Простое предложение, осложненное обособленным определением. Предложения, осложненные обособленными членами Осложненное обособленным распространенным согласованным определением пример

Структура простого распространенного предложения, содержащего то или иное число второстепенных членов, может быть еще более осложнена путем обособления одного (или нескольких) из них. Понятие сущности обособления, характеристика средств и условий обособления и описание различных типов обособленных членов имеют большую теоретическую и практическую ценность при изучении синтаксиса русского языка.

Обособление - это принадлежность простого предложения, несмотря на некоторое сходство обособленных членов с предикативными частями сложного предложения. А. М. Пешковский, который первым подробно описал обособление, находил в обособленных членах предложения сходство (подобие) с придаточными частями сложного предложения в отношении мелодии и ритма, а также связей с окружающими членами. Например, в предложении В скалах , заросших оранжевыми лилиями , гнездились дикие голуби (Пауст.) обособленный распространенный член содержит добавочное высказывание, которое могло бы быть оформлено и в виде придаточной части (ср.: В скалах , которые заросли оранжевыми лилиями...) Однако обособленные члены предложения, какими бы распространенными по составу и развернутыми по содержанию они ни были, не имеют собственного грамматического ядра, не обладают предикативностью.

Сущность обособления

Обособление - это намеренное ритмико-интонационное и смысловое вычленение в составе конкретного предложения слова или группы слов. Обособляемый член к тому же имеет и ослабленную синтаксическую связь с другими членами. Ср.: Внизу , в прихожей , часы пробили шесть (Пауст.). - Часы в прихожей пробили шесть Закусок было много , и разных (Перм.). - Было много разных закусок.

Цель обособления - выражение с помощью выделяемого члена некоего добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предложения. На письме обособленный член предложения выделяется знаками препинания.

Средствами обособления являются изменения высоты гона произнесения, ритма, паузы, а также изменение расположения членов, в частности вынесение обособляемого второстепенного члена в абсолютное начало или конец предложения. Знаки препинания не являются средствами обособления, а лишь передают его в письменной форме речи.

Обособленные члены выполняют по отношению к предложению или к отдельным словам разнообразные функции. Основными из них можно считать следующие:

  • 1) выражение добавочного высказывания: Над бухтами стоял безмолвный штиль , затянутый вечерним дымом (Пауст.); Крупные капли дождя разбивались о землю , превращаясь в пыль и мельчайшие брызги (Сол.);
  • 2) пояснение, уточнение: Но тут была ещё и другая , своя маленькая тайна - тайна безымённого озерка (Сол.); Вдали налево , в углу садового вала , чернел ельник (Б.);
  • 3) выделение, ограничение: На пристани никого не было , кроме сторожа с фонарём (Пауст.);
  • 4) присоединение: Минутами я был близок к обмороку - от счастья (Ст.);
  • 5) сравнение, уподобление: Скажу по правде , никогда мне не было так весело , как в этот вечер (Купр.); Больше недели шли холодные , как в октябре , дожди (Шишк.); Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.).

Условия обособления

Обособленные второстепенные члены предложения очень разнообразны по значению, функции, по способу связи с определяемым словом, по объему и местоположению. Также весьма неоднородны и многочисленны условия обособления второстепенных членов в конкретных предложениях. По эти условия можно систематизировать, выделив в первую очередь общие условия, существенные для обособления любых членов предложения, а наряду с ними - частные и дополнительные условия.

Наиболее существенными для обособления различных членов предложения являются три общих условия: а) возможность смыслового выделения, отделения от поясняемого слова; б) объем члена предложения - более одного знаменательного слова; в) необычное местоположение относительно определяемого слова.

1. Возможность смыслового выделения, отделения от определяемого слова предполагает отсутствие тесных семантических связей обособляемого члена предложения с поясняемым словом. Это условие, бесспорно, немыслимо по отношению к неполнозначным словам. Его лишены компоненты фразеологических единиц, неделимых

оборотов (вроде дать согласие, иметь вид независимый, произвести впечатление ), синтаксически неделимых словосочетаний (два бойца, любой из нас, одни из мальчиков и т.п.), а также слова с большой степенью зависимости, обусловленности (сильноуправляемые). Так, в предложении Во всех этих людях , несмотря на их внешнее различие, Самгин почувствовал нечто единое и раздражающее (М. Г.) возможностью смыслового выделения не располагают слова нечто (тесная зависимость от глагола почувствовал , сильное управление), а также единое и раздражающее , которые тесно спаяны с неопределенным местоимением в силу его неполнозначности; в то же время возможностью смыслового выделения обладает распространенное обстоятельство уступки несмотря на их внешнее различие.

  • 2. Объем обособляемого члена более одного слова не только означает увеличение смысловой емкости члена предложения и, следовательно, его семантической самостоятельности, но также способствует ослаблению связи обособляемого члена с господствующим по отношению к нему элементом предложения. Ср.: Ветер, всё ещё сильный , дул теперь с востока (А. Т.). - Ветер сильный дул теперь с востока.
  • 3. Положение обособляемого члена относительно определяемого слова - это перемещение члена предложения с обычного, соответствующего норме, места по отношению к определяемому слову на необычное (из препозиции в постпозицию или наоборот), а в некоторых случаях - отрыв от определяемого слова (дистантное расположение). Ср.: Изредка в этом дыму мёртво блестело море, похожее на ртуть (Пауст.). - ...Блестело похожее на ртуть море ; Отец приехал к вечеру, чёрный от пыли . с налитыми кровью глазами (Гл.). - Чёрный от пыли отец..:, За кормою, вся в пене , быстро мчится река (М. Г.). - ...Быстро мчится река вся в пене.

Частными условиями обособления являются такие лексикограмматические свойства определяемого или зависимого члена предложения, наличие которых само по себе достаточно для обособления, если даже отсутствуют общие условия (конечно, кроме первого). Примерами частных условий являются:

  • 1) присутствие деепричастия, при наличии которого второстепенный член предложения обособляется в любом объеме и при любом расположении (если оно не утрачивает значения действия): Трамвай летел, позванивая, к самому морю (А. Т.);
  • 2) принадлежность определяемого слова к разряду личных местоимений (любой относящийся к нему второстепенный член обособляется при любом положении): Лёгкий, быстрый на ногу, очень весёлый, о н был на два года моложе Татьяны (М. Г.).

Общие условия обособления (кроме случаев наличия частных условий) должны быть представлены в полном наборе: при отсутствии хотя бы одного из них член предложения не обособляется [например, в случае препозиции причастного оборота: Неяркое пламя со свистом и хлопаньем горевших в печке сырых дров освещало нежилую , наверное уже давно брошенную хозяевами избу (Сим.).

Однако отсутствующее общее условие может быть возмещено условием дополнительным. Такие условия весьма различны и многочисленны, они применимы только для определенных видов второстепенных членов предложения.

Дополнительным условием обособления обстоятельств является уточняющий характер значения обособляемого члена относительно другого: 3 д е с ь, в спальне , царил мёртвый покой (Ч.).

Дополнительным условием обособления распространенного препозитивного определения может быть оттенок причинного, условного или другого значения, придаваемый этому члену в конкретном предложении: Над нами кружилось облако комаров , но , закрытые сетками , наши головы были неуязвимы (Шишк.).

В конкретном предложении, с учетом определенной ситуации, тот или иной член может иметь значение "расширенное", т.е. большего объема, чем можно было бы судить по семантике наличных слов, причем "избыточное" значение заимствуется из ситуации, из предшествующего контекста. Такой второстепенный член предложения, заключающий добавочное высказывание, может быть обособлен при неполном наборе общих условий. Например:

Папаша Рубахин , со своими почками , сидел неподалёку в кресле и с любовью и страхом глядел на дочь (Л. Т.) - обособленный член выражает добавочное сообщение о больных почках Рубакина (что известно из предыдущего контекста) и имеет уступительный оттенок, воспринимающийся на фойе последующего сообщения о чувстве, с которым Рубакин смотрел на дочь. При отсутствии "избыточного" содержания и добавочного оттенка член предложения в этих грамматических условиях не был бы обособлен (ср.: Папаша Рубакин с седыми усами сидел в кресле ...);

К дому нужно было идти по узким деревянным мосточкам проложенным, ради грязи , между двумя рядами широких столетних лип (Купр.) - обособление вызвано аналогичным дополнительным условием (предшествующее знание о грязи, добавочный оттенок причины).

Подобного рода дополнительные условия, которые реализуются в конкретных предложениях, в конкретной ситуации, служат объяснением случаев так называемого индивидуально- авторского обособления.

Соотношение общих и дополнительных условий различается в обособленных конструкциях разных типов второстепенных членов.

Обособленные определения

Благодаря обособлению выражаемый определением признак актуализируется, а все содержание обособленного члена приобретает характер дополнительного "микровысказывания" о предмете, который обозначен определяемым существительным. Обособление определений является продуктивным приемом осложнения структуры простого предложения.

В соответствии с общими условиями обособляются определения, представленные прилагательными (а также порядковыми числительными) или причастиями с пояснительными словами и стоящие в постпозиции к определяемому, а также несогласованные распространенные определения, вынесенные в препозицию или отделенные от определяемого слова другими членами предложения: Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (Пауст.); По обеим сторонам камина стоят фикусы , нищенски бедные листьями (М. Г.); Дом, довольно большой , когда-то белёный , с блестящей мокрой крышей , стоял на совершенно голом месте (Б.).

При отсутствии одного (или двух) из общих условий обособление определений может быть вызвано дополнительными условиями или частными:

  • 1) обособляются любые формы (и в любом положении) определений при личном местоимении: Ничем не управляемый изнутри, я был бессилен перед большими трагическими задачами , стоявшими перед моим творческим чувством (Ст.);
  • 2) обособляются одиночные согласованные постпозитивные определения, а также несогласованные постпозитивные (обычное положение их), если перед определяемым словом есть другое определение: Из спальни вела куда-то ещё одна дверь , тоже затворенная (Ч.); Эта ко м наша , окнами на запад и на север, занимала чуть ли не половину всего дома (Б.);
  • 3) обособляются препозитивные распространенные определения при наличии добавочного обстоятельственного оттенка (причины, условия, уступки): Весь захваченный почтительным восхищением перед этой великолепной живой постройкой, профессор комкает в кулаке рыжий утюг своей бороды (Купр.);
  • 4) обособляются постпозитивные согласованные одиночные определения, если они представляют ряд однородных членов предложения: А среди дня и река и леса играли множеством солнечных пятен - золотых , синих , зелёных и радужных (Пауст.);
  • 5) на обособление определений при отсутствии общих условий может оказывать влияние соседство других обособленных определений: Прошёл Макаров, в чёрном строгом костюме, стройный, седой, с нахмуренными бровями (М. Г.).

Обособленные приложения

В соответствии с общими условиями обособляются распространенные постпозитивные приложения: Особенно пронзительно, настойчиво и особенно не в лад хору пел городской голова Воропонов, сын тележника (М. Г.). Обособляются приложения в любой позиции, если они поясняют личные местоимения: О н даже снился мне иногда, этот рояль (Пауст.).

Если общие условия представлены неполно, обособление приложения может происходить при наличии дополнительных условий, аналогичных отмеченным для определений: присутствие другого определения перед определяемым словом, добавочный обстоятельственный оттенок значения и пр.

Обособляется также одиночное постпозитивное приложение, если оно имеет уточняющее значение: Один из сыновей, Миша , заведует опытной ихтиологической станцией на озере Великом (Пауст.).

Обособленные обстоятельства

В первую очередь обособление обстоятельств определяется общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделить три группы обособленных обстоятельств: деепричастия, распространенные обстоятельства, уточняющие обстоятельства.

  • 1. Обстоятельственная функция является основной для деепричастия. Различные взаимоотношения деепричастий с глаголом-сказуемым создают оттенки времени, условия, уступки, причины, цели. Деепричастие, выполняя функцию обстоятельства, как правило, не утрачивает значения процесса, что является основой добавочного высказывания, элементарного сообщения. Эта особенность деепричастия как специфической глагольной формы сама по себе является условием обособления, независимо от наличия пояснительных слов и от положения в тексте: Мать остановилась, задыхаясь, приложила руки к груди (М. Г.); Вернувшись в гостиницу, Лопатин лёг в постель, так и не поев в этот день
  • (Сим.); Зайцы, спасаясь от лыжников, путали сложные петли (Пауст.).

Единственной причиной необособления деепричастия служит утрата глагольного значения действия. Она наблюдается, во-первых, во фразеологических единицах, имеющих застывшую форму деепричастного оборота, но обозначающих признак действия: Своим делом он занимался спустя рукава, потому что больница всё ещё строилась (М.-С.); Мы сломя голову неслись по глубоким ухабам и выбоинам (А. С.). Во-вторых, не обособляются одиночные деепричастия со значением качественной характеристики действия, близкие по семантике к качественным наречиям или предложно-падежным формам существительного. Ср.: Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы (М. Г.) - шёл неторопливо ; Мать бежала не оглядываясь и рыдала на бегу (Гл.) - бежала без оглядки ; Листва берёз висит не шелохнувшись (Пауст.) - висит неподвижно , без движения. Здесь наблюдается частичный контекстуальный переход деепричастий в наречия.

  • 2. Распространенные обстоятельства при необычном расположении относительно определяемого слова (как правило, глагола-сказуемого) обособляются. Это наблюдается в позиции перед сказуемым, в абсолютном начале или конце предложения, а также в случае дистантного (разъединенного другими словами) расположения относительно главного члена предложения. Обособляются обстоятельства со значениями причины, условия, уступки, времени: Вот мы свернули налево и кое-как, после многих хлопот, добрались до скудного приюта , состоявшего из двух саклей (Л.); Пароход стал двигаться осторожнее , из боязни наткнуться на мель (Купр.); Ольга Николаевна, при всём своём уме, искренне верила в то , что после объяснения они станут друзьями (Ш.). Для обособленных обстоятельств данной группы характерно употребление отвлеченных существительных, которые служат ядром добавочного сообщения (см.: хлопоты , боязнь , ум). Показателями соответствующих обстоятельственных значений служат предлоги (причинные от. из, за, из-за, ввиду, благодаря ; условные - при. в случае, уступительные - вопреки, несмотря на, невзирая на ; временные - по, после, перед, во время и др.).
  • 3. Обособление уточняющих обстоятельств вызывается совершенно иными условиями, чем характерные для рассмотренных членов предложения. При наличии двух обстоятельств одного разряда, поясняющих одно и то же слово, по отношению друг к другу они не равноправны. Одно из них непосредственно поясняет определяемое слово, а другое связано с этим словом через посредство первого обстоятельства и уточняет его значение. Например: Коврин приехал к Песоцким вечером, в десятом часу (Ч.) - обстоятельство времени в десятом часу поясняет, уточняет другое обстоятельство - вечером ; в то же время оба они определяют глагол-сказуемое приехал (приехал вечером , приехал в десятом часу). Отношение уточнения составляет основу добавочного высказывания, заключенного в обособленном обстоятельстве. Нужно подчеркнуть, что само по себе наличие двух обстоятельств одинакового разряда нс предопределяет обособления одного из них. Только значение уточнения, реализуемое говорящим намеренно, обусловливает обособление. Например: На другой день , часу в первом , Литвинов отправился к Осининым (Т.) - в этом контексте два обстоятельства могли бы составлять единую обстоятельственную группу без отношений уточнения (на другой день часу в первом).

Уточнение обычно заключается в том, что обособленное обстоятельство сужает, ограничивает объем понятия, обозначенного уточняемым членом: Там , в вышине, уже светило летнее солнце (Пауст.); Направо, прямо из-под колёс тележки, бежал вниз обрыв (В.); Не особенно давно , весною прошлого года , один мой приятель показывал мне довольно диковинную вещицу (Купр.). Как правило, обособленные уточняющие обстоятельства имеют значение пространственное или временное.

"Обособленные дополнения"

Дополнение по своей сущности является второстепенным членом предложения, семантически очень тесно связанным с поясняемым глаголом, т.е. оно не обладает первым из общих условий обособления (возможность смыслового выделения). Те конструкции, которые в грамматике принято называть обособленными дополнениями, представляют собой ограничительно-выделительные обороты с различными значениями - объектным, субъектным или даже обстоятельственным: Я купил всё , кроме тетради ; Вернулись все, кроме Пети, Бываю здесь всегда , кроме субботы : Не бывал нигде , кроме Москвы. С дополнением эти конструкции сходны лишь по форме - существительное в форме косвенного падежа.

Условием обособления является ограничительно-выделительное значение оборота, которое представляет собой основу добавочного высказывания; ср.: Прибежали все, включая соседа. Прибежали все , в том числе прибежал сосед. Указанное значение выражается с помощью предлогов кроме, помимо, вместо, включая , исключая, наряду с и др.: Русские литераторы-дворяне , за исключением всёведавшего Александра Пушкина, не обратили внимания на фольклор , крайне богатый драматическим материалом (М. Г.); Кроме рек, с Мещорском крае много каналов (Пауст.).

Обособление членов предложения - интонационное и смысловое их выделение; на письме обособленные члены выделяются знаками препинания.

Обособленными называются второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу, интонационно и пунктуационно. Главные члены предложения не обособляются.

Обособленные определения

Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи согласования. Отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

  • распространенное (причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами):
    Ветер, внезапно поднявшийся , сорвал последние листья с деревьев.
    Это здание, известное во всем городе , привлекает внимание туристов.
  • нераспространенное (причастие или одиночное имя прилагательное):
    Он, сытый , быстро заснул.
    Мы, уставшие , наконец-то добрались до дома.

Согласованные определения обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) в следующих случаях:

  • если относятся к личному местоимению (могут стоять до или после личного местоимения):
    Она , взволнованная, не могла заснуть.
    Взволнованная, она не могла заснуть.
  • если стоят после определяемого существительного:
    Девочка , взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть.
  • если стоят перед определяемым существительным и имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.):
    Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словом будучи : если такая замена возможна, то определение обособляется.
    Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу. (причинное значение)
    Даже заболевшая, мать ходила на работу. (уступительное значение)
  • если отделены от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находятся они до или после определяемого слова):
    Довольный и счастливый, быстро бежал Петя домой.

Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления или примыкания.

Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом.
Москва , вся в новогодних гирляндах, выглядела красиво.
Как вы , с вашим умом, не поняли её замысла?

Примечание:
Необособленные определения - распространённые и однородные одиночные определения, не выделяющиеся запятыми.

  • Причастия и прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределенного местоимения , не обособляются, так как образуют одно целое с предшествующим местоимением:
    Вошел некто похожий на военного .
  • Не обособляются прилагательные и причастия, если они входят в составное сказуемое :
    Домой он пошёл грустный и усталый.
  • Не обособляются определения, стоящие перед определяемым существительным (если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения):
    Доносившийся снизу шум моря вызывал тревогу.
  • Не обособляются распространенные определения, стоящие после определяемого существительного, если последнее само по себе в данном предложении не выражает нужного понятия и нуждается в определении:
    Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым . (сочетание "вошел с лицом " не имеет смысла).

Обособленное приложение

Приложение – это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет. Отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ?
Например :
Мишка, непоседа, замучил всех (одиночное приложение);
Мишка, страшный непоседа, замучил всех (распространённое приложение).

Обособление приложений

  • одиночное и распространённое приложения обособляются, если относятся к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции:
    Он , отличный врач, очень помог мне.
    Отличный врач, его знают все.
  • любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного:
    Мишка , сын соседа, отчаянный сорванец.
  • одиночное приложение обособляется, если определяемое слово – существительное с пояснительными словами:
    Он увидел своего сына , малыша, и тут же заулыбался.
  • распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:
    Дочка , любимица отца, вбежала в комнату.
  • распространённое приложение обособляется, если выражается добавочное обстоятельственное значение.
    Химик по образованию, Ломоносов много сделал в этой области.
  • с союзом КАК:

    Вы, как инициатор, должны играть главную роль.

Примечание:
вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения (можно вставить союз А ИМЕННО):
Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.
Въехали в Ивантеевку - большое село с красивыми улицами.

Обособленное обстоятельство

Обособляются обстоятельства , выраженные:

  1. деепричастиями или деепричастными оборотами (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав? Обособляются независимо от места в предложении)
    Поев, ребёнок заснул. (деепричастие)
    Обсудив результаты работы, мы разошлись. (деепричастный оборот).
  2. обстоятельствами с предлогами: несмотря на, невзирая на :
    Несмотря на дождь, дети убежали гулять.
  3. сравнительными оборотами с союзами: как, будто, точно, словно, что, чем, нежели и др. подобными:
    Облака, как ватные, низко и неспешно плыли над землёй.

Обособленное дополнение

Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Обособляются дополнения, выраженные существительными или местоимениями с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с.
В них передаются значения включения-исключения или замещения.
Я ничего не слышал, кроме шума листьев.
Все, за исключением Николая, пришли вовремя.

Обособленные уточняющие члены предложения

Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечают на вопросы: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами для конкретизации места, времени или образа действия, о котором говорится в предложении. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения.

Каждое утро, в шесть часов , я отправлялся на работы.
Мы засиделись допоздна, до самой ночи .

Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:

  • с помощью союзов: то есть, а именно :
    Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошёл гулять.
  • слов: особенно, даже, в частности, главным образом :
    Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.

Тема урока: Простое предложение, осложненное обособленным определением.

Учащиеся должны знать:

    признаки обособленных определений;

    условия обособления определений.

Учащиеся должны уметь:

    находить обособленные определения;

    правильно расставлять и объяснять знаки препинания при них;

    употреблять их в своей речи;

    рассуждать, анализировать предложенный текст.

    осуществлять самоанализ при выполнении групповых и индивидуальных заданий.

Учащиеся должны ценить:

    талант художника и эстетическое удовольствие от соприкосновения с ним.

I . Побуждение к восприятию темы:

Знания по теме получите, работая самостоятельно и в паре. Усвоение материала происходит самостоятельно.

Условия обособления определений:

Предложения записывайте в тетрадь. Обоснуйте условия обособления определений на основании записанных предложений

1. Всегда обособляются распространенные согласованные определения /прилагательные и причастия с зависимыми словами /, если стоят... .

Перед нами картина «Охотники на привале», .

2. Обособляются любые определения, если относятся к... .

Ему , влюбленному в охоту , была близка эта тема.

3. Обособляются два и более... ... ... определения, если они стоят после определяемого слова.

Сюжет картины, простой, без ярких красок

4.Обособляются несогласованные определения, выраженные существительным в косвенных падежах:

а / если относятся к... ...

Он , покоряет зрителей.

б/ если относятся к... ... .

В поисках интересного Перов , с красками и мольбертом

в/ если при определяемом слове уже есть... ... .

Замечательные картины ,

II . Самопроверка

    Учащиеся сравнивают записанное в тетради с содержанием параграфа в учебнике, корректируют, если надо, постановку знаков препинания.

    Сверить с листом – оригиналом.

Лист – оригинал.

1. Всегда обособляются распространенные согласованные определения (прилагательные и причастия с зависимыми словами), если стоят после определяемого слова.

Перед нами картина «Охотники на привале», написанная художником Перовым .

2. Обособляются любые определения, если относятся к личному местоимению.

Ему , влюбленному в охоту , была близка эта тема.

3. Обособляются два и более однородных согласованных нераспространенных определения , если они стоят после определяемого слова.

Сюжет картины, простой, без ярких красок , все же привлекает внимание зрителей. Как этого добивается художник?

4. Обособляются несогласованные определения, выраженные существительным в косвенных падежах:

а) если относятся к личному местоимению.

Он , с его умением находить в простом удивительное , покоряет зрителей.

б) если относятся к имени собственному.

В поисках интересного Перов , с красками и мольбертом , исходил многие охотничьи тропы.

в) если при определяемом слове уже есть согласованное определение.

Замечательные картины , разные по жанру, по содержанию , продолжают радовать посетителей выставки художника.

III . Работа в паре:

Обменяйтесь с соседом по парте информацией об обособлении определений.

    Работа с текстом

Перепишите текст, расставив знаки препинания, объясните их выбор номером правила в листе – оригинале.

Учитель по окончании работы записывает на доске «ключ» к постановке знаков препинания.

I – 1; II – 2; III - ; IV – 4(б); V - 1; VI – 4(б); VII – 3.

V . Работа с картиной Перова «Охотники на привале».

1. Рассмотрите картину.

2. Что нового, интересного, о чем не говорили на уроке, вы увидели?

3. Почему это привлекло внимание?

4. Какую роль играют детали в картине?

5. В чем мастерство художника?

VI . Рефлексия

Контрольный тест: Обособленные определения.

1.Причина обособления определения

На картине изображены три охотника, увлеченные разговором.

А. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

В. Приложение

С. Прилагательное, относящееся к личному местоимению.

2. Предложение с обособленным определением:

А. Левитан влюбленный в родную природу отражал ее в своих картинах.

В. Изношенное от забот его сердце не знало покоя.

С. Картины привлекали чарующим пейзажем.

3. Определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется.

А. Пронесся сверкающий на солнце пассажирский теплоход.

В. Художник пишет картины несущие людям радость.

С. Картина как прощальная песня доходящая до глубин сердца.

4. В предложении обособленным является:

Мы смотрим в таинственную чащу прорезанную дорожками света.

А. Обстоятельство

В. Определение

С. Дополнение

5. В предложении обособленное определение выражено:

На картинах Пластова мы видим удивительную жизнь любимую художником.

А. Причастие

В. Прилагательное

С. Существительное

КЛЮЧ: 1 – А; 2 – А; 3 – А; 4 – С; 5 – В.

Осложнено Определение Обособление Пример
1. Однородные члены предложения члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом обычно обособляются друг от друга запятыми. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.
2. Определения второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и под.

Прилагательные или местоимение с зависимым словом и без;

Причастие или причастный оборот;

Редко числительное

обособляются определения, стоящие после определяемого слова или относящиеся к личному местоимению. 1) Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал (обособленное определение)

2) По природе стыдливая и робкая , она досадовала на свою застенчивость (обособленное определение, относящееся к местоимению)

3) На серебряном от инея окне за ночь хризантемы отцвели (необособленное определение)

3. Приложения определение, выраженное сущ-ным, которое дает другое название, которое характеризует предмет (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои). обособляются:

Любые при личных местоимениях,

Распростра-ненные приложения после определяемого слова;

С союзом как

Вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения

1) Вот оно, объяснение .

2) Могучий Лев , гроза лесов, лишился силы.

3) Вы, как инициатор , должны играть главную роль.

4) Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.

4. Дополнения второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей как обособленные дополнения условно рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др. 1) Я ничего не слышал, кроме шума листьев .

2) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

5.

Обстоятельства

второстепенный член предложения, который место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? обособляются всегда:

Деепричастия и деепричастные обороты;

Несмотря на + сущ.

1) Улыбаясь , он заснул.

2) Проводив товарищей , Тоня долго стояла молча.

3) Несмотря на морковный румянец , она была миловидна.

6. Обращения и вводные конструкции Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.

Вводные конструкции – слова, СЧ и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (не/уверенность, чувства, источник высказывания, порядок мыслей, способы выражения мысли)

Выделяются запятыми.

Вводные конструкции могут обособляться с помощью скобок или тире.

1) Зима, кажется (конечно, по сообщению синоптиков, во-первых), будет снежная.

2) Однажды – не помню почему - спектакля не было.

3) Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна.

4) О первый ландыш , из-под снега ты просишь солнечных лучей.

7. Уточняющие члены предложения Уточняющие члены предложения - те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени.

В роли уточняющих членов часто выступают и определения.

Выделяются запятыми. Могут вводиться словами то есть, или (= то есть), иначе, именно и т.д. Впереди, у самой дороги, горел костер.

Гроза началась вечером, часу в десятом .

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят , шинели.

Алгоритм действий.

Иногда бывает очень трудно найти то, что требуется в задании. Возможно, поможет следующий алгоритм, который ориентируется на знаки препинания (в задании В5 необходимо найти обособленные, то есть выделенные запятыми, члены предложения).

1. Исключи те предложения, где нет знаков препинания.

2. Выдели основы и исключи те предложения, где все знаки препинания отделяют основы друга от друга.

3. В остальных предложениях попытайся порассуждать, почему проставлены те или иные знаки препинания: однородные члены, причастные или деепричастные обороты, вводные слова и т. д.

Разбор задания.

Среди предложений найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

Выделяем основы:

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно , зачем он , обычный слесарь , ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал , и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка . Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно , показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения .

Итак, исключаем предложения № 6 и 8, где отделяются запятыми однородные члены предложения.

В предложении 10 запятые выделяют деепричастный оборот и грамматические основы. Исключаем и его.

В предложении № 9 выделяются запятыми деепричастный оборот и уточняющее обстоятельство (тоненько (как именно?) по-женски).

Остается предложение № 7. В круглых скобках представлена вставная конструкция, две запятые обозначают границы грамматических основ. Остается обособленное обычный слесарь , которое и является обособленным распространенным приложением (является существительные, указывает на признак, имеет зависимое слово обычный).

Таким образом, выписываем номер предложения 7 .

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Сегодня то и дело звучат голоса новых пророков о том, что пора остановить опыты, научные эксперименты, что не в меру дерзкая любознательность привела человечество к пропасти: стоит сделать всего лишь один неверный шаг – и вся цивилизация рухнет в бездну.

(2) Давайте вспомним античные мифы, в которых аккумулируется древняя мудрость землян. (3) Несмотря на пестроту мифологических сюжетов, красной нитью в них проходит мысль о пределе человеческих возможностей. (4) Да, человек может многое, но далеко не все.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным (-и) согласованным (-и) приложением (-ями). Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2) Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на тощей, но рыбной речушке Сисявы. (3) В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына – Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4) Два дня пролетели в один миг; мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.

3. Среди предложений 1 –9 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

(1) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (2) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (3) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (4) Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчиненные фатальной воле гроссмейстера. (5) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (6) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (7) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Все, мужики, прекращаем бойню! (8) Мы проиграли!» (9) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство.

Если бы люди не украшали свою речь дополнительными определениями или разъясняющими обстоятельствами, она была неинтересной и неяркой. Все население планеты говорило бы в деловом или официальном стиле, не было бы художественных книжек, а детей не ожидали бы перед сном сказочные герои.

Расцвечивает речь именно находящееся в ней обособленное определение. Примеры можно встретить как в простой разговорной речи, так и в художественной литературе.

Понятие определения

Определение является частью предложения и описывает признак предмета. Оно отвечает на вопросы «какой-ая, -ое, -ие?», определяя предмет или «чей-ья,-ье,-ьи?», указывая на его принадлежность кому-либо.

Чаще всего функцию определения выполняют прилагательные, например:

  • доброе (какое?) сердце;
  • золотой (какой?) самородок;
  • яркая (какая?) внешность;
  • старинные (какие?) друзья.

Кроме прилагательных, определениями в предложении могут быть местоимения, обозначающие принадлежность предмета лицу:

  • мальчик забрал (чей?) свой портфель;
  • мама утюжит (чью?) свою блузку;
  • брат отправил по домам (чьих?) моих друзей;
  • отец полил (чье?) мое дерево.

В предложении определение подчеркивается и всегда относится к подлежащему, выраженному существительным или другой частью речи. Эта часть предложения может состоять из одного слова или составлять сочетание с другими, зависимыми от него словами. В этом случае, это предложения с обособленными определениями. Примеры:

  • "Радостная, она сообщила об этой новости". В данном предложении обособленным является одиночное прилагательное.
  • "Огород, зарастающий бурьяном, был в плачевном состоянии". Обособленным определением является причастный оборот.
  • "Довольная успехами сына, мама тайком утирала слезы радости". Здесь прилагательное с зависимыми словами - это обособленное определение.

Примеры в предложении показывают, что разные части речи могут быть определением качества предмета или его принадлежности.

Обособленные определения

Обособленными считаются определения, дающие дополнительную информацию о предмете или уточняющие его принадлежность какому-либо лицу. Смысл предложения не поменяется, если убрать из текста обособленное определение. Примеры:

  • "Мама перенесла ребенка, заснувшего на полу, в его кроватку" - "Мама перенесла ребенка в его кроватку".

  • "Взволнованная первым выступлением, девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену" - "Девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену".

Как видно, предложения с обособленными определениями, примеры которых приведены выше, звучат интереснее, так как дополнительное пояснение передает состояние объекта.

Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными.

Согласованные определения

Определения, которые согласуются с тем словом, качество которого определяют в падеже, роде и числе, называются согласованными. В предложении они могут быть представлены:

  • прилагательным - с дерева упал (какой?) желтый лист;
  • местоимением - с поводка сорвалась (чья?) моя собака;
  • числительным - дайте ему (какой?) второй шанс;
  • причастием - в палисаднике была видна (какая?) зеленеющая травка.

Те же свойства по отношению к определяемому слову имеет обособленное определение. Примеры:

  • "Кратко сказанная (какая?), его речь произвела на всех впечатление". Причастие «сказанная» стоит в женском роде, единственном числе, именительном падеже, как и слово «речь», которое оно определяет.
  • "Мы вышли на улицу (какую?), еще влажную от дождя". Прилагательное «влажную» стоит в том же числе, роде и падеже, что и определяемое им слово «улицу».
  • "Люди (какие?), радостные от предстоявшей встречи с актерами, зашли в театр". Так как определяемое слово стоит во множественном числе и именительном падеже, то и определение согласуется с ним в этом.

Обособленное это показали) может стоять как перед определяемым словом, так и после него или в середине предложения.

Несогласованное определение

Когда определение не изменяется в роде и числе в соответствии с главным словом, оно является несогласованным. Их с определяемым словом связывают 2 способа:

  1. Примыкание - это сочетание устойчивых словоформ или неизменяемой части речи. Например: "Он любит яйца (какие?) всмятку".
  2. Управление - это постановка определения в падеже, которого требует определяемое слово. Часто указывают на признак по материалу, назначение или расположение предмета. Например: "девочка села на стул (какой?) из дерева".

Несколько частей речи могут выражать несогласованное обособленное определение. Примеры:

  • Существительное в творительном или предложном падеже с предлогами «с» или «в». Существительные могут быть как одиночные, так и с зависимыми словами - Ася встретила после экзамена Олю (какую?), в меле, но довольную оценкой. («в меле» - это несогласованное определение, выраженное существительным в предложном падеже).
  • Глагол в неопределенной форме, отвечающий на вопрос «какой?», «что делать?», «что сделать?». В жизни Наташи была одна большая радость (какая?) - родить ребенка.
  • с зависимыми словами. Мы издалека заметили подругу в платье (каком?), более ярком, чем она обычно носит.

Каждое обособленное определение, примеры это подтверждают, может отличаться своей структурой.

Структура определений

По своей структуре определения могут состоять:

  • из отдельного слова, например, обрадованный дедушка;
  • прилагательного или причастия с зависимыми словами - дедушка, обрадованный новостью;
  • из нескольких отдельных определений - дедушка, обрадованный рассказанной новостью.

Обособление определений зависит от того, к какому определяемому слову они относятся и где именно расположены. Чаще всего они выделяются интонацией и запятыми, реже - тире (например, самая большая удача (какая?) - сорвать куш в лотерею).

Обособление причастия

Самое популярное обособленное определение, примеры которого встречаются чаще всего, это одиночное причастие при таком виде определения ставится, если оно стоит после слова, которое определяет.

  • Девочка (какая?), напуганная, молча пошла вперед. В данном примере причастие определяет состояние объекта и стоит после него, поэтому выделяется с двух сторон запятыми.
  • Картина (какая?), написанная в Италии, стала любимым его творением. Здесь причастие с зависимым словом выделяет объект и стоит после определяемого слова, поэтому также обособляется запятыми.

Если причастие или причастный оборот стоит до определяемого слова, то знаки препинания не ставятся:

  • Напуганная девочка молча пошла вперед.
  • Написанная в Италии картина стала любимым его творением.

Следует знать об образовании причастий, чтобы использовать подобное обособленное определение. Примеры, суффиксы в образовании причастий:

  • при создании действительного причастия в наст. времени от глагола 1 спряжения, пишется суффикс -ущ -ющ (думает - думающий, пишут - пишущие);
  • при создании в наст. времени действительного причастия 2 спр., используют -ащ-ящ (дымит - дымящий, жалят - жалящий);
  • в прошедшем времени действительные причастия образуются с помощью суффикса -вш (писал - писавший, говорил - говоривший);
  • страдательные причастия создаются с добавлением суффиксов -нн-енн в прошедшем времени (придумал - придуманный, обидел - обиженный) и -ем, -ом-им и -т в настоящем (ведет - ведомый, любить - любимый).

Кроме причастия таким же распространенным является прилагательное.

Обособление прилагательного

Одиночные или с зависимыми словами прилагательные обособляются так же, как и причастия. Если обособленное определение (примеры и правило схожи с причастием) стоит после определяемого слова, то запятая ставится, а если до, тогда нет.

  • Утро, серое и туманное, не располагало к прогулке. (Серое и туманное утро не располагало к прогулке).

  • Мама, сердитая, может молчать несколько часов. (Сердитая мама может молчать несколько часов).

Обособление при определяемом личном местоимении

Когда причастие или прилагательное относится к местоимению, то они обособляются запятой независимо от того, где расположены:

  • Расстроенная, она пошла во двор.
  • Они, уставшие, легли сразу спать.
  • Он, красный от смущения, поцеловал ей руку.

Когда определяемое слово разделяют другие слова, обособленное определение (примеры из художественной литературы это демонстрируют) также выделяется запятыми. Например, "Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным расширилась (М. Горький).

Другие обособления определения

Обособленное определение (примеры, правила ниже) может передавать значение по родству или профессии, тогда они также выделяются запятыми. Например:

  • Профессор, молодой симпатичный мужчина, смотрел на своих новых абитуриентов.

  • Мама, в привычном халате и фартуке, совсем не изменилась за этот год.

В подобных конструкциях несут добавочные сообщения об объекте.

Правила кажутся, на первый взгляд сложными, но если понять их логику и попрактиковаться, то материал хорошо усваивается.


Top