04-11/132 и МНС России от 21 января 2003 г. № 03-1-08/204/26-В088.

Другими словами, НДС придется начислить, если организация передает запчасти для ремонта автомобиля, закрепленного за структурным подразделением, затраты по которому не включаются в расходы по налогу на прибыль. Например, если запчасти передаются в гараж дома отдыха, который числится на балансе организации. Если же запчасти применяются для ремонта автомобилей, используемых в производственной деятельности, НДС начислять не нужно. Подробнее об особенностях начисления НДС в подобных ситуациях см. Как рассчитать НДС при передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд .

Пример определения обязанности по начислению НДС при замене запчастей автомобиля

На балансе кондитерской фабрики ООО «Альфа» находится база отдыха для сотрудников. Плата за отдых с сотрудников фабрики не взимается.

Вспомогательное подразделение фабрики производит техосмотр и ремонт как автомобилей производственного назначения, так и автобуса, который используется для нужд базы отдыха.

Расходы на содержание и ремонт автомобилей производственного назначения уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому со стоимости запчастей, израсходованных на ремонт этих автомобилей, НДС не начисляется. Затраты на ремонт автобуса, закрепленного за базой отдыха, налогооблагаемую прибыль фабрики не уменьшают. Поэтому со стоимости запчастей, использованных на ремонт этого транспортного средства, бухгалтер «Альфы» начислил НДС.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль отразить поступление и использование запчастей, полученных после ремонта автомобиля? Запчасти пригодны для дальнейшего использования.

При расчете налога на прибыль стоимость материалов, полученных при ремонте, включите в состав внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/1/647, от 28 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/620, от 11 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/852).

Отразить такие доходы нужно в момент поступления запчастей на склад (при составлении накладной по форме № М-11) (подп. 1 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ). Материалы включите в состав доходов по рыночной стоимости, определенной по правилам статьи 105.3 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ).

При дальнейшем использовании запчастей, полученных от ремонта автомобиля, в деятельности организации их стоимость можно учесть в расходах. При этом налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на стоимость запчастей, которая ранее вошла в доход при их получении в ходе ремонта. Такое право прописано в пункте 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что в составе материальных расходов организация вправе учесть стоимость пригодных для дальнейшего использования излишков МПЗ, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже и разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при их ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации.

При этом порядок определения данной стоимости установлен только для МПЗ, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, а также выявленных при проведении инвентаризации (абз. 2 п. 2 ст. 254, п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ). Несмотря на это, стоимость запчастей, полученных в ходе ремонта и пригодных для дальнейшего использования, определяйте в аналогичном порядке.

Если организация примет решение продать запчасти, полученные в ходе ремонта автомобиля, то их стоимость можно учесть в составе расходов от реализации (подп. 2 п. 1 ст. 268, абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 мая 2010 г. № 03-03-06/1/352.

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете оприходования и списания запчастей, поступивших на склад после ремонта автомобиля и использованных повторно

В июне ООО «Альфа» собственными силами провело текущий ремонт автомобиля, используемого в торговой деятельности организации. Ремонтная служба на предприятии отсутствует.

В результате ремонта была произведена замена аккумуляторной батареи. Для замены был куплен новый аккумулятор стоимостью 3540 руб. (в т. ч. НДС - 540 руб.). Аккумулятор, бывший в употреблении, было решено использовать в качестве запасного. Замена аккумулятора оформлена актом по форме № ОС-3. Сведения о проведенном ремонте отражены в инвентарной карточке учета основного средства по форме № ОС-6.

На момент поступления старого аккумулятора на склад его рыночная стоимость составила 1500 руб. Для отражения в учете полученных запчастей бухгалтер «Альфы» открыл к счету 10 субсчет «Запчасти, выявленные в ходе ремонта».

«Альфа» платит налог на прибыль помесячно, применяет метод начисления.

Бухучет материалов ведется без использования счетов 15 и 16.

В учете организации сделаны следующие проводки:

Дебет 10-5 Кредит 60
- 3000 руб. (3540 руб. - 540 руб.) - приобретен аккумулятор для ремонта автомобиля;

Дебет 19 Кредит 60
- 540 руб. - учтен НДС со стоимости аккумулятора;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 540 руб. - принят к вычету НДС;

Дебет 44 Кредит 10-5
- 3000 руб. - списан аккумулятор, установленный в автомобиль;

Дебет 10 субсчет «Запчасти, выявленные в ходе ремонта» Кредит 91-1
- 1500 руб. - оприходован аккумулятор, ранее бывший в эксплуатации.

В июне при расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учел расходы на ремонт автомобиля в сумме 3000 руб. В составе внереализационных доходов отражено 1500 руб.

В июле запасной аккумулятор был установлен в автомобиль, используемый для нужд аппарата управления. В учете эту операцию бухгалтер отразил так:

Дебет 26 Кредит 10 субсчет «Запчасти, выявленные в ходе ремонта»
- 1500 руб. - списан аккумулятор, используемый в качестве запасного.

При расчете налога на прибыль в июле бухгалтер учел всю стоимость списанного запасного аккумулятора. В состав материальных расходов было включено 1500 руб.

УСН

Если организация платит единый налог с доходов, то замена запчастей никак не отразится на ее налоговых обязательствах, так как при таком объекте налогообложения не учитываются никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Если организация платит налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость запчастей, приобретенных для замены, можно включить в состав расходов на ремонт основных средств (подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Стоимость запчастей можно списать только при одновременном выполнении двух условий:

  • новые запчасти фактически установлены на автомобиль (при ремонте собственными силами подтверждается актом по форме № ОС-3 , актом о замене запчастей; при ремонте подрядным способом - актом приема-передачи ремонтных работ или актом по форме № ОС-3) (п. 2 ст. 346.17, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ);
  • запчасти оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Если организация ремонтирует автомобиль подрядным способом, то стоимость услуг подрядчика тоже можно отнести на расходы только после оплаты.

Такие разъяснения даны в письме УФНС России по г. Москве от 31 марта 2006 г. № 18-11/3/25186.

Ситуация: как при расчете единого налога отразить поступление и использование запчастей, полученных после ремонта автомобиля? Организация применяет упрощенку.

Стоимость запчастей, полученных в результате ремонта автомобиля, включите в состав внереализационных доходов при расчете единого налога (п. 13 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ, письма Минфина России от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/1/647, от 28 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/620).

Отразить такие доходы нужно в момент поступления запчастей на склад (при составлении накладной по форме № М-11) по рыночным ценам (п. 1 ст. 346.17, п. 4 ст. 346.18 НК РФ).

Если в дальнейшем такие запчасти будут использованы повторно (реализованы), их не удастся учесть при расчете налоговой базы.

Организации, которые платят единый налог с доходов, при расчете налоговой базы никакие расходы не учитывают (п. 1 ст. 346.14, п. 4 ст. 346.18 НК РФ).

Организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, любые расходы признают только после их фактической оплаты. Оплатой признается прекращение обязательств перед поставщиками путем перечисления денежных средств или иным способом. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

При получении демонтированных запчастей в ходе ремонта автомобиля у организации не возникает никаких обязательств. Более того, выявление запчастей вообще не связано с появлением каких-либо расходов, поскольку экономические выгоды организации не уменьшаются. Дальнейшее использование бывших в употреблении запчастей в производстве или их реализация тоже не повлияет на расчет единого налога. Ведь условие о погашении задолженности в отношении выявленного имущества так и останется невыполненным.

Таким образом, никаких оснований для того, чтобы включать в расходы стоимость запчастей, полученных после ремонта автомобиля, у организации, которая применяет упрощенку, нет.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (ст. 346.29 НК РФ). Поэтому замена запчастей в автомобиле никак не отражается на налоговых обязательствах организации.

ОСНО и ЕНВД

Если автомобиль одновременно используется в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, стоимость запчастей, приобретенных для замены, нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учитывать нельзя. Стоимость запчастей для автомобиля, используемого только в одном виде деятельности, распределять не нужно.

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре на приобретение запчастей, также нужно распределить. НДС распределяйте пропорционально доле операций, облагаемых этим налогом. Долю операций, облагаемых НДС, определите исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых НДС, в общем объеме отгрузки за налоговый период. Такой порядок предусмотрен в пунктах 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, прибавьте к доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример распределения стоимости запчастей автомобиля, приобретенных для замены. Организация совмещает общий режим налогообложения и ЕНВД. Автомобиль отремонтирован вспомогательным подразделением организации

ООО «Торговая фирма "Гермес"» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения (метод начисления). Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в феврале, составляет:

  • по оптовой торговле (без учета НДС) - 1 800 000 руб.;
  • по розничной торговле - 650 000 руб.

Операции, освобожденные от НДС, организация не осуществляла.

В феврале организация приобрела для замены служебного автомобиля, используемого для нужд аппарата управления, редуктор заднего моста. Стоимость запчасти составила 5400 руб. (в т. ч. НДС - 824 руб.).

Чтобы распределить расходы и НДС между двумя видами деятельности организации, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов за февраль.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за февраль составляет:
1 800 000 руб. : (1 800 000 руб. + 650 000 руб.) = 0,735.

Доля расходов на приобретение запчасти при расчете налога на прибыль за февраль равна:
(5400 руб. - 824 руб.) × 0,735 = 3363 руб.

Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» сможет определить по итогам I квартала.

В программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" предусмотрена автоматизация учета полного цикла движения запасных частей - от поступления до списания изношенных. Методисты фирмы "1С" в предлагаемой статье приводят нормативное регулирования вопроса и разъясняют порядок отражения соответствующих операций в программе.

Покупка материалов .

Поступление запасных частей

Согласно Инструкции по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н в ред. от 30.12.2009 № 152н, далее - Инструкция № 148н), материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных (аккумуляторы, шины и покрышки и т. п.) в целях контроля за их использованием учитываются на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных". Материальные ценности отражаются в учете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.

Списание материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета (ф. 0504041) в количественном выражении с указанием должности и фамилии получившего, даты получения, заводского номера.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н, расходы учреждения по оплате договоров на приобретение запасных частей относятся на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" классификации операций сектора государственного управления.

Следовательно, запасные части должны учитываться в составе материальных запасов на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы".

Если покупка бюджетным учреждением совершена в рамках одного договора (приобретение, доставка, погрузка-разгрузка и т. д.), то запасные части принимаются к учету сразу на счет 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы":

Дебет КРБ 0 105 06 340 Кредит КРБ 0 302 22 730.

В программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" оприходование запасных частей оформляется документом Покупка материалов .

Установка запасных частей на транспортное средство

Замена запасной части, например, мотора автомобиля, является ремонтом, поэтому списанные на ремонт материалы не увеличивают стоимость автомобиля, а относятся на расходы:

Дебет КРБ 0 401 01 272 Кредит КРБ 0 105 06 440; Дебет КРБ 2 106 04 340 Кредит КРБ 2 105 06 440.

В программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" установка запасных частей на транспортное средство отражается документом программы Списание материалов , в котором следует выбрать хозяйственную операцию Запчасти к транспорту (401.01.272 - 105.ХХ, забалансовый счет 09) .

В качестве счета дебета следует выбрать счет отнесения расходов согласно виду деятельности, а в качестве центра материальной ответственности - получателя следует указать лицо и подразделение, ответственные за транспортное средство, на которое установлены запасные части.

При выборе операции в качестве забалансового счета устанавливается счет 09.

В табличной части документа указываются запасные части, списываемые на ремонт.

В программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" аналитический учет по счету 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" ведется в разрезе номенклатуры запасных частей (субконто Номенклатура ), центров материальной ответственности (материально ответственное лицо и подразделение) и транспортных средств (субконто Основные средства ), на которые устанавливаются запасные части.

При такой организации учета для каждой запасной части всегда известно, на какой автомобиль она была установлена.

Это позволяет отслеживать списание запасных частей и не допускать их перерасхода.

Поэтому при выборе операции Запчасти к транспорту (401.01.272-105.ХХ, забалансовый счет 09) в спецификации документа Списание материалов появляется дополнительная графа Основные средства . В этом случае в строках табличной части следует указывать запасные части и соответствующие транспортные средства, на которые они установлены.

Впрочем, если не требуется отслеживать, на какие транспортные средства производится списание запасных частей, в каком количестве, с какой периодичностью, то в справочник Основные средства можно ввести служебную позицию Все транспортные средства и выбирать ее при оформлении операций по движению запасных частей.

При проведении документа формируются проводки по списанию запасных частей с баланса и постановке на забалансовый счет 09.

Следует отметить, что в программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" запасные части, установленные на транспортные средства, учитываются на счете 09 по фактической стоимости, по которой они учитывались на балансе.

Списание вышедших из строя запасных частей

Списание вышедших из строя запасных частей, установленных на транспортные средства (учитываемых на счете 09), оформляется документом .

В документе указываются счет забалансового учета - 09, водитель транспортного средства (средств), вышедшие из строя запасные части и их количество, транспортное средство, на котором они были установлены, и причина списания.

Табличную часть документа удобно заполнять с помощью кнопки Подбор .

В обработке Подбор НФА в документы (подбор нефинансового актива) будут указаны все запасные части, учитываемые на счете 09 по указанному центру материальной ответственности.

В спецификации подбора следует выбрать списываемые запчасти и указать их количество.

Следует отметить, что с помощью Подбора можно списать все запасные части, числящиеся за списанным с учета автомобилем.

Для этого в настройке параметров обработки Подбор НФА в документы следует указать списанное транспортное средство и нажать кнопку Выбрать все .

Все запасные части, числящиеся за указанным транспортным средством, будут перенесены в спецификацию документа Списание материалов (Забалансовый учет) с указанием учетного количества и стоимости.

При проведении документа формируются проводки по кредиту счета 09.

Согласно Инструкции по бюджетному учету списание материальных ценностей с забалансового счета 09 осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Поэтому в качестве печатной формы к документу Списание материалов (Забалансовый учет) можно сформировать Справку по форме 0504833.

Смена материально ответственного лица

Как уже было отмечено выше, в программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" аналитический учет по счету 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" ведется в разрезе центров материальной ответственности (материально ответственное лицо и подразделение). При смене материально ответственного лица, например, при увольнении водителя следует ввести документ Внутреннее перемещение материалов (забалансовый учет) , в котором указываются старый (Отправитель) и новый (Получатель) водители. Табличную часть документа удобно заполнять с помощью кнопки Подбор . В обработке подбора будут указаны все запасные части, учитываемые на счете 09 по выбранному МОЛ (центру материальной ответственности - отправителю).

По нажатию кнопки Выбрать все в спецификацию документа будут введены все запасные части, учитываемые за МОЛ-отправителем.

Из документа можно распечатать Требование-накладную по форме М-11 (по ОКУД 0315006) или бухгалтерскую справку (ф.

При проведении документа формируются проводки по смене центра материальной ответственности.

От редакции. Подписчики ИТС Бюджет ПРОФ могут получить доступ к другим материалам по бюджетному учету на

У нас возникли разногласия по списанию запчастей на автотранспорт. Какие первичные документы все же должны быть, кто подписывает. Достаточно ли заборной ведомости от водителя или нужен акт на списание с подписями комиссии.

Для списания автозапчастей необходимо оформить требование-накладную, если автозапчасти передаются ремонтной службе, то оформляют накладную отпуск материалов на сторону. Если ремонт производит сторонняя организация, требуется составить акт о приемке-сдаче унифицированной формы. При ремонте вашей же организацией или водителем, то подтверждением о замене автозапчасти может служить акт составленный в произвольной форме.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Поступление, перемещение и выбытие запчастей для автомобиля в бухучете отразите на субсчете 10-5 «Запасные части» к счету 10 «Материалы».

Обычно замена запчастей в автомобиле происходит при его ремонте (текущем или капитальном).

Порядок списания запчастей в бухучете зависит от того, как будет ремонтироваться автомобиль – собственными силами организации или подрядчиком.

Документальное оформление

Если организация ремонтирует автомобиль самостоятельно, а ремонтное подразделение находится на ее территории, то при списании запчастей оформите требование-накладную по форме № М-11 . Если запчасти передаются для ремонта в подразделение, которое находится за пределами территории организации, или подрядчику, то оформите передачу накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Такие правила предусмотрены пунктом 100 , и указаниями по заполнению форм № М-11 и № М-15 , утвержденными постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а . *

Ситуация: * нужно ли составлять акт по форме № ОС-3 при замене запчастей в автомобиле

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто производит замену запчастей. Если работы по замене проводит собственная ремонтная служба организации или подрядчик, то составить акт по форме № ОС-3 нужно.

Если же организация осуществляет замену запчастей собственными силами при отсутствии ремонтной службы, акт можно не составлять. Это объясняется тем, что составление акта по форме № ОС-3 обязательно при приеме-сдаче автомобиля от заказчика к исполнителю (указания по заполнению формы № ОС-3 , утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2001 г. № 7). Если автомобиль ремонтирует сотрудник организации (например, водитель), то приема-передачи основного средства не происходит. При этом замену детали необходимо документально подтвердить (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для этого можно составить акт о замене запчастей в автомобиле. Типовой формы такого документа не предусмотрено, поэтому его можно составить в произвольной форме . *

Главбух советует: * чтобы упростить документооборот, акты о замене запчастей в автомобиле можно составлять в конце месяца по каждому исполнителю работ.

Бухучет

В бухучете затраты на ремонт автомобиля отразите в том отчетном периоде, к которому они относятся. Они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 27 ПБУ 6/01 , подп. , ПБУ 10/99). Поэтому списывайте запчасти в момент их отпуска со склада (при составлении документов на отпуск запчастей) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Списание запчастей при ремонте автомобиля собственными силами отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 10-5
– списаны запчасти на ремонт автомобиля.

Такой порядок предусмотрен пунктом 67 Методических указаний, утвержденных .

Если ремонт производится подрядным способом, то в договоре может быть сказано, что запчасти для ремонта автомобиля заказчик передает подрядчику (). В этом случае право собственности на эти материалы к подрядчику не переходит. Поэтому в учете заказчика передачу материалов отразите проводкой:

Дебет 10-7 Кредит 10-5
– переданы подрядчику материалы для ремонта автомобиля.

По окончании работ подрядчик должен сдать заказчику отчет об израсходованных материалах (). На основании полученного отчета материалы нужно списать на счета учета затрат. В зависимости от того, за каким подразделением организации закреплен отремонтированный автомобиль, сделайте проводку:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44...) Кредит 10-7
– списаны запчасти, израсходованные на ремонт автомобиля (на основании отчета подрядчика).

Если запчасти, списанные со склада, были израсходованы не полностью, они должны быть возвращены. Возврат оформите накладной (формы № М-11 , № М-15). Об этом сказано впункте 112 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н .

В бухучете возврат неиспользованных запчастей оформите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 20 (23, 25, 26, 29, 44...), 10-7
– оприходованы на склад неиспользованные запчасти при ремонте автомобиля собственными силами, при ремонте подрядным способом.

Иногда после замены старые запчасти остаются пригодными для дальнейшего использования. К бухучету их можно принять на основании требования-накладной по форме № М-11 (п. 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н).

Ситуация: * как отразить в бухучете поступление и списание запчастей, полученных после проведения ремонта автомобиля. Материалы пригодны для дальнейшего использования

Поступление демонтированных запчастей отразите в составе прочих доходов. Старые запчасти могут быть пригодны для дальнейшего использования, например, для ремонта.

Организация может руководствоваться положениями Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н . В нем сказано, что пригодные для использования детали, узлы и агрегаты выбывающих объектов основных средств приходуются по текущей рыночной стоимости. Поступление таких запчастей отразите в составе прочих доходов. Под рыночной стоимостью в данном случае понимается сумма денежных средств, которая может быть получена организацией в результате продажи этой запчасти ().

При поступлении запчастей, полученных после ремонта автомобиля, на склад сделайте проводку:

Дебет 10-5 Кредит 91-1
– оприходованы запчасти, бывшие в эксплуатации (на основании требования-накладной по форме № М-11).

Иногда, чтобы привести замененные запчасти в пригодное состояние, организации ремонтируют их. В этом случае в стоимость восстановленных запчастей нужно включить затраты на ремонт ().
Если в организации создана собственная ремонтная служба, отнесение стоимости ремонта на цену запчасти отразите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 23
– учтены в стоимости запчасти расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

Если запчасти ремонтирует подрядчик, то отнесение стоимости ремонта на стоимость запчасти отразите так:

Дебет 10-5 Кредит 60
– учтены в стоимости запчасти расходы на ремонт, выполненный подрядным способом.

Если в дальнейшем замененные, но пригодные запчасти будут использованы, то их стоимость нужно списать на расходы (). В учете списание запчастей отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 26, 25, 29, 44...) Кредит 10-5
– списаны запчасти (на основании требования-накладной).

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Обручникова Елена

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Родионов Александр

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:

Каковы особенности заключения контракта (договора) поставки автозапчастей? Как отражаются в бухгалтерском учете запчасти, приобретенные за плату, а также полученные в результате разборки, ликвидации и ремонта транспорта? В каких случаях автозапчасти следует учитывать за балансом?

В современном мире автомобиль уже давно перестал быть роскошью, превратившись в необходимое средство передвижения. Поэтому вопросы учета расходов на поддержание его в состоянии, пригодном для эксплуатации, являются актуальными всегда. В статье расскажем о приобретении и учете запасных частей, предназначенных для ремонта и замены изношенных частей автомобиля.

Заключение контракта (договора) поставки автозапчастей осуществляется государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с законодательством РФ о закупках, а именно:

1) казенными учреждениями согласно положениям Федерального закона № 44-ФЗ ;

2) автономными учреждениями на основании норм Федерального закона № 223-ФЗ ;

3) бюджетными учреждениями при закупке автозапчастей:

  • за счет средств субсидий в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ;
  • за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, – Федеральным законом № 223-ФЗ (при наличии положения о закупке, принятого и размещенного до начала текущего года в единой информационной системе).

Если закупка запасных частей к транспорту производится в рамках норм Федерального закона № 44-ФЗ, то учреждение вправе использовать:

  • неконкурентные способы размещения заказа (заключение контракта с единственным поставщиком);
  • конкурентные способы размещения заказа (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений).

В случае, когда объем закупаемых автозапчастей невелик, заключается контракт с единственным поставщиком.

При заключении контракта с единственным поставщиком должны выполняться требования, установленные ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Напомним, что согласно пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ учреждения культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иные учреждения (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) могут осуществить закупку автозапчастей на сумму, не превышающую 400 000 руб., у единственного поставщика. При этом должно соблюдаться следующее условие: совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50 % размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика и составлять не более 20 млн руб.

Кроме того, согласно пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ учреждение вправе заключить контракт поставки автозапчастей с единственным поставщиком на сумму в пределах 100 тыс. руб., если годовой объем таких закупок не превышает 2 млн руб. или 5 % совокупного годового объема закупок заказчика и составляет не более 50 млн руб.

В случае, когда закупка автозапчастей производится в большом объеме, контракт заключается с использованием конкурентных способов размещения заказа.

По общему правилу контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ). Исключение составляют случаи, в которых в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. К таким случаям, например, относятся закупки у единственного поставщика в соответствии с пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Извещение об осуществлении закупки, помимо информации, указанной в ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ, должно содержать краткое изложение условий контракта, а именно наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки, в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Исходя из этого, указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки не является обязанностью заказчика, и в случае осуществления закупки автозапчастей заказчик вправе сделать указание на товарный знак в документации о закупке (Письмо Минэкономразвития РФ от 21.08.2015 № Д28и-2516).

Если объем (количество) запасных частей к автотранспорту невозможно определить, то заказчик вправе не указывать его в извещении и документации о закупке. При этом данные документы должны содержать цену запасных частей или каждой запасной части, а также начальную (максимальную) цену контракта. Такой вывод следует из писем Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 № Д28и-1844, от 13.07.2015 № Д28и-2092, от 16.12.2015 № Д28и-3655 и основан на положениях п. 2 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ.

Что касается запасных частей, не поименованных в заключенном контракте, то для их приобретения необходимо проводить новую закупку (Письмо Минэкономразвития РФ от 25.03.2016 № Д28и-820).

Учет автозапчастей в бухгалтерском (бюджетном) учете

Принятие к учету запчастей, приобретенных за плату. Запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в транспортных средствах, независимо от их стоимости и срока службы, учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 99, 118 Инструкции № 157н).

Запасные части, приобретенные за плату, принимаются к учету по их фактической стоимости (п. 100 Инструкции № 157н). Перечень расходов, которые могут учитываться при формировании такой стоимости, приведен в п. 102 Инструкции № 157н.

В фактическую стоимость запасных частей не включается сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда расходы непосредственно связаны с их приобретением (п. 105 Инструкции № 157н).

Для учета операций, связанных с приобретением запасных частей, в сумме затрат, формирующих фактическую стоимость, используется счет 0 106 34 000 «Вложения в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 127 Инструкции № 157н).

В соответствии с Указаниями № 65н расходы на приобретение запасных частей осуществляются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Автозапчасти могут приобретаться как в рамках заключенного контракта (договора) с поставщиком (по безналичному расчету), так и через подотчетное лицо (за наличный расчет). Принятие к учету автозапчастей осуществляется на основании отгрузочных документов поставщика либо авансового отчета с приложением к нему оправдательных документов и приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). Операции по приобретенным запасным частям отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующими корреспонденциями счетов:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н)*
Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н)**
Автономное учреждение
(Инструкция № 183н)***
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Приобретение запасных частей в случае осуществления дополнительных расходов, формирующих их фактическую стоимость
формирование фактической стоимости запасных частей
1 106 34 340 1 302 34 730 0 106 34 310 0 302 34 730 0 106 34 000 0 302 34 000
принятие к учету запасных частей в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении
1 105 36 340 1 106 34 340 0 105 36 340 0 106 34 340 0 105 36 000 0 106 34 000
Принятие к учету запасных частей, приобретенных без осуществления дополнительных расходов
1 105 36 340 1 302 34 730 0 105 36 340 0 302 34 730 0 105 36 000 0 302 34 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Бюджетное учреждение культуры в рамках заключенного договора с поставщиком приобрело за счет средств субсидии на выполнение государственного задания запчасти для ремонта и замены изношенных частей в автомобиле на общую сумму 14 000 руб., из них:

  • генератор – 3 600 руб.;
  • стартер – 3 200 руб.;
  • тормозные колодки – 3 000 руб.;
  • барабан тормозной – 900 руб.;
  • набор свечей зажигания – 1 920 руб.;
  • фильтр воздушный – 580 руб.;
  • шланг тормозной – 800 руб.

По отдельному договору оплачены расходы на доставку запчастей на склад хранения в размере 800 руб.

Рассчитаем стоимость расходов на доставку каждого вида запасных частей:

  • генератор – 205,71 руб. (800 / 14 000 х 3 600);
  • стартер – 182,86 руб. (800 / 14 000 х 3 200);
  • тормозные колодки – 171,43 руб. (800 / 14 000 х 3 000);
  • барабан тормозной – 51,43 руб. (800 / 14 000 х 900);
  • набор свечей зажигания – 109,71 руб. (800 / 14 000 х 1 920);
  • фильтр воздушный – 33,14 руб. (800 / 14 000 х 580);
  • шланг тормозной – 45,72 руб. (800 / 14 000 х 800).
Содержание операции

Сумма, руб.

Сформирована фактическая стоимость запчастей согласно договору поставки и доставки
генератора
стартера
тормозных колодок
барабана тормозного
набора свечей зажигания
фильтра воздушного
шланга тормозного
Приняты к учету по сформированной фактической стоимости
генератор
стартер
тормозные колодки
барабан тормозной
набор свечей зажигания
фильтр воздушный
шланг тормозной
Перечислены денежные средства в счет погашения задолженности
за поставку запасных частей
за доставку запасных частей

Запасные части к транспортным средствам при поступлении на склад (в специальное помещение для хранения) приходуются материально ответственным лицом (заведующим складом) на основании представленных первичных учетных документов. Учет запасных частей в местах хранения ведется в книге (карточке) учета материальных ценностей по наименованиям и количеству (п. 119 Инструкции № 157н).

Операции по перемещению запасных частей внутри учреждения, передаче их для ремонта и замены изношенных частей в транспортных средствах отражаются в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании требования-накладной (ф. 0504204).

Учет операций по поступлению запасных частей ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в следующих регистрах бухгалтерского учета (п. 120 Инструкции № 157н):

  • журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов в части операций принятия к учету запчастей по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений);
  • журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо журнале операций расчетов с подотчетными лицами в части операций поступления запчастей по фактической стоимости их приобретения;
  • журнале по прочим операциям – по иным операциям поступления запасных частей.

Принятие к учету запчастей, полученных в результате разборки, утилизации (ликвидации), ремонта транспорта.

Автозапчасти, остающиеся в распоряжении учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации), ремонта транспортных средств, принимаются к учету по фактической стоимости, которая определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету (п. 106 Инструкции № 157н).

Оприходование запасных частей осуществляется на основании первичных учетных документов (акта о списании транспортного средства (ф. 0504105), акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103), акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) и отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете следующими корреспонденциями счетов:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н)
Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н)
Автономное учреждение
(Инструкция № 183н)
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Принятие к учету запасных частей, полученных

по результатам ликвидации (разборки, утилизации) транспорта

1 105 36 340 1 401 10 172 0 105 36 340 0 401 10 172 0 105 36 000 0 401 10 172
Принятие к учету запасных частей,

полученных по результатам проведения ремонта транспорта

1 105 36 340 1 401 10 180 0 105 36 340 0 401 10 180 0 105 36 000 0 401 10 180

Казенное учреждение культуры с разрешения вышестоящего органа власти списало автомобиль. В результате разборки транспортного средства приняты к учету пригодные для дальнейшего использования запасные части. Их оценочная стоимость, определенная комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, составила 8 000 руб.

В бюджетном учете необходимо сделать следующие записи:

Установка запчастей на транспорт

При установке запасных частей на транспортное средство они списываются с баланса учреждения.

Выбытие (отпуск) запасных частей осуществляется по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости. Один из указанных способов определения стоимости данных материальных запасов закрепляется в учетной политике учреждения и применяется в течение финансового года непрерывно (п. 108 Инструкции № 157н).

Выбытие запасных частей оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) с приложенными к нему документами (утвержденными руководителем учреждения), подтверждающими установку запчастей.

Операции по списанию запасных частей при их установке на транспортное средство отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующими корреспонденциями счетов:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н)
Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н)
Автономное учреждение
(Инструкция № 183н)
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Списание запасных частей при их установке на транспорт
1 401 20 272 1 105 36 440 0 401 20 272 0 105 36 440 0 401 20 272 0 105 36 000

Одновременно списанные с баланса запасные части в целях контроля их использования учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства (п. 349 Инструкции № 157н). Перечень автозапчастей, учитываемых на данном счете (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т. п.), устанавливается учетной политикой учреждения.

Принятие к забалансовому учету запасных частей в момент их выбытия с балансового счета отражается в бухгалтерском учете по дебету забалансового счета 09, а списание непригодных к дальнейшему использованию запасных частей после их замены – по кредиту этого счета.

Последующее выбытие запасных частей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающего их замену.

При выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете 09, списываются с забалансового учета.

Учет операций по выбытию и перемещению запасных частей ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, а аналитический учет по забалансовому счету 09 – в карточке количественно-суммового учета (п. 120, 350 Инструкции № 157н).

Автозапчасти, закупленные автономным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности на сумму 50 000 руб., установлены на автомобиль. Изношенные запасные части, числящиеся на забалансовом счете 09, списаны в сумме 35 000 руб. и оприходованы на баланс по оценочной стоимости (12 000 руб.) для последующей сдачи в металлолом. В соответствии с учетной политикой учреждения расходы по списанию материальных запасов относятся к прямым затратам.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Подведем итог. Запасные части к транспортным средствам могут приобретаться как в рамках заключенного контракта (договора) с поставщиком (по безналичному расчету), так и через подотчетное лицо (за наличный расчет). Заключение контракта (договора) поставки автозапчастей осуществляется государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с законодательством РФ о закупках.

Запасные части к транспортным средствам относятся к нефинансовым активам и учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения». Расходы на их приобретение осуществляются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в учете по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. При установке запасных частей на транспортное средство они списываются с баланса и учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Учет за балансом ведется в течение всего периода эксплуатации (использования) автозапчастей в составе транспортного средства.


Top