Речевое развитие в старшей группе мебель. "Мебель" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Дидактическая игра «Магазин мебели»


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67
комбинированного вида Красносельского района «Волшебник»

Календарный план
группы компенсирующей направленности № 10

воспитатели:
Ланина Елена Владимировна

Санкт-Петербург
2017 год

Месяц Январь
Тема недели: «Мебель, части мебели, назначение»
Задачи:
П.Р. - Формирование обобщающего понятия «мебель»; познакомить детей с трудом столяра, уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит, учить сопоставлять и сравнивать предметы; закрепление предлогов в, на, за, под;
Р.Р.- Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “мебель”, развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога) ; уточнять и активизировать словарный запас: детская мебель, спальная, школьная, кухонная; деревянный, мягкая; расставлять, передвигать; фабрика, столяр, лесоруб, сборщик, краснодеревщик и т.д.; закрепить умение пересказывать рассказ с опорой на картинки; работа над фонетико-фонематическим восприятием. Закрепление навыков использования в речи предлогов в, на, за, под;
С-К.Р. – Воспитывать трудолюбие и навыки сотрудничества, учить детей разнообразным игровым действиям, отражающим его труд, развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками, изменять содержание диалога в зависимости от смены роли, воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре, расширить знания о своем доме, предметном мире людей
Труд – Вызывать желание помогать старшим вытирать пыль. Безопасность - расширять представления о правилах поведения в помещениях
Х-Э.Р. – Развитие зрительного внимания и эстетическое восприятие зимней русской природы, продолжать закреплять умение дополнять рисунок сюжетными моментами и рисования по контуру, развивать чувство ритма в декоративном искусстве.
Ф.Р. - Формировать представления о разнообразии подвижных упражнений и игр, формировать положительные установки на двигательную активность, инициативность и самостоятельность
Здоровье - Приучать детей сидеть на стуле прямо, не наклоняться низко во время рисования.

Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей (организация развивающей среды)

П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К

ННОД
Индивидуальная работа
В режимных моментах

Название, цель
материал

П.Р. Мебель, из истории вещей
Цель: Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит, материала. Формировать умение обобщать по основному признаку, выделять его из

Мультимидийная доска – блокнот, презентации
Дид. мат. С. Вохринцевой,
Картинки,
фотоиллюстрации
игр детей зимой.
Образование мн. Числа «Один – много»(употребление сущ в ед и множ. числе) Стол - столы

Дима, Юра, Егор

Р\игра «С какого звука начинается и чем мебель кончается?» Юля, Настя

Нарисуй свою комнату
Алеся, Настя, Кира

Закреплять умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом: Максим П., Максим Р.

Раскраски, обводки
Федя, Максим Р, Егор
Утро
Игровая деятельность: Д/и « Из чего мы сделаны», « Моя квартира», « Кукольная мебель. План», Коммуникативная игра «Не пропусти назначение». Речевые игры: «Один-много», «1-3-5», «Назови ласково», «Из чего какой?» и др
Общение: Составление рассказа - описания «Обставляем комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д. Беседа. Обсуждение опасных ситуаций, использовать мебель по назначению: не прыгать на стульях, кроватях и т.д.
Чтение: р.н.сказка «Метелица», «Кошкин дом» Маршак. К.И.Чуковский «Мойдодыр». Загадки, стихи о мебели. Р.Н.С. «Три медведя», «Буратино»
Конструирование: мебель, комнаты, квартиры, стул из гаечного конструктора
Рассматривание: Рассматривание иллюстраций мебели, планировки комнат
Утренняя гимнастика «Зимушка зима»
Коллективно-бытовой труд в группе (протираем пыль на подоконнике, блюдца из под цветов и т.д.)
Познавательно-исследовательская деятельность: "Бывает - не бывает" на осмысление логико-грамматических конструкций. Столяр стругает стол. Стругает стол столяр. Стол струган столяром. Столяр струган столом. Столяром струган стол. Столом струган столяр.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре (загибать пальчики на руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире.(сжимать и разжимать кулачки)
А в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! (Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
Прогулка
Наблюдение за ветром (Кравченко стр 57), формировать представление о свойствах ветра зимой, закреплять знания о сезонном явлении метель. Какая погода? Наблюдение за осиной (Кравченко стр 57). Наблюдение за сезонными изменениями (Кравченко 53) Продолжать знакомить с многообразием природных явлений: изморозь, заморозки. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательно-исследовательская деятельность: стихотворение С. Я. Маршака "От куда стол пришел?". Обсудите. Ребенку нужно запомнить название предметов мебели, встречающихся в стихотворении, для чего они предназначены, последовательность изготовления.
Игровая/двигательная деятельность: П/и «Жонглёр», «Ловишки с мячом». Речевая игра с мячом «Назови части мебели», игра м/п «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Золотые ворота».
Труд: Постройка снежной крепости, фигур из снега, при наличии снега. Сгребаем снег кустам и деревьям, ломать деревья зимой нельзя. Посыпаем песком скользкие дорожки
Индивидуальная работа: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 23 м. Кто сделает меньше прыжков, кто дальше прыгнет.
Вечер
Бодрящая гимнастика (рабочая программа)
ЧХЛ: р.н.с. «Сивка Бурка», «Заюшкина избушка», «Буратино»
Игровая деятельность: Сюжетно – ролевая игра. «Обустраиваем комнату для Барби», «Готовимся к новоселью». Д/и “Составление плана комнаты” Д/игра: «В какую комнату что нужно?». С/р игры «Мебельный магазин», «Семья». Самостоятельная детская деятельность
Прогулка
Общение, наблюдения: из окна за ивой (Кравченко 54). Наблюдение за легковым автомобилем (там же стр 56). Обсуждение темы. Модель трех вопросов. Беседа «Мебель в моей комнате».
Игровая/двигательная деятельность: «Кто останется в кругу?», «Хитрая лиса» - ловкость. «Беги к флажку» - действие по сигналу и ориентировка в пространстве. Игры со снегом, строим дом.
Взяли детки белый ком,
Лепить будем белый дом.
Мы польем его водой.
Домик будет ледяной.
Ком за комом мы кладем,
Вот и вылепили дом».
Познавательно-исследовательская деятельность: Поисковая игра «Холодно, горячо». «Узнай на ощупь» (песок, дерево, камень, снег, пуговица, мех) развивать тактильную память.
Самостоятельная детская деятельность

Внесение иллюстраций с изображением мебели старинной и современной, кукольной, работу столяра. Выставка книг с иллюстрациями «Мебели». Иллюстрированные загадки-отгадки. Подбор сюжетных картинок по теме. Д/и «Из чего мы сделаны», С\р игра «Мебельный магазин». Д/и лото «Моя квартира». Альбом «Прошлое и настоящее жилища, предметов электричества». Д/и «Развитие речи – стол, стул: один, много, большой, маленький». Д/и «Мой, моя, мое, мои». Д/и «Кукольная мебель. План». Конструктор для моделирования комнаты и интерьера в ней (мебель). Кубики и г.ф. различной величины, плоскостные и объемные. Д/и «Изба» (расположение предметов в старину, название и их назначение) Демонстрационный альбом «Славянская семья». Д/и «Щит, и меч», Д/и «Ремесла. Киевская Русь». Д/и «Хорошо или плохо». Будем вежливы. Умеем ли мы вести себя за столом?» Трафареты, схемы рисования, раскраски, шаблоны, картинки для создания коллажей. Картинки, листы чистой бумаги, цветной картон. Схемы упражнений. Различные материалы для аппликации. Разрезные картинки, кубики, палочки Кьюизенера, блоки Дьеныша. Мозаики, шнуровки.
Взаимодействие с родителями

Рассмотрите с ребёнком мебель, которая есть у вас дома. Произнесите названия предметов мебели: стол, шкаф, кровать, диван. Побеседуйте с ребёнком, для чего нужна мебель, из чего её делают: «Это стол. Он деревянный. За столом едят, пишут, рисуют» и т.п Объясните ребенку разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета). 12. Развитие связной устной речи. Пересказ без опоры (на наглядность, вопросы). Попросите ребенка ответить на следующие вопросы.
Для чего нужна мебель?
Какая мебель нужна для кухни, спальни, столовой, библиотеки?
Как называется та или иная часть мебели?
Из чего делают мебель?
Чем отличается стул от табуретки, кресла?
Упражнение "Подбери признак" на подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже (Какой?, Какая? Какое?). Смена информации в уголке для родителей: наблюдения, игры по теме и т.д. Индивидуальные беседы

Х.э.р. декоративная лепка по подгруппам
Цель: Развивать мелкую моторику, силу кисти рук, аккуратность в работе, выполнять словесную инструкцию взрослого, развивать ориентировку в квадрате.
Лист картона А 5, 6. Квадратной формы. Пластилин, семена тыквы, подсолнуха и др. и образец работы.

В
Т
О
Р
Н
И
К

Р.р. с логопедом по подгруппам по плану учителя-логопеда

Двигательная активность - группировка Маша П, Сережа С, Федя

Назови ласково» (образование сущ в умень-но - ласкательной форме)
Стол - столик
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
Сережа Ч.

Х.э.р. музыка по плану музыкального рук.

Х.э.р. Ручной труд «Плетение ковриков» Цель: Знакомство с новым способом работы с бумагой. Развитие восприятия цвета, мелкой моторики и конструктивных способностей. Учить находить способ выполнения здания по схеме, умение соотносить полоски по длине, развивать образно-пространственное мышление

Полоски бумаги и картон разного цвета (коричневый и желтый), образец плетения.

С
Р
Е
Д
А
Совместная деятельность педагога-психолога с детьми (по подгруппам)
Упр группировка – развиваем прес – отжимание Алеся
«Из чего сделана мебель?»(образование относ-х прил).Мебель из кожи – кожаная, из дерева пластмассы -.сплетена - ...из пластика - ...из металла Викой Л, Настей, Юрой

Р.р. «Где находится твой дом Г.С.Швайко № 24 стр 48. Цель: Расширять активный и пассивный словарь за счет использования вречи предлогов и наречий: около, возле, позади, слева, между. Развивать диалогическую речь

Ф.р. по плану инструктора по физ. куль-ре

Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г

Д/и «Сосчитай» - упражнять в счёте предметов в разных направлениях Егор

«Сколько их?» (согласование числ с сущ в роде, числе и падеже):Один стол, 2 стола, 5 (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка) Макар
Собери мазлы с Юрой и Максимом П.

Нарисуй по схеме с Сережей Ч и Федец

П.Р. ФЭМП № 17 (по подгр.) Позина В.А.
Цель: Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Картинки с изображением предметов разной формы, в количестве от 1 до 10; таблица – домик, карточки с цифрами, листы в клетку, дидактические пособия по теме

Х.э.р. музыка по плану муз. руководителя.

Ф.р. по плану рабочей программы

П
Я
Т
Н
И
Ц
А

Р.Р. по плану учителя-логопеда (по подгруппам)
Веронике «Найди нужную часть» (усвоение предлога для). Крышка нужна...для (стола) Спинка нужна для (стола, стула). Дверца нужна для (шкафа, тумбочки). Ящики нужны для (стола, тумбочки). Матрац нужен для (кровати) Подлокотники нужны для (кресла, дивана).

Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)
Для чего нужен стул?
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка) с Кирой

Х.э.р. декоративное рисование «Городец»
Цель: Учить расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи, выделять декоративные элементы, ритмичность расположения, композицию, колорит.

Листы бумаги, краски гуашь, кисточка для клея, кисточки № 2, 8, клеенки, салфетки, банки – непроливайки для воды. шаблон, иллюстрации городецкой росписи

Непосредственно-образовательная деятельность в логопедической группе на тему «Мебель, части мебели»


Цель: Обогащение, закрепление словарного запаса по теме.
Задачи:
1. Обогащать словарный запас детей: сиденье, подлокотник, столешница;
2. Уточнить и закрепить правильное произношение частей мебели;
3. Формировать умение образовывать прилагательные;
4. Развивать мыслительную деятельность, умение рассуждать;
5. Развивать внимательность, воображение;
6. Развивать графомоторные навыки;
7. Воспитывать усидчивость, интерес к деятельности на занятии.

Необходимый материал:
- Демонстрационный материал по теме «Мебель»;
- Рабочие тетради в клеточку;
- Раскраски «Мебель»;
- Цветные карандаши.

Ход НОД:
Организационный момент.
Загадки.
Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
(Стул)

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
(Диван)

На рассвете и закате
Сладко спится на…
(Кровати)

Четыре брата
Под одной шляпой стоят.
(Стол)

Воспитатель: Загадки вы отгадали, а как все это можно назвать одним общим словом?
Дети: Мебель
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о мебели и ее частях.

Мозговой штурм.
- Для чего нужна мебель?
- Что было бы если бы не было мебели?
- Чем отличается мебель для спальни и для кухни?

Воспитатель: Рассмотрите внимательно картинки, которые расположены на мольберте. Какая мебель подходит для зала (прихожей, спальни, кухни)
Дети выбирают картинки


Воспитатель: Назовите предметы мебели.
Дети по очереди называют предметы мебели, воспитатель обращает внимание на четкость произношения.

Воспитатель: Молодцы. Присмотритесь, вся мебель сделана из разного материала. Из какого?

Упр. «Из чего сделано?»

Например: кровать из дерева – деревянная, стол из стекла – стеклянный, стул из металла – металлический и т.д.

Воспитатель:
Предлагаю вам внимательно посмотреть на картинки.
Стул состоит из частей: спинка, сиденье и ножки.


Стол состоит из ножек и столешницы.


Диван состоит из спинки, сиденья, подлокотников.


Повторяют новые слова: Сиденье, столешница, подлокотник.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно назвать части шкафа, кровати, тумбочки, табуретки.


Упр. «Соедини недостающую часть с предметом мебели».

Воспитатель: Давайте закрепим полученные знания. Соедини линией мебель с ее частью, проговаривая предмет и часть мебели вслух.


Физминутка
Мебель.
На кровати можно спать,
(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)
Стулья, стол – переставлять.
(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)
В шкаф я книги буду ставить,
(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)
Кресла буду застилать.
(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)
С полки буду пыль стирать,
(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать.
(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,
(две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)
Эта мебель – просто класс!
(большие пальцы вверх)

Воспитатель: Приглашаю вас за столы. На ваших столах лежать тетради. Нам нужно выполнить графический диктант. Начинаем от точки в вашей тетради:
10 вниз; 1 вправо; 4 вверх; 4 вправо; 4 вниз; 1 вправо; 5 вверх; 5 влево; 5 вверх; 1 влево.


Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Стул.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я раздала вам раскраску «кресло». Как вы знаете, ткани, которыми обшивают диваны и кресла бывают разного цвета, имеют разные рисунки. Сейчас я хочу, чтобы поработало ваше воображение. Возьмите карандаши и раскрасьте кресло на свое усмотрение.

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в старшей группе компенсирующей направленности (логопедическая) по лексической теме "Мебель", тип занятия лексико-грамматическое. Формирование лексико-грамматических категорий существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

по лексической теме «Мебель».

Тема: «Мебель для Карлсона»

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные задачи:

  • Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели, её назначении;
  • Расширять словарный запас по лексической теме;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов, форм имен существительных в творительном падеже, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
  • Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ;

Коррекционно - развивающие задачи:

  • Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, предпосылки словесно-логического мышления.
  • Развивать творческие способности, воображение воспитанников;
  • Развивать навыки речевого общения (умение вступать в диалог, отвечать на вопрос полным ответом).

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности
  • Продолжать формировать функции контроля и самоконтроля.
  • Воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели;

Ход занятия:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Сегодня к нам придет необычный гость. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

Толстячок живет на крыше,

А летает он всех выше.

Он самый веселый на свете,

Поэтому нравится детям. (Карлсон). (слайд 1)

2. Вводная часть. Объявление темы занятия. (слайд 2)

Послушайте историю, которая случилось с Карлсоном. Однажды Карлсон и Малыш так расшалились, что нечаянно все сломали в домике на крыше. Карлсон очень расстроился, и не знает, что ему делать.

Что сломали Малыш и Карлсон мы узнаем, отгадав загадки. (слайд 3)

1) У него спина большая,

И на ней он разрешает,

И писать, и рисовать,

И лепить, и вырезать. (Стол)

2) У него четыре ножки,

Спинка и сидение

Но он не для качания,

А только для сидения. (Стул)

3) Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать -

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать. (Диван)

4) Если ты устал играть,

То ложишься на … (Кровать)

5) В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет,

Он называется… (Буфет)

3. Основная часть. Беседа

Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель)

Для чего нужна мебель? (Для удобства, комфорта…)

Вспомните, какие предметы мебели есть в ваших квартирах? (слайд 4) (Ответы детей).

Малыш и Карлсон сломали мебель. А как нужно относиться к мебели (ее нужно беречь. А как ее беречь? (Нужно ухаживать за ней, чинить, если она поломается.)

Но что же теперь делать Карлсону?

Ему нужно купить новую мебель.

Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин).

Давайте отправимся в магазин и поможем Карлсону выбрать мебель.

Игра “Большой – маленький”. (Игра с мячом) (слайд 5)

В магазине очень много разной мебели. Ребята, а какую мебель выберем для Карлсона? (Он маленький человечек, ему нужна маленькая мебель)

Я буду называть большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.

Большая кровать, маленькая…(кроватка).

Большой диван, маленький…(диванчик).

Большой стол, маленький… (столик).

Большой шкаф, маленький… (шкафчик).

Большой стул, маленький… (стульчик).

Большое кресло, маленькое …(креслице)

Большая тумба, маленькая…(тумбочка)

Игра «Какой? Какая?»

Стол какой? - обеденный, деревянный, удобный, красивый и т.д.

Кровать какая? – большая, красивая, деревянная, мягкая и т.д.

Диван какой? – мягкий, коричневый, кожаный, большой и т.д.

Шкаф какой? – деревянный, вместительный, широкий, красивый и т.д.

Игра «Что для чего?»

Скажите для чего Карлсону нужен стол? Кровать? Диван? Шкаф?

(Дети отвечают полным предложением).

Игра «Четвертый лишний» (на доске)

На доске в ряд карточки с изображением предметов мебели. Дети внимательно смотрят, называют лишний предмет, аргументируя свой ответ.

Помогите малышу найти предметы в комнате

Игра «Где находятся предметы?». (слайд 6)

Где стоит ваза? Ваза стоит на столе. (ответ ребенка)

Куда укатился мячик?

Где спит кот?

Где висит рубашка?

Где лежит машинка?

3. Физминутка.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого,

На обеих руках.

Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки.

План-конспект ОД «Мебель»

Цели и задачи:

Закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»;

правила поведения в магазине;

Расширить знания о назначении мебели, различных её видах;

Учить составлять целое из частей, простые распространённые предложения, образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом,

Образовывать множественное число существительных в именительном падеже, согласовывать числительные от одного до пяти с существительными;

Развивать слуховое внимание и логическое мышление, воображение, зрительное восприятие и координацию движения, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: «волшебные конверты» с разрезными картинками; клоун Яша (игрушка); кукольная мебель; предметные картинки с изображением мебели; мяч; карточки-схемы; грузовик; ширма; ТСО: магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент . Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки».

Педагог. Ребята, какое сейчас время года? (Осень.) Какая сейчас осень? (Поздняя.) Поздней осенью солнышко редко появляется на небе, давайте нашими глазками прогоним тучки.

Солнышко с тучками в прятки играло,

Солнышко тучки-летучки считало

(дети закрывают и открывают глаза).

Серые тучки (глаза вправо),

Чёрные тучки (глаза влево),

Лёгких - две штучки (глаза вверх),

Тяжёлых - три штучки (глаза вниз).

Тучки попрятались, тучек не стало

(дети закрывают глаза)

Солнце на небе вовсю засияло

(дети широко открывают глаза и поднимают руки вверх).

Педагог. Ну вот и появилось солнышко и подарило нам своё тепло; улыбнитесь солнышку, улыбнитесь клоуну Яше.

Я тоже улыбнулась, и улыбнулся нам с вами наш клоун Яша. Яша приготовил для нас сюрприз, в своей сумочке он принёс «волшебные конверты» с заданиями.

2. Основная часть: игры.

«Волшебная мозаика».

Дети берут конверты с заданиями и из частей составляют целое (предметы мебели).

Педагог. Как можно назвать это всё одним словом? (Мебель) Сегодня мы будем говорить о мебели. Где можно купить мебель? (Ответы детей.) Вы хотите пойти в мебельный магазин? Ну, тогда в путь!

Под музыкальное сопровождение дети отправляются на прогулку в «магазин».

Педагог. Покажите, как надо шагать по чистым улицам города, осторожно - на пути веточка, нагибаемся под веточкой, перепрыгиваем через лужу. Но тут подул осенний ветер.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше, выше.

Дети повторяют текст и выполняют соответствующие движения.

Педагог. Ну вот мы и пришли с вами в магазин. Как вы думаете, что продают в этом магазине? (Мебель.) Значит, магазин какой? (Мебельный.) Давайте посмотрим, какую мебель продают в этом магазине. (Показывает предметные картинки с изображением мебели.) Это стул. Что есть у стула? (Спинка, сиденье, ножки.) Для чего нужен стул? (Аналогично рассматриваются кресло, диван, кровать, стол, шкаф.)

«Какие бывают столы и шкафы?».

Стол, за которым пишут, какой? (Письменный.)

Стол, за которым обедают? (Обеденный.)

Стол, на котором лежат журналы, газеты? (Журнальный.)

Стол, на котором готовят пищу? (Кухонный.)

Шкаф, в котором хранят одежду? (Платяной.)

Шкаф, в котором хранят книги? (Книжный.)

Шкаф, который висит на стене? (Навесной.)

Педагог. Пока мы ходили по магазину, наступило время перерыва на обед. Мы тоже отдохнём и сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре,

Поочередно загибают пальцы, начиная с большого на обеих руках.

Много мебели в квартире.

Сжимают и разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Загибают пальцы, начиная с большого, на каждое название мебели.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Попеременно хлопают

Много мебели в квартире.

в ладоши и стучат кулачками.

«Назови ласково» (с мячом).

У меня диван, а у тебя? (Диванчик.)

У меня кресло, а у тебя? (Креслице.)

У меня шкаф, а у тебя? (Шкафчик.)

У меня стул, а у тебя? (Стульчик.)

У меня стол, а у тебя? (Столик.) и т. д.

«Один - много».

У меня кровать, а у тебя? (Кровати.)

У меня стул, а у тебя? (Стулья.)

У меня стол, а у тебя? (Столы.)

У меня шкаф, а у тебя? (Шкафы.) и т. д.

Педагог. Ребята, посмотрите на эту мебель. (Показывает кукольную мебель.) Как вы думаете, для кого она? (Для кукол.) Значит, мебель какая? (Кукольная.) Давайте купим нашим куклам мебель.

Мы приходим в магазин,

В магазине нет корзин.

В магазине этом крупные предметы:

Стол, диван и табуреты,

Шкаф, сервант и стеллажи.

Что ты выберешь, скажи?

Что купит каждый из вас?

Дети по очереди называют предмет мебели: «Я куплю диван…». и т. д.

«Весёлый счёт».

Педагог. Теперь отправляем мебель на доставку. Но грузовик не едет. Чтобы её отправили, надо разгадать код. (На карточке-схеме с силуэтным изображением мебели дети пересчитывают предметы мебели от 1 до 5.)

Код вы разгадали правильно, молодцы! Ребята, а у нас в группе есть мебель? Назовите её. А для кого она? (Для детей.) Значит, она какая? (Детская.) Как вы думаете, из чего сделана наша мебель? (Из дерева.) Значит, она какая? Деревянная.)

3. Итог занятия.

Педагог. Наша прогулка закончена, и нам пора возвращаться в детский сад.

Новая лексика

Существительные:

шкаф, стол, стул, софа, диван, сервант, комод, буфет, кресло, кровать, полка, тумбочка, мебель, спинка, ножки,

дверцы, сиденья.

Глаголы:

вытирать, передвигать, задвигать, пылесосить, покупать, переставлять, ремонтировать, заправлять.

Прилагательные:

детская, железная, пластмассовая, кожаный, стеклянная, деревянная, мягкая, кухонная, платяной,

книжный, двуспальная, лакированная, удобный, новая, старая.

Игра « Большой - маленький »

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, совершенствовать грамматический строй речи, учить

употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов; обогащать словарный запас по теме «Мебель».

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение С. А. Васильевой (из предыдущего задания) и задаёт вопросы по

нему.

По какой сказке написано это стихотворение?

Какая мебель была в доме трёх медведей?

Затем воспитатель предлагает детям назвать Мишуткину мебель.

Например:

У Михаила Потапыча большая кровать, а у Мишутки маленькая кроватка.

У Михаила Потапыча большой стул, а у Мишутки...

У Михаила Потапыча большой стол, а у Мишутки...

Михаил Потапыч качается в большом кресле, а Мишутка...

У Михаила Потапыча большой шкаф, а у Мишутки...

У Михаила Потапыча большая полка, а у Мишутки...

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры . Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Я на кухне самый нужный

Для семьи большой и дружной!

Я готов служить всегда

И стоит на мне еда!

Все тарелки, ложки, кружки -

Мои верные подружки,

Не посыпятся на пол,

С ними вместе друг их... (стол).

Про меня вы все забыли

И не вытерли от пыли!

Я блестящий, я стеклянный,

Не похож на деревянный!

Я красивую посуду

Охраняю от простуды,

Чтоб она не простудилась

И случайно не разбилась!

Охраняю я бокалы,

И фужеры, и пиалы,

Вазы для цветов, конфет

Потому, что я - ... (буфет ).

На меня вы посмотрите ,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я, как жираф:

Я - большой, красивый... (шкаф).

Я на стол чуть-чуть похожа,

Есть на кухне и в прихожей,

В спальне я бываю редко, А

зовусь я... (табуретка).

Н. Майданик

Игра «Сложи из палочек»

Цели: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, совершенствовать конструктивные навыки.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям сложить из палочек стол и стул.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово - название мебели, дети подбирают рифмующееся с ним слово.

Например: Диван - ... чемодан, сарафан.

Игра «Что это?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, обогащать сл оварный запас по теме «Мебель».

Ход игры. Воспитатель называет части какого-либо предмета мебели, не называя его, а дети должны отгадать, что это за мебель.

Например:

Ножки, крышка - стол. Спинка, сиденье, ножки - стул. Сиденье, ножки - табурет. Дверцы, полки, ручки - шкаф. Сиденье, ножки, спинка,

подлокотники - кресло.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательныеот существительных .

Ход игры. Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке выполнить домашнее задание (образовать относительные

прилагательные по образцу).

Например:

Тумбочка из дерева (какая?) деревянная.

Стол из пластмассы (какой?) ...

Кровать из железа (какая?) ...

Диван из кожи (какой?) ...

Полка из стекла (какая?) ...

Игра «Один - много»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению родительного падежа

существительных во множественном числе.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мя1 ребёнку и называет предмет мебели в именительном падеже

единственного числа. Ребёнок ловит мяч и кидает его обратно употребив слово с наречием «много».

Например: Один стул. - Много стульев.

Игра «Дополни предложение»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению предлогов в речи.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения и назвать «маленькое» слово, которое они

Ваза стоит... столе.

Мяч закатился... диван.

Валя достала мяч... дивана.

Паша упал... кровати.

Папа сидит... кресле.

Мама поставила стаканы... сервант.

Бабушка достала конфеты... буфета.

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, формировать грамматический строй речи (согласование слов в предложении).

Ход игры. Воспитатель называет слова в неопределённой форме, дети составляют из них предложение.

Например:

Стол, мальчик, сидеть, письменный, за. - Мальчик сидит за письменным столом.

Папа, стул, присесть, на, работа, после. - Папа присел на стул после работы.

Игра «Собери слово»

Цели: формировать навык слогового синтеза слов, развивать слуховое и зрительное внимание.

Ход игры. На столе карточки со слогами. Воспитатель сообщает детям, что слова рассыпались и нужно помочь

Незнайке их собрать. Дети составляют слова из слогов.

Другим вариантом игры является произнесение воспитателем слогов устно, дети воспринимают слоги только на слух.

Например: ВАН, ДИ -диван ЛЫ,

СТО - столы ТА,

РЕТ, БУ - табурет

КА, ПОЛ - полка

Игра «Мебель»

Цели: тренировать детей в умении находить слова с заданным звуком [т] и определять его место в слове. Закреплять

умение делить слова на слоги. Учить подбирать слова к заданным слоговым схемам.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, сервант,

тумбочка, буфет). Дети обобщают одним словом увиденные на рисунках предметы (мебель); определяют, в названиях каких из

этих предметов есть буква г; определяют место данного звука в слове и дают ему характеристику (твердый или мягкий).

Затем воспитатель размещает на фланелеграфе слоговые схемы и предлагает детям, разделив слова на слоги, поместить

их к соответствующим схемам. Дети по очереди подходят к фла нелеграфу и выполняют задание. За каждый правильный ответ

ребёнок получает фишку. Затем подсчитывается, кто дал большее количество правильных ответов.

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями предметов мебели. Воспитатель называет первый и последний

звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного.

Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Картинки: кровать, диван, стол, полка, буфет, шкаф, софа, стул, сервант, тумбочка.

В том случае, когда первый и последний звуки совпадают в нескольких словах (стол, стул), воспитатель добавляет какой-

либо значительный элемент.

Например:

Первый звук [с], последний - [л]; на этом сидят.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонематические процессы, умение определять

последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков на ковро-

линографе, либо нарисовать в тетрадях).

Слова: стол, диван, шкаф, стул.

Игра «Загадай загадку»

Цели: развивать связную речь, обучать детей составлению рассказов-описаний по графической схеме.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми графическую схему для составления рассказов-описаний по

теме. Дети) по опорной схеме составляют загадки-описания мебели .

Текст для пересказа

Оле на день рождения мама с папой подарили новый диван. Девочка очень обрадовалась, надоело ей спать в детской

кроватке. И вот, когда никого не было дома, новый диван и старая кровать завели беседу.

Скоро тебя отсюда выселят, я лучше, чем ты, ведь я нов ый, уютный и очень красивый, - так сказал диван.

Да, - ответила кровать, - я гораздо старше тебя, ведь ещё Олина мама, когда была маленькой, спала на мне. А потом

Олин дядя, а после Олин старший брат. Меня уберут, но не навсегда, а на какое-то время. И когда в семье появится малыш,

я снова буду баюкать его и охранять его сон.

Должно быть, - сказал диван, - в этой семье тебя очень любят, ведь ты делаешь доброе дело.

С. Чешева

Вопросы:

Что подарили Оле на день рождения?

Что сказал диван, когда никого не было дома?

Что ответила кровать?

Почему старую кровать не выбрасывали?


Top