Про щелочные аккумуляторы. Электролит для АКБ — основы приготовления Как сделать кислоту для щелочных аккумуляторов

Ni и Аи), окислы и силикаты. Гидроокись лития потребляется в больших количествах как добавка к электролиту щелочных аккумуляторов, повышающая их емкость на 20 — — 22 %, расширяющая температурный диапазон действия и удлиняющая в 2 — 3 раза срок службы. Серная кислота, являющаяся главной составной частью электролита, ядовита. Пары серной кислоты, выделяющиеся при заряде аккумуляторов, разрушают слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Твердое едкое кали и калиевая щелочь, применяемые для приготовления электролита щелочных аккумуляторов, также ядовиты и при попадании на кожу вызывают ожоги. Карбонат лития Li2CO3 — бесцветные кристаллы, малорастворимые в воде; применяется в пиротехнике, в производстве пластмасс как катализатор, в: рной металлургии, в производстве стекла и керамики. Оксид лития 1Л2О — бесцветные кристаллы; легко реагирует с водой, поглощает СО.

Щелочной электролит: правила применения

Внимание

Приготовление электролита должно производиться в чистой чугунной, железной или пластмассовой посуде.

Как сделать электролит для акб

Наиболее важные из таковых следующие:

  • Частая неполноценная зарядка аккумулятора;
  • Систематический глубокий разряд АКБ;
  • Недостаточное количество электролита в сепараторе;
  • Долгое использование электролита при высоких температурах окружающей среды;
  • Слишком высокие и частые рабочие температуры жидкости.

Не допуская наличия данных факторов конкретно в вашей ситуации, продлить срок службы аккумулятора и щелочного электролита в отдельности можно в разы.

Отметим, что при использовании подобных жидкостей также важно постоянно заправлять АКБ однотипным видом электролитов.
В ином случае ресурс батареи уменьшается. Порядок заливки электролита в щелочной аккумулятор Допустим, щелочной аккумулятор перестал держать заряд или вовсе вышел строя.

Электролит в щелочных аккумуляторах

Но зато щелочные аккумуляторы меньше боятся механической тряски, имеют большой срок службы, могут систематически работать с перегрузкой и не выходят из строя при хранении в разряженном состоянии.

Инфо

Электролит щелочного аккумулятора поглощает СО2 из атмосферы, в результате чего уменьшается его проводимость, поэтому электролит приходится время от времени обновлять.

Совмещение операции обработки электродов щелочью с их катодной нагрузкой уменьшает потери гидроокиси, которая при простом воздействии щелочи образует значительные наросты на поверхности пластины, теряющиеся на последующих операциях.
Под катодной нагрузкой происходит, кроме того, повышение концентрации щелочи в околоэлектродном слое, что ускоряет взаимодействие соли со щелочью во внутренних зонах электрода.

Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов

Перемешать стеклянной, эбонитовой или железной мешалкой раствор щелочи; 3.

Дать раствору остыть и затем проверить его плотность по ареометру; 4.

Дать отстояться раствору не менее 10 часов; 5. Отстоенный от мути электролит залить в аккумуляторы.


Электролит NaLi жидкий (ТУ 6-09-3897-75) представляет собой прозрачный, слегка желтоватый водный раствор гидроокисей натрия и лития.
Спасибо, данные отправлены. Наши специалисты скоро с вами свяжутся. Спасибо, данные отправлены. Наши специалисты скоро с вами свяжутся.

Спасибо, данные отправлены. Наши специалисты скоро с вами свяжутся.

Спасибо, данные отправлены. Наши специалисты скоро с вами свяжутся.

Как сделать щелочной электролит самостоятельно.

Cтраница 3 Из щелочных аккумуляторов наибольшее практическое значение имеют железо-никелевые аккумуляторы, отрицательный электрод которых состоит из спрессованного порошкообразного железа с небольшим количеством окиси ртути, а положительный — из гидроокиси никеля Ni (OH) 3 с некоторым количеством графита.

Окись ртути и графит добавляют к электродам для повышения их электропроводности.

Электролитом щелочного аккумулятора служит 20 — 30 % — ный водный раствор едкого калия КОН. Однако равновесие реакции сдвинуто вправо из-за образования нерастворимого карбоната кальция.

Щелочи идут на приготовление электролитов щелочных аккумуляторов, на производство мыла, красок, целлюлозы.

Лития гидрат окиси технический Li ОН Н2О — белый кристаллический порошок, сильная щелочь, хорошо растворимая в воде.

По ГОСТ 8595 — 75 изготовляют продукт марок ЛГО-1, ЛГО-2 и ЛГО-3.

Готовим электролит для аккумуляторов в домашних условиях самостоятельно

Жидкая щёлочь должна расфасовываться по стеклянным бутылкам. Пробки должны быть резиновыми. Для обеспечения полной герметичности верх заливается парафином. Подобной меры предосторожности будет более чем достаточно, чтобы приготовить электролит для АКБ. Герметичная упаковка нужна из-за углекислого газа, который наносит непоправимый вред щелочи, делая её непригодной для дальнейшего использования.

Если щёлочь окрасилась в коричневый или жёлтый цвет, приготовить электролит для АКБ не получится.

Чтобы приготовить электролит для АКБ нужно взять железную или чугунную посуду, пластик тоже подойдёт. Предварительно необходимо очистить ёмкость от любого загрязнения. Мало того, на посуде должна быть плотно закрывающаяся крышка.

Важно! Нельзя применять ёмкость, сделанную из цинка, меди, алюминия или свинца.

Керамика и стекло также под запретом.

Большая энциклопедия нефти и газа

Н +LiOH Плотность: 1,19 –1,21 г/см3 +20 г/л (LiOH)

  • Температура: -25…-15 °С Состав: КОН Плотность: 1,25 г/см3
  • Температура: -40…-25 °С Состав: КОН Плотность: 1,27 г/см3
  • Температура: ≥+40…+60 °С Состав: NaОН +LiOH Плотность: 1,17 –1,19 г/см3 +от 10 до 15 г/л (LiOH) Заряд необходимо проводить током 0,25С в течении 8 часов.
  • Температура: +10…+60 °С Состав: NaОН Плотность: 1,17 –1,19 г/см3

— В этих двух случаях эксплуатация разрешена только, если отсутствует LiOH, однако срок службы аккумуляторов уменьшается:

  • Температура: -15…+15 °С Состав: КОН Плотность: 1,19 –1,21 г/см3
  • Температура: +10…+30 °С Состав: NaОН Плотность: 1,17 –1,19 г/см3

Свойства щелочных электролитов — аккумуляторные батареи

В процессе заряда, особенно летом, необходимо следить за температурой электролита и в случае повышения её выше +40 °С для едкого натра и +30 °С для едкого кали необходимо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть. При использовании электролита едкого натра, ёмкость батареи снижается на 5-15%. При смене электролита, в аккумуляторе остаётся от 20 до 40% старого электролита, который смешивается с новым.

Чем измеряется плотность электролита. Для проверки состояния заряда аккумуляторной батареи используется ареометр.

Это действие выполняется путем определения плотности электролита, что достигается путем измерения его удельного веса. Чем больше концентрация основного вещества (кислоты или щелочи), тем плотнее становится электролит. Чем выше плотность, тем выше уровень заряда.

Типы и основные параметры щелочных аккумуляторов и батарей

К этому раствору для аккумуляторов Эдисона добавляют небольшое количество гидроокиси лития.

Гидроокись лития имеет полезное влияние на работу аккумуляторов, но она не является необходимой для основных реакций, которые протекают в них.

Применение гидроокиси лития скорее основано на опытных результатах, чем на теоретических соображениях.Прибавка лития влияет на срок службы эдисоновских щелочных аккумуляторов, в то время как без него кривая испытаний на срок службы имеет падающий характер, с его добавкой кривая в течение значительного времени повышается, прежде чем начнется ее падение.Концентрация и химический состав щелочных электролитов, рассматриваемые в целом, не меняются в течение заряда, поэтому их измерение имеет меньшее значение, чем для сернокислотного электролита, применяемого в свинцовых аккумуляторах.

Состав электролита щелочного аккумулятора

Во время заряда необходимо время от времени измерять температуру, и если она достигает установленного предела 45°С, то следует прервать заряд до тех пор, пока батарея остынет.Гидрат окиси калия или едкое калия – белое твердое тело, расплывающееся при хранении в открытом виде и легко растворяющееся в воде. Оно растворяет кожу и целый ряд органических веществ. Едкое кали как в твердом состоянии, так и в растворе поглощает углекислоту из воздуха, поэтому необходимо защищать раствор в аккумуляторах от загрязнения углекислотой, пользуясь газовыми вентилями в выходном отверстии.

Эти вентили имеют назначением предотвратить доступ углекислого газа, позволяя в то же время газу, образующемуся внутри элемента, свободно выходить наружу.

Едкое кали может быть приготовлено электролитическим путем из хлористого калия. Едкий литий получается в растворе действием извести на раствор карбоната лития.

4.3. Приготовление электролита для свинцовых аккумуляторов

Электролит для свинцовых аккумуляторов приготовляется путем разбавления чистой серной кислоты чистой водой. Кислота продается обычно концентрированной, удельного веса от 1,835 до 1,840. При разбавлении концентрированной кислоты раствор сильно нагревается. Во избежание опасности для лица, производящего смешивание, всегда необходимо наливать кислоту в воду, но не наоборот.
Хотя количество теплоты, развиваемой в обоих случаях, одно и то же, однако удельные теплоты воды и концентрированной кислоты совершенно различны. Струя воды, попадая в концентрированную кислоту, освобождает большое количество теплоты, которая благодаря низкой удельной теплоте кислоты вызывает сильное местное повышение температуры. Кислота, приливаемая к воде, не может вызвать столь же большого повышения температуры в силу того, что удельная теплота воды очень высока. Необходимо непрерывно перемешивать раствор все время, пока кислота подливается в воду, для того, чтобы помешать более тяжелой кислоте опуститься на дно сосуда, не смешавшись с водой.
Для смешивания и хранения небольших количеств электролита наиболее подходят сосуды фарфоровые, гончарные или стеклянные; но так как они легко дают трещины, то им следует предпочесть чаны, выложенные свинцом, особенно для более значительных количеств.
Никакие другие металлические сосуды, кроме свинцовых, непригодны.
После разбавления кислоты, до заливки ее в батарею, необходимо подождать, пока она остынет, для того чтобы избежать повреждений пластин и сепараторов.
Охлаждение можно ускорить, пользуясь струей сжатого воздуха, но воздух при этом должен быть чистым.
Избежать сильного повышения температуры при смешивании кислоты с водой можно, применяя вместо воды лед, приготовленный из дистиллированной воды. Понижение температуры происходит вследствие того, что скрытая теплота плавления льда приблизительно равна количеству теплоты, освобождающемуся при растворении серной кислоты. Лед, свободный от воды, можно прибавлять к кислоте непосредственно. Избыток поглощенной теплоты показывает, что раствор должен получить температуру ниже нуля, что и наблюдалось в действительности.
Чтобы облегчить приготовление электролитов любой требуемой концентрации, на рис. 4.1 приведены необходимые пропорции кислоты и воды. Аккумуляторные заводы обычно сообщают сведения о том, какой крепости кислоту следует применять для каждой данной батареи.

Рис. 4.1. Приготовление электролита любого удельного веса из концентрированной кислоты удельного веса 1,835.
1- содержание серной кислоты, %; 2 – требующаяся добавка воды по объему; 3 – то же по весу.

4.4. Приготовление электролита для кадмиевоникелевых и железоникелевых аккумуляторов

Для кадмиевоникелевых и железоникелевых аккумуляторов в качестве электролита служит раствор в дистиллированной воде едкого калия (КОН) или едкого натрия (NaOH).
В зависимости от температуры окружающего воздуха в аккумуляторах (табл. 4.1) применяется раствор соответствующей плотности (концентрации) основного компонента электролита в чистом виде или с добавкой едкого лития (LiOH).
Кадмиевоникелевые аккумуляторы рассчитаны на работу на холоде при температуре до – 40°С, причем при температурах +35...– 19°С с составным электролитом, а при более низких температурах, например, – 20...– 40°С с электролитом без добавки едкого лития.
При температурах – 20...– 40°С при отсутствии чистого едкого калия допускается как исключение применять составной электролит из едкого калия и едкого лития повышенной плотности, при этом емкость аккумулятора снижается на 10 – 15%. При отсутствии составного электролита из едкого калия и едкого лития при температуре – 19...+35°С можно воспользоваться составным электролитом из едкого натрия повышенной плотности 1,17 – 1,19 г/см 3 с добавкой на 1 л раствора 20 г едкого лития, но при этом следует учесть, не гарантируется.

Не гарантируется также долговечность аккумуляторов при работе их с электролитом из раствора чистого едкого калия плотностью 1,19 – 1,21 г/см 3 , т. е. без добавки едкого лития при температуре –19... + 10°С. При работе при температуре + 10...+50°С с рекомендуемым составным электролитом плотностью 1,1–1,12 г/см 3 (табл. 5.1) емкость аккумуляторов также снижается по сравнению с номинальной, а долговечность не гарантируется.
Железоникелевые аккумуляторы рассчитаны на работу в тех же условиях и с тем же электролитом, что и кадмиевоникелевые, но они более чувствительны к низким температурам, поэтому могут применяться при температурах не ниже –20° С.
В процессе эксплуатации температурные условия в зависимости от времени года резко изменяются, поэтому для более эффективного использования емкости аккумуляторов их следует заливать электролитом, по составу и плотности соответствующим этим условиям.
Кроме того, необходимо систематически контролировать количество электролита, т. е. следить за уровнем последнего и поддерживать его в установленных пределах.
В аккумуляторах, находящихся в эксплуатации, уровень электролита постепенно снижается вследствие испарения, поэтому его необходимо периодически измерять и при необходимости дополнять до нормы дистиллированной водой. Не реже чем через 10 циклов нужно проверять плотность электролита и также доводить ее до нормы добавлением раствора плотностью 1,41 г/см 3 или дистиллированной воды.
Уровень электролита в аккумуляторах должен постоянно находиться выше края пластин не менее чем на 5 мм и не более чем на 12 мм.
Снижение уровня электролита ниже верхнего края пластин или сетки, а также повышение плотности электролита при положительных температурах окружающего воздуха снижают емкость и долговечность последних. Уровень электролита необходимо проверять и доводить до указанной нормы перед каждым зарядом. Он проверяется с помощью стеклянной трубки диаметром 5 – 6 мм с метками на высоте 5 и 12 мм от конца. Для установления уровня электролита в аккумуляторе надо конец трубки с метками ввести через заливное отверстие до упора в пластины или сетку, после чего другой конец трубки закрыть пальцем. Вынув трубку из аккумулятора по высоте столбика электролита в ней, определим уровень электролита над верхним краем пластин или сетки в аккумуляторе. Для снижения уровня электролита в аккумуляторе можно пользоваться пипеткой или резиновой грушей со стеклянным или пластмассовым наконечником длиной около 100 мм. Доливку электролита или дистиллированной воды в аккумуляторы можно производить с помощью пипетки, резиновой груши или кружки через стеклянную воронку, размеры которых подбирают в зависимости от вместимости аккумуляторов. Проверка плотности электролита производится при помощи сифонного ареометра.
Проверку плотности электролита необходимо производить по возможности перед каждым зарядом, в каждом аккумуляторе, хотя и допускается выборочный контроль в 2 – 3 аккумуляторах батареи. В крайнем случае проверка должна проводиться не реже чем через 10 циклов во всех аккумуляторах батареи.
Таким образом, электролит необходим не только для первой заливки аккумуляторов при формировке, но и для замены, поддержания плотности и уровня электролита в действующих аккумуляторах, поэтому его требуется приготовлять и всегда иметь запас.
Для приготовления электролита поставляются следующие исходные материалы:
а) едкий калий аккумуляторный марки А (твердый) или марки В (жидкий) и едкий литий аккумуляторный;
б) составная щелочь сорта А – готовая смесь едкого калия и едкого лития в отношении едкий литий/едкий калий = 0,04...0,045;
в) едкий натрий аккумуляторный (сода каустическая) сорта А и едкий литий аккумуляторный;
г) составная щелочь сорта Б – готовая смесь едкого натрия и едкого лития в соотношении едкий литий/едкий натрий = 0,028...0,032.
Перед приготовлением электролита необходимо удостовериться, что имеющиеся в наличии химические "компоненты соответствуют приведенным выше требованиям и ГОСТам. Хранить эти материалы необходимо в герметически закрытой таре. Данные материалы могут поставляться как в жидком, так и в твердом состоянии в виде гранул, чешуек, кусков или слитка.
Приготовление электролита следует начинать с определения потребности в нем согласно норме расхода на один аккумулятор при первой заливке, указанной в табл. 4.2.
Определив требуемое количество электролита, приготовим примерно 3/4 этого объема свежей дистиллированной воды. При отсутствии последней допускается применение дождевой воды, собранной с чистой поверхности, или воды, полученной при таянии снега, а также конденсата.

Таблица 4.2
Ориентировочная норма расхода электролита на один аккумулятор при первой заливке

Примечание. При приготовлении электролита желательно норму увеличить на 10 – 15 % для создания резерва на отход и другие непредвиденные случаи.
В крайнем случае можно использовать любую сырую чистую питьевую воду (кроме минеральной).
Затем, пользуясь данными табл. 5.3, определяем необходимое количество химических компонентов: едкого калия или едкого натрия, а также едкого лития для добавки. Расход дистиллированной воды на 1 кг твердой и на 1 л жидкой щелочи для приготовления электролита необходимой плотности приведен в табл. 4.3.

Таблица 4.3
Расход дистиллированной воды, необходимой для приготовления электролита для кадмиевоникелевых и железоникелевых аккумуляторов

Для определения массы твердых щелочей, необходимой по норме, приведенной в табл. 19, достаточно разделить:
на три требуемое количество воды, если необходимо приготовить калиевый или составной калиево-литиевый раствор плотностью 1,19 – 1,21 г/см 3 ;
на два, если необходимо приготовить калиевый электролит для работы при температуре Вперёд

Ни для кого не секрет, что современные аккумуляторы работают на электролите. Данное вещество позволяет накапливать батареям заряд и выдавать его в виде конечной электроэнергии при работе. Одними из часто встречаемых электролитов является щелочной, который активно используется в одноименных аккумуляторных батареях. Подобная субстанция отлично проявляет себя в работе аккумулятора, но также имеет некоторые недостатки. Более подробно о них, сущности щелочного электролита и принципах его эксплуатации поговорим в сегодняшней статье.

Пару слов о щелочном электролите

Щелочной электролит – одна из основных составляющих одноименных аккумуляторных батарей. На сегодняшний день подобная субстанция используется во многих АКБ, поэтому актуальность её рассмотрения довольно-таки высока. Типовой состав электролита для щелочных аккумуляторов состоит:

  • либо из едкого калия и литиевых соединений;
  • либо из едкого натрия и едкого калия, а также того же лития.

Любое из отмеченных выше соединений в определенной концентрации разбавляется с дистиллированной водой, что и формирует раствор-электролит для щёлочи. По формации он жидкий и представляется, на первый взгляд, обычной водой.

На данный момент в сфере аккумуляторных батарей существуют два типовых, борющихся между собой видов электролитов, а именно:

  • рассматриваемые нами – щелочные ;

Первые по сравнению со вторыми более надёжные и долговечные составляющие АКБ. Помимо этого, щелочные электролиты превосходят кислотные во многих параметрах, за исключением одного НО — они не способны выдавать стартовый ток. Этот момент всерьёз подорвал использование «щелочи» в АКБ для автомобилей, поэтому на современных машинах намного чаще встречаются именно кислотные электролиты и соответствующие аккумуляторы.

Срок службы

Калиево-литиевый щелочной электролит при грамотной эксплуатации и качественном приготовлении является одним из самых долго служащих в своей сфере. Экспериментально доказано, что данная жидкость способна выдержать более 1000 циклов «заряд-разряд», что представляет собой просто огромное количество таких процедур. Однако при использовании щелочных электролитов стоит держать в уме факторы, уменьшающие срок их службы. Наиболее важные из таковых следующие:

  • Частая неполноценная зарядка аккумулятора;
  • Систематический глубокий разряд АКБ;
  • Недостаточное количество электролита в сепараторе;
  • Долгое использование электролита при высоких температурах окружающей среды;
  • Слишком высокие и частые рабочие температуры жидкости.

Не допуская наличия данных факторов конкретно в вашей ситуации, продлить срок службы аккумулятора и щелочного электролита в отдельности можно в разы. Отметим, что при использовании подобных жидкостей также важно постоянно заправлять АКБ однотипным видом электролитов. В ином случае ресурс батареи уменьшается.

Порядок заливки электролита в щелочной аккумулятор

Допустим, щелочной аккумулятор перестал держать заряд или вовсе вышел строя. Что делать в такой ситуации? Скорее всего, придётся менять калиево-литиевый щелочной электролит, однако перед осуществлением его замены или доливки важно удостовериться в том, что:

  • электроды аккумуляторной батареи целы;
  • сепараторы и их пластины не обсыпались;
  • аккумулятор не работает именно потому, что он разряжен.

Если данные моменты успешно подтвердились, то в необходимости заливки электролита можно не сомневаться. Порядок такой процедуры следующий:

  1. Демонтируйте аккумуляторную батарею с автомобиля;
  2. Поставьте её в месте, защищённом от сторонних лиц, детей и источников тока, огня, воды, а также удобном для работы с АКБ;
  3. Подготовьте себе защитную одежду в полном комплекте (как минимум, защитные очки и перчатки), инструмент для открытия крышки аккумулятора и щелочной электролит для залива. Последний, к слову, можно купить как в магазине (стоимость такового начинается от 30 рублей), так и приготовить в домашних условиях;
  4. Затем аккуратно демонтируйте крышку АКБ и начните заливать электролит, ориентируясь по соответствующим меткам;
  5. После того как жидкость долита до нужно уровня приведите аккумулятор в первоначальный вид и установите его обратно на машину.

Примечание! Перед началом работ убедитесь, что у вас именно щелочной аккумулятор и электролит, используемый в нём, основан на щелочи. Отметим, что, неправильно залив электролит, можно привести АКБ в негодность.

При полной или частичной смене электролита в щелочном аккумуляторе обязательно зарядите его в усиленном режиме (порядка 12 часов) или нормальном (6 часов). В остальных случаях допустимо проведение ускоренной зарядке (около 3 часов) с повышением нормальной силы тока в 2 раза.

Правила зарядки щелочной батареи

Так как функционирование щелочного электролита во многом зависит от того, как именно будет заряжаться батарея, в которую он залит, не лишним будет рассмотреть базовые правила зарядки соответствующих АКБ. В общем случае их перечень таков:

  1. Заряжайте аккумулятор исключительно на средних и высоких показателях силы тока, так как подобная практика положительно сказывается и на состоянии щелочного электролита, и на состоянии аккумулятора;
  2. В процессе заряда обязательно следите за тем, чтобы электролит с наличием в составе лития не превышал по температуре более 45 градусов по Цельсию и 35 – для электролитов без лития;
  3. Утеплять щелочные АКБ в процессе зарядки требуется лишь в том случае, если температура окружающей среды менее минус 30 градусов по Цельсию. В остальных случаях батареи заряжаются в обычном режиме;
  4. При зарядке аккумулятора следите за отсутствием выплёскивания электролита, ибо это не допустимо;
  5. После 10 циклов «заряд-разряд» всегда проверяйте уровень электролита и, при необходимости, доливайте его.

Явным признаком того, что аккумуляторная батарея на щёлочи заряжалась верно, будет наличие 1,4-1,45 Вольт напряжения в начале зарядке на АКБ и 1,75-1,85 Вольт в конце.

Учимся готовить щелочной электролит

В завершение сегодняшнего материала о щелочных электролитах для АКБ не лишним будет обратить внимание на то, как сделать таковые дома. Для достижения подобной цели, в первую очередь, необходимо подготовить:

  • исходные материалы для приготовления электролита: дистиллированная вода (ГОСТ 6709-72), кали едкое КОН сорта А,В (ГОСТ 9285-69) и гидрат окиси лития Li(OH)3 (ГОСТ 8595-75);
  • железная, чугунная или пластмассовая тара с наличием плотных крышек;
  • аналогичные предметы для размешивания раствора;
  • ареометр – прибор, который требуется для измерения плотности приготовленного электролита.

Непосредственно приготовление щелочного электролита осуществляется так:

  1. В сосуд вливается необходимое количество дистиллированной воды;
  2. Аккуратными движениями в жидкость либо наливается щёлочь, либо кладётся стальными шпицами;
  3. После этого раствор размешивается специальными приспособлениями, и его плотность корректируется под необходимые показатели посредством использования ареометра, а также добавления тех или иных веществ в электролит.

Важно! Плотность щелочного электролита определяется по специальным таблицам с учётом температуры использования батареи и конкретных особенностей АКБ. Как правило, она составляет около 1,25-1,27 граммов на кубический сантиметр.

Приготовленный электролит разливается в стеклянные тары, которые закрываются плотными резиновыми пробками. Хранить щелочной электролит желательно вдалеке от детей и солнца. Помимо этого, ёмкости с субстанцией стоит соответствующе пометить.

На этом, пожалуй, по рассматриваемому сегодня вопросу наиболее важные положения подошли к концу. Как видите, щелочной электролит – важнейшая составляющая одноименных аккумуляторов, требующая систематичной проверки и замены. Надеемся, представленный выше материал был для вас полезен. Удачи в ремонте автомобиля и на дорогах!

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Электролит – одна из основных составляющих аккумуляторных батарей, которые дают возможность запуска автомобиля. Он бывает нескольких видов, различающихся по своему составу. Своевременный контроль за количеством и качеством электролита в аккумуляторе позволит избежать преждевременный выход аккумулятора из строя и сэкономить на покупке нового устройства.

Виды, состав и особенности

На данный момент различают три вида электролитов для аккумуляторов, для щелочных аккумуляторов — щелочной, а для кислотных — кислотный, но так же выделяют и корректирующий электролит, необходимый при обслуживании батарей.

Как определить кислотный аккумулятор или щелочной? Проще всего это сделать по маркировке корпуса и по материалу, из которого он сделан. Корпус кислотных АКБ всегда изготавливается из специального пластика, тогда как щелочные батареи могут быть сделаны из металла. Так же можно определить протестировав каплю электролита из аккумулятора: кислотный электролит вступит в реакцию с содой или мелом.

Кислотный

Представляет собой смесь серной кислоты, составляющей тридцать пять процентов всего состава, и дистиллированной воды, которая занимает оставшиеся шестьдесят пять.
Данный состав в аккумуляторе находится в емкости со свинцовыми пластинами, при контакте этих элементов и происходит выработка тока.

Преимущества кислотного электролита:

  • Высокий уровень КПД
  • Слабая потеря заряда при бездействии
  • Выдача высокого стартового тока
  • Невысокая стоимость

Недостатки:

  • Чувствительность к перепадам температур
  • Неэкологичность
  • Необходимость регулярного контроля плотности состава

Следует отметить, что кислотный электролит используется в большинстве моделей аккумуляторных батарей для автомобилей, так как только он способен давать достаточное количество тока для запуска двигателя. При этом аккумуляторы, изготовленные с использованием данного раствора, делятся на две группы:

  • Обслуживаемые
  • Необслуживаемые

Первый вид обеспечивает легкий доступ к содержимому банок. В них можно замерять плотность электролита, при необходимости заливать дистиллированную воду и электролит, просто открутив крышки с банок.

В случае с необслуживаемыми моделями провести подобные действия также возможно, однако для этого нужно самостоятельно вскрыть устройство, провести нужные действия, а затем герметично их закрыть. В подобных случаях могут быть использованы дрель и сварочный аппарат.

Проводить замену электролита в необслуживаемых моделях стоит только в тех случаях, когда их гарантийный срок истек. Часто это производится исключительно для получения опыта проведения подобных операций.

Щелочной

Щелочной электролит состоит из гидроокиси калия, натрия, лития или всех этих составляющих в комплексе, разведенных в воде.

К достоинствам данного вида относятся:


Недостатки:

  • Меньшая величина электродвижущей силы по сравнению с кислотными
  • Отсутствие способности подачи стартового тока для запуска двигателя
  • Более высокая стоимость

Несмотря на долгий срок службы, неприхотливость и другие преимущества применение данного вида электролита в автомобильной промышленности ограничено. Виной тому неспособность выработки достаточного уровня стартового тока, необходимого для запуска двигателя. К минусам также относятся их внушительные габариты.

Однако устройства на щелочном электролите успешно применяются в обеспечении током тяговых и локомотивных составов.

Важно! Перед осуществлением замены следует убедиться, что аккумулятор именно щелочной. В противном случае АКБ можно полностью вывести из строя.

Корректирующий

Данный электролит является специальным составом с высоким содержанием активных веществ, используемый для повышения плотности электролита аккумулятора. Он предназначен для повышения концентрации активных веществ в батарее.

В продаже можно встретить следующие виды корректирующего электролита:

  • Твердый калиево-литиевый
  • Жидкий калиево-литиевый с различной плотностью
  • Жидкий кислотный

Корректирующий электролит можно изготовить самостоятельно , имея под рукой необходимые для этого составы, однако зачастую его проще купить, так как стоимость его более чем доступна.

Как пользоваться корректирующим электролитом:

  • Удалить из банок немного электролита
  • Долить в них такое же количество корректирующей жидкости
  • Установить АКБ на заряд номинальным током для запуска процесса смешивания полученного состава на полчаса
  • Оставить батарею на остывание на пару часов
  • Произвести замер плотности и при необходимости отрегулировать его снова

При повторной коррекции количество заменяемого электролита следует уменьшить.

Как приготовить самостоятельно

Перед тем, как самостоятельно заменить электролит для аккумулятора, необходимо принять соответствующие меры безопасности и приготовить предметы индивидуальной защиты:

  • Перчатки
  • Фартук
  • Защитные очки
  • Раствор соды на случай попадания средства на кожу или предметы одежды
  • Уксус или лимонную кислоту – для нейтрализации щелочи

Проводить действия следует в хорошо проветриваемом помещении с температурой воздуха не выше +25 C°. Следует заранее знать, какой объем готового электролита потребуется для заполнения батарей. В среднем, в современных АКБ количество раствора составляет от 2,6 до 3,7 литра. Поэтому стоит сразу ориентироваться на максимальное количество. За основу можно взять 4 литра конечного раствора.

Для приготовления электролита необходимо заранее приготовить следующие предметы:

  • Посуду достаточной емкости, изготовленную из материала, устойчивого к воздействию кислоты и щелочи
  • Небольшую палочку для перемешивания электролита
  • Инструменты для проведения замеров плотности, температуры и уровня раствора
  • Для кислотного электролита – серную жидкость, для щелочного – щелочь в твердом или жидком виде, литий или силикагель

Важно! Все используемые материалы должны быть химически нейтральными для исключения возникновения ненужных реакций при их соприкосновении. В качестве емкости вполне подойдут обычные стеклянные банки.

Процесс приготовления щелочного электролита

Ингредиенты для приготовления данного состава могут быть как в жидком виде, так и в твердом. Если с первым все понятно, то перед тем как залить, щелочной электролит из твердого вещества потребуется развести в дистиллированной воде.

Требуемая плотность указывается на сайте производителя аккумулятора, также информацию можно найти в прилагаемой инструкции по эксплуатации. Твердый электролит берется пропорционально нужному количеству окончательного жидкого раствора и составляет:

  • 1/5 – для получения раствора плотностью 1,17-1,19 г/м³
  • 1/3 – для раствора плотностью 1,19-1,21 г/м³
  • 1/2 — для раствора плотностью 1,25-1,27 г/м³

Процесс приготовления состоит из следующих шагов:

  • Налить в посуду дистиллированную воду
  • Добавить нужное количество щелочи
  • Перемешать раствор
  • Плотно закрыть крышкой
  • Настаивать в течение 6 часов

После того, как процесс настаивания будет завершен, необходимо слить светлый раствор. Если часть состава выпадает в осадок, нужно его регулярно перемешивать. При заливке нужно следить, чтобы он остался на дне, не попав в аккумулятор, в противном случае это грозит выходом АКБ из строя.

Приготовление раствора для свинцовых аккумуляторов

Перед тем, как разбавить кислотный электролит, необходимо определить нужные пропорции. Они зависят от климатических условий, в которых планируется эксплуатация устройства.

Для получения электролита плотностью 1,28 г/м³, что приемлемо для средних климатических условий, потребуется в один литр дистиллированной воды влить 0,36 л серной кислоты. Для жарких регионов количество серной кислоты уменьшается до 0,33 л на то же количество воды.

Как разводить аккумуляторную кислоту :

  • Налить в подготовленную емкость дистиллированную воду
  • Аккуратно тонкой струйкой влить в нее кислоту
  • Измерить плотность полученного раствора
  • Оставить раствор настаиваться на 12 часов

Важно! Нельзя вливать воду в кислоту! Правильно — вливать кислоту в воду. Не следует торопиться, вливая кислоту, давайте возможность ей постепенно раствориться в воде.

Инструкция по замене

Замена электролита производится в следующих случаях:


Замена электролита, независимо от того, является он щелочным или кислотным, производится в несколько шагов:

  • Демонтаж аккумулятора из транспортного средства
  • Очистка АКБ от загрязнений
  • Выкачивание имеющейся жидкости с помощью груши или шприца
  • Промывка банок дистиллированной водой
  • Заливка электролита с помощью груши или аналогичных приспособлений

Уровень заливки определяется метками внутри банок. Если они отсутствуют, нужно руководствоваться правилом – электролит должен быть на уровне выше пластин на 5-7 миллиметров. При этом от его уровня до крышек банок должно оставаться не менее двух сантиметров.

Очень важно при сливе электролита не наклонять его в сторону и тем более не переворачивать. На дне сосудов могут оказаться твердые частицы, которые застрянут в пластинах, полностью выведя их из строя. Допускается легкое покачивание воды из стороны в сторону при промывании, такие же действия можно производить после заливки электролита в аккумулятор.

После этого АКБ устанавливается на зарядку, после чего следует проверить получившуюся плотность. Замеры должны производиться не арене, чем через пару часов после снятия устройства с зарядки, так как существует риск получить завышенные показания. Если плотность недостаточно высокая или, напротив, имеет излишние значения, ее следует отрегулировать добавлением кислоты, щелочи или дистиллированной воды.

Полезное видео

Видео инструкция о замене электролита

Заключение

Независимо от типа электролита, используемого в эксплуатируемой АКБ, можно самостоятельно произвести его полную замену, проверку плотности и других показателей. Однако стоит помнить о технике безопасности, так как электролит – опасный химический состав, способный значительно повредить кожные покровы и глаза.

Аккумуляторы в зависимости от величины емкости разделяются на следующие типы (см. табл. 1). В этой же таблице указаны и основные характеристики аккумуляторов. В условном обозначении типа аккумулятора буквы означают электрохимическую систему аккумулятора: НК- никель-кадмиевая; НЖ — никель-железная; цифры после букв — номинальную емкость в ампер-часах. Для отличия одного типа аккумулятора от другого на их крышках выбиты клеммы: у никель-кадмиевых — НК, у никель-железных- на крышке и на боковых сторонах — НЖ. При эксплуатации аккумуляторов следует помнить, что: у никель-кадмиевых аккумуляторов положительный полюс электрически замкнут с корпусом; у никель-железных аккумуляторов отрицательный полюс электрически замкнут с корпусом; у положительных выводов аккумуляторов выштампован знак » + «. Условное обозначение типа аккумуляторной батареи состоит из условного обозначения аккумуляторов и цифры перед буквами, означающей число последовательно соединенных аккумуляторов. В условном обозначении типа батареи означают:

Таблица 1

Обозначение типа Номинальная емкость, ач Номинальное напряжение, в Нормальный режим Количество электролита в литрах
заряд разряд
время, ч ток, а ток, а напряжение в конце эазряда, в
НК-3 3 1.25 6 0.75 0.28 1.0 0.04
НК-13 13 1.25 6 3.30 1,25 1.0 0.12
НК-28 28 1.25 6 7.00 2,75 1.0 0.27
НЖ-22 22 1.25 6 5,50 2,75 1.0 0,27
НК-55 55 1.25 6 14,0 5,65 1.0 0.45
НЖ-45 45 1.25 6 11,25 5,65 1.0 0.45
НК-80 80 1.25 6 20,00 7,50 1.0 0.75
НЖ-60 60 1.25 6 15,00 7,50 1.0 0.75
НК-125 125 1.25 6 31,00 12,50 1.0 1,20
НЖ-100 100 1.25 6 25,00 12,50 1.0 1,20
2НК-24 24 2,5 6 26,00 13,00 2.0 0.47
2ФКН-9-I-II 29 2,5 6 2.3 0.5 2.0 0.26

2. Исполнение аккумуляторов

Таблица 2

Тип батарей п деревянных ящиках Тип батарей в металлических каркасах Номинальная емкость, ач Номинальное напряжение, в
32НК-ЗТ
64НК-ЗТ
. 3 40,00
80,00
4НК-13-1
4НК-13-П
5НК-13-1
17НК-13Т
25НК-13Т
34НК-13Т
4НК-13 IK
4НК-13 IIК
5НК-1.3 1К
13 5,00
5,00
6,25
21,25
31,25
42,50
10НК-28Т
17НК-28
10НК-28КТ
17НК-28К
28 12,50
21.25
10НЖ-22Т
17НЖ-22
10НЖ-22КТ
17НЖ-22К
22 12,50
21,25
ЗНК-55Т
4НК-55Т
4НК-55
5НК-55
7НК-55Т
10НК-55
ЗНК-55КТ
4НК-55КТ
4НК-55К
5НК-55К
7НК-55КТ
10НК-55К
55 3,75
5,00
5,00
6,25
8,75
12,50
ЗНЖ-45Т
4НЖ-45Т
4НЖ-45
5НЖ-45
7НЖ-45Т
10НЖ-45
ЗНЖ-45КТ
4НЖ-45КТ
4НЖ-45К
5НЖ-45К
7НЖ-45КТ
10НЖ-45К
45 5,00
6,25
8,75
12,50
4НК-80Т
5НК-80
7НК-8ОТ
10НК-8ОТ
4НК-80КТ
5НК-80К
7НК-80КТ
10НК-8ОКТ
80 5,00
6,25
8,75
12,50
4НЖ-60Т
5НЖ-60
7НЖ-60Т
10НЖ-60Т
4НЖ-60КТ
5НЖ-60К
7НЖ-60КТ
10НЖ-60КТ
60 5,00
6,25
8,75
12,50
4НК-125Т
5НК-125Т
10НК-125Т
ЮНК-125
4НК-1125КТ
5НК-125КТ
10НК-125КТ
10НК-125К
125 5,00
6,25
8,75
12,50
4НЖ-100Т
5НЖ-100Т
10НЖ-100Т
10НЖ-100
4НЖ-100КТ
5НЖ-100КТ
10НЖ-ЮОКТ
10НЖ-100К
100 5,00
6,25
8,75
12,50

— буква «К»-батареи, смонтированные в металлическом каркасе;
— буква «Т» — расположение выводных клемм на торцовой стороне;
— римские цифры — расположение аккумуляторов в рамках:
I — в один ряд по длине; II — в два ряда по длине.
Для отличия от никель-кадмиевых батарей производственная марка на стенке батарейного ящика никель-железных батарей имеет клеймо «НЖ»-

2.3. Аккумуляторные батареи изготавливаются в деревянных ящиках, или в рамках, или в металлических каркасах.

2. 4. Аккумуляторные батареи разделяются на типы в соответствии с табл. 2.
2. 5. Общий вид батарей в деревянных ящиках, рамках и металлических каркасах представлен на рис. 1-4.
2.6. Батареи, смонтированные в металлических каркасах, могут быть демонтированы (при замене вышедших из строя аккумуляторов) и вновь смонтированы без нарушения целостности каркаса.

3. ЭЛЕКТРОЛИТ

3.1. Для щелочных никель-кадмиевых и никель-железных аккумуляторов в зависимости от температурных условий применяется электролит согласно табл. 3.

Таблица 3

Примечания. 1. Никель-кадмиевые аккумуляторы применяются при температуре до минус 40°С, никель-железные — до минус 20°С.
2. При температуре воздуха от минус 20°С до минус 40°С допускает ся применять составной электролит плотности 1,25-1,27 г/см 3 , при этом емкость аккумуляторов будет несколько ниже (на 5-10%) по сравнению с его емкостью на калиевом электролите с такой же плотностью.
3. Следует иметь в виду, что при эксплуатации на электролите — растворе едкого натрия плотности 1,17-1,19 г/см 3 с добавкой 20 г/л едкого лития (моногидрата лития) электрические характеристики аккумуляторов не сколько снижаются.
3.2. При отсутствии составного электролита — раствора калия едкого с добавкой едкого лития-допускается применение: а) при эксплуатации при температуре от плюс 10°С и выше составного электролита — раствора натрия едкого плотности 1,17-1,19 г/см 3 с добавкой 20 г на литр едкого лития аккумуляторного (моногидрата лития);
б) при эксплуатации при температуре от минус 19° до плюс 10°С-раствора едкого калия плотности 1,19-1,21 г/см 3 . В этих случаях указанный в ГОСТе срок службы аккумуляторов не гарантируется.
3. 3. Перевод аккумуляторов на калиевый электролит повышенной плотности перед эксплуатацией при температуре минус,20° С и ниже необходимо производить следующим образом:
а) аккумуляторы, которые до перехода на электролит из калия едкого повышенной плотности работали на составном калиевом электролите или на растворе из калия едкого плотности 1,19-1,21 г/см3, заливаются раствором калия едкого плотности 1,26-1,28 г/смг;
б) аккумуляторы, которые до перехода на электролит повышенной плотности работали на составном натриевом электролите, сначала заливаются (на 2-3 цикла) раствором калия едкого плотности 1,19-1,21 г/см3, после чего электролит меняется на раствор калия едкого плотности 1,26-1,28 г/см3;
в) составной электролит, вылитый.из аккумуляторов перед заливкой электролитом из калия едкого плотности 1,26- 1,28 г/см3, следует сохранять в герметически закрытой посуде; его можно вновь использовать при переводе аккумуляторовна постоянную работу при температуре выше минус 20° С.
3. 4. Материалы для составления электролитов поставляются в следующем виде:
а) отдельно калий едкий, ГОСТ 9285-69, марки А (твердый) или марки В (жидкий) для аккумуляторной промышленности и литий едкий аккумуляторный, ГОСТ 8595-57;
б) составная щелочь сорта А — готовая смесь калия едкого и едкого лития с соотношением: едкий литий/едкий натрии=0,004-0,045
ТУ№ 6-18-58-69; в) отдельно натрий едкий (сода каустическая), ГОСТ 2263-59, сорта А и литий едкий аккумуляторный, ГОСТ 8595-57; г) составная щелочь сорта Б — готовая смесь едкого натрия и едкого лития с соотношением: едкий литий/едкий натрии=0,028-0,032
3.5. Составные щелочи могут поставляться в твердом виде (сплав однородный, кусками, чешуйками или гранулами) и в виде концентрированных растворов плотности 1,41 г/см3. Твердые щелочи поставляются в герметически закрытых железных сосудах, а жидкие — в стеклянных бутылях, помещенных в деревянные обрешетины. Во всех случаях тара должна иметь соответствующую маркировку.

4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА

4. 1. Для приготовления электролита соответствующей плотности из едкого калия, едкого натрия или калиево-литиевых и натриево-литиевых готовых составных щелочей в твердом и жидком виде следует пользоваться табл. 4.

Если составной электролит готовится из отдельные компонентов- едкого калия, едкого натрия и едкого лития (п. 3.4а, в), то в готовый раствор едкого калия плотности 1,19-1,21 г/см 3 добавляется едкий литий из расчета 20 г на литр раствора; в готовый раствор едкого натрия плотности 1,17-1,19 г/см 3 добавляется едкий литий (моногидрат) из расчета 20 г на литр раствора.
4. 2. Количество электролита в литрах, необходимой для заливки аккумуляторных батарей, определяется умножением числа, указывающего количество, требующееся для заливки одного аккумулятора данного типа (см. табл. 1), на число аккумуляторов в батарее.
4. 3. Чтобы определить вес твердых щелочей (в килограммах), необходимый для приготовления требуемого количества электролита, надо разделить количество электролита в литрах:
а) на три, если требуется приготовить электролит калиевый или калиево-литиевый плотности 1,19-1,21 г/см
б) на два, если требуется приготовить раствор калия едкого плотности 1,26-1,28 г/см 3 ;
в) на пять, если требуется приготовить электролит натриевый или калиево-литиевый плотности 1,19-1,21 г/см
4. 4. Отвешенное количество щелочи помещаемся ч посуду и заливается необходимым количеством воды. Твердая калиево-литиевая щелочь имеет однородный состав и может отвешиваться в любом необходимом количестве.
4. 5. Жидкая калиево-литиевая щелочь плотности 1,41 г/см 3 имеет белый осадок нерастворившегося едкого лития. При приготовлении из нее электролита все содержимое бутыли необходимо растворять одновременно.
4. 6. Перед приготовлением электролита необходимо убедиться, что имеющаяся в наличии щелочь соответствует требованиям настоящих правил ухода.
4. 7. Для растворения щелочи пригодны дистиллированная вода, дождевая вода, собранная с чистой поверхности, вода, полученная при таянии чистого снега, и конденсат. В случае необходимости разрешается применять дляприготовления электролита любые естественные воды (грунтовые, речные, озерные), признанные санитарным надзором годными для питья (кроме минеральных). Питьевая вода может применяться для приготовления электролита в сыром виде.
4. 8. Электролит приготовляется в железных, пластмассовых баках «ли стеклянных сосудах. Баки должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Предпочтительно иметь баки с двумя кранами для слива осветленной щелочи и скопившегося внизу осадка. В бак наливается половина необходимого количества воды и выливается жидкая щелочь. Другая часть воды служит для ополаскивания бутыли с целью растворения частиц едкого лития, после чего она тоже сливается в бак. Белый осадок должен быть полностью растворен.
4. 9. Воспрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой и керамиковой посудой, а также посудой, применяющейся для приготовления электролита свинцовых аккумуляторов.
Примечание. В щелочных растворах плотности 1,17-1,23 г/см3 полагающаяся норма едкого лития растворяется полностью, после отстаивания этого раствора осадок содержит не литий, а вредные примеси.
4. 10. Растворение щелочи производят при перемешивании железным прутком или прутком из щелочестойкого материала (стекло, винипласт). Остывший раствор щелочи доводят до требуемой плотности по ареометру, добавляя воду или твердую щелочь при перемешивании. После растворения щелочей как в дистиллированной, так и в естественных водах необходимо дать раствору отстояться до полного осветления (обычно от 3 до 6 часов), после чего слить осветленную часть. Отстоявшийся и остывший до температуры не выше 30° раствор пригоден для заливки в аккумуляторы.
4. 11. Исходные щелочи, а также электролит при приготовлении и хранении следует предохранять от доступа воздуха, чтобы сделать возможно меньшим поглощение углекислоты (из воздуха), так как это уменьшает емкость и сокращает срок службы аккумуляторов. Для этого сосуды для разведения и хранения электролита и исходных материалов должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Меры предосторожности при приготовлении электролита
4. 12. Твердая щелочь и электролит разъедают кожу, одежду, обувь.
4. 13. При разбавлении и разведении щелочи необходимо защищать глаза, кожу и одежду от попадания твердой щелочи и раствора.
4. 14. Для этого необходимо надевать защитные очки, резиновые перчатки, резиновый фартук.
4. 15. Участки кожи и одежды, облитые щелочью, необходимо смыть 3-процентным раствором борной кислоты или струей воды для удаления признаков щелочи.
4. 16. При ожогах необходимо обращаться к врачу.

5. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ, НЕ БЫВШИХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЛИ ХРАНИВШИХСЯ В РАЗРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ БЕЗ ЭЛЕКТРОЛИТА

5. 1. С поверхности аккумуляторов и батарейных ящиков удалить чистой ветошью пыль и соль, проверить правильность последовательного соединения аккумуляторов в батарее и плотно затянуть гайки межэлементных соединений. Следы ржавчины на деталях, не покрытых лаком, снять ветошью, смоченной в керосине.
5. 2. Аккумуляторы залить электролитом в соответствии с п. 3. 1 настоящей инструкции, дать постоять не менее 2-х часов (для пропитки пластин) и проверить вольтметром напряжение на каждом из них. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе оставить его еще на 10 часов, после чего вновь проверить напряжение аккумулятора. Если при этом величина его будет равна нулю, то такой аккумулятор следует заменить.
5. 3. После 2-часовой пропитки проверить уровень электролита над пластинами аккумуляторов (согласно пп. 9. 1, 9. 2), который должен быть не менее 5- и не более 12 мм. Строгое соблюдение уровня электролита (не более 12 мм) требуется для предупреждения выбрызгивания электролита из аккумулятора во время заряда. Для уменьшения уровня электролита в аккумуляторе необходимо пользоваться резиновой грушей.
5. 4. После установления нормального уровня электролита аккумуляторы включают на заряд и сообщают 2-4 цикла режимом: заряд-нормальным зарядным током в течение 12 часов, разряд — нормальным разрядным током в течение 8 часов, но до напряжения не менее 1 в на худший аккумулятор в каждой батарее. Затем проводится контрольный цикл режимом: заряд — нормальным зарядным током в течение 6 часов, разряд — нормальным разрядным током до 1 в на худший аккумулятор. Если отданная при этом емкость будет не ниже гарантированной, аккумуляторы могут быть пущены в эксплуатацию. Для улучшения качества аккумуляторов рекомендуется перед пуском их в эксплуатацию (после определения емкости на контрольном цикле) сменить электролит на свежий в соответствии с п. 3. 1 настоящей инструкции.
5. 5. Иногда аккумуляторы, главным образец (никель-железные) после длительного бездействия, имеют временное снижение емкости и требуют дополнительной тренировки перед пуском в эксплуатацию. В этих случаях после контрольного цикла следует дать нормальный заряд (см. табл. 1) и провести разряд аккумуляторов нормальным разрядным током в течение 8 часов, не обращая внимания на напряжение аккумуляторов. Разряд.ведется без внешнего источника тока на реостат до тех пор, пока возможно поддерживать постоянную силу тока. В конце разряда нормальная сила тока поддерживается с помощью внешнего источника тока. Для этого аккумуляторы следует подключить к зарядному агрегату так, чтобы положительный полюс аккумулятора был соединен с минусом зарядной сети, а отрицательный полюс — с плюсом сети. Сила тока при этом регулируется реостатом. После такого глубокого разряда дается заряд нормальным зарядным током в течение 16 часов, и аккумуляторы направляются в эксплуатацию. Последующие заряды производятся в течение 6 часов нормальным током.
5. 6. При необходимости форсированного ввода в эксплуатацию аккумуляторов и батарей рекомендуется следующий режим: аккумуляторы залить электролитом в соответствии с п, 3. 1 настоящей инструкции, дать постоять 0,5 часа и проверить вольтметром напряжение на каждом из них. После пропитки проверить уровень электролита (см. п. 5.3) и поставить аккумуляторы на заряд. Заряд проводится в течение 3-х часов током вдвое больше нормального. После форсированного ввода аккумуляторы отдают не менее 60% номинальной емкости. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе аккумулятор или батарея с таким аккумулятором подлежит вводу в действие нормальным режимом.
5. 7. При переходе на нормальную эксплуатацию аккумуляторы подготавливаются согласно п. 5. 4.

6. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ В ЗАРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ

6. 1. Аккумуляторы и батареи при хранении в заряженном состоянии теряют часть своей емкости. Остаточная емкость свежезаряженных аккумуляторов и батарей после 30-су-точного хранения при температуре 20±5°С должна соответствовать табл. 5.

Остаточная емкость свежезаряженных аккумуляторов и батарей после 6 месяцев хранения при температуре плюс 20±5°С должна соответствовать указанной в табл. 6.
6. 2. Для длительного хранения в заряженном состоянии аккумуляторы и батареи подготавливаются следующим образом: а) аккумуляторы вводятся в действие режимом п. 5. 4, на длительное хранение в заряженном состоянии ставятся только такие аккумуляторы, емкость которых не ниже гарантированной;

б) после проведения контрольного цикла аккумуляторам сообщается заряд.
При постановке на 30-суточное хранение заряд проводится нормальным режимом. При подготовке к 6-месячному хранению заряд проводится нормальным током в течение 9 часов.
6. 3. По окончании заряда аккумуляторы и батареи выдерживаются с открытыми пробками для отгазовки в течение 2-4 часов. Затем корректируется уровень и плотность электролита и аккумуляторы закрываются пробками, имеющими исправные резиновые вентильные кольца.
6. 4. Хранение аккумуляторов и батарей в заряженном состоянии рекомендуется проводить в прохладных неотапливаемых помещениях. Повышение температуры при хранении заряженных аккумуляторов уменьшает величину остаточных емкостей.
6. 5. Аккумуляторы и батареи, имеющие после 30 суток и 6-ти месяцев хранения емкости ниже указанных в табл. 5 и 6, дальнейшему повторному хранению в заряженном состоянии не подлежат.

7. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АККУМУЛЯТОРОВ, ХРАНИВШИХСЯ ЗАЛИТЫМИ ЭЛЕКТРОЛИТОМ
7. 1. Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не больше одного года, вводятся в эксплуатацию без смены электролита (при условии его соответствия требованиям п. 3. 1. настоящей инструкции).
При более длительном хранении электролит сменить. В остальном введение в эксплуатацию производится в соответствии с изложенным в разделе 5 настоящей инструкции.

8. ОБЩИЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ЩЕЛОЧНЫМИ АККУМУЛЯТОРАМИ И БАТАРЕЯМИ

8. 1. Аккумуляторы, батарейные рамки, деревянные футляры я металлические каркасы должны содержаться сухими и чистыми.
8. 2. Никелированные, не покрытые лаком детали аккумуляторов и межэлементные соединения батарей должны быть всегда покрыты смазкой «Несртегаз-204У» МРТУ 12 Н №69-63 или другим равноценным в отношении защиты от коррозии смазочным материалом, не содержащим кислот. Воспрещается смазывать смазкой резиновые кольца у пробок (так как в этом случае они теряют свои упругие свойства) и корпуса аккумуляторов, покрытые черным битумным лаком, во избежание порчи покрытия. Примечание. Если аккумуляторы окрашены эмалями, а их крышки не имеют лакокрасочного покрытия, то последние смазываются смазкой «Нефтегаз НГ-204У» по МР7У 12Н № 69-63. В этом случае все никелированные, не окрашенные лаком детали и межэлементные соединения батарей могут быть покрыты той же смазкой «Нефтегаз НГ-204У».
8. 3. При обнаружении ржавчины на аккумуляторе ее следует счистить ветошью, смоченной в керосине. Очищенное место необходимо вновь покрыть любым щелочестойким лаком.
8. 4. Для очистки наружных частей аккумулятора от пыли и ползучих солей следует пользоваться чистой влажной ветошью, навернутой на деревянную палочку.
8. 5. При работе с гаечным ключом и другим металлическим инструментом нельзя допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разноименным выводным контактам аккумуляторов. Никогда не оставлять на батарее инструмент и металлические детали.
8. 6. Перед каждым зарядом и разрядом необходимо проверить состояние контактов и подтянуть гайки.
8. 7. Необходимо следить за состоянием резиновых колец у вентильных пробок и в случае порчи заменить их новыми. Периодически прочищать вентильные отверстия пробок.
8. 8. Периодически следует проверять, нет ли короткого замыкания между аккумуляторами в батарее. Если зазор между аккумуляторами становится меньше 3 мм, следует изолировать их друг от друга щелочестойким изоляционным материалом (эбонит, винипласт или в крайнем случае резина).
8. 9. Периодически прочищать сточные канавки деревянных футляров батарей.
Меры предосторожности
8. 10. Никогда не пользоваться открытым пламенем вблизи батареи. Совместное хранение и эксплуатация щелочных и кислотных батарей не допускаются. Все кислоты разрушают щелочные аккумуляторы.
8. 11. При эксплуатации никель-кадмиевых аккумуляторов следует помнить, что их положительный полюс электрически замкнут с корпусом аккумулятора.

9. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЭЛЕКТРОЛИТОМ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

9. 1. Уровень электролита должен быть не менее 5 мм и не более 12 мм над краем пластин.
9. 2. Уровень электролита определяется с помощью стеклянной трубки (рис. 5) диаметром 5-6 мм с метками на высоте 5 и 12 мм. Стеклянную трубку опускают в аккумулятор до пластин, затем, плотно закрыв пальцем верхний конец трубки, вынимают ее из аккумулятора, держа над отверстием для заливки. Высота электролита в трубке будет равна уровню электролита над пластинами в аккумуляторе.
9. 3. Для уменьшения уровня электролита необходимо пользоваться резиновой грушей большого размера с вставленной стеклянной трубкой длиной около 100 мм. Конец трубки, вставляемой в резиновую грушу, следует немного оттянуть на паяльной лампе.
9. 4. Доливка аккумуляторов дистиллированной водой или электролитом производится с помощью резиновой груши или через стеклянную воронку с помощью кружки небольшого объема (0,5 л). Кружка может быть железной, никелированной, воронка и кружка должны содержаться в чистоте. Луженое, оцинкованное железо применять строго воспрещается.
9. 5. Электролит для доливки аккумуляторов должен соответствовать п. 3. 1 настоящей инструкции.
9. 6. Проверка плотности электролита производится при помощи сифонного ареометра, состоящего из стеклянного сосуда цилиндрической или грушевидной формы. На верхнюю часть сосуда плотно насаживается резиновый шар, на нижнюю — резиновая трубка (рис. 6). Внутри стеклянного сосуда помещен маленький ареометр. Для замера плотности электролита в аккумуляторах опускают в них резиновую трубку, сжав предварительно резиновый шар. При разжимании шара в стеклянный сосуд всасывается количество электролита, достаточное для того, чтобы в нем мог свободно плавать ареометр. Плотность электролита определяется степенью погружения ареометра и указывается той цифрой шкалы ареометра, на уровне которой ареометр погружен в электролит.
9. 7. При отсутствии сифонного ареометра проверка плотности производится с помощью простого ареометра. Для измерения плотности электролита последний отбирается в мензурку на 100 смг или широкую пробирку с помощью резиновой груши. В электролит Опускается ареометр. При правильной плотности электролита ареометр погружен так. что уровень электролита находится против цифр 1,17-1,19 для едкого натрия или против 1,19-1,21 для едкого калия шкалы ареометра. Чем больше плотность жидкости, тем выше поднимается ареометр, и, наоборот, при малой плотности он опускается ниже.
9. 8. Если плотность выше нормальной, электролит разбавляется водой. Если плотность ниже нормальной, добавляется электролит повышенной плотности.
9. 9. В процессе эксплуатации, вследствие газовыделения при заряде или испарения, уровень электролита уменьшается, плотность увеличивается. Поэтому аккумуляторы необходимо регулярно доливать дистиллированной водой, поддерживая при этом требуемый уровень и плотность электролита.
9. 10. Уровень электролите проверяется и доводится до требуемого перед каждым зарядом.
9. 11. Плотность электролита проверяется в 2-3 аккумуляторах перед каждым зарядом, на всех аккумуляторах через каждые 10 циклов.
9. 12. При всех операциях по проверке уровня и плотности
электролита соблюдать осторожность и не проливать электролит на крышки и между аккумуляторами.

10. ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕИ

10. 1. Заряд производится от любого источника постоянного тока.
10. 2. Для включения на заряд однотипные аккумуляторы или батареи соединяются последовательно. Количество соединенных аккумуляторов определяется напряжением источника тока и напряжением аккумулятора в конце заряда. У исправного и правильно включенного аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть:
в начале заряда- 1,4- 1,45 В;
в конце заряда — 1,75 — 1,85 В.
10. 3. При включении на заряд свободный положительный; вывод батареи присоединяют к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному.
10. 4. При эксплуатации аккумуляторов и батарей применяются следующие режимы заряда:
1. Нормальный — 6 часов нормальным током, указанным в табл. 1;
2. Усиленный -12 часов нормальным током, он сообщается:
а) при вводе в действие;
б) при подготовке к хранению в заряженном состоянии;
в) после смены электролита;
г) после глубоких разрядов ниже допускаемых конечных напряжений, а также после разрядов слабыми токами, чередующимися с перерывам в течение 16 и более часов. Перезаряды улучшают работу щелочных аккумуляторов.
3. Усиленный — 10 часов нормальным током, он сообщается через каждые 10 циклов, а при нерегулярной работе 1 раз в месяц.
4. Усиленный-9 часов перед постановкой на 6-месячное хранение в заряженном состоянии.
5. Ускоренный-З часа силой тока вдвое больше нормальной при форсированном вводе в действие.
Примечание. Усиленные заряды увеличивают емкость при комнатной температуре и уменьшают саморазряд. Однако постоянное длительное применение усиленных зарядов прозводит к снижению емкости аккумуляторов при низких температурах.
10. 5. Никель-кадмиевые и никель-железные аккумуляторы можно заряжать более слабым током, чем нормальным, соответственно увеличивая время заряда, однако снижать ток более чем наполовину не рекомендуется. Следует помнить, что заряды слабыми токами ухудшают работу щелочных аккумуляторов, а потому применять их следует в случае крайней необходимости.
10. 6. Воспрещается допускать повышение температуры электролита при заряде свыше +45о С для составных электролитов и выше 35°С для электролита без добавки едкого лития. В случае повышения температуры выше указанной необходимо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть.
10. 7. Заряд аккумуляторов зимой на открытом воздухе при температуре ниже минус 10° С (до минус 30° С) производится нормальной силой тока в течение 7 часов. В случае необходимости заряжать аккумуляторы при температуре ниже минус 30°С следует утеплить их, закрыв войлоком, брезентом и т. д.
Примечание. Никель-железные аккумуляторы заряжать при температуре ниже минус 10° С не рекомендуется.
10.8. Как правило, заряд производится при открытой крышке батарейного ящика и вывернутых пробках. В случае необходимости заряд можно производить при ввернутых вентильных пробках и закрытой крышке батарейного ящика, кроме аккумуляторов типа НК-13, НК-28, изготовленных без цапф, и батарей аккумуляторных 2ФКН-9-П, 2ФКН-9-1 и 2НК-24, у которых заряд обязательно должен производиться при вывернутых пробках. Пробки указанных аккумуляторов имеют отличительный знак в виде одного шлица со ступенчатой проточкой верхнего буртика. Заряд без вывертывания пробок может привести к значительному разбуханию указанных аккумуляторов и батарей.
10.9. Во время заряда не допускать выплескивания электролита. Если это будет иметь место, отобрать часть электролита резиновой грушей. Перед зарядом через каждые 10 циклов необходимо проверять и доводить уровень электролита до нормы.
10.10. Заряженные аккумуляторы закрываются вентильными пробками сейчас же после заряда, а аккумуляторы и батареи НК-13, НК-28 (без цапф), 2ФКН 9-1, «2ФКН-9-И и 2НК-24 по истечении не менее 2 часов с момента окончания заряда.
10.11. Следует насухо протирать крышки аккумуляторов, батарейного ящика и производить проверку отсутствия замыкания между стенками соседних аккумуляторов в результате возможного раздутия корпусов.
10.12. При наличии замыкания напряжение батарей будет значительно ниже нормального. Тогда для обнаружения замкнутых аккумуляторов производится замер зазоров между ними и замер их напряжений. В случае возникновения замыкания между аккумуляторами в батарее вследствие деформация аккумуляторных сосудов при заряде аккумуляторов с завинченными пробками никакой порчи батарей не произойдет, если немедленно отвернуть пробки у соприкасающихся аккумуляторов. При этом необходимо заменить старые вентильные резиновых кольца на пробках новыми, более эластичными. Если после устранения замыкания зазор между аккумуляторами меньше 3 мм, следует изолировать их листом тонкого эбонита, винипласта или резины.
10.13. После устранения замыкания аккумуляторов им нужно сообщить усиленный заряд (см. п. 10. 4).

11. РАЗРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕИ

11.1. Разряд щелочных аккумуляторов при эксплуатации может производиться различной силой тока. Ориентировочно изменения напряжения аккумуляторов в зависимости от времени разряда (непрерывного) и силой разрядного тока приведены на рис. 7 и 8.
11.2. Разряд щелочных аккумуляторов производить до конечного напряжения 1,0 в, а при:
а) 3-часовом режиме разряда не ниже 0,8 в;
б) 1-часовом режиме разряда не ниже 0,5 в.
Число часов разрядного режима определяется делением емкости в ампер-часах на силу разрядного тока, выраженную в амперах.
Примечание. У большинства радиостанций режимы разряда длительнее 8 часов и, следовательно, разряд аккумуляторов производится в этом случае до 1,1 в.
11.3. Конечное напряжение разряда аккумуляторных батарей определяется как произведение числа аккумуляторов в батарее на конечное напряжение отдельного аккумулятора соответственно режиму разряда.
11.4. При эксплуатации аккумуляторов и батарей через каждые 100-150 циклов следует производить контрольные электрические испытания. Контрольные испытания проводятся следующим образом: аккумуляторам или батареям должно быть сообщено два тренировочных цикла и один контрольный. На первом тренировочном цикле заряд должен производиться нормальным током в течение 12 часов, а разряд-нормальным током в течение 8 часов, но до напряжения не ниже конечного напряжения батареи (согласно п. 10.3) при проверке батарей. На втором тренировочном цикле заряд должен производиться нормальным током в течение 12 часов, а разряд нормальным током до 1,0 в при проверке аккумуляторов и не ниже конечного напряжения батарей. На третьем цикле проводится заряд нормальным током в течение 6 часов и разряд нормальным током до 1,0 в при проверке аккумуляторов, и до конечного напряжения батарей (согласно п. 10. 3) при проверке батарей. При проведении контрольного цикла должны производиться замеры напряжения каждого аккумулятора:
при заряде — в начале и конце заряда;
при разряде — в начале разряда через 6, через 7 часов и далее через каждые 30 мин. Аккумуляторы, имеющие после 7 часов разряда напряжение один вольт и ниже, следует заменить. Контрольные электрические испытания рекомендуется проводить после смены электролита (см. п. 11. 1).
11.5. Аккумуляторы, заряженные при нормальной температуре и разряженные при низкой температуре током нормального режима до напряжения 1,0 в, отдают в среднем емкость, указанную в табл. 7

Тип аккумулятора Емкость, ач
с 11 по 500 цикл. с 501 по 750 цикл. с 751 по 10ООцикл.
Т минус 20°С Т минус 40°С Т минус 20°С Т минус 40°С Т минус 20°С Т минус 40°С
НК-3 1.90 0.60 1.7 0.56 1,4 0.45
НК-13 8.0 2.8 7.5 2.5 6.0 2.0
НК-28 17.5 6.5 16.5 4.7 13.5 4.4
НК-55 34.0 11.0 32.0 9.0 25.0 7.7
НК-80 48.0 16.0 45.0 12.8 36.0 12.0
НК-125 80.0 27.0 75.0 22.0 60.0 20.0

Кривые разряда при низких температурах указаны на-рис. 9.
Никель-железные аккумуляторы могут эксплуатироваться только до температуры минус 20° С, при этом они отдают в среднем 70% номинальной емкости.
Емкости при температурах минус 10° С и минус 30° С не гарантируются и даны как примерные. При температуре минус 20° С, минус 40° С аккумуляторы должны работать на водном растворе калия едкого технического плотностью 1,26-1,28 г/см3 без добавки лития едкого аккумуляторного.

12. СМЕНА ЭЛЕКТРОЛИТА

12. 1. Смена электролита производится через каждые 100-150 циклов.
12. 2. Перед сменой электролита аккумуляторы разряжают нормальным током до напряжения один вольт на аккумулятор.
12. 3. Старый электролит выливают, энергично встряхивая аккумулятор (батарею) для удаления грязи из сосуда.
12. 4. После удаления старого электролита аккумуляторы промываются подщелоченной отстоенной водой или дистиллированной при энергичном встряхивании.
12. 5. Аккумуляторы, промытые дистиллированной водой, следует немедленно залить электролитом. Дать постоять в течение 2-х часов, затем замерить плотность электролита, довести его до требуемой величины и закрыть аккумуляторы пробками.
Примечание. Воспрещается аккумуляторы, промытые водой, оставлять без электролита во избежание коррозии пластин.
12. 6. Смена электролита производится также а случае перевода аккумуляторов на эксплуатацию при температурах минус 20° С и ниже (см. п. 3. 3).
12. 7. Следует помнить, что систематические недозаряды, глубокие разряды ниже конечных напряжений, указанных в п. 11,2, снижение уровня электролита ниже верхнего края пластин, повышенная плотность электролита при температуре выше 0°С, повышенные температуры сокращают срок службы аккумуляторов и батарей.

14. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ

14. 1. Аккумуляторы выпускаются готовыми для хранения. При получении новых аккумуляторов необходимо проверить плотность привернутых пробок и исправность вентильной резины. Смазать тонким слоем смазки никелированные пробки я гайки аккумуляторов. Корпуса аккумуляторов, покрытые. черным битумно-эбонитовым лаком, во избежание порчи лакового покрытия вазелином смазывать воспрещается.
14. 2. Помещение для хранения аккумуляторов и батарей должно быть закрытым, сухим, вентилируемым; оно может быть отапливаемым и неотапливаемым, но не иметь резких перепадов температур, вызывающих коррозию металлических деталей аккумуляторов и батарей.
14. 3. Аккумуляторы, находящиеся в эксплуатации, для перевода на длительное хранение (более 1 года), следует разрядить до 1,0 в током нормального режима, вылить электролит, плотно закрыть пробками, чисто вытереть сухой ветошью от пыли и солей. При отсутствии на корпусе аккумулятора лакового покрытия необходимо покрыть эти места любым черным изоляционным лаком. Защиту крышек следует проводить согласно примечанию к п. 8. 2.
14. 4. Аккумуляторы, периодически бездействующие (от одного месяца до 1 года), могут храниться с электролитом в разряженном или полуразряженном состоянии. В этом случае для предохранения электролита от поглощения углекислоты из воздуха аккумуляторы должны быть надежно закрыты пробками.
14. 5. При хранении аккумуляторы и батареи должны содержаться в чистоте и периодически очищаться от солей.
14. 6. Для дальних транспортировок аккумуляторы рекомендуется приводить в состояние для длительного хранения. В случае необходимости можно транспортировать аккумуляторы и батареи с электролитом.
14. 7. Не допускается совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов.и батарей. Не допускается также хранение любых кислот в одном помещении со щелочными аккумуляторами и батареями. Все кислоты портят батареи.
14. 8. Срок хранения никель-кадмиевых аккумуляторов и батарей в разряженном состоянии без электролита составляет 5 лет, в том числе 4,5 года при хранении в сухом закрытом помещении и 6 месяцев в полевых условиях, при этом не допускается попадание атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
Срок хранения никель-железных аккумуляторов и батарей в разряженном состоянии без электролита в сухом закрытом помещении должен быть 3,5 года.

К сожалению, источник уже не существует.

Продолжить чтение


Top