Торговая марка в виде глаза. В чем отличие фирменного знака, логотипа, эмблемы. Логотипы автомобильных марок

| 31.07.2014

Практически любая популярная компания хотя бы раз за весь период существования перерисовывала свой логотип. Причины этому могли быть разные – изменение направления деятельности, ребрендинг, необходимость идти в ногу со временем, способ не отставать от конкурентов.

У каждого из таких предприятий непременно есть своя занятная история об эволюции товарного знака. Мы подготовили интересную сборку, где показано развитие символики мировых компаний, которые сегодня узнаваемы во всем мире. Вы увидите, как сильно отличались самые первые логотипы от тех, к которым мы привыкли сегодня.

Техника и IT

Canon

Основатели: Сабуро Утида и Горо Ёсида.
Год: 1937.
Страна: Япония.

Мировая компания по производству фототехники и других устройств изначально носила название Precision Optical Instruments Laboratory in Japan. Первый фотоаппарат был выпущен под брендом Kwanon. Эмблемой послужило изображение буддийского бога милосердия. Вскоре имя бренда сменили на Canon.

В 1947 году компания Precision Optical Instruments Laboratory была переименована на Canon Camera Co. Это стало важным шагом в ее развитии.

Усовершенствованный логотип Canon, который мы видим сегодня, был представлен еще в 1956 году. Примечательно, что спустя 58 лет он выглядит так же стильно и презентабельно.

Nokia

Основатель: Кнут Фредерик Идестам.
Год: 1865.
Страна: Финляндия.

Компания Nokia получила свое название в честь реки Nokianvirta, которая протекала рядом с фабрикой (тогда, в 1868 году это была простая бумажная фабрика). Тогда первая эмблема с рыбой наносилась на всю продукцию.

В начале 20-х годов XX века произошло объединение компаний Nokia Corporation, Finnish Rubber Works (производство изделий из резины) и Finnish Cable Works (производство кабеля). Последняя в 60-х годах запустила новый отдел электроники, после чего, в 1963-1965 были выпущены два устройства – первый радиотелефон и модем.

В течение последующих 30-ти лет знак предприятия был видоизменен несколько раз. Актуальный логотип – слово Nokia с приставкой-слоганом «Connecting people».

Intel

Основатели: Роберт Нойс и Гордон Мур.
Год: 1968.
Страна: США.

Когда Гордон Мур, один из учредителей крупнейшей компании по производству электроники, предложил назвать фирму Integrated Electronics, его друг, Роберт Нойс, согласился, но порекомендовал сократить название до Intel.

За все время существования предприятия логотип менялся два раза. Нынешний его вариант был утвержден еще в 2005 году.

Microsoft Windows

Разработчик: корпорация Microsoft.
Год выпуска: 1985.
Страна: США.

Фирменный графический знак первых версий Windows, которые, к слову, не являлись полноценными ОС, а были лишь расширениями для ОС MS-DOS, внешне напоминает окно голубого цвета.

Начиная с Windows 3.x, в начале 90-х годов, в знаке появляется 4 новых цвета – красный, зеленый, синий и желтый, а его форма становится волнообразной, что добавляет рисунку динамичности.

С выходом Windows XP в 2001 году символ вновь подвергается внушительным изменениям. Хоть идея с четырьмя цветами осталась нетронутой, рисунок стал более понятным и не таким громоздким, как предыдущий. Помимо ассоциации с окнами, этот знак по форме многим напоминает флаг.

А вот последний символ, разработанный для Windows 8, резко отошел от привычных рамок. Швейцарский стиль, простота и легкость, отсутствие реалистичной графики – это основные правила, которыми руководствовались дизайнеры при его создании.

Apple

Основатели: Стив Джобс, Стив Возняк и Рональд Уэйн.
Год: 1976.
Страна: США.

Первая эмблема будущей мировой корпорации была предложена одним из основателей Apple – Рональдом Уэйном. Гравюра с Ньютоном под деревом, обвитая массивной лентой с надписью «Apple Computer Co.», выглядит довольно интересно, но только с точки зрения искусства.

Вскоре Стив Джобс принял решение изменить фирменный знак Apple. Помог ему в этом дизайнер по имени Роб Янов. «Радужное» надкушенное яблоко служило компании верой и правдой с 1977 по 1998 год.

Последующие символы Apple изменяли только свой цвет – сначала яблоко было перекрашено в лаконичный черный, а с 2007 года его сделали металлическим и добавили отблесков. Форма же осталась нетронутой.

Samsung

Основатель: Ли Бёнчхоль.
Год: 1938.
Страна: Южная Корея.

Само слово «samsung» в переводе с корейского означает «три звезды». В первых фирменных блоках компании изображение звезд было использовано в нескольких вариантах.

Новый лого, который является актуальным и сегодня, был представлен в 1993 году. Тогда предприятию исполнилось 55 лет. Стилизованная надпись Samsung внутри синего эллипса стала известным и узнаваемым логотипом во всем мире.

LG

Основатель: Ку Ин Хо.
Год: 1947 (открытие первой компании конгломерата LG Group – Lak Hui Chemical).
Страна: Южная Корея.

LG Electronics (Lucky Goldstar) образовалась в 1995 году в результате слияния двух фирм – Lucky Chemical Ind. (ранее Lak Hui Chemical) и Goldstar.

Слоганом компании является фраза «Life is Good». Буквы «LG» в логотипе окрашены в серый цвет, а фирменный знак выполнен в виде своеобразного красного смайлика.

Авто и Мото

Mercedes-Benz

Основатели: Карл Бенц, Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах.
Год: 1926.
Страна: Германия.

В 1909 году известная и поныне трехлучевая звезда впервые стала фирменным знаком Daimler Motoren Gessellschaft (DMG). Что же означает этот символ? Существует несколько легенд, одна из которых наиболее распространена. Поскольку компания занималась выпуском не только автомобилей, но и двигателей – судовых и авиационных, звезда с тремя лучами обозначала успех этой марки в трех направлениях – на земле, на воде и в воздухе.

В это же время Карл Бенц, создатель первого транспортного средства с бензиновым двигателем, использовал в качестве эмблемы лавровый венок с надписью «Benz» внутри него.

В 1926 году, пережив Первую мировую войну, компании DMG и Benz объединились, образовав концерн Daimler-Benz. Новая эмблема также появилась в результате слияния знаков этих двух предприятий – трехлучевую звезду поместили в лавровый венок, а спустя некоторое время венок был заменен на обычный круг.

Volkswagen

Производитель: Volkswagen AG.
Год основания: 1937.
Страна: Германия.

Первый фирменный знак для Volkswagen, по одной из версий, разработал сотрудник компании Porshe – Франц Ксавьер Раймсписс. По внешнему виду символа видно невооруженным глазом, в какие времена и где он был придуман.

Шли годы, с фирменного знака убрали нацистские черты, обрамление заменяли то кругом, то квадратом, а цвет сменили на синий. Но одно осталось неизменным до сих пор – узнаваемые во всем мире буквы «V» и «W».

Peugeot

Основатель: Арман Пежо.
Год: 1810.
Страна: Франция.

Впервые знак с изображением льва, стоящего на стреле, был зарегистрирован в 1850 году. Его автором является ювелир Жульен Белезер.

На протяжении многих лет компания Peugeot не один раз видоизменяла льва, дорисовывая ему то гриву, то мускулистое тело. Символ льва прочно закрепился за маркой Пежо, где царь зверей означает надежность и успех.

Fiat

Основатель: Джованни Аньелли.
Год: 1899.
Страна: Италия.

Когда в итальянском городе Турин в 1899 году была создана компания «Fabbrica Italiana Automobili Torino», для нее была создана первая эмблема в виде листа пергамента с этой же надписью.

В 1901-1904 годах логотип кардинально изменился, получив новый, фирменный шрифт. Им было написано слово Fiat, обрамленное декоративным рисунком.

Следующий существенный редизайн произошел в 1931-1932 годах. Эмблеме придали форму некоего щита, все украшающие элементы убрали, буквы вытянули по высоте, а фон сделали красным. В таком виде знак использовался до 1968 года, после чего вновь основательно переделывался.

Сегодня логотип компании Фиат имеет хромированный ободок и насыщенный красный фон, на котором расположились буквы FIAT, написанные уже привычным шрифтом.

Ducati

Основатели: Андриано и Марчелло Дукати.
Год: 1926.
Страна: Италия.

Изначально направлением компании Дукати было производство радиотехники, которой сильно увлекались братья Марчелло и Андриано.

Спрос на радиотехнику существенно снизился после Второй мировой войны, и Ducati, перешедшая под государственное управление, занялась созданием двигателей и средств передвижения.

В период с 1949 по 1975 год фирма, производившая уже полноценные мотоциклы, добавляла к своему графическому знаку то два крыла, то одно.

Современный логотип Ducati – красная эмблема треугольной формы, внутри которой изображен трек в виде белой полосы, напоминающий о том, что мотоциклы данной фирмы рождены для скорости.

Harley-Davidson

Основатели: Уильям С. Харли; Артур, Уолтер и Уильям Дэвидсоны.
Год: 1903.
Страна: США.

За весь период существования компании Харли-Дэвидсон их мотоциклы изменялись бесчисленное количество раз, равно как и эмблемы. Они были разных форм и цветов, но надпись Harley-Davidson неизменно присутствовала на каждой из них. Мы рассмотрим лишь некоторые.

В 1940 году компания представила металлический логотип, который использовался вплоть до 1946 года.

В 1955 году на заднем фоне классической надписи Harley-Davidson появляется большая буква «V» – в честь знаменитого двигателя V-twin.
Через 6-7 лет эмблема Harley становится похожа на прицел и четырехлучевую звезду.

А вот самый узнаваемый логотип легендарного производителя мотоциклов под названием «Bar and Shield» покрыт ореолом загадочности, поскольку его автор, увы, неизвестен. Тем не менее, этот знак был придуман в 1910 году, после чего, в 1911-м – запатентован.

Yamaha

Основатель: Торакусу Ямаха.
Год: 1897.
Страна: Япония.

Феникс с камертоном в клюве – это и есть первый символ всемирно известной японской фирмы Yamaha. В 1927 году появляется фирменный знак в виде трех скрещенных камертонов, напоминающий трехлучевую звезду. Он используется и по сей день. Считается, что этот рисунок означает прочную взаимосвязь между тремя основными путями компании – технология, производство и продажа.

Сегодня Ямаха выпускает звуковое оборудование и огромное количество музыкальных инструментов, а Yamaha Motor Company как часть Yamaha Corporation является крупнейшим производителем мототехники.

Продукты питания

Twix

Производитель: Mars, Inc.
Год выпуска: 1967.
Страна: Великобритания, США.

В 1967 году в Великобритании были выпущены первые батончики под названием Raider. Спустя 12 лет, в 1979-м название изменили на Twix, а сам продукт импортировали в Соединенные Штаты Америки. Название Twix было образовано из двух слов – twin и bicsuits. Сегодня эти батончики известны во всем мире, а в некоторых странах Европы их все еще продают под первоначальным названием Raider.

Nestlé

Основатель: Анри Нестле.
Год: 1866.
Страна: Швейцария.

Название крупнейшей компании по производству продуктов питания одновременно является и фамилией ее основателя. Фирменным знаком же стал фамильный герб – маленькое гнездо с птицами, где мать кормит троих птенцов. Запатентованный в 1868 году, этот символ остался практически неизменным по сей день. Вот только спустя 20 лет, в 1988-м, из рисунка исчез один птенец. Бытует мнение, что сделано это было для того, чтобы подогнать знак под определенные стандарты, ведь в те времена американские и европейские семьи в большинстве своем предпочитали заводить именно двоих детей.

McDonald’s

Основатели: братья Ричард (Дик) и Морис (Мак) Макдоналды.
Год: 1940.
Страна: США.

На первой эмблеме компании McDonald’s был изображен повар по имени Spedee. Современный же вариант фирменного знака в виде золотых арок был придуман в начале 60-х годов Джимом Шиндлером. И вот уже более полувека популярную сеть ресторанов быстрого питания люди со всего мира узнают по одной лишь стилизованной желтой букве M.

La Vache Qui Rit

Основатель: Леон Бель.
Год: 1921.
Страна: Франция.

Первый рисунок для плавленого сыра Ла Ваш Ки Ри (фр. «Смеющаяся корова», в Украине известен под названием «Весела корівка») придумал хозяин фирмы – Леон Бель. Но тот символ, который мы знаем сейчас, отличается от первозданного. Лишь спустя 3 года после своего появления компания показала обществу фирменный знак в виде красной коровы с серьгами в ушах. В этой иллюстрации использован так называемый эффект Дросте – на сережках коровы изображена та же самая корова с сережками, на которых, в свою очередь, также нарисована корова с сережками, и так до бесконечности.

Изначально рисунок выглядел для многих потребителей довольно жутким, что со временем постарались исправить. Почти демонические черты коровьей морды были сглажены, после чего буренка стала больше похожа на добрую и улыбающуюся.

Chupa Chups

Основатель: Энрик Бернат.
Год: 1958.
Страна: Испания.

Торговая марка и название самых популярных леденцов на палочке были зарегистрированы в 1962 году. Поклонников испанского художника Сальвадора Дали приятно удивит тот факт, что весь образ для Чупа Чупс, который используется и сегодня, был разработан именно им. Случилось это в 1969 году. Новый логотип Chupa Chups стал похож на ромашку с восемью лепестками.

Coca-Cola

Основатель: Аза Григгс Кэндлер.
Год: 1893.
Страна: США.

Легендарный логотип Coca-Cola, написанный каллиграфическим шрифтом, был придуман еще в далеком 1886 году. С тех пор он практически не претерпел изменений. Зарегистрировали товарный знак в конце января 1893 года.

В начале 80-х годов XX столетия компания, сосредоточенная на маркетинговой битве с конкурентом Pepsi, запустила в продажу новый напиток с измененной рецептурой, названный New Coke, и… потерпела неудачу. Мало кто ожидал, что реакция американских потребителей будет столь негативной – на Coca-Cola подавали в суд множество раз с требованием оставить на прилавках классический напиток. Естественно, New Coke долго на рынке не продержалась, и в продажу была возвращена привычная Кока-Кола.

Pepsi

Основатель: Калеб Брэдхем.
Год: 1903.
Страна: США.

Торговая марка Pepsi-Cola была зарегистрирована летом 1903 года. Пережив почти 10 лет банкротства и кризиса, во времена Великой депрессии 30-х годов Пепси впервые показала компании Coca-Cola, что является для нее сильным конкурентом, продавая свой напиток по той же цене, но в бутылках, больших по объему в два раза. В 50-х годах Pepsi уверенно заняла второе место на рынке после Кока-Колы.

Вариант фирменного знака в виде трехцветного круга, который мы привыкли видеть сейчас, впервые был преподнесен обществу в 1962 году, вместе с исключением из названия бренда приставки «Cola». В 1991 году слово «Pepsi» было решено убрать из круга и написать рядом. Забавно, что современный человек без труда узнает эту компанию по одному лишь рисунку, без подписи.

История логотипов известных брендов очень занимательна и интересна, ознакомиться с ней будет крайне полезно тем, кто планирует открыть собственную компанию и хочет сделать всё грамотно. Ведь существует несколько правил успешного развития бренда , которые следует принять во внимание. И тогда положительный результат гарантирован!
Если вам необходимо создать логотип, обращайтесь за помощью к профессионалам.

В 2010 году модный Дом Trussardi отпраздновал свой сотый юбилей, а в этом году бренд отмечает день рождения фирменного логотипа с изображением борзой, которому исполняется 40 лет. В честь такого события итальянская марка в сотрудничестве с японским иллюстратором Юко Шимизу и режиссером Джеймсом Лима выпустила короткометражный анимационный фильм The Sky Watcher с породистой собакой в главной роли. сайт подробно узнал историю логотипа Trussardi и вспомнил другие эмблемы известных модных брендов.

Trussardi: Английская борзая

История марки началась в 1910 году, когда Данте Труссарди открыл в итальянском городке Бергамо мастерскую по ремонту и изготовлению кожаных перчаток . Но борзая стала символом бренда только в 1973 году. Ее решил использовать племянник Данте Никола Труссарди . Гончая породы грейхаунд, изящная, элегантная, динамичная и изысканная, отлично символизировала стиль бренда. Помимо перчаток, Никола начал производить и другие товары из кожи, штампованные новым логотипом.

«Я видел множество картин и древнеегипетских барельефов, на которых изображались эти животные, и был совершенно сражен их красотой и невероятной элегантностью» , - говорил Никола о выбранном им логотипе, ставшем синонимом итальянского качества.

В новом ролике Trussardi The Sky Watcher , выпущенном к юбилею логотипа, ожившая статуя английской борзой гоняется за волшебным кроликом по улицам Милана, оживляя городские памятники. Но к утру чудеса заканчиваются, и бронзовый грейхаунд возвращается на свое место - ко входу в бутик итальянского модного Дома.

«Мы хотели не вдаваться в объяснения об истории бренда, и отдали предпочтение эмоциям, красивым картинкам и музыке» , - призналась креативный директор бренда Гайя Труссарди .

Chanel: Переплетающиеся «С»

Логотип Chanel - один из самых известных в мире моды. Две переплетающиеся буквы «С» можно увидеть на всей продукции бренда, но впервые символ появился в 1921 году на флаконе легендарных духов Chanel №5 . Существует несколько версий создания эмблемы в виде двух «C». Согласно самой популярной - это инициалы самой Коко Шанель , которые она нарисовала незадолго до открытия первого бутика Chanel . Приверженцы второй, менее распространенной версии, авторство логотипа приписывают Михаилу Врубелю , который нарисовал символ, представленный Коко в 20-х годах XX века, гораздо раньше - в 1886 году. Известно, что орнамент в виде соединения двух подков, символизирующий двойную удачу, был моден в конце XIX века. Поэтому многие исследователи считают, что схожесть эмблемы модного Дома и эскиза Врубеля - простое совпадение. Хотя есть еще одна версия: эта эмблема - всего лишь напоминание о кованых ухорах, украшающих двери приюта, в котором росла Шанель. Так или иначе, с выбором логотипа Коко не прогадала, он принес Дому удачу.

Versace: Медуза

Символ модного Дома Versace - голова медузы - появился в 1978 году, когда 34-х летний Джанни Версаче открыл свой первый именной бутик в одном из самых престижных районов Милана виа делла Спига. Легенда гласит, что незадолго до открытия дизайнер гулял в саду своего особняка в Реджо-ди-Калабрия и обратил внимание на мраморную фигуру Медузы Горгоны. Самая известная из трех сестер-горгон с женским лицом и извивающимися змеями вместо волос, одним взглядом превращавшая человека в камень, идеально подошла бы на роль логотипа бренда. Джанни всегда интересовался мифологией и классической литературой и решил, что в новом контексте голова мифологического существа будет символизировать роковое влечение. Именно в амплуа соблазнительницы модный Дом Versace видел свою покупательницу.

Burberry: Рыцарь

Логотип английской марки Burberry появился в 1901 году, когда основанный в 1856 году молодым Томасом Барберри бренд уже стал достаточно известным. С самого начала продукция Burberry отличалась высоким качеством тканей, удобством и практичностью. Во время Первой мировой войны по заказу Британских Королевских Военно-Воздушных сил Томас разработал непромокаемый плащ (тот самый знаменитый тренч). И в 1901 году, когда основатель бренда получил заказ на изготовление полного обмундирования для офицеров, встал вопрос и создании торгового знака Burberry . Тогда и появилась эмблема бренда - фигура рыцаря-всадника в доспехах и с копьем в руках, который был изображен на фоне флага с надписью «prorsum», что в переводе с английского означает «вперед». Такой девиз отражал стремление к еще более прогрессивным изобретениям, а копье было символом защиты традиций качества.

Lacoste: крокодил

Спортивный бренд Lacoste был основан знаменитым в свое время теннисистом Рене Лакостом . Француз, которого отец отправил в Англию получать престижное образование, стал 10-кратным победителем турниров Большого шлема. Но на пике карьеры Рене, врачи обнаружили у теннисиста туберкулез. Его спортивной карьере пришел конец, но Лакост задумал новый проект. В 1933 году он вместе с Андре Жилье создал фирму La Societe Chemise Lacoste , производившую футболки для теннисистов, игроков в гольф и любителей парусного спорта. Логотип в виде крокодила появился еще до создания бренда. Дело в том, что журналисты уже давно называли теннисиста не иначе, как крокодилом. «Меня прозвали «Крокодил» после моего спора с капитаном нашей команды , - рассказывал Рене. - Он пообещал купить приглянувшийся мне чемодан из кожи крокодила, если я выиграю важный матч для сборной». Лакост совсем не обиделся на журналистов и пришил изображение крокодила на свою спортивную форму. Маленького зубастого аллигатора нарисовал известный художник и друг Рене Роберт Джордж. Именно этот знаменитый крокодил и переместился на вещи бренда Lacoste.

Ralph Lauren: игрок в поло

Ральф Лорен , некогда сын еврейских иммигрантов Ральф Лифшитц , в 1967 году учредил компанию Polo Fashions и уже в 1968 году открыл свой первый бутик. Всемирно известный логотип бренда появляется в 1971 году, когда Ральф впервые подарил женщинам мужскую рубашку поло.

«У моей жены превосходное чувство стиля: она может в мужском магазине выбрать такую рубашку и пиджак, что люди после допытываются, где мы достали эту одежду, - рассказывал Ральф о своем нововведении. - Ее образ напомнил мне Кэтрин Хэпберн в молодости, спортивную и non-fashion, в образе девушки-всадницы с развевающимися по ветру волосами ».

Дизайнер не только создал рубашку-поло для дам, но и поместил на ее манжет логотип в виде игрока в поло, скачущего верхом на лошади. Сам Лорен признавался, что для него игра в поло всегда была олицетворением богатства, роскоши и власти. Выходец из бедной семьи, он всегда мечтал стать частью высшего общества, примкнуть к нему. Мечты модельера сбылись, а символизировавшая для Лорена роскошь фигурка игрока в поло сейчас ассоциируется с классическим американским стилем.

Fred Perry: лавровый венок

Фред Перри - знаменитый английский теннисист 1930-х годов. Свою компанию он основал в 1952 году. Все началось с сотрудничества Фреда и бывшего австрийского футболиста Тибби Вэгнера , у которого появилась идея продавать эластичную ленту на запястье под именем Перри. Вскоре спортсмены расширили производство и начали выпускать спортивные рубашки Fred Perry . Конечно, имя популярного теннисиста ассоциировалось у покупателей со знаменитым турниром Уимблдон, и они охотно приобретали товар бренда. Известно, что изначально заядлый курильщик Фред хотел сделать логотипом марки курительную трубку. Он совсем не подумал, что такой символ не подходит в качестве эмблемы для спортивной одежды. Но, к счастью, Вэгнер отговорил Перри словами «девушкам это не понравится». Партнер предложил альтернативу:

«Что насчет лаврового венка, который ты носишь на куртке и свитере Кубка Дэвиса .

С 1934 года, когда он одержал победу на Уимблдоне, Фред всегда выступал с этим символом. Не смотря на то, что отношения с английским клубом у Перри не сложились, Фред запросил разрешение на использование лаврового венка непосредственно у директора Уимблдонского Клуба. Тот очень обрадовался, что их символ будет использовать прославленный теннисист, и дал согласие. В последствие одежда марки Fred Perry с узнаваемым венком стала униформой целого ряда субкультур ХХ века, в частности модов и скинхедов.

Смотрите другие фотографии:

Нижегородский государственный технический университет

им. Р.Е. Алексеева

Кафедра «Связи с общественностью, маркетинга и коммуникаций»

Дисциплина: бренд-менеджмент.

« Торговая марка и ее ценность»

Выполнил:

Трушанов В.

Гр. 06-ССО-1

Приняла:

Прохорова М.В.

Нижний Новгород, 2010 год.

Введение 3

1.Торговая марка 3

1.1 Определение и виды торговых марок 5

1.2 Добавленная ценность торговой марки 7

1.2.1 Источник добавленной ценности торговой марки 8

1.2.2 Происхождение добавленной стоимости торговой марки 10

1.2.3 Стратегия позиционирования торговой марки 10

1.3 Индивидуальность торговой марки 12

2.Экономический эффект торговой марки 14

2.1 Торговая марка, доля рынка и прибыли 14

2.2 Система рычагов торговой марки 15

2.3 Ценность ниши торговой марки 17

2.4 Лояльность потребителей торговой марке 17

3.Защитные барьеры торговой марки 19

3.1 Возможности развития 19

3.2 Стимулирование заинтересованных групп 20

4. Заключение 21

5 .Литература 24

Введение

Создание успешной торговой марки – ключевой вопрос маркетинговой стратегии и маркетинг менеджмента. Сильная торговая марка обеспечивает компании покупательскую лояльность, препятствует реализации агрессивных замыслов конкурентов.

Если предложение компании ничем особенным не выделяется в ряду конкурирующих, заинтересуются ли им потребители, будут ли они выбирать товары по принципу «подешевле» или «самое доступное»? Менеджерам, сделавшим ставку на конкурентоспособные цены, удается достичь впечатляющих результатов, скорее в исключительных случаях. Если покупатели полагают, что некая торговая марка имеет преимущества перед другими, они и выберут именно ее, и с готовностью отдадут за нее деньги.

Развитие марочного капитала – основная задача высшего руководства компании. Обычная британская или американская компания оценивается на фондовом рынке приблизительно в два раза дороже ее балансовой стоимости. В то же время компании с сильными торговыми марками оцениваются биржей в четверо дороже стоимости их активов. В наше время успешная марка стоит весьма дорого. Nestle приобрела компанию Rowntree за 2,5 млрд. фунтов (данная сумма в шесть раз превышала стоимость активов последней). GrandMet отдала $ 1,2 млрд. за компанию Heublein– в сущности, за право распоряжаться торговой маркой «Smirnoff» на территории США. Узнаваемую торговую марку берут или сдают в аренду, продают лицензии на ее использование. К примеру, компания Sunkist ежегодно получает 10 млн. фунтов за использование ее торговой марки компаниями Cadbury-Schweppes, GeneralMills, Lipton и Ciba-Geigy.

Привлекая и удерживая потребителей, успешные торговые марки обеспечивают процветание фирмы. Завоевав с их помощью лояльных покупателей, компания получает возможность укрепить рыночные позиции, поддерживать уровень приемлемых цен и устойчивые потоки денежных средств, что, в свою очередь, повышает цену акций компании и обеспечивает базу для ее дальнейшего роста. Вопрос о торговой марке это не только одна из характеристик потребительского рынка, ответ на него имеет огромное значение как для деловых рынков, так и для поставщиков услуг, розничной торговли и рекрутинговых организаций.

Целью данной работы является:

1) рассмотрение характеристик «сильной» торговой марки

2) изучение особенностей ее создания и развития.

Так же можно выделить ряд задач , которые были поставлены в этой работе:

1) Узнать, что такое торговая марка, и в чем заключается индивидуальность различный марок;

2) определить, что такое успешная марка, как она развивается, функционирует и какие имеет защитные барьеры;

3) узнать, как успешная марка, увеличивая ценность продукта в глазах потребителей, способствует росту столь значимых для акционеров активов и потоков денежных средств.

1 Определение и виды торговых марок

Большинство производителей стараются выделить свой товар из ряда аналогичных. Для этого они «маркируют» изделие торговой маркой, т.е. собственным именем, эмблемой или дизайном, или чаще их сочетанием, являющемся отличительным знаком поставщика. Задача компании добиться не только высокой степени осведомленности потребителей о торговой марке, но и добиться того, чтобы покупатели отдавали предпочтение в ряду конкурирующих марок именно ее марке. Ведь высокая степень осведомленности покупателя о товаре отнюдь не всегда сопровождается адекватным рыночным спросом.

В таких случаях имеют ввиду отрицательные торговые марки (когда ее «имя собственное» является скорее не ценным преимуществом, а препятствием на пути завоевания рынка) – « Woolworths », « Midland Bank », « Skoda ».

Успешная торговая марка отличается тем, что она отвечает функциональным ожиданиям потребителей, но и представляет для них некую дополнительную ценность, удовлетворяя определенные психологические потребности. Основа этой добавленной стоимости – уверенность в том, что данная марка качественней и предпочтительней аналогичных изделий конкурентов.

Наиболее влиятельные марки мира

Выделяют следующие виды торговых марок:

· Единая торговая марка компании . Имена таких торговых марок, как «Philips», «Mercedes-Benz» и «Heinz», совпадают с названиями соответствующих компаний и присвоены большинству производимых ими товаров.

· Индивидуальные названия торговых марок . Противоположный подход: компании Unilever и Procter & Gamble разработали торговые марки для каждого из своих продуктов (« Pepsi », « Surf », « Domestos », « Fairy » и т.д.) и редко упоминают в рекламе собственные названия.

· Группы торговых марок . Некоторые компании объединяют группы изделий под одной (родовой) торговой маркой. К примеру, корпорация « Matsushita » поставляет электронную технику под четырьмя родовыми именами: « National », « Panasonic », « Technics » и « Quasar » .

Преимущество единых фирменных названий в том, что с точки зрения маркетинговых инвестиций они более экономичны, более узнаваемы и, как правило, такие марки легче представлять на рынке. С другой стороны, индивидуальные названия дают возможность более четко сегментировать рынок, снизить потенциальные убытки поставщика в случае провала одной из его марок. Смешанный подход и присвоение торговой марки группе изделий представляют собой стремление уравновесить два этих плюса.

Тенденция расширения семейства самостоятельных торговых марок (практика Unilever и Procter & Gamble ) осталась в прошлом: слишком высок риск потерпеть неудачу при больших затратах на маркетинг. Сегодня компании концентрируют внимание на одной или нескольких авторитетных марках, используя их как «зонтик» или основу для производства дополнительных товаров и услуг (стратегия расширения торговой марки).


2. Добавленная ценность торговой марки

Вопрос о добавленной стоимости – о субъективных убеждениях потребителя – лежит в основе создания успешной торговой марки. Существование таких убеждений подтверждается бесчисленными примерами. Тесты, в которых потребителям предлагалось оценить конкурирующие продукты вслепую, без названий, не редко выявляют отсутствие стойких предпочтений. Но если изделию присваивается имя Marks & Spencer . Financial Times . Sony илиCadbury , в предпочтениях покупателей происходит решительный поворот. Потребители не просто избирают сильную марку, но и охотно платят за известное имя более высокую цену.

Например. Группу потребителей попросили оценить напитки « Coke » и « Pepsi » . В ходе слепого тестирования (названия напитков не указывались) 51% опрошенных предпочел « Pepsi » и 44% – « Coke » . В открытом тестировании (с названиями марок) предпочтения оказались на стороне напитки « Coke » (65%), а « Pepsi » досталось всего 23%. Подобные тесты нередко демонстрируют поразительную силу торговых марок.

Магия торговых марок распространяется не только не потребительские товары. в ставшем классическим исследовании профессор гарвардской школы бизнеса Т. Левитт убедительно доказал, что образ торговой марки в значительной степени влияет на решение о покупке промышленного оборудования. Чем большей известностью пользуется торговая марка нового продукта, тем выше вероятность благосклонного отношения к нему покупателя и скорейшего принятия новинки.

С развитием глобального маркетинга значение торговых марок возрастает. Например, на международном строительном рынке список специалистов по подбору оборудования и материалов возглавляют инженеры и консультанты, обучавшиеся в США. Работая в Азии и в странах Среднего Востока, они обычно останавливают свой выбор на хорош известных международных торговых марках, вследствие чего местные производители решаются крупных контрактов.

Очень часто бывает так, что некоторые вещи называют не своими именами. Полноценную фотографию называют «картинкой», а композиция запросто переименовывается в «перспективу». Я уже не беру в расчёт, когда перемешивают между собой такие понятия как контрастность, насыщенность, яркость...

Ну да бог с ними, с композициями и яркостями. Я допускаю что людям, которые не занимаются дизайном или графикой, в целом, это не нужно и не интересно. Но вся беда в том, что к этой категории «непосвященных» относятся и горячо-любимые нами заказчики и, что ещё хуже, — так называемые «коллеги».

Заказчикам, по большому счету, незнание простительно. Но ведь и вправду — зачем заказчику знать что такое «модульная сетка» и какую траекторию должна описать по коврику ваша мышь, чтобы, в конечном счете, получился привлекательный и интересный дизайн. Заказчику также безразлично как вы называете ту штуку, которую вы для него рисуете — оригинал-макетом или же еще как-то. Он знать не обязан. Он платит вам деньги. И часть денег он платит вам именно за то, что вы знаете как правильно называется та или иная вещь.

С обычными людьми (читай, заказчиками) всё понятно. Но вот как быть с теми, кто в силу своей профессии или обязанностей просто обязан знать «кто есть кто» и называть всё своими именами.

К сожалению, среди нас (дизайнеров) попадаются люди, которые пытаются заниматься дизайном не зная элементарных понятий и подменяя оригинальные понятия своими домыслами. Да, понятно — новички, понятно — только начали осваивать азы ремесла. Но, прежде чем садится за Фотошоп и Иллюстратор — нужно все же сначала сесть за умные книги. Так и хочется воскликнуть:
Господа «дизайнеры», настоятельная просьба — учите мат. часть!

Давайте далее, вместе попробуем разобраться «ху ис ху» и вывести точные определения для следующих понятий, которые так часто и зачастую неверно используются в айдентике. Сегодня мы по полочкам разложим что такое:
Логотип
Знак (Фирменный знак)
Эмблема
Торговый знак (Торговая марка, Товарная марка)
Фирменный блок

Как выяснилось, задача не такая уж и простая как могло показаться на первый взгляд. Изначально я обратился к официальным источникам (дабы потом меня не обвинили в подмене оригинальных понятий своими домыслами) и начал копаться в законодательстве. И сразу первая неудача — в патентных законодательствах, по крайней мере, двух стран (России и Украины), напрочь отсутствуют определения для некоторых понятий. Следующим моим шагом было перелопачивание энциклопедий и поиска в них точных определений этим понятиям. И вроде второй подход к вопросу вышел более удачным, но, в ходе поиска, на свет вырисовался один нюанс который поставил под сомнение достоверность и «весомость» данных, полученных из этих самых энциклопедий. А именно: в энциклопедиях, понятия «Фирменный знак», «Торговая марка» и «Торговый знак» — попросту записаны под одним и тем же определением. И если для понятий «Торговая марка» и «Торговый знак» такая идентичность весьма вероятна, то понятие «Фирменный знак» несколько выпадает из этого ряда.

После того как мы детально разберём каждое из вышеперечисленных понятий и выведем их расшифровку, станет ясно чем отличаются «Фирменный знак» и «Торговая марка» и почему, в принципе, нельзя подменять друг дружкой эти два понятия.

Итак, начнем с самого начала.
Логотип

Логотипом у нас привыкли называть всё что не попадя. Как только какой-то графический элемент используется в основной символике компании (организации, структуры, фонда, ассоциации — далее по тексту «Компания»), всё — это логотип. Хотя это далеко не так.

Слово «Логотип» (англ. Logotype) происходит из греческого языка: logos (слово) и typos (отпечаток). Иных вариантов нет. И, соответственно, нет вариаций расшифровки:
«Логотип — оригинальное графическое начертание названия».

Всё! Никаких знаков, пиктограмм, символов — начертание названия. А сокращенное ли, или полное, классическая типографика или изысканная каллиграфия — это все нюансы.
Все остальные формулировки — от лукавого.

Compaq (рисунок 1) — классический пример логотипа, в котором используется оригинальное построение букв, подчеркивающее уникальность логотипа. В логотипе компании Axeda (рисунок 2), также использовано оригинальное начертание, с добавлением отдельного графического элемента (параллелограмм над буквой «е»). Символика корпорации Microsoft, является хрестоматийным примером логотипа (рисунок 3). Оригинальная шрифтовая гарнитура без применения «чужеродных» графических символов, слегка «разбавлена» графическим элементом (в буквенной паре «os»), который лишь подчёркивает оригинальность начертания логотипа. В качестве примера, очень интересен логотип корпорации Samsung (рисунок 4). В начертании логотипа, кроме оригинальной шрифтовой гарнитуры, используется графический элемент (овал). Тем не менее, этот элемент настолько правильно соеденён с самой текстовой частью, что является, как бы её органическим продолжением.

Знак (Фирменный знак)

Довольно часто, для оригинальной графической идентификации компании, не всегда хватает одного логотипа. Согласитесь, что только графическое начертание названия (пусть и в оригинальном исполнении), не всегда может передать (донести) нужную информацию о компании до конечного потребителя. Именно для этих целей и используется знак.

Иными словами, фирменный знак является дополнительным графическим идентификатором компании, призванным усилить воздействие логотипа или же передать дополнительную информацию о компании, что, в конечном счете, должно улучшить эффект идентификации данной компании, среди ей подобных.

Итак, получается, что: фирменный знак — уникальный графический элемент, использующийся для идентификации компании и несущий в себе закодированную дополнительную информацию о компании (достоинствах, сферах деятельности и т. д.).

Вот мы и вывели формулировку для понятия «Фирменный знак». Единственное, она вышла довольно длинной и неудобоваримой, а поэтому, давайте попробуем её унифицировать и немного сократить:
«Фирменный знак — уникальный идентификационный графический элемент»..

Как правило, фирменный знак используется вместе с логотипом, но это не догма, и в некоторых случаях, когда это целесообразно и оправданно — может использоваться как самостоятельный элемент идентификации. Яркий тому пример — фирменный знак Nike.


Всемирно известный слэш Nike — классический пример фирменного знака (рисунок 5). К знаку применительно синонимы «динамичность» и «активность», что напрямую отображает спортивное направление компании. Фирменный знак nVidia (рисунок 6), представляет собой стилистическое изображение глаза, что также расшифровывает основную сферу деятельности компании — производство графических чипсетов. Очень интересный пример представляет фирменный знак корпорации General Electric (рисунок 7). Основной элемент знака — аббревиатура названия корпорации, две заглавные буквы «G» и «E». Знак выполнен в изысканном стиле, что подчеркивает «элитность» и «уникальность». С расшифровкой фирменного знака корпорации Mitsubishi (рисунок 8) все просто и логично. В переводе с японского, Mitsu (три) и Bishi (бриллиант). Что, собственно, четко отражено в знаке компании — три бриллианта.

Также стоит упомянуть об аббревиатурах. Зачастую, как логотип, так и знак, могут либо же состоять из аббревиатуры, либо же содержать аббревиатуру. Но при этом, аббревиатура не является самостоятельным элементом графической идентификации.


На рисунках 9-10 приведены примеры использования аббревиатур в логотипах компьютерной корпорации IBM (International Business Machines) и медиахолдинга CNN (Cable News Network). Собственно, сами логотипы и состоят из аббревиатур. На рисунках 11 и 12 представлены фирменные знаки, компаний Premier Magnetics и Baltic Line Advertising, которые выполнены в виде аббревиатур.

И ещё несколько нюансов, которые не являются догмой, но которые следует знать о логотипе и фирменном знаке:
В связке «Логотип + Фирменный знак» — логотип, как правило, первичен. Логотип может использоваться без фирменного знака. Фирменный знак также может использоваться отдельно от логотипа. Но, в большинстве случаев, логотип и знак — части одного целого.
Логотип и Фирменный знак — отдельные, самостоятельные элементы. Иногда встречаются варианты символики, где знак «зашит» в логотип, но, как правило, это не самые лучшие образцы логотипо- и знако-строения. Такие «логотипознаки» зачастую не работают на своих владельцев в полной мере.
Отличительная черта и логотипа, и фирменного знака — оригинальность. Они должны максимально отличатся от символики других компаний (по крайней мере, от символики прямых конкурентов).
Также, в большинстве случаев, к логотипу и знаку применим синоним «простота». Хороший логотип (знак) — графически простой символ, который должен легко считываться, запоминаться, и воспроизводиться.
Простота желательна и в цветовых решениях. Чем меньше цветов — тем лучше. Минимальное количество цветов в символике упрощает её воспроизведение и поднимает запоминаемость. Нет причин делать многоцветную или полноцветную символику, если это не оправдано идейно, логически или концептуально.

Эмблема

Слово «Эмблема» (англ. Emblem) происходит из греческого языка: emblema (рельефное украшение). Определение звучит так:
«Эмблема — условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи».

Все вроде бы понятно, но на самом деле ничего не понятно. Определение настолько размыто и обобщено, что из него нельзя сделать четкий вывод о том, что же из себя должна представлять эмблема. Давайте попробуем вместе в этом разобраться.

Первый вывод мы можем сделать из расшифровки самого понятия: эмблема — рельефное украшение.

Второй момент — в определении не высказано четких ограничений по графическому виду эмблемы. Из этого делаем вывод, что эмблема может содержать в себе разнообразные графические элементы идентификации. Порой, даже очень сложные и насыщенные деталями.

И третий момент — из того же определения приходим к выводу, что эмблема применяется в обозначениях глобальных «понятий» или «идей», а не для «графического начертания названия» (как в случае с логотипом), и не в виде «уникального графического элемента» (как в случае фирменного знака).

Обычно эмблемы используются для идентификации родов войск, футбольных и хоккейных клубов, школ, университетов и т. д...


Пример эмблемы одной футбольных команд Туниса (рисунок 13). Эмблема Украинского футбольного клуба «Динамо Киев» (рисунок 14). Эмблема «Управления Имперской Безопасности» (рисунок 15). Пример эмблемы колледжа (рисунок 16).



В свете всего выше сказанного, появилось одно интересное наблюдение. На рисунке 17а, приведен логотип автомобильного концерна Ford. Справа, на рисунке 17б, этот же логотип, но с реализацией объема некоторых элементов логотипа. По логике вещей получается, что слева мы видим классический логотип, соответствующий всем требованиям этого понятия, а справа мы имеем эмблему, которая, тем не менее, не перестаёт быть оригинальным логотипом.

Все три понятия подразумевают под собой одно и то же, поэтому для удобности мы будем оперировать только одним из них, а именно — Торговым знаком.

Здесь всё просто — в патентном законодательстве есть чёткое обозначение Торгового знака:
«Торговый знак — обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц, от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц».

«Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (Российская Федерация). Это же определение, немного иначе сформулированное, имеется в Украинском законодательстве.

Фактически, Торговый знак не имеет никаких ограничений по графическому начертанию, типографике, насыщенности графическими элементами, колористке и т. д.

В качестве Торгового знака может использоваться как эмблема (логотип, фирменный знак), так и другие графические символы, не подпадающие под определения вышеперечисленных элементов идентификации.

Приводить примеры Торговых знаков, не имеет смысла — зайдите в любой супермаркет, и вы сможете лицезреть их на полках, в огромных количествах.
Фирменный блок

Основные элементы идентификации мы уже разобрали, осталось лишь дополнить картину. Итак — фирменный блок. Здесь всё просто:
«Фирменный блок — оригинальное расположение логотипа и фирменного знака, относительно друг друга».

Больше здесь сказать нечего. На рисунках 18 и 19, приведены примеры горизонтального и вертикального расположения элементов в фирменном блоке. Естественно, вариантов расположения существует неисчислимое количество — здесь приведены два из них, наиболее распространённые.


Atelier — горизонтальный размещение элементов фирменного блока, относительно друг друга. Backplane — вертикальное размещение элементов.

Вот мы и разобрались в основных элементах айдентики. Конечно, данное эссе нельзя считать безупречным и полным, но я и не стремился вникнуть во все нюансы, пытаясь вывести лишь основополагающие принципы формирования элементов айдентики.

Также, за полем нашего взгляда остались другие, не менее важные элементы визуальной идентификации, но о них пойдёт речь как нибудь в другой раз…

Каждая уважающая себя компания, для создания собственного имиджа и успешного продвижения товара или услуги, использует торговую марку. Данный род обозначений может быть выполнен в различных формах - звук, иллюстрация, шрифт или их сочетание, но служит всегда, чтобы подчеркнуть уникальность продукции.

Собственно для правообладателя торговая марка имеет целый ряд преимуществ. Главным образом они связаны с возможностью ее использования и запрещения применения другими лицами в рамках гражданского оборота. Очевидно, что особые права действуют только в отношении продукции, для которой зарегистрирован товарный знак . При этом наказание за незаконное использование обозначения предусматривает гражданский кодекс, административный и уголовный. Важно отметить, что российским законодательством охраняются только два понятия: «товарный знак» и его точный синоним «знак обслуживания». Понятие «торговая марка» также является синонимом товарного знака, однако может быть использовано только в обиходе.

В числе торговых марок, которые чаще всего используются фирмами, наибольшее распространение получили логотипы, их и рассмотрим подробнее.

Логотип и дизайн логотипа

В общем виде логотип представляет собой графический образ, цель которого сводится к индивидуализации услуг и товаров компании.


"Велес"
"Торговый Дом Металлов"

История этого типа обозначений началась еще в 19 веке, когда промышленный подъем спровоцировал борьбу за место под Солнцем между производителями. Впервые дизайн логотипа был разработан в 1896 году для Prudential Insurance. В данном случае было использовано стилизованное изображение скалы Гибралтара. Еще один популярный в свое время лого – это Nipper. Изображение демонстрировало собаку, которая сидела напротив граммофона, но в этом случае использовался и слоган, гласящий: “Голос его хозяина”.

В этой связи стоит подчеркнуть, что и на сегодняшний момент существуют разногласия. Дело в том, что некоторые относят к понятию логотипа только шрифтовую часть, в то время как другие еще и графическую.

Особенности создания логотипа

Несмотря на различие мнений, можно выделить целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать при создании логотипа или торговой марки.

В первую очередь важно, чтобы торговая марка этого вида была одинаково узнаваемой и хорошо читалась как на мелких изделиях, так и на большой площади.

Важна так же простота дизайна логотипа, чтобы сделать его максимально запоминающимся на фоне аналогов. Хороший результат в данном отношении дают уникальные элементы: цветовая гамма, шрифтовая композиция и графика.

Уникальность – это неотъемлемый атрибут качественного дизайна логотипа. Нужно учитывать, что даже схожая с конкурентами цветовая гамма может создать путаницу у потенциальных клиентов.

Опытные дизайнеры всегда стараются вызвать с помощью изображения ассоциации и эмоции, которые будут положительно влиять на восприятие товара потенциальными клиентами. Стоит подчеркнуть, что специалисты «Фабрики Дизайна», благодаря большому опыту, прекрасно овладели этим приемом.

При всем при этом, крайне важно создать именно лаконичное изображение, которое не будет перегружено деталями. Только в этом случае дизайн логотипа будет узнаваемым и гармоничным.

В результате, если все детали лого проработаны и учтены все особенности, то продуманный дизайн торговой марки станет одним из элементов успеха в течение всей жизни компании.

Виды торговых марок

Как было сказано выше, существует несколько различных типов торговых марок. При создании логотипа основными вариациями считаются символические, текстовые, буквенно-цифровые и комбинированные.

Первый вариант торговой марки содержит знаки, иконки или символы. Благодаря содержательности и многогранности заключенной в него информации они стали крайне популярными у серьезных компаний. В первую очередь связано это с ассоциациями у потребителя, дело в том, что они хорошо запоминаются благодаря прочной связи с процессом или каким-либо действием.


"Украинские Гуральни""

Текстовые торговые марки схожи по виду с предыдущими, с той разницей, что роль символов заменяют буквы, при этом их часто изображают в виде пиктограммы.

Торговая марка буквенно-цифрового типа подразумевает написание полного имени компании, его сокращение или аббревиатуру, включают одну букву или сочетание букв и цифр, например, “3M». Обычно при этом, для индивидуализации товара, специалистами разрабатываются уникальные шрифты.


"Дивеевский родник""

Особенности комбинированных торговых марок сводятся к сочетанию описанных выше вариаций.

Если вам наскучило находиться в тени в ожидании успеха своего товара, рекомендуем обратиться к нашим специалистам, которые разработают для вас эксклюзивную торговую марку и дизайн логотипа , поднимут узнаваемость компании на совершенно новый уровень!


Top