Проект для подготовительной группы. Проектная деятельность, Подготовительная к школе группа. Проект «Удивительный мир космоса» Темы проектов в подг гр
Проектная деятельность
в подготовительной к школе группе
«На пороге школьной жизни»
Выполнила воспитатель
Маринина С.Ю.
2014 г.
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе
«На пороге школьной жизни»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л.А.)
Продолжительность проекта – долгосрочный
Тип проекта – коллективный, психолого-педагогический
Участники проекта
– дети подготовительной группы, их родители, воспитатели, учитель начальных классов
Проблема
: взаимоотношения взрослого и ребенка на пороге школьной жизни
Актуальность
Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема готовности к школе.
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителем начальных классов.
Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель : формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни, повысить социально-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений на пороге школьной жизни.
Задачи:
Для детей:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
Для педагогов:
Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации в школе;
Для родителей:
1.Повысить уровень социально-педагогической культуры родителей
2. Расширение диапазона знаний о готовности к школе у родителей детей подготовительной группы
Ожидаемый результат:
Ребенок
Благоприятное течение адаптационного школьного периода;
Формирование у детей мотивационной готовности к школе;
Овладел установленными нормами и правилами поведения в школе;
Устанавливает отношение со сверстниками и взрослыми.
Родитель
Повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;
Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
Риски проекта:
Безразличное отношение детей при проведении мероприятий;
Трудности при решении организационных вопросов;
Отсутствие мотивации у родителей принимать участие в проекте.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
Родительские уголки,
Папки - передвижки «Родителям на заметку» , «По Совету всему свету»,
Групповой альбом «Наша жизнь день за днем»,
Фотовыставка: «Папа, мама, я - дружная семья»
Фотовернисаж: «Вот и стали мы на год взрослей»
Стенд высказываний детей: «Почему я хочу в школу»
План реализации проекта
I Подготовительный
- определение темы проекта, её актуализация;
Постановка целей и задач работы;
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и дидактических пособий по теме
Подбор литературных произведений;
Составление перспективного плана;
Подготовка в группе необходимого материал а для познавательной и продуктивной деятельности;
Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
Сотрудничество с учителем начальных классов
Индивидуальное консультирование родителей
II Основной этап
Познавательное развитие
Рассказ воспитателя «Дети пошли в школу».
Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе.
Рассказ воспитателя «История возникновения школы».
Экскурсия в школу (посещение урока, знакомство с учителем).
Дидактические игры: «Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек», «Путаница», «Живая неделя», «Что лишнее», «Логические бусы», «Отгадай, где спрятано», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом», «Составим цифры из счётных палочек», и т.д.
Настольно-печатные: Домино, лото, викторина «Скоро в школу», пазлы, мозаика.
Игры на плоскостное моделирование: Танграм», шахматы, шашки.
Речевое развитие
Беседы:
«Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе», «Для чего нужно учиться», «Кто учит детей?», «Скоро мы пойдём в школу»
Рассматривание картин, иллюстраций о школе прошлого.
«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)
«Почему я хочу учиться в школе» (монологический рассказ)
Словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой друг», «Четвёртый лишний», «Я знаю…», «Телеграф», «слова-перевёртыши», «Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова», «Добавь букву» и т.д.
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Стенд высказываний детей: «Почему я хочу в школу»
Чтение художественной литературы (указана ниже)
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Школа», «Магазин. Школьные товары»
Развлечение: «Встреча с учениками – выпускниками детского сада». (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)
Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок».
Ручной труд «Закладка для книги» (подарки ученикам 4 класса).
Беседа «Люди знакомые и незнакомые», «Безопасное поведение на улице», «Правила обращения с опасными предметами».
Дидактическая игры «Опасно – неопасно», «Кто лишний», «Кто из этих людей твои родственники», «Разложи картинки по порядку».
Ситуации ОБЖ «Я упал», «Один на улице», «Телефоны помощи».
Художественно-эстетическое развитие
Оформление выставки детских рисунков « Что тебе понравилось в школе»
Рисование «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа», «Букет для учительницы». «Каким я представляю себя в школе
Лепка «Буквы», «Цифры».
Интегративное занятие (художественно-эстетическое, познавательное) «Я в школе».
Конструирование: «Моя школа» - строительный материал (по представлению)
Плоскостное моделирование - составление сюжетов из мозаики на школьную тематику.
Физическое развитие
Игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины»
Беседа: «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьёзное дело»
Чтение «Я.Аким «Неумейка», С.Михалков «Я Сам». Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.
Совместная деятельность родителей и детей
Ориентировка в пространстве: схема – маршрут «Я иду в школу» (дети совместно с родителями);
Подобрать фотографии родителей в школьные годы, семейные фотографии для оформления портфолио детей.
«Моя любимая книга» - презентация ребёнком своей любимой книги
Фотовыставка: «Папа, мама, я - дружная семья»
Взаимодействие педагогов с семьёй
Оформление родительского уголка: информация о режиме дня, о сетке образовательной деятельности
Пополнение родителями книжного уголка новой литературой для чтения детям
Оформление папки-передвижки «Родителям на заметку»
Родительское собрание «Совместная работа детского сада с семьей при подготовке ребёнка к школе»
Анкетирование для родителей «Знаете ли Вы своего ребенка?»
Буклет «Скоро в школу»
Оформление информационного стенда для родителей: “Чем мы занимались”
Анкетирование родителей «Скоро в школу»
Индивидуальные беседы «Как помочь логопеду. Важность занятий с ребенком по заданию логопед».
Консультация на педагогическую тему: «Готовим детей к школе. Что это значит?»
Оформление папки-передвижки «Учите вместе с нами»
Консультация для родителей
Консультации для родителей «Положи твоё сердце у чтения»
Видео – презентация "Мы весь год трудились – вот чему мы научились" ".
Консультации: "Режим будущего школьника", "Как укрепить здоровье детей летом
Фотовернисаж: «Вот и стали мы на год взрослей»
Заключительный этап
Для детей
Выставка творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».
Для педагогов
Презентация проекта: «На пороге школы» (отчёт о проделанной работе)
Диагностический рисунок «Школа»
Для родителей
Оформить портфолио детей.
Используемая для реализации художественная литература.
1. Н. Некрасов « Школьник».
2. Л. Толстой « Филиппок».
3. И. Лысцов « Как тетрадка родилась».
4. А. Барков, Р. Сурьянинов « Откуда книга пришла».
5. С. Маршак « Вчера и сегодня».
6. М.А. Панфилова «Школа».
7. А.Барто «Первоклассница»
8. Л.Толстой «Рассказы из «Азбуки».
9. Б. Заходер «Заболела эта книжка».
10. Л.Барбас «Кому нужна пятёрка».
11. Материалы Интернета (познавательная информация) и др.
Иллюстративный и печатно-наглядный материал:
1. Подбор предметных картинок «Школьные принадлежности».
2. Подбор иллюстративного материала по теме «Школа. Прошлое и будущее».
3. Фотоматериалы на тему «Наши выпускники», «Хроники семейного альбома».
4. Картины художников:
5. Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912.
6. Ф. Решетников. Опять двойка. 1951.
Итог . Я уверена, что проводимая работа взаимодействия с семьей и повышение социально-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений на пороге школы будет фундаментом для успешного перехода ребенка к школьному обучению.
Цель проекта:
для детей — изготовить журнал о жизни группы;
для педагога — способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.
Задачи проекта:
- Развитие познавательных способностей.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Развитие умения определять возможные методы решения проблемы самостоятельно.
- Формирование умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Проблема:
Дети знакомятся с детскими журналами и хотят создать журнал своей группы.
Вид проекта:
- По количеству участников – коллективный.
- По контингенту участников – одновозрастной (дети старшей группы).
- По приоритету метода – творческий, практико-ориентированный.
- По продолжительности – краткосрочный (1 неделя).
План проведения проекта:
1 этап.
Беседы о детских газетах, журналах, рассматривание журналов, чтение статей по выбору детей.
Посещение детской библиотеки: знакомство с детскими журналами.
Выставка «Мой любимый журнал». («Любимый журнал моей мамы (моего папы)»)
Беседа о профессиях: журналист, корреспондент, фотокорреспондент, редактор.
2 этап.
Обсуждение вариантов темы детского группового журнала, его названия, рубрик.
3 этап.
Изготовление журнала.
4 этап.
Презентация журнала для детей детского сада, родителей.
Паспорт проекта.
Однажды я принесла в группу свой любимый журнал.
Как вы думаете, о чём рассказывает этот журнал? Почему я его люблю? Как вы догадались? (по иллюстрации на обложке и по названию).
Верно, этот журнал помогает мне в работе: в нём рассказывается о новых интересных занятиях, играх, конкурсах, викторинах для детей. Значит, внешний вид, форма журнала говорит о его содержании.
Мы уже знаем, из чего состоит журнал. Это: обложка и страницы.
— Что же мы видим на страницах? (фотографии, картинки, стихи, текст).
Как называется текст в журнале? (статья, репортаж).
А вот ещё несколько журналов. Как вы думаете, о чём они? Как вы догадались?
Ребята, хотите сами издать свой журнал?
О чём он может быть? Какие статьи будут в нём?
(«Наши любимые игры», «Наши занятия», «Наши праздники», «Как мы гуляем», «Мы – спортсмены», «Конкурс дежурных», «Мы дружим с малышами», …)
— Что нужно для оформления странички журнала? (фотографии, картинки, текст).
— У нас есть фотографии, которые не уместились в наши групповые альбомы. Они нам и пригодятся.
— Какие материалы могут нам понадобиться для изготовления журнала? (бумага, карандаши, фломастеры, клей, мелки и др.).
Всё, что вам нужно, вы найдёте на столе.
— Что же будет на вашей страничке журнала? (название, текст (статья), фотография или картинка (или и то, и другое), имя автора). Значит, нужно подумать, как всё это расположить на листе.
— И ещё нам нужно договориться, как будут располагаться все странички нашего журнала: вертикально (книжное расположение) или горизонтально (альбомное расположение).
Предлагаю вам придумать тему своей статьи, своего репортажа. В этом вам помогут фотографии. Они напомнят вам об интересных событиях, которые происходили в нашей группе.
— А как будет называться наш журнал?
— Как можно оформить обложку?
— Ребята, а кто будет оформлять обложку?
Статью, которую вы сочините, нужно будет записать. Кто же будет записывать?
Варианты:
— мы сами
— попросить помощи. У кого?
— Т.А. (я, к сожалению, не смогу помочь всем. Успею записать только одну статью).
— обратиться к гостям, попросить помощи.
После того, как листочки готовы:
— Как же их соединить, чтобы получился журнал? (обсуждаются варианты: дырокол, клей, степлер)
(скрепляют с помощью дырокола).
Воспитатель читает статьи и показывает странички готового журнала.
— Как мы можем использовать наш журнал? (показать родителям, ребятам других групп, оставить на память в детском саду).
Номинация: проекты в подготовительной группе детского сада.
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №31»
Месторасположение: г. Саров Нижегородская область
Проектная деятельность с детьми двух подготовительных групп. Тема проекта:"Мы - будущие ученики" Авторы проекта воспитатели: Богданова О.В., Иванова А.В., Горчакова Л.А.
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы.
Информационно - творческий проект: «Я - будущий ученик!»
Богданова О.В., Иванова А.В., Горчакова Л.А. - воспитатели подготовительных групп.
ДЕТИ:
№6 и 8 - две подготовительные группы, возраст детей - от 6 до 6,5 лет, количество - 32 ребенка, гендерный состав группы - равноценный - мальчиков и девочек поровну.
ЦЕЛЬ и ТИП проекта:
Цель: - Повышение интереса к школе, учебной деятельности. Проведение викторины: «Я - БУДУЩИЙ УЧЕНИК». Использование ИКТ, как средства предоставления информации.
Задачи:
1. Побуждение детей к использованию знаний и умений. Формирование навыков исследовательской деятельности, работе на интерактивной доске.
2. Закрепление знаний о школе, школьных принадлежностях, правилах поведения на уроке и перемене.
3. Формирование умений понимать значение и применять действия, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Закрепление понятий: «Что хорошо, и что плохо для здоровья».
Этапы проекта:
1 этап:
- Выбор темы: «Я - будущий ученик».
- Постановка цели:
Закрепить знания о школе и провести викторину вместе с другой подготовительной группой.
- Определение сроков выполнения проекта: с 5 по 12 сентября 2013 года.
2 этап:
- Разделение на группы (команды): группа № 8 и группа № 6.
- Включение дополнительных сил для осуществления проекта, выявление интересов и возможностей взрослых для решения поставленной задачи: подключение родителей со следующими заданиями:
Выучить четверостишье о школе.
Придумать или найти загадку о школе.
Вспомнить названия школьных принадлежностей и правил поведения в школе.
- Определение источников информации в группе: плакаты о школе, игра: «Хорошо - плохо», «Правильно - неправильно». Книги со стихами и загадками о школе. Интернет - поиск.
- Организация деятельности детей.
Дети и родители находят стихи и загадки о школе, заучивают.
С педагогами рисуют школьные принадлежности, готовят материал для коллажа.
Играют в игру: «Собери портфель», «Хорошо - плохо» - правила этикета.
- Информирование родителей: информация на стенде, подключение к выбору источников информации. Помощь детям в поиске необходимой информации (стихи, загадки).
- Деятельность детей: совместная - с педагогами (игры, творческие задания, сбор информации в группе, формирование и обобщение представлений).
Индивидуальная деятельность с детьми - вместе с родителями (сбор информации, заучивание стихов и поиск загадок).
- Направление деятельности в соответствии с типом проекта: информационная, продуктивная - с педагогами. Поисковая, познавательная деятельность- с родителями.
- Формирование развивающей среды в группе вместе с детьми: Игры о школе, книги, плакаты, продукты детского творчества.
3 этап:
Деятельность педагога:
Планируется работа с учетом направлений развития детей:
- Социально - личностное развитие
: тренинговые игры, направленные на развитие умений правильно себя вести, навыков общения с детьми и взрослыми, действия в коллективе.
- Познавательно - речевое развитие : Формирование грамматически правильной речи при составлении предложений, умение четко отвечать на конкретно поставленные вопросы, навыков работы со схемами и картинками на интерактивной доске, закрепление знаний при работе с загадками, формирование представлений о структуре загадки: в каждой загадке спрятана отгадка.
- Художественно - эстетическое развитие: Подготовка печатного и иллюстрационного материала для создания коллажа. Итоговая работа - создание коллажа на тему: «Что мне в школе пригодится».
- Физическое развитие : использование спортивно - музыкальной паузы во время проведения викторины.
План проведения викторины: «Я - БУДУЩИЙ УЧЕНИК».
А). Викторина проводится в групповой комнате одной из подготовительных групп. Группа оборудована интерактивной доской.
Дети делятся на две команды: красные и синие. Детям приклеивается на рукав шеврон соответствующего цвета.
У каждой команды есть свой контейнер под жетоны за правильные ответы.
Придумывается заранее девиз - приветствие команды:
«Задания все мы одолеем - все покажем, что умеем».
«На вопросы все ответим - мы ответственные дети».
Б). Команды рассаживаются на места. Места оформлены флажками красного и синего цветов.
Ведущий объявляет начало викторины:
Внимание, внимание! Сегодня в нашем детском саду происходит важное событие! На соревнования по знаниям и умениям вышли две подготовительные группы: №6 и №8. Соревнуются две команды за право называться учениками подготовительных групп. Для этого дети выполнят несколько сложных заданий:
ЗАДАНИЕ : Необходимо узнать, знают ли участники викторины цифры и буквы. На экране интерактивной доски размещены цифры и буквы. Необходимо составить числовой ряд от 1 до 10 и сгруппировать буквы на гласные и согласные.
Участникам важно договориться о том, какое действие будет делать каждый.
(На интерактивной доске расположены цифры и буквы в хаотичном порядке.
По два участника от каждой команды выходят к доске и выполняют задание.)
ЗАДАНИЕ : Чтобы ходить в школу, ученику необходимы школьные принадлежности. Предлагаем вам поочередно назвать школьные принадлежности и выбрать их из предложенных картинок на информационной доске. Игра: «Соберём портфель».
(На информационном поле набор картинок с изображением школьных принадлежностей и других предметов. Дети двигают предметы руками, группируют по назначению - по очереди - каждый ребенок.)
ЗАДАНИЕ : Как вы думаете, а ученику в школе нужно быть здоровым?
А что помогает ученику не болеть? Давайте вспомним, что хорошо, а что плохо для здоровья. Слушайте задание: если на экране возникает картинка, объясняющая пользу для здоровья, то вы хлопаете в ладоши и объясняете словами, почему это полезно. А если картинка, говорит о вреде здоровью, то вы не хлопаете в ладоши, а объясняете, почему это вредно.
Детям предлагаются карты-схемы: Спортивные упражнения, фрукты, овощи, зубная щетка, паста, прогулка, чистая одежда и т.д.- положительные факторы. Отрицательные факторы - грязные руки, много конфет-переедание, лишняя одежда, отсутствие прогулки и занятий спортом, и т.д.)
В). Музыкальная пауза - спортивно - танцевальные упражнения под музыку.
А теперь - перемена! Скажите, на перемене можно бегать? Толкаться? Кричать? У нас будет музыкальная перемена.
(Дети садятся на места.)
ЗАДАНИЕ : Скажите, а вы умеете отгадывать загадки? Детям задаются загадки о школе, школьных принадлежностях.
ЗАДАНИЕ : А сейчас у нас будет творческое задание. Кто из вас умеет с выражением читать стихи? Каждое выступление оценивается аплодисментами.
(Дети читают стихи о школе.)
Г). Давайте подведем итоги наших конкурсов: Мы с вами сегодня…….
(Дети перечисляют выполненные задания.)
Для того чтобы наши две команды узнали - кто победил - необходимо подсчитать количество набранных жетонов.
Каждая команда представляет по 2 самых ответственных участника для подсчета баллов. А в это время остальные участники под веселую музыку - песенка: «Учат в школе» - оформляют коллаж на тему: «Что мне в школе пригодится» из предложенных материалов.
(Лист ватмана, картинки, мелки, фломастеры, слова, буквы, клей, ножницы.)
4 этап:
Анализ результата проектной деятельности, подведение итогов.
Оценка проекта в целом:
Понравилось - не понравилось.
Обсуждение проекта с детьми:
1. Узнали ли вы что - либо, чего не знали раньше?
2. Что вас удивило?
3. Какие эмоциональные переживания вам запомнились?
4. Какая деятельность вам понравилась больше всего?
Марина Козарез
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица
Пояснительная записка. Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.
Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.
Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.
Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные Н. Н. Подъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие :
* -детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
* -в нем наиболее мощно проявляется собственная познавательная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования) ;
* -в процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития : преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и Свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;
* -детское экспериментирование является особой формой познавательной деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
* -в ходе экспериментирования идет обогащение всех психических процессов (памяти, мышления, внимания) ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитие речи ребенка при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;
* -детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата, как основы познавательной активности.
К подготовительной группе экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности у дошкольника как, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Тема : «Экспериментирование с магнитом. Свойства магнита»
Направленность : познавательно-исследовательский проект
Место проведения : МБДОУ №14 «Светлячок»
Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы (6-7 лет, воспитатель, родители.
Продолжительность : краткосрочный проект (01.04.2017 – 15. 04.17)
Актуальность темы. Актуальность данной темы заключается в том, что дошкольный возраст является синцетивным периодом в жизни детей подготовительной группы . Именно на 6 – 7 году жизни дети чаще всего задаются вопросом «Как?» , «Почему ?» , «Откуда?» , «Зачем?» . Работая с детьми на протяжении полугода, я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционным методам, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Возможности использования такого подхода в развитии дошкольников описаны такими авторами как Н. Е. Веракса, Е. В. Марудова, О. В. Дыбина, А. И. Иванова и др. Экспериментальная деятельность способствует всестороннему и гармоничному развитию каждого ребенка, раскрывая его потенциал. В экспериментальной деятельности дошкольник находит ответы в окружающей действительности, познает мир начиная с ближайшего окружения.
Цель проекта : развивать познавательную активность, интеллектуально – творческий потенциал личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи проекта :
1. Совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы;
2. Организовать предметно-развивающую среду.
3. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
4. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.
5. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Формы реализации проекта :
Наблюдения
Игровая деятельность
Продуктивная деятельность детей.
Чтение художественной литературы
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный .
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
Определить эффективность проведенной работы
Провести анализ полученных результатов.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Планирования опытно-экспериментальной деятельности
1-2 неделя
Беседы 1. «Магнит и его свойства» . Цель
2. «Тайны магнита» . Цель
Дидактические игры 1. «Магнитная азбука» ,
2. «Рыболов» ;
3. «Геометрическая мозаика» и т. п
Эксперименты 1.«Волшебный магнит» .
2. «Бумажные гонки» .
Чтение художественной литературы 1. Чтение отрывка из сказки А. Волкова ,
2. П. Бажов «Серебряное копытце» .
Продуктивная деятельность 1. Самостоятельная игровая деятельность конструктор «Наука магнитов» , «Конструктор металлический» ,
2. Досуговая деятельность «День изобретений» . Программные задачи «человек-изобретатель»
Работа с родителями Совместно с родителями была организованна тематическая зона «Экспериментирование» подготовлен дидактический материал на тему «Магнит в нашей жизни» .
Итоговое открытое занятие «Приключения Незнайки» . Цель
Задачи : - совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы; -совершенствовать умение давать развернутое определение материала; - закрепить умение работать с магнитом, определять материалы, которые могут примагничиваться; - закрепить слова «примагничиваться» , «магнетический» ; - развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, - развивать мелкую моторику рук; - закрепить знания о правилах техники безопасности во время работы с магнитом; - воспитывать самостоятельность, желание приходить на помощь другим; - Воспитывать умение выслушивать ответы детей, не перебивать.
2 этап – основной.
«Магнит и его свойства»
Цель : учить детей отличать магнит от других камней, исследовать его свойства, развивать мышление память, внимание, воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.
1 часть : Вводная (информационно-познавательная)
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в мир знаний, открытий, экспериментов и исследования. Мы узнаем с вами что такое Магнит и познакомимся с его свойствами. Ребята, а кто-нибудь знает, что такое магнит? Из чего он сделан? (дети высказывают свои предположения) .
Воспитатель : Магнит сделан из сплавов, которые способны создавать магнитное поле, в основном это железо или сталь. Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга
Детям предлагается рассмотреть магниты разной формы и величины (дети рассматривают магниты и пробуют экспериментировать) .
2 часть Практическая (опытно-экспериментальная)
Воспитатель : А теперь я приглашаю вас в лабораторию . Воспитатель : в нашей лаборатории вы все сможете поэкспериментировать с магнитом и различными предметами, которые находятся перед вами.
Воспитатель : А для начала, я расскажу вам почему магнит так назвали .
По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Воспитатель : ребята, а вы любите опыты? Да.
Опыт. Что притягивается к магниту?
На столе у каждого лежат скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки .
Вывод : Скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки - притягиваются к магниту.
Опыт. Может ли магнит действовать через препятствие?
Детям предлагается стеклянный стакан с водой, скрепка и магнит. В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. (дети проводят эксперименты и делают вывод) .
Вывод : Магнит может действовать через препятствие.
«Тайны магнита» .
Цель : систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; стимулировать самостоятельность и активность детей; способствовать обогащению словаря.
Словарная работа : магнетизм, полюса, магнетит, искусственный магнит, постоянный магнит, лаборатория , профессор, ученые, глобус, компас, магнитное поле.
Ход беседы: Сказка «Приключения с Магнитом»
Однажды два брата капитана обнаружили необычный камень. Он лежал среди тысячи других вещей, и сначала был вроде как лишь тяжелее прочих. Но когда они приближали его к некоторым предметам, они чудесным образом липли к нему. А потом, вдруг, ни с того ни с сего камень… заговорил. (можно с мамой-рассказчиком, на ушко)
Он рассказал, что был когда-то человеком, которого звали Магнитом. И обладал он необыкновенным свойством притягивать добрых людей и отталкивать людей со злыми помыслами.
Случилось так, что его полюбила красивая молодая, но злая колдунья Веера. Чтобы подойти к нему она даже пыталась делать добрые дела, но Магнит не обманешь, и она все равно отталкивалась от него и не могла приблизиться к нему даже на шаг - то расстояние, с которого она могла бы поменять его полюса, чтобы он стал притягивать плохое, а отталкивать хорошее.
После безуспешных попыток Веера разозлилась и превратила его в тяжелый камень. Но его притягательные и отталкивающие способности остались с ним, правда, лишь по отношению к железным предметам. Да и говорить он теперь мог далеко не со всеми.
Также Магнит рассказал братьям, что на одном острове у него есть клад, который ему очень хотелось бы вернуть. Чтобы его найти, нужно плыть строго на север.
Но, как мы найдем, где Север? - спросил младший капитан. - Наш компас неисправен и находится в ремонте.
Я укажу вам север, - спокойно сказал волшебный камень.
Приготовьте чашку с водой, кусочек ткани или плотной бумаги и иголку. Теперь потрите острие иголки об одну мою сторону, а ушко - о другую. Воткните ее в ткань и положите в воду. Иголка покажет направление Юг-Север.
Капитаны так и сделали. Иголка указала им правильный путь, и они поплыли к таинственному острову.
На берегу острова среди камней и мусора, братья-капитаны нашли мешок с чем-то тяжелым.
В нем оказалось письмо. Только оно было какое-то странное. Все очертания перемешивались и скорее напоминали кучку каких-то мелких частиц.
Поднесите меня под листок, - хрипло сказал магнит.
Мальчики поднесли его под лист и, о, чудо! крошки стали двигаться и вскоре превратились в стрелку. Братья пошли в том направлении, куда она указывала.
Вскоре капитаны увидели огромную пропасть с зыбучим песком. Она была очень большой и очень глубокой. Все, что в нее попадало, бесследно пропадало.
Как же нам клад-то достать? - думали братья. - Слушай, Магнит, а твой клад тоже металлический?
Тогда, ты нам и поможешь!
Капитаны взяли Магнит и подняли его над пропастью, они водили им по всем сторонам, и вскоре собрали большую кучу его сокровищ :
Вскоре им попался огромный чан с водой, на дне которого виднелись монеты. И снова Магнит помог достать их со дна.
Довольные друзья загрузили сокровища на свой корабль. Но на море установился штиль. Не было ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Он нырнул под воду и поплыл (проводим магнитом под «морем» . бумажный кораблик со скрепками послушно «плывет» за ним по картонному морю). А корабль, нагруженный его металлическими сокровищами, послушно поплыл вслед за ним.
Так сокровища Магнита с помощью его удивительных свойств и храбрости двух капитанов вернулись в его железные владения. С тех пор Магнит в благодарность, стал верой и правдой служить людям.
Конечно, это не все свойства магнита. Но мы теперь знаем, что магнит притягивает железные предметы, что он действует сквозь воду, через картон и через стекло, и даже на расстоянии.
Что-то говорит мне, что на этом знакомство с магнитом у нас не окончены. Так что ждите продолжениеКстати, а какие у вас любимые опыты с магнитом?
Желаю вам здоровья и побольше приятных эмоций!
Дидактические игры. «Магнитная азбука» , «Рыболов» ; «Геометрическая мозаика» и т. п
Эксперименты.
1. «Волшебный магнит»
1. Взять стакан с водой.
2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.
3. Подставить магнит к стенке стакана : магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.
2. «Бумажные гонки» .
В : Ребята, а как вы думаете можно ли завести бумажную машинку?
Д : Ответ детей.
В : Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам.
Приступаем к гонкам.
В : Какой можно сделать вывод?
Вывод : Магнитная сила проходит через картон.
Чтение художественной литературы. Чтение отрывка из сказки (про Элю и Железного Дровосека) А. Волкова «Волшебник изумрудного города» , П. Бажов «Серебряное копытце» .
Продуктивная деятельность.
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему «День изобретений»
Виды деятельности : Познавательная, речевая, продуктивная.
Программные задачи : Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Уточнять понятие «человек-изобретатель» ; обогатить знание о мире открытий и изобретений. Отрабатывать умение совместно выполнять задания, действия; закреплять умения слушать товарища, вести диалог, договариваться в игре.
Словарь новых слов : «человек-изобретатель» , наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность;
Древность, старина, современность.
Предварительная работа : Рассматривание книги «Изобретения человека» Ю. Амченков. Чтение Р. Киплин «Кот, который гулял где ему вздумается» . Е. ЕфимивскиЙ «Как птицы и растения, С тобою там и тут … Живут изобретения, открытия живут» Рассматривание парных картинок «От природы к человеку»
Оборудование и материалы : Портрет И. П. Кулибину, картинки иллюстрированных его изобретений. Дидактическая игра «Изобретения человека» . Аудио запись колокольного перезвона. Карта-панно «река времени» , символизирующая линейное движение исторического времени : намечаются несколько «остановок» : «древность» - «старина» - «современность»
Ход непосредственной образовательной деятельности
Беседа - рассуждение : Давным-давно человек был очень близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же : он изобрел … (нож.) Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем! Как про него можно сказать, какой он?
Работа с родителями. Совместно с родителями была организованна тематическая зона «Экспериментирование» : приобретены наборы различных конструкторов, подготовлен дидактический материал на тему «Магнит в нашей жизни» .
Итоговое открытое занятие.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Приключения Незнайки»
Цель : расширить знания детей в области познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи :
Совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы;
Совершенствовать умение давать развернутое определение материала;
Закрепить умение работать с магнитом, определять материалы, которые могут примагничиваться;
Закрепить слова «примагничиваться» , «магнетический» ;
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы,
Развивать мелкую моторику рук;
Закрепить знания о правилах техники безопасности во время работы с магнитом;
Воспитывать самостоятельность, желание приходить на помощь другим;
Воспитывать умение выслушивать ответы детей, не перебивать.
Оборудование и материалы :
Технические средства – компьютер, проектор , экран, видеозапись, Магниты (каждому ребенку, различные металлические предметы (скрепки, гайки, и др., предметы из пластмассы, дерева, бумаги, картон (на каждого ребенка) . Набор «Металлического конструктора машины»
Словарная работа : Магнитические и немагнитические предметы, магнитная сила, притяжение, примагничивание.
Ход образовательной деятельности :
1. Организационный момент
Собрались мы вместе в круг
Ты мой друг и я – твой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель : Ребята сегодня я получила необычное видеописьмо. Но не стала его смотреть без вас. Воспитатель включает проектор «Незнайку» .
Незнайка. «Привет ребята! Вы узнали меня? Это я Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел помочь им ее отремонтировать. Я пошел в автомастерскую, го так и не смог подобрать нужнее детали. Может у вас это получиться. Я вам высылаю в спосылке все инструменты и запчасти. А ваша задача отыскать подходящие детали и отремонтировать машину. Помогите мне пожалуйста».
Воспитатель : Ребята как мы можем помочь незнайке? Какой предмет нам поможет найти металлические детали от машины?
Дети : ответы детей.
Ход образовательной деятельности :
1. Организационный момент
дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки.
Собрались мы вместе в круг
Ты мой друг и я – твой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель : Ребята сегодня я получила посылку. В ней было видеописьмо и сундучок. Давайте посмотрим это письмо. Воспитатель включает проектор , вместе с детьми смотрит видеосюжет про «Незнайку» .
Незнайка. «Привет ребята! Вы узнали меня? Это я Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я решил помочь ее отремонтировать. Я пошел в автомастерскую, но так и не смог подобрать нужные детали. Может у вас это получиться. Я вам высылаю в посылке все инструменты и запчасти. А ваша задача отыскать подходящие детали и отремонтировать машину.
Воспитатель : Ребята как мы можем помочь незнайке? Давайте вспомним какой предмет поможет нам найти металлически детали от машины.
Дети : ответы детей.
2. Основная часть.
Воспитатель : Вы говорите, что это магнит. Много секретов в себе он хранит! Ребят давайте вспомним, что такое магнит и как им пользоваться. Где и для чего его применяют? В каких профессиях он служит помощником? (Картинки магнит и профессии на фланелеграф) .
Коробку с магнитами и лоток с бросовым материалом поставить на стол.
Ребята у меня тоже магниты и сейчас я вам раздам по 1 магниту. Попробуйте примагнитить 1 предмет и скажите где и для чего его используют. Вопросы детям? Какие именно предметы примагничивает магнит? Почему только металлические, железные? (Так как магнит это кусок камня к котором есть миллион маленьких частичек железа, в этом его способность примагничивать металлические предметы).
Воспитатель : Ребята, но не забываем о просьбе нашего друга Незнайки, давайте отыщем металлические детали от машины, которая сломалась у Винтика и Шпунтика. Я достаю все детали из посылки внимательно посмотрите и при помощи магнита найдите нужные детали. НО СНАЧАЛА ПОСМОТРИТЕ НА МАШИНУ КАКИХ ДЕТАЛЕЙ НЕ ХВАТАЕТ. Здесь рассыпаны все детали которые смогли найти наши друзья, нам нужно отыскать только металлические и только те которые помогут отремонтировать машину. Задание понятно?
Дети : При помощи магнита находят детали от железного конструктора машины, и сразу по одной детали прикручивают. Идет ремонт машины. Воспитатель помогает детям прикрутить детали машины.
Воспитатель : Вот и отремонтировали мы с вами машину. Теперь Незнайка и его друзья будут очень рады и благодарны Вам за такую помощь.
Ребята а теперь давайте проверим правильно мы отремонтировали машину или нет! Скажите мне где должна ездить машина? Правильно по дороге. Выставить дорогу. Ребята у меня как рах подходящая дорога для таких маленьких машин.
Леня подойди ко мне и попробуй приложить магнит под стеклом, но поближе к машине и потихоньку двигай магнитом. Что происходит? Машина двигается вслед за магнитом. Магнит имеет свойство притягивать через предметы, но только в том случае если сила магнит больше предмета который нужно притянуть.
3. Физминутка.
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку
Бензовоз, мусоровоз,
с молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз.
4. Эксперимент.
Воспитатель : Поставить скрепки Ребята, мы не можем закончить свое занятия без нового фокуса с магнитом. Сейчас я его вам покажу. Смотрите, я беру магнит, подношу к нему скрепку, она притянулась. К этой скрепке подношу вторую, и она притянулась. Беру третью… Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я возьму первую скрепку и осторожно уберу магнит, цепочка не разваливается, почему ?
Дети : (предположения) Потому что их магнит намагнитил.
Воспитатель : Скрепки притягиваются друг к другу потому, что магнит может дарить часть своей магнитной силы железным предметам - «намагничивать» .
Дети проводят эксперимент. А теперь вы попробуйте провести точно такой же эксперимент. Проходите за столы возьмите свои магниты и попробуйте. Ребята, а у кого из Вас получилась самая длинная цепочка?
5. Итог занятия. Ребята нам пора заканчивать наше занятие и попрощаться с гостями. Какое доброе дело мы сегодня сделали. Кто нас попросил отремонтировать машину? Для кого? А теперь нужно отправить ее обратно. Пройдите к любовь Александровне она вам поможет все упаковать а я поговорю с гостями.
Ожидаемый результы :
1. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
2. Воспитанники имеют представления детей в рамках определенной проектом темы «Магнит. Магнетизм» .
3. У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Список литературы :
1. Волкова Е. В, Микерин С. Л., Играем в ученых, Сибирское университетское издательство, 2008 г.
2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера» , 2010г.
3. Дыбина О. В. «Их чего сделаны предметы» , М., ТЦ «Сфера» . 2005г.
Название:
Номинация:
Проектная деятельность в детском саду готовые проекты подгот группа, Подготовительная группа
Проект на тему:
«Я живу в Лянгасово»
Проект реализован на воспитанниках подготовительной группы детского сада.
Проект направлен на познавательное развитие воспитанников подготовительной группы дошкольного учреждения.
Вид реализуемого проекта: информационно – исследовательский.
Актуальна ли тема данного проекта?
На протяжении всего хода работы с воспитанниками подготовительной группы дошкольного учреждения, направленной на обогащение имеющейся у детей информации о родном поселке, мы были вынуждены встретиться с дефицитом имеющихся у них знаний о важных местах их поселка.
Так же одним из сложных этапов для воспитателя является работа, направленная на ознакомление дошкольников с историей их родного поселка и его особенными местами. Так как, чтобы заинтересовать детей, необходимо донести материал в понятной для них форме, а так же обогатить его эмоциональной составляющей. Начинать работу нужно с того, что дети наблюдают вокруг себя, что их окружает, со временем расширяя, имеющиеся у детей, знания.
Имеет важное значение и работа, направленная на , которая проходит в системной работе дошкольного учреждения и семьи. Так как большинство родителей не обладают необходимым количеством информации об истории и достопримечательностях родного поселка, его традициях, культурных ценностях, а, следовательно, они не могут предоставить достаточно знаний на эту тематику и своим детям.
Данный проект направлен на организацию системы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и родителей, благодаря которой не только повышается уровень знаний и умений родителей в педагогической области, но и они получают возможность участия в патриотическом воспитании своих детей. Во время реализации данного проекта дети приобретают новые знания, касающиеся своего родного поселка, а так же обогащают свой опыт взаимодействия со сверстниками, педагогами дошкольного учреждения, а так же, что не мало важно, и с родителями.
Цель реализуемого проекта:
Создание пространства, направленного на обогащение кругозора детей, а так же их родителей о родном поселке в процессе совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Задачи реализуемого проекта:
- Работа, направленная на обогащение имеющейся у детей информации об их родном поселке;
- Воспитание проявления у воспитанников дошкольного учреждения любви и заботы о природе их родного поселка, а так же воспитание умения воспринимать ее красоту и многообразие;
- Воспитание у детей чувства гордости за их родной поселок;
- Ознакомление детей с историческими сведениями относительно их родного поселка, а так же его местонахождением, традициями и культурой родного поселка, а так же его достопримечательностями;
- Стимулирование деятельности, направленной на поиск информации по теме реализуемого проекта;
- Развитие речи детей, обогащение и активизирование их словаря, творческих и познавательных способностей.
Участники проекта: дети, родители, педагоги, музыкальный руководитель, физорг.
Так же в реализуемом проекте принимали участие: библиотека мкр. Лянгасово, школа № 73 мкр. Лянгасово, музыкальная школа мкр. Лянгасово, музей мкр. Лянгасово.
Продолжительность реализации проекта: долгосрочный, сентябрь – октябрь 2016 года.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
- Улучшение информированности детей и их родителей относительно их родного поселка, а конкретно о достопримечательностях, памятниках, названий улиц поселка и др.;
- Сформированная любовь и патриотические чувства к родному поселку;
- Предпосылки сформированности чуткого и бережного отношения детей к окружающей их природе родного поселка;
- Активное влияние семьи на процесс воспитания нравственно-патриотических личностных качеств детей;
- Увеличение знаний, умений и компетентности педагогов в пределах сферы реализуемого проекта.
Части проекта:
1 часть проекта — «Окружающая природа моего родного поселка» (период реализации: сентябрь 2016 года);
2 часть проекта – «Улицы моего родного поселка» (период реализации: октябрь 2016 года).
Анализ некоторых пунктов, реализованные из первой части программы:
«Создание гербария»
Работа, проведенная совместно с родителями, направленная на экологическое воспитание детей – один из главных пунктов работы дошкольного учреждения, так как воспитание экологически грамотной личности возможно лишь при содействии семьи.
Целью данной деятельности является формирование новых знаний у детей относительно растений их родного поселка, а так же осознанного отношения детей к ним.
Систематизация, имеющихся у детей, знаний о растениях, которых их окружают;
Формирование представление детей о системе природных взаимодействий;
Развитие у воспитанников дошкольного учреждения направленного познавательного интереса к окружающей их природе родного поселка.
Задача обучающего характера : расширение кругозора детей о мире растений родного поселка.
привитие детям любви к растениям родного поселка.
Сотрудничество с семьёй:
Консультация для семьи: «Правила изготовления гербария»;
небольшой рассказ ребенка о растении, используемом для изготовления гербария.
Выставка работ из листьев «Золотая осень»
Подготовительная группа. Сентябрь 2016 года.
Целью выставки являлось укрепление взаимоотношений детей и их родителей, привлечение родителей к воспитательной и образовательной деятельности дошкольного учреждения, а так же развитие эстетического восприятия у детей.
Принятие участия детей при сотрудничестве с родителями в конкурсах, в процессе которых они создают поделки из разнообразных материалов природного происхождения, делает семейный досуг разнообразнее. Благодаря чему у детей активизируются такие качества как трудолюбие, уважительное отношение к труду, аккуратность, внимательное отношение к близким. Данная деятельность прокладывает начало патриотического воспитания детей, а так же любви к природе родного поселка. Родители, в процессе изготовления поделок из природного материала, оказывают влияние на гармоничное воспитание личности своего ребенка. А время, которое дети провели в совместной деятельности с родителями, является бесценным, как для одних, так и для других.
Осень каждый год дарит нам такие средства для создания композиций, как шишки, листья, цветы, фрукты, овощи и многое другое. Именно эти дары природы и используются для создания оригинальных поделок, украшений и всего того, на что у ребенка и его родителей хватит фантазии.
Экскурсия в библиотеку «Книги о природе»
Подготовительная группа. Сентябрь 2016 года.
Задачи образовательного характера:
- Ознакомление детей с достопримечательностями родного поселка в процессе посещения библиотеки;
- Обогатить словарь воспитанников детского сада термином «библиотека»;
- Выявить, имеющиеся у детей, знания о библиотеке, а так же посвятить их с особенностями работы библиотекаря;
- Закрепить имеющиеся у детей знания о правильном поведении в библиотеке, а так же о возможностях использования этого ресурса.
Задачи развивающего характера:
- Стимулировать интерес детей к книгам;
- Расширять кругозор детей относительно литературы;
- Обогащать словарный запас дошкольников.
Задачи воспитательного характера:
- Призвание воспитанников детского сада к бережному отношению к книгам и литературе в общем;
- Стимулировать желание детей к чтению;
- Вспомнить и закрепить в памяти детей знания правил поведения во время нахождения в общественном месте;
- Воспитание у воспитанников детского сада любви к их родному поселку.
Экскурсия на пруд
Подготовительная группа. Сентябрь 2016 года.
Для детей, посещающих подготовительную группу, была подготовлена экскурсия к пруду. Начало экскурсии было положено у детского сада, где дети с помощью воспитателя, выявили верное направление их движения. На протяжении всей дороги к пруду, воспитатель проводил знакомство детей с деревьями и кустарниками, встречающимися на пути. Когда группа дошла до берега пруда, воспитатель обратил их внимание на обитающих в нем жителей. Дети познакомились с ними, а так же имели возможность понаблюдать за ними. Далее дети играли. После чего немного отдохнули и направились обратно в детский сад, где описали воспитателю и другим ребятам свои впечатления по поводу проведенного мероприятия.
Цели проведения экскурсии:
- Уточнить и закрепить, имеющуюся у детей, информацию о природе родного поселка;
- Стимулировать развитие логического мышления и наблюдательности детей при помощи беседы и игр;
- Закрепить у детей знания о правильном поведении во время нахождения у водоемов;
- Вызвать у детей чувство удовольствия от контакта с природой их родного поселка;
- Вызвать у воспитанников дошкольного учреждения чувство любви по отношению к природе их родного поселка.
«День здоровья в лесничестве»
Подготовительная группа. Сентябрь 2016 года.
Поставленные задачи:
- Наблюдать за особенностями изменений в природе в осенний период;
- Расширять имеющуюся у детей информацию о мире растений;
- Собирать природный материал для оформления поделок;
- Воспитывать у детей чувство любви к природе родного поселка.
Анализ некоторых пунктов, реализованные из второй части программы:
«Экскурсия в музыкальную школу»
Подготовительная группа. Октябрь 2016 года.
12 октября детьми была посещена музыкальная школа. Благодаря преподавателям музыкальной школы, с детьми была проведена интерактивная беседа, посвященная информации о музыкальных инструментах, о разнообразии жанров, а так же дети, по предложению педагогов музыкальной школы, исполняли вокальные произведения.
Огромный интерес детей вызвали музыкальные инструменты, которые они увидели в стенах музыкальной школы, в частности рояль, балалайка, аккордеон, домбра, гитара и синтезатор. А благодаря учащимся данной музыкальной школы, воспитанники детского сада имели возможность наблюдать небольшой концерт классических произведений, который был прослушан с огромным интересом.
Главной целью экскурсии в музыкальную школу было установление контактов музыкальной школы и детского сада.
Данная экскурсия была направлена на реализацию ряда задач:
Проведение экскурсии в музыкальную школу, ознакомление дошкольников со спецификой музыкального образования;
Расширение, имеющихся у детей, знаний о музыкальных инструментах.
Рабочая программа
1 часть проекта
«Окружающая природа моего родного поселка»
Цель 1-й части проекта: развитие патриотических чувств детей, основываясь на ознакомлении их с природой родного поселка.
Задачи 1-й части проекта:
- Расширить и уточнить представления детей, связанные со знаниями о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, растениях луга, сада, леса;
- Развить такие личностные качества детей, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного;
- Сформировать основы экологической культуры детей.
- Продолжить ознакомление детей с правилами поведения на природе;
- Привить воспитанникам детского сада интереса к труду, а так же привлечь их к посильному участию;
- Развить интерес детей в познавательной области, проявления которого относятся к окружающему их миру, при помощи чтения произведений о природе и в процессе практической деятельности детей;
- Развить связную речь детей, обогатить их словарь, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, а так же творческие способности;
- Развить умение выражения своих впечатлений в различной деятельности;
- Воспитание у воспитанников дошкольного учреждения любви к природе родного поселка, а так же восприятия ими ее многообразия и красоты.
Участники реализации 1-й части проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители, работники библиотеки, музыкальный руководитель.
Прогнозируемый результат реализации 1-й части проекта:
- Осознанная как детьми так и взрослыми важность изучения природы родного поселка, его достопримечательностей, памятников и др.;
- Проявления у детей бережного и заботливого отношения к природе их родного поселка;
- Сформированное стремление к сохранению мест поселка, сохранивших свою природную красоту;
- Приобретение детьми позитивного эмоционального опыта общения с природой;
- Полноправное участие родителей во всех мероприятиях.
Подготовительный этап 1-й части проекта:
- Сбор, необходимой для осуществления реализации проекта, информации относительно темы проекта;
- Организация встречи с библиотекарем «Знатоки природы», экскурсия в библиотеку «Книги о природе»;
- Разработка педагогом дошкольного учреждения развернутого конспекта прогулки «На пруду», «Прогулка в лесничестве»;
- Оформление информативного стенда для родителей «Ознакомление дошкольников с природой родного края», а так же «Правила оформления гербария»;
- Подборка дидактических игр, экологических плакатов, пособий и др. для реализации проекта;
- Разработка педагогом дошкольного учреждения конспектов образовательной деятельности.
Основной этап 1-й части проекта:
Трудовое воспитание (процесс совместной деятельности детей и взрослых):
- Пересадка растений из грунта в горшок;
- Уборка опавших листьев, укрывание ими растений;
- Поддержание порядка на участке и цветнике;
- Сбор семян, веточек, листьев для гербария и поделок из природного материала.
Беседы: «Учимся беречь лес», «Взаимосвязь и взаимодействие в природе», «Съедобные и ядовитые растения»;
Изготовление знаков «Правила поведения в лесу».
НОД: «Во саду ли в огороде», «Лесные хоромы», «Какие бывают лекарственные растения?»;
Беседы: «Как мы представляем себе лес?», «Какие бывают леса?», «Что осень нам принесла?», «Природа нашего родного вятского края»;
Рассматривание картин и иллюстраций по теме;
Создание гербария: «Природа, которая нас окружает», «Хвойные растения родного поселка».
- Чтение сказок, рассказов, загадок о природе;
- Заучивание стихов о природе;
- Использование схем-моделей для составления рассказов.
- Лепка: «Овощи – фрукты», «Грибы на поляне»;
- Аппликация: «Натюрморт в корзине», «Осенний ковер», «Наша клумба»;
- Рисование: «Лето в лесу», «Космея», «Золотая осень», «Ветка рябины»;
- Работа с природным материалом;
- Серия занятий «На что похожа еловая шишка?»;
- Выставка совместных работ детей и родителей из листьев «Листопад».
Музыкально-художественная деятельность:
Разучивание песен: «О чем шуршат листья», «Осень в гости к нам пришла», «Осень – раскрасавица», «Гном и грибы»;
Проведение праздника «Концерт для осени»;
НОД «Музыка и природа», «Музыкально – экологическая сказка» в исполнении артистов кировской филармонии.
Образовательная область. Раздел «Физическое развитие»:
Комплекс утренней гимнастики «Деревья»;
Подвижные игры экологического содержания.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Узнай по описанию», «Вершки-корешки», «Так бывает или нет» и т.д.;
Настольные игры экологического содержания.
Прогулка:
- Нахождение осенних примет;
- Рассматривание стеблей растений;
- Наблюдение за многообразием формы и цвета листьев;
- Рассматривание цветов;
- Наблюдение за растениями;
- Наблюдение за распространением семян и плодов;
- Нахождение различий деревьев и кустарников;
- Однолетние и многолетние растения;
- Наблюдение за красотой природы.
Создание экологической среды в группе:
- Подбор картин, открыток, энциклопедий по теме;
- Создание гербария (Приложение 1);
- Оформление выставки работ из листьев «Золотая осень» (Приложение 2).
Цикл экскурсий:
- Живописные места поселка;
- Библиотека и экология (Приложение 3);
- Растения водоема (Приложение 4);
- День здоровья в лесничестве (Приложение 5)
Литература:
- Т. Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке» 2012 г.
- Т. А. Шорыгина «Беседы о русском лесе» 2008 г.
- Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» 2004 г.
- Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала» 1984 г.
- Т. С. Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду» 1991 г.
Подведение итогов реализации 1-й части проекта:
В заключении хочу сказать, что:
- Дети стали проявлять внимание и любознательность относительно красоты природы родного поселка;
- Дети активно включаются в деятельность, которая на прямую связана с познанием природы родного поселка;
- Дети выражают свои впечатления о природе поселка в предпочитаемой ими деятельности: рассказ, изображение и др.
Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ходе знакомства с природой родного поселка не оставляет сомнения.
Так, по результатам реализации программы, мы можем подвести итог, что дети приобрели достаточно знаний о природе родного поселка, стали больше видеть вокруг себя, замечать то, на что раньше не обращали внимания, а так же стали более ответственны и внимательны. Работа, проведенная в системе с родителями, дала большие результаты, так как благодаря активности родителей, нравственно-патриотическое воспитание не ограничивалось стенами дошкольного учреждения.
Работа в данном направлении будет продолжена по плану второй части проекта совместно с детьми и их родителями.
2 часть проекта
«Улицы моего родного поселка»
Цель 2-й части проекта: создание условий, содействующих формированию знаний детей о названиях улиц поселка Лянгасово.
Задачи 2-й части проекта:
- Пробудить в детях познавательный интерес, направленный на изучение родного посёлка, предоставив возможность каждому ребенку открыть «новое в знакомом»;
- Развить такие чувства как: сопричастность к родному посёлку, гордость за родной посёлок;
- Сформировать знания об улицах родного посёлка и их домашнем адресе;
- Сформировать умение ориентироваться в посёлке, в своём районе, на своей улице, а так же закрепить их знания элементарных правил дорожного движения;
- Развить связную речь у детей, а так же память, внимание и наблюдательность.
Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель, школа № 73 мкр. Лянгасово, музыкальная школа мкр. Лянгасово, инспектор ПДН по железной дороге.
Прогнозируемый результат реализации 2-й части проекта:
- Закрепленные представления детей о родном поселке;
- Закрепленные у детей названия улиц, а так же домашний адрес;
- Ознакомление детей с архитектурными сооружениями;
- Обучение детей видеть красоту родного поселка;
- Сформированное у детей умение ориентироваться на карте-схеме поселка.
Подготовительный этап 2-й части проекта:
- Изучение методической и научно популярной литературы, необходимой для реализации проекта;
- Проведение бесед с детьми, направленных на уточнение наличия у них имеющихся знаний о родном поселке;
- Создание карты-схемы поселка;
- Организация экскурсий в музыкальную школу мкр. Лянгасово, школу № 73 мкр. Лянгасово, а так же по улицам поселка;
- Взаимодействие с родителями детей, в частности — привлечение родителей к деятельности, направленной на создание альбома «Дом, в котором я живу».
Основной этап 2-й части проекта:
Формирование основ безопасности:
- Бесед: «Безопасное поведение на улице», «Правила для пешеходов», «Дорога не место для игр», «Мы идем по тротуару», «Безопасность на железной дороге»;
- Чтение Т.А.Шорыгина «ПДД для детей 5-8 лет»;
- Рассматривание и обсуждение карты – схемы «Безопасный маршрут «Дом – детский сад»;
- Игры с напольными пособиями: «Азбука дорожного движения».
Образовательная область. Раздел «Познавательное развитие»:
- Беседы: «Знаешь ли ты свой поселок?», «Достопримечательности поселка», «Профессии жителей поселка»;
- Создание карты – схемы «Улицы нашего поселка» (отметить дома детей и достопримечательности);
- Игры: «Угадай, где я нахожусь» (работа с картой-схемой), «Мой адрес», «Угадай профессию»;
- НОД «Наш детский сад»;
- Рассматривание фотографий «Вот мой дом» (работа с родителями);
- Создание альбома «Дом, где я живу» (работа с родителями).
Образовательная область. Раздел «Речевое развитие»:
- Рассказ детей о своем доме, улице, прилегающих к дому достопримечательностях;
- Составление рассказов: «Любимые места поселка», «Наш поселок в будущем» (на воображение).
Сюжетно – ролевые игры:
«Мы идем в гости», «Путешествие по улицам поселка».
Образовательная область. Раздел «Художественно-эстетическое развитие»:
- Рисование: «Мой дом», «Моя семья на прогулке»;
- Конструирование: «Наш поселок»;
- Участие в конкурсе рисунков «Железная дорога и я».
Цикл экскурсий:
- «Улицы поселка»;
- «Железнодорожный вокзал»;
- «Музыкальная школа» (Приложение 6);
- «Музей народного творчества школы № 73»;
- «Музей поселка Лянгасово».
Литература:
- Н. Н. Авдеева «Безопасность» 2009 г.
- Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» 2003 г.
- И. А. Лыкова «ИЗО в детском саду» 2006 г.
- Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» 2011 г.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о ПДД с детьми 5-8 лет» 2009 г.
- Брошюра РЖД «Правила безопасного поведения на железной дороге»
Подведение итогов реализации 2-й части проекта:
По результатам реализации проекта можно сказать, что проект заинтересовал не только педагогов и детей, но и их родителей. Дети совместно с родителями представили работы на тему «Дом, в котором я живу». Дети с интересом давали описания, которые сопровождались показом фотографий. Дети были ознакомлены с улицами поселка, у них были закреплены знания об их домашнем адресе, а так же дети в сопровождении воспитателя посетили ряд достопримечательностей поселка.
Одним из главных показателей эффективности работы по данному проекту является совместная деятельность педагогов, детей и их родителей, что позволяет включить нравственно-патриотическое воспитание во всю жизнь ребенка.
В продолжение работы по теме данного проекта мы планируем организовать банк данных об истории родного поселка.
Вывод по результатам реализации проекта
«Я живу в Лянгасово»
Воспитание патриотизма – это достаточно тяжелая задача, для решения которой нужно прикладывать усилия, начиная с самого детства. Использование различных средств воспитания, систематическая и планомерная работа, слаженные усилия детского сада и семьи, а так же ответственность взрослых непременно дадут положительные результаты и станут основой в дальнейшей работе по патриотическому воспитанию детей.
В результате реализации проекта мы пришли к выводу о том, что такая деятельность способствует объединению детей посредством общих впечатлений, переживаний, эмоций, а так же помогает в формировании коллективных взаимоотношений.
Работа над данным проектом не оставила родителей безучастными. Они активно включились в воспитание у детей любви к природе родного поселка. Родители совместно с детьми обогащали и уточняли свои знания. Помимо полученных знаний, проведенная совместная работа оказала положительный результат, выраженный в сформированных партнерских отношениях между детьми и их родителями.
В заключение необходимо добавить, что работа с детьми по теме данного проекта будет продолжена, так как нравственно-патриотическое воспитание необходимо на протяжении всего периода воспитания детей в детском саду, а после и в школе. Это является неотъемлемой частью полноценного личностного развития ребенка.
Название:
Номинация:
Проект в доу по фгос в подготовительной группе краткосрочный, Подготовительная группа
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ № 175
Месторасположение: мкр. Лянгасово, город Киров, Кировская область