Знаки подаваемые с земли. Виды средств и способы подачи сигналов бедствия. Визуальные средства сигнализации

Кодовая таблица

Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария", придуман еще один способ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица.

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

К примеру, я собственными глазами в одном из путешествий смог наблюдать знак с размерами сторон, намного превышающими сто (!) метров. Правда, это был не знак бедствия, а скорее символ человеческой глупости. Кто-то не поленился, ободрал склон возвышающегося над окружающей местностью холма для того, чтобы увековечить одно очень короткое, но емкое русское слово, которое я здесь по цензурным соображениям процитировать не могу.

Местные летчики не без гордости утверждали, что это титаническое сооружение любителей русской словесности используется для наведения самолетов на родной аэропорт и запросто читается даже из космоса! Так что содержание содержанием, а пример того, что чем больше - тем лучше, очень наглядный.

Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего. Из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды, спасжилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря - из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей.

Можно сигнал не выкладывать, а, например, выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину.

На снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. Только, вытаптывая траншеи на снегу, не надо топтаться рядом с ними, чтобы вместо четко читаемого сигнального знака не получить бессмысленный узор из десятков идущих в разные стороны дорожек и тропинок. Подходить к строительной площадке следует только с одной стороны и только по одной, заранее обозначенной тропинке.

Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной - светлыми.

В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак "работает" два раза в сутки - утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо читаются с воздуха. Но еще лучше развесить на кольях, вбитых в песок, полотнища ткани или даже плотной бумаги. Сама ткань может быть любой окраски, даже желтой, потому что рисовать сигнал будут не полотнища, а отбрасываемая ими тень. При отсутствии ткани подобный теневой сигнал можно попытаться соорудить из связанных в длинные жгуты и растянутых между кольев в метре от земли растений.

Каждый знак кодовой таблицы имеет одноединственное известное пилоту поискового самолета значение.

Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.

Я долго сомневался, стоит ли рассказывать читателю еще об одном способе аварийной сигнализации. С одной стороны, он до смешного прост и потому доступен всякому человеку, не требует никаких дополнительных технических приспособлений, действен - сплошные весомые плюсы. С другой - наносит объективный урон окружающей природе - по нынешним временам минус очень серьезный. А ну как люди, увлекшись, начнут его применять, где надо и где не надо? Но потом подумал, что уж лучше он, чем "сигнальный" пожар.

К тому же этот способ достаточно трудоемкий, чтобы человек брался за него только скуки или шалости ради. Суть данного способа сигнализации заключается в том, что потерпевшие всеми доступными им способами стараются изменить естественный вид окружающей местности. Выжигают, вытаптывают на земле геометрические фигуры большого размера, вырубают в густолесье искусственные просеки.

Конечно, удобнее не валить большие деревья, такая работа слишком трудоемка, а, например, подрезать низкий кустарник на опушках леса или берегах водоема. Размер знака (круга, треугольника и т.п.) должен быть 20 м и более, ширина полосы - 3 - 4 м. Вблизи такой знак почти не виден, а вот с высоты в несколько сот метров он сразу бросается в глаза.

Вообще надо заметить, что в аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного-двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если можно так выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, летчик более внимательно осмотрит местность, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру.

Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит самих людей. Кстати, последние должны позаботиться о том, чтобы их было хорошо видно - надеть яркую, лучше оранжевую, а в степи белую одежду, выйти из тени деревьев на солнечное, открытое место, размахивать над головой яркими кусками ткани, ночью - факелом или фонариком.

Но еще лучше, если потерпевшие бедствие будут знать международную авиационную аварийную жестовую сигнализацию, используемую для передачи информации пилотами поисково-спасательных самолетов и вертолетов .

1. Прошу взять на борт.
2. Требуется техническая помощь.
3. Здесь удобно произвести посадку.
4. Всё в порядке.
5. Вас понял, выполняю.
6. Располагаю радиостанцией.
7. Здесь приземляться опасно.
8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь.
9. Готов принять вымпел, письменное сообщение.
10. Да.
11. Нет.

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации.
Только уже не международная, а наша, отечественная, принятая в ВВС.

С кем придется потерпевшим общаться в условиях аварии - с нашими или не нашими авиаторами и кто из них какой жестовой системы придерживается, заранее сказать невозможно, так что лучше, на всякий случай, знать обе:

1. "Произошло происшествие, имеются пострадавшие" - лежащий на земле человек, или круг из ткани (расправленный парашют), в середине которого фигура лежащего человека.

2. "Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании" - сидящий на земле человек, или треугольник из ткани.

3. "Покажите, в каком направлении идти" - человек с поднятыми и немного разведенными в стороны руками, или тонкий, длинный треугольник из ткани в виде стрелы.

4. "Здесь можно произвести посадку" - человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, или квадрат из ткани.

5. "Приземляйтесь в указанном направлении" - стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочное "Т" из ткани.

6. "Здесь садиться нельзя" - стоящий человек с перекрещенными над головой руками или крест из ткани.

Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств.

Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS, или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным.

Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала -минута отдыха - и снова три сигнала.

Международный сигнал бедствия, принятый в горах, выглядит несколько иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор сигнала.

Если во время путешествия вы заметили чужой сигнал бедствия - примите все меры для оказания помощи. В первую очередь зафиксируйте место подачи сигнала - снимите с помощью компаса "пеленг", заметьте ориентиры в указанном направлении. Если пострадавшие находятся в труднодоступном месте, на помощь им должны выйти несколько наиболее опытных путешественников. Недопустимо отправлять спасательную команду налегке - без палатки, теплых вещей, питания.

Уходящие спасатели должны быть полностью автономны, даже если терпящие бедствие находятся в нескольких сотнях метров. Оставшиеся (страхующая группа) немедленно должны приступить к оборудованию аварийного лагеря - разбить палатки, построить убежища, развести костры, вскипятить воду, установить знаки-сигналы вокруг лагеря и по направлению движения спасгруппы, организовать промежуточные лагеря.

Если возможно, надо немедленно поставить в известность о происшедшем спасательные службы, органы власти и далее действовать согласно их указаниям. При работе штатных спасателей самостоятельные, не согласованные с ними действия недопустимы. Продолжать маршрут можно только с разрешения соответствующих служб после окончания спасоперации.

В случае, когда потерпевшие бедствие решили, не дожидаясь помощи спасательных команд, выбираться к людям самостоятельно, то место, где произошла авария, они должны пометить с помощью описанных выше способов, а в направлении движения в обязательном порядке выложить хорошо различимый с воздуха знак - стрелку из международной кодовой таблицы.

Одновременно на земле на видном месте из камней, кусков льда, бревен сооружается далеко видимый тур-башенка. На его вершине закрепляются несколько двухметровых палок, к которым привязываются яркие лоскуты ткани, фольга, консервные банки. Под туром или рядом с ним в защищенной от непогоды емкости - в бутылке с залитым стеарином горлышком, в тройном полиэтиленовом мешке, резиновом воздушном шарике и пр. - оставляется записка, в которой указываются: полные данные потерпевших аварию (фамилии, имена, домашние и рабочие адреса), кратко описывается происшедшее, перечисляются имеющиеся в распоряжении группы имущество и снаряжение (продукты, вода, сигнальные средства, оружие, одежда и пр.), обосновывается выбранное направление движения. Обязательно указываются год, число и время, когда оставлена записка.

У основания тура из камней или толстых веток выкладывается несколько стрелок-указателей, направленных острием в сторону предполагаемого направления движения.

Все ненужные вещи оставляются возле тура на видном месте. Груз в дорогу (кроме обязательных средств сигнализации и ориентирования, оружия, полиэтилена, с помощью которого можно прекрасно защититься от осадков, ветра, холода, а в пустыне добыть воду) следует брать исходя из конкретных климатических и географических условий маршрута, но не забывая мудрое правило: "Надеясь на лучшее, готовься к самому худшему!"

В ходе движения необходимо как можно чаще помечать свой маршрут - обламывать ветки, делать затесы на стволах деревьев, складывать в заметных местах ненужные вещи и т.п. В труднопроходимой местности метки должны располагаться в пределах прямого обнаружения - от одной метки видно другую. В местах изменения направления движения следует ставить 2 - 3 большие метки - крупный затес на стволе дерева, тур, полосы яркого материала, закрепленные на ветках дерева.

Рядом с меткой выкладывать стрелку, указывающую направление движения. Раз в сутки необходимо оставлять в хорошо заметных местах, защитив от непогоды, записки с указанием своего маршрута и другой важной для спасателей информацией и датой оставления записки. Помните: часто поставленные метки облегчают поиск пропавшей группы.

С той же целью, особенно в зимнее время, желательно прокладывать свой путь по открытым пространствам, помня, что поисковые самолеты и вертолеты в первую очередь будут осматривать опушки, поляны, просеки, русла замерзших рек, на поверхности которых следы различимы гораздо лучше, чем в густолесье. Для облегчения их задачи на открытых участках маршрута надо стараться оставлять как можно больше следов, например, идя не друг за другом, а развернутым фронтом. Как можно больше оставлять следов имеет смысл на поверхности линейных, доступных для осмотра с воздуха ориентиров: посередине широких просек, на заснеженном льду водоемов. Именно их авиаторы будут осматривать наиболее внимательно.

По тем же причинам при движении вдоль реки или переправе через водные преграды следует выбирать места с открытыми широкими песчаными пляжами, на которых следы сохраняются довольно долго и хорошо заметны с воздуха.

В заключение я хочу слегка… разочаровать читателя. Аварийная сигнализация - дело не такое простое, как может показаться по прочтении этой главы. Всегда остается вероятность, что поданный вами сигнал кроме вас самих никто не заметит. Особенно это характерно для случаев, когда потерпевших специально не разыскивают.

Однажды в море мы пытались привлечь внимание проходящего в 10 - 12 кабельтовых от нас небольшого судна. Мы кричали, поднимали и опускали паруса, свистели в боцманский свисток, памятуя, что свист слышен вдвое дальше, чем крик, били ложкой в дно пустой кастрюли. Наконец, запалили сигнальный патрон и одновременно "навесили" над палубой судна ракету. И что же? А ничего - судно продолжало идти своим курсом. Видно, рулевой уткнулся носом в картушку компаса, не желая ничего видеть по сторонам, а уши ему "заложило" рокотом дизеля, доносящимся из машинного отделения.

Более того, как-то раз точно таким же образом мы, сами того не желая, "проскочили" под самым носом у патрульных кораблей и самолетов в зону учебного отстрела ракет класса "небо - земля" и приплыли под самый борт плавучих мишеней! В день и даже в час учений! И нас снова никто не заметил! А ведь мы и тогда пытались давать сигналы. В том числе и дымовые. Нас никто не видел! Хотя видеть и не пропустить в секретную зону посторонних - прямая обязанность нерадивых охранников.

Вот тогда мы и поняли: на аварийные сигнальные средства надейся, да сам не плошай .

Последний совет касается не столько технологии аварийной сигнализации, сколько общечеловеческой этики.

Всякая спасательная операция отвлекает большое число людей от основной работы, подвергает их жизни повышенному риску, не считая крупных финансовых затрат. Поэтому прежде чем решиться подать сигнал бедствия, надо семь раз подумать! Любой сигнал бедствия следует применять только в истинно критической ситуации, непосредственно угрожающей жизни или здоровью людей! Несколько десятков километров, которые предстоит пройти, стертые ноги или несоблюдение сроков похода, я уж не говорю о таких меркантильных причинах, как боязнь опоздать из отпуска, пропадающие авиационные билеты и пр. - не повод для подачи аварийного сигнала и развертывания крупномасштабных спасательных операций.

С той же целью после благополучного завершения аварии следует снять все аварийные сигналы или, если это невозможно, известить местные власти, спасательные службы, авиаторов, что в указанных районах сигналы (указать, какие конкретно) "нерабочие". К сожалению, известны случаи, когда путешественники уже много дней как были дома, а спасательные отряды, поднятые по тревоге, продолжали прочесывать местность в поисках пострадавших.

Кроме "внешней" аварийной, полезно заранее разработать и в момент аварии использовать внутреннюю сигнализацию. Некоторые из возможностей звуковых, световых, жестовых сигналов приведены на рисунке. Сигнал подается с периодичностью сигналов азбуки Морзе при помощи свистка, крика, фонаря, факела или с помощью "ручного семафора". Промежуток между сигналами равен 4 - 5с - трем тире.

1. Две руки вверх, или непрерывные длинные сигналы (тире) - "Требую внимания. Наблюдайте за мной".
2. Одна рука вверх, или один короткий сигнал (точка) - "Мне требуется помощь одного-двух человек".
3. Встать боком, рука впереди себя, большой палец вверх, или один длинный сигнал (тире) - "У меня все нормально".
4. Две руки в стороны или два длинных сигнала (тире) - "Ничего не предпринимайте. Действую самостоятельно".
5. Рука в сторону или два коротких сигнала - "Идите ко мне".
6. Частое махание поднятыми руками или непрерывные короткие сигналы - "Аварийная ситуация. Требуется немедленная помощь".
7. Одна рука вверх, другая в сторону или чередование коротких и длинных сигналов - "Осмотритесь (прислушайтесь) по указанному мною направлению. Снимите азимут".

Сигналы привлечения внимания:

1. Оранжевый дым ПСНД, дымовых шашек;
2. Малиновый огонь ПСНД, фальшфейеров, факел-свечей, дымовых шашек;
3. Звездочки и вспышки ракет, патронов-мортирок, трассирующих пуль;
4. Блики сигнальных зеркал;
5. Знаки-сигналы на местности;
6. Оранжевые цветовые пятна на воде;
7. Свет и дым костров;
8. Яркая одежда;
9. Блики самодельных зеркал, фольги;
10. Радиобуи и радиостанции;
11. Звуковые сигналы;
12. Световые сигналы азбукой Морзе;
13. Флаги-сигналы;
14. Сигнальные туры;
15. Воздушные шары и змеи;
16. Затесы и другие импровизированные метки.

"Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях"
Ильин А.

Важно знать, сигналы бедствия, которые нужно подавать, если вы заблудились в лесу.

Международные сигналы бедствия, если заблудился в лесу

Чтобы не бездействовать в ситуации, когда вы заблудились в лесу, существуют определенные сигналы бедствия. Подача сигналов бедствия должна произойти как можно быстрее и как можно заметнее, чтобы они был видны с дальнего расстояния, а желательно и с высоты, если за вами вылетит вертолет.

  • Международным сигналом бедствия признаны дымовые столбы или костры в количестве трех штук!
  • Если у вас есть сигнальные ракеты, петарды или передатчик воспользуйтесь ими!
  • Осмотрите свои вещи на наличие зеркала, фонарика, свистка, яркой кофты, все это поможет вам подать сигнал о вашем положении. Пускайте солнечных зайчиков или мигайте фонариком, зависит от времени суток.

Прекрасным средством сделать вас более заметным днем является дым, разведите костер и берегите его от ветра, чтобы придать дыму цвета добавьте туда сухую траву, резину, мокрое дерево.

Всегда будьте наготове подать сигнал о себе, не отходите далеко от материалов, которые могут помочь вам это сделать.

Если вас будет искать вертолет с воздуха, выложите просьбы о помощи на земле ветками, камнями, окружающим мусором, листьями, сухой травой. Также мы можете разложить международное слово о помощи SOS на открытой лесной поляне из легковоспламеняющихся компонентов, например, листьев, и поджечь его, если вдруг заметите пролетающий в небе транспорт.

Подача сигналов бедствия в лесу или горах

Подача сигнала бедствия может происходить несколькими способами:

  • сигнальными кострами;
  • световыми сигналами;
  • шумом;
  • изображением SOS на земле различными возможными средствами.

Сигнал SOS

Разводить такие костры нужно не слишком крупного размера, их сложнее поддерживать, лучше разожгите несколько маленьких костерков. В дождь найти материал для розжига сложнее, чем днем, но сделать это, возможно, стоит поискать под поваленными деревьями и стогами валежника.

Лучше всего подавать световые и шумовые сигналы. Важно понимать, что они должны быть четкими, резкими и хорошо заметными. Подавайте сигналы с определенной периодичностью во времени всеми возможными способами: кричите, стучите, светите фонарем, жгите костры, размахивайте самым ярким предметом одежды и запускайте имеющиеся у вас ракетницы. Последнее желательно делать, если вы услышали или увидели следы пребывания людей.

Как звать на помощь в лесу

Также вам может быть полезна информация о том, как ориентироваться на местности . Если вы заблудились в лесу, успокойтесь и зовите на помощь. Первым делом наберите номер 112, это можно сделать даже не имея денежных средств на телефоне. Перед этим осмотрите местность и выберите ориентир, чтобы лучше описать спасателям место вашего нахождения. Желательно, чтобы это была река, железная дорога и тд. После выезда спасателей оставайтесь на месте и ждите помощи, передвижения опасны тем, что вы заблудитесь еще и сильнее и поменяете место вашего нахождения, которое вы уже описали спасателям!

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры

Самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров


Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров — гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы

Наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Сигнальное зеркало

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало — гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Международная кодовая таблица

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации .

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

  • «Вас вижу» — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.
  • «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» — полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.
  • «Идите в указанном направлении» — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.
  • «Вас понял» — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.
  • «Вас не понял» — полет «змейкой» или две красные ракеты.
  • «Обозначьте направление посадки и место приземления» — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы

Используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Варианты подачи информационных сигналов:

  • а — «Место, где прошли»;
  • б — «Повернуть налево»;
  • в — «Повернуть направо»;
  • г — «Осторожно, опасно!»

В настоящее время существует немало специальных технических средств и систем подачи и приема сигналов бедствия. Сюда относится Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС—САРСАТ), автоматические радиомаяки и другие радиотехнические системы. Широкое распространение получили различные пиротехнические сигнальные средства — сигнальные, осветительные, дымовые ракеты.

Однако в ситуации вынужденного автономного существования вряд ли эти средства могут оказаться под рукой. Поэтому мы рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры. Это самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется некоторыми народами с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этой цели подойдут открытые пространства — поляны, широкие просеки, озера. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Следует не забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, надо развести не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 152). Пять костров, образующих букву Т, указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета.

Расстояние между кострами должно быть не менее 30 — 50 м.

Способы оборудования сигнальных костров показаны на рис. 153.

В ночное время хорошо виден костер, разведенный в укрытии (рис. 154). Этот вариант можно использовать в случае, если у потерпевших имеется полиэтилен, светлая, прозрачная ткань или парашют.

В крайнем случае можно поджечь отдельно стоящее дерево, приняв меры предосторожности, чтобы избежать лесного пожара.

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые действия или имеются свободные люди. У каждого костра надо подготовить хороший запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. Следует помнить, что готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров — гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них надо расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры.

На сильно увлажненной почве сигнальные костры надо расположить на настилах из бревен (рис. 155).

Хорошо заметны костры, разведенные на плотах, отведенных на некоторое расстояние от берега и закрепленных якорями или связанных веревками (рис. 156).

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. При этом они видны на расстоянии до 80 км. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли он виден на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, то его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Хороший эффект для обнаружения местоположения дает использование сигнальное зеркало — гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1 — 2 км, с расстояния 20 — 25 км.

Простейшее сигнальное зеркало можно изготовить из металлической пластины, отполировав ее с двух сторон. Дальность обнаружения сигнала будет зависеть от степени полировки поверхностей. В центре пластины надо сделать отверстие диаметром 5 — 7 мм. Через отверстие пластины надо наблюдать за появившимся самолетом (рис. 157).

После этого, не теряя из виду объект, следует поворачивать зеркало к солнцу. Найдя появившийся на лице или одежде солнечный луч (световой блик), надо, поворачивая зеркало, совместить отражение его на обратной стороне зеркала с отверстием. В положении, когда отраженный солнечный блик совместится с отверстием зеркала, световой сигнал направлен на самолет. Подача сигналов таким образом — занятие сложное и требует предварительной тренировки. Даже не видя и не слыша самолета, можно периодически пробегать световым «зайчиком» вдоль линии горизонта.

В качестве отражающей поверхности можно использовать имеющиеся под рукой отражающие материалы — жесть, металличе-

скую фольгу (в том числе и обертку от шоколада), обычное карманное зеркало. Если у пострадавших имеется достаточный запас фольги, то ее куски можно развесить на ветках дерева. Отражая солнечные лучи под разными углами, они будут издалека привлекать внимание спасателей. С этой же целью можно разложить куски фольги по склону холма. Фольгу перед этим надо слегка помять, создавая множество отражающих плоскостей, расположенных под разными углами.

Спасателями разработана и используется Международная кодовая таблица (рис. 158).

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении пострадавших. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его (перевернутый) рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником. Примеры оборудования знаков приведены на рис. 159.

При значительном снижении самолета можно подать знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации (рис. 160).

Ответы с воздушного судна могут быть следующими (рис. 161): Вас вижу — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.

Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет — полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.

Идите в указанном направлении — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.

Вас понял — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение

посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.

Вас не понял — полет «змейкой» или две красных ракеты.

Обозначьте направление посадки и место приземления — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы (рис. 162). Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь.

При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором пострадавшие ушли. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

ФИО: Мистрюкова Алёна Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №1 с.Сарыг-Сеп

Должность: Преподаватель -организатор ОБЖ

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 6

Урок № 15

Тема: Сигналы бедствия

УМК: учебник: Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа. 2014

Цель: Познакомить учащихся с международными сигналами бедствия

Цели урока:

Образовательные :

Актуализация теоретических знаний о способах подачи сигналов бедствия

Порядок и правила поведения в условиях автономного существования

Развивающие:

Развивать навыки устной речи (монологическая речь), чтения текста с охватом общего содержания, умения извлекать из текста информацию и последующего её анализа.

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитательные:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства товарищества у подростков;

Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование мотивации изучения ОБЖ;
Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их. уметь извлекать необходимую информацию при чтении текста. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Предметные результаты

Ученики научатся:

Подавать международные сигналы бедствия, принимать решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

Ученики получат возможность научиться:

делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

комментировать факты из прочитанного текста, кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией. Р аботать в паре, логически излагать свои мысли.

Тип урока: открытие новых знаний.

Используемые технологии: технология работы в сотрудничестве.

Используемые приемы и методы работы: прием «толстых и тонких вопросов», метод «зигзага», прием взаимообучения и самооценивания, фронтальная работа (работа с текстом), индивидуальная работа (монологические высказывания), групповая работа.

Оборудование: доска, раздаточный материал, проектор, ноутбук.

Структура и ход урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Время

1.Организационный момент

приветствие, фиксация отсутствующих;

Проверка подготовленности классного помещения;

Организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

. «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Садитесь. Прежде чем приступить к уроку я предлагаю вам дать себе установку: «Я нахожусь на уроке ОБЖ, готов к восприятию, изучению, пониманию учебного материала, а все остальное я смогу сделать позже!»

Включаются в деловой ритм урока.

2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

А теперь давайте попробуем все вместе понять чем же мы будем с вами заниматься на уроке?

Представьте себе, что вы оказались на острове. Вокруг красивая природа, море, тепло, поют птички. У вас прекрасное настроение! НО ОКАЗАЛОСЬ ЧТО ЭТОТ ОСТРОВ НЕОБИТАЕМ, А У ВАС С СОБОЙ НЕТ СОРЕДСТВ СВЯЗИ С ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ. Вдруг вы увидели в небе над островом самолет.

Давайте попробуем выяснить вместе с вами, что поможет нам привлечь внимание летчиков (пассажиров самолета) к себе?

Вспоминают, воспроизводят уже имеющиеся знания (разведение костра, добыча пищи, обеспечение водой, сооружение временного жилища и т.д)

отвечают на вопросы, делают выводы

Ученики воспроизводят имеющиеся знания; делают вывод, что знаний по данной теме недостаточно.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы .

Тема: Сигналы бедствия

Цель: умение подавать сигналы бедствия

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4.Открытие нового знания.

ХОРОШЕЕ НАЧАЛО!

Кто вспомнит чем мы можем подать сигналы
Костер, дым, башни рации, телефоны и т.д.

Таким образом - можно воспользоваться сигнальным костром.
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения.
Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного.
И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - виден издалека.

Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 м.

Как правильно сложить сигнальный костёр? Основа любого сигнального костра - самый обыкновенный костёр «колодец». Но следует учесть,что ваш костёр должен иметь достаточно большой размер: не менее одного квадратного метра. В основании «колодца» разумнее положить толстые брёвна. Между брёвнами лучше всего сложить «шалаш»: он обеспечит высокую температуру пламени для разгорания «колодца».


А как поступить, если Вы находитесь в лесу?

Дым от костра – тоже хорошее средство для подачи сигнала. В пасмурную погоду хорошо заметен темный дым, который получается, если добавить в костер куски резины, покрышек, пластик, зеленые листья, ельник. А светлый дым хорошо различим в ясную погоду – для его получения нужно добавить мокрый мох, траву, ветки в разгоревшийся уже костер.

Американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе в 1835 г. изобрёл удивительно простую систему связи - азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трёх символов: точка, короткое тире и длинное тире. И лишь в 1851 г. на конференции европейских стран все коды были переведены на два знака: точка и тире. Буквы SOS не имеют никакой расшифровки. Они просто были выбраны Международной радиотелефонной конвенцией как наиболее простая, быстрая и отчётливая комбинация (три точки, три тире, три точки).

Итак, давайте приступим. Попробуем прохлопать сигнал (слайд … --- …). - (2-3 раза). Как видим – ничего сложного он не представляет.

СИГНАЛ S0S МОЖНО ВЫЛОЖИТЬ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ ЛЮБЫМИ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ Длина символа должна быть не менее 6м, ширина – не менее 0,5м.

Помимо сигнала бедствия SOS существуют еще и сигналы бедствия передаваемые жестами их 12 .

А также международные символы бедствия.

5.Первичное осмысление и закрепление знаний

Конечно для проверки как в ы усвоили новую тему предлагаю решить ситуационные задачи. печатный вариант выдается каждому учащемуся.

Выполняют задание в группе.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают в дневник домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.

7.Рефлексия

Ученикам предлагается подвести итог урока. Организует самооценку учебной деятельности.

Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

Сегодня на уроке я узнал?

мне было трудно?

Наш урок подходит к концу. я думаю, что с поставленной целью мы с вами справились. ну и конечно главным итогом нашего с вами урока являются не оценки которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

Размышляют, отвечают, слушают.

Групповая работа

Вариант № 1.

А) Б) В)

Г) Д)

А) Б) В) Г)

А)Нужны продукты и вода

Б) Идем в этом направлении

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Нужны медикоменты

Д) Не понял

Вариант № 2.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач

Б) Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения

В) Вас не понял, повторите сигнал

Г) Требуется оружие и боеприпасы

Д) Пытаемся взлететь

Вариант № 3.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма

Б) Требуются карта и компас

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Судно серьёзно повреждено

Д) Требуется карта и компас

1.Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач- Лежащая фигура человека лицом к верху

2.Нужны продукты и вода- Сидящая на корточках фигура человека

3.Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения- Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперед руками на уровне плеч

4.Идем в этом направлении- Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперед на уровне плеч в направлении движения

5.Здесь можно совершить посадку- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх и разведены несколько в стороны

6.Здесь садиться нельзя, опасно -Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята кверху и несколько отведена в сторону, другая рука опущена вниз вдоль туловища и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N - «нет».

7.Вас не понял, повторите сигнал.- Стоящая в полный рост фигура человека, руки подняты кверху и сложены крестообразно

8.Вас понял, выполняю- Стоящая в полный рост фигура человека, правая рука на уровне плеча вытянута в сторону, левая опущена вниз вдоль туловища

9.Требуются карта и компас- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз вдоль туловища

10.Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки на уровне плеч вытянуты в стороны

11.Нужны медикаменты- Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперед

12.Нужна радиостанция, питание к ней- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены


Top