Тема: Отношения человека и собаки (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»). Сценарий на тему «Ю. Коваль «Дик и черника Белое и жёлтое

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Малоелгинская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района РТ

Разработка урока по литературному чтению в 3-м классе

Тема: Юрий Коваль. Рассказ «Дик и черника»

Хаматшина Зубарзят Искандаровна, учитель начальных классов I кв.категории

Тема урока: Юрий Коваль «Дик и черника».

Вид урока: урок внеклассного чтения.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

познакомить детей с содержанием рассказа «Дик и черника» и с автором замечательных рассказов - Ю. Ковалем.

Задачи урока:

пробудить интерес к чтению художественных произведений;

Учить учащихся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно читать, передавать мысль словом;

Закреплять умение работать с текстом;

Развивать устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память;

Обогащать словарный запас;

Воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу.

Оборудование: книги о природе для выставки, портрет Ю. Коваля, иллюстрации детей по произведениям Ю. Коваля, толковые словари, слайды, запись с пением птиц

Ход урока:

I. Организационный момент . Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.

II .Проверка итогов предыдущей работы.

1. Беседа.

Как называется раздел, по которому мы работали?

- «Люби живое».

О ком мы говорили?

О разных животных, о природе.

2. Работа по книжной выставке.

Ребята, обратите внимание на книжную выставку. Что в ней необычного? (книги стоят оборотной стороной). Для того чтобы книгизаняли привычное место, вам надо вспомнить писателей, которые создали произведения о природе и о животных (дети называют произведения):

М.Пришвин, И.Соколов, В.Белов, В.Бианки, Б. Житков, В.Дуров, В.Астафьев, В.Драгунский.

Ребята, в каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных? («Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку»- В. Белов, «Копалуха» - В.Астафьев).

Я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он?(Это – Дениска из рассказа В.Драгунского «Он живой и светится».)

3. Проверка домашнего задания.

Ребята, вы внимательно прочитали произведения о природе и о животных, молодцы! А сейчас проверим ваши художественные способности. Покажите, пожалуйста, ваши иллюстрации, которые вы нарисовали после чтения рассказов Юрия Коваля (дети показывают рисунки и называют рассказы, по которым нарисованы иллюстрации).

III . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы прочитаем ещё один рассказ о животном и попробуем определить, как ему живётся. Также мы попробуем стать на один урок писателями. Трудно ли быть писателем? На этот вопрос мы ответим в конце урока, после того, как подробно разберём рассказ Юрия Коваля.

IV .Постановка учебной задачи

Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?(учитель показывает книгу Ю. Коваля «Дик и черника»).

Прочитаем рассказ « Дик и черника».

Ребята, до чтения рассказа нам необходимо познакомиться с жизненным и творческим путём писателя (подготовленный ученик знакомит с биографией Ю. Коваля. Вывешивается портрет писателя и организуется выставка книг).

С гордостью сообщу вам, ребята, о том, что такой замечательный писатель как Юрий Коваль жил и работал в нашем районе. После окончания института Коваля назначают учителем в Емельяновскую школу Лаишевского района(Слайд№3). Там он был преподавателем самых разных предметов – географии, истории, русского языка, литературы, пения… В этой школе было несколько учителей, но учителей пятого-шестого классов не хватало. Как говорил сам писатель, его первыми рассказами были тексты диктантов для учеников. Он придумывал забавные рассказы, которые помогали ученикам быстро запомнить правила русской грамматики. Например:

На полу сидела мышь.

Вдруг вбегает грозный муж.

И, схватив огромный нож,

К мыши он ползёт, как уж.

Это на правописание шипящих был диктант. Но это всё Коваль сам считал шуткой и чепухой и серьёзно не относился. В 1963году писатель вернулся в Москву. После возвращения из Емельянова, Юрий Коваль написал целый ряд рассказов, связанных с Татарией. Это был удивительно талантливый человек, который сочинял и стихи, и рассказы, и повести на самые различные темы. Он ещё и очень хорошо рисовал. Одна из книг - «Избушка на Вишере»- была проиллюстрирована самим автором.

Вот, ребята, над рассказом такого замечательного человека мы сегодня с вами и поработаем. (Вывешивается рисунок с изображением Незнайки).

Ребята, с Незнайкой мы поиграем в «Толковый словарик», объясним значения трудных для понимания слов.

Видите, дети, как много должен уметь писатель! О ком мы будем сегодня читать, вы мне сами сейчас расскажете.

V . Работа с текстом . «Открытие» нового знания»

1) - Рассмотрите иллюстрацию (Слайд №4).Кто станет главным героем нашего рассказа?

Человек и собака.

Можно предположить, что делает человек?

Он радуется, что встретил такую ягодную поляну.

А собака?

Тоже смотрит на ягоды.

Какую ягоду они будут собирать?

Чернику (Слайд №5).

Опишите собаку. Какая она?

Симпатичная, добродушная…

2) Чтение рассказа, беседа.

К нам обращается Незнайка. Объясним ему значения слов обжора и пригоршня (работа с толковым словарём).

Обжора - ненасытный, прожорливый, жадный.

Пригоршня – ладонь с пальцами, согнутыми так, что можно туда что-нибудь положить.(Слайд №6)

Физкультминутка

Ребята, мы с вами много поработали, пришло время отдыха. Представим себе, что мы тоже в лесу (запись с пением птиц). Шагаем на месте. Очень много комаров (Отмахиваемся, хлопаем в ладоши). Ой, медведь! Осторожно! (на цыпочках). Вот и поляна! Сядем на корточки. Собираем ягоды. Вкусно! Встали. Потянулись к солнцу. Хорошо!

VI . Первичное закрепление

Продолжим работу над рассказом. От чьего имени ведётся рассказ?

Как он ел чернику? Что в это время делал Дик? Что сделал автор, чтобы накормить собаку? Каким методом решил автор научить свою собаку есть чернику? (дети отвечают, используя предложения из рассказа).

Кто здесь выступал в роли учителя, а кто – в роли ученика?

Потому что Дик мог бы съесть не только чернику, но ещё и всю смородину и морошку.

VII . Итог урока. (рефлексия учебной деятельности)

Ребята,вот мы с вами анализировали текст. Трудно быть писателем?(ответы детей)

Да, очень трудно. Писатель должен хорошо знать то, о чём он пишет. Докажите, что вы хорошие писатели. Предложите ваши вопросы к тексту (дети предлагают свои вопросы по содержанию рассказа, а остальные отвечают).

Как относятся друг к другу герои рассказа?

Вежливо, с уважением, с любовью.

Какова главная мысль рассказа?

Чуткое отношение к животным. Собака – друг человека.

Чему учит рассказ?

Любви, заботе о ближнем.

VIII . Домашнее задание.

Прочитайте другие рассказы Юрия Коваля.

«Адаптация учащихся в школе» - Активные существа. Школа молодого учителя. Методическая копилка. Реальная помощь. Испытание для школьников. Авансировать детей. Положительные моменты. Первоклассник. Физические паузы. Вживание в позицию школьника. Заинтересовать своим предметом. Скрытая инструкция. Снятие страха. Соблюдение ЕОР. Личностная готовность.

«Адаптация первокурсников в вузе» - Принципы тренинга. Основные задачи и направления деятельности куратора. Адаптация. Структура тренинга. Адаптация первокурсников. Модель гиперрефлексии. Процесс активного приспособления. Стили общения куратора со студенческой группой. Психологические особенности юношеского возраста. Социально-психологический тренинг.

«Адаптация к школе» - Возрастные особенности: Педагогические условия: Отсутствие механизма включения родительской общественности в управление образованием. Фазы развития подросткового возраста. посещение уроков, наблюдение за детьми. Что такое адаптация? «Чувство взрослости» склонность к фантазированию стремление экспериментировать.

«Психологическое сопровождение процесса адаптации» - Количество адаптированных и дезадаптированных учащихся. «Классный руководитель глазами воспитанника». Анкета для родителей «Мой ребенок и школа». Для первоклассников. В работе с десятиклассниками. Цель. Картина адаптационного процесса с позиции учащихся и родителей. В работе с родителями. Подготовительный этап.

«Адаптация десятиклассников» - Родители. Основные задачи. Интеллектуальная лабильность. Мотивы учебной деятельности. Трудности адаптационного периода. Мотивация. Адаптация десятиклассников. Тревожность. Уровень интеллектуальной лабильности. Старшеклассник. Уровень личностной тревожности десятиклассников. Мотивация к достижению успеха.

«Школьная дезадаптация» - Условия для успеха ребенка. Узнайте на предлагаемых фотографиях своего ребенка. Нетерпимость и непримитимость в отношениях с детьми. Виды школьной дезадаптации. Ребёнок в школе. Признаки дезадаптации. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. Эгоизм и себялюбие. Неподготовленность к семейной жизни.

Всего в теме 11 презентаций

(Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность) — Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

Заяц Пус, а ныне Петя Зайцев, который пришёл учиться в 1 класс, сегодня в очередной раз задаёт вопрос, ответ на который мы постараемся с вами дать на уроке, работая вместе. Петя хочет понять, что такое «обучение»? (Слайд 1.)

А вы, первоклассники, как понимаете значение этого слова?

— Давайте поработаем над значением этого слова вместе, чтобы подробнее узнать, что оно обозначает. Работать мы будем сегодня в группах.

(на доске таблички с вопросами)КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?

— Первая группа будет отвечать на вопрос – кого можно обучать?

вторая группа подумает – чему можно обучать?

третья группа вспомнит – как обучают? четвёртая группа будет размышлять – зачем обучают?

— Каждая группа будет записывать свои предположения на листах, которые находятся у вас на партах. Слова старайтесь записывать без ошибок, все вместе проверяйте написанное, а если слово трудно написать вам или возникнут вопросы какие-нибудь – обращайтесь за помощью ко мне.

— Прошу представителей каждой группы выйти к доске с результатами своих наработок и озвучить их.

— Мы с ребятами внимательно слушаем, какие ответы получились в группах.

После отчёта первой группы.

Правильно, люди учатся всю жизнь: и когда дети, и когда взрослеют. Животных, которые живут рядом с нами мы тоже чему-то учим.

После отчёта второй группы.

Молодцы, перечислили много умений, которые в жизни нам необходимы и, чтобы этими умениям овладеть, нам приходится учиться

После отчёта третьей группы.

Отлично, как много действий вы назвали.

После отчёта четвёртой группы

— Правильно, получение знаний необходимо нам на протяжении всей жизни

— Вы очень хорошо поработали в группах.

— Какие умения позволили вам так хорошо справиться с заданием?

На какой вопрос надо дать Пете сегодня ответ?

— Опираясь на ваши мысли, позвольте мне подвести итог работы. Обучение – это получение знаний и овладение какими-то навыками. (Слайд 2)

— Как мы справились и сформулировали ответ на вопрос Пети?

— А можете вы мне сказать, каким словом называют обучение животных каким-либо действиям? Какая разница в обучении людей и животных?

— Сегодня на уроке мы с вами будем читать рассказ о необычном обучении необычным навыкам животного. Более того, мы сегодня будем вести диалог (понятие «диалог» дети знакомы с периода обучения грамоте)

У вас на парте лежит текст, который разделён на части. Каждая часть напечатана на отдельном листочке. Части не пронумерованы. Каждый в группе возьмёт любую часть, медленно и вдумчиво её прочитает. После прочтения, каждый перескажит свою часть товарищам. После этого совместно попробуйте восстановить порядок частей.

Какая задача сейчас стоит перед вами?

— Чтобы выполнить это задание, вы должны следовать правилам работы в группе. Вспомним их.

Учащиеся читают текст на карточках, пересказывают содержание согруппникам, восстанавливают порядок частей.

— Значение каких слов вам было непонятно в тексте? (словесное объяснение значения слова учителем)

— Я прочитаю рассказ, а вы сверьте, совпал ли ваш порядок частей с авторским текстом.

— Если ваша группа допустила ошибку, расставьте части в правильном порядке.

— У какой группы расположение частей не совпало?

— Пронумеруйте части.

— Давайте обратимся к записям на доске (КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?) и ответим на записанные вопросы

— Кого обучали в рассказе? — Чему обучали Дика? — Как автор обучал собаку?

— Зачем пришлось обучать Дика есть чернику? Кого называют обжорой?

— Придумайте в группах название рассказу. Не забывайте, что по названию можно определить, о чём будет текст.

— Как вы озаглавили рассказ?

Учитель записывает предложенные группами заголовки на доске.


— Рассказ, который мы сегодня читаем на уроке, написал Юрий Иосифович Коваль.


— Давайте откроем учебник на стр.147 и прочитаем, какое название дал своему рассказу сам автор. (смена слайда)

— Читать текст мы будем цепочкой. Внимательно вчитываемся. Чтобы понять главную мысль автора. Мы учимся с вами вести диалог, но чтобы вести диалог, надо уметь задавать вопросы. Чтобы правильно задать вопрос, читать надо вдумчиво . После прочтения вам предстоит самостоятельная работа по составлению вопросов.

Во время чтения проводится работа над лексическим значением слов. Приемы объяснения значений слов : самостоятельное – значение слова требуха ещё раз выясняется детьми по сноске в книге; словесное объяснение : уму-разуму; слово пригоршня показом (сложить ладошку; использование синонима при объяснении слова мигом. С лайд №5 хорошо помогает объяснить значение словосочетания «встал на четвереньки

Отрабатывается навык выразительного чтения.

— Немного отдохнём. Пойдем в лес на то место, где Дик ел чернику, преодолевая воображаемые препятствия. Вот идём мы с вами по тропинке.(Шагают)

— Очень много комаров в лесу (Изображают, как отмахиваются от комаров. Раз хлопок, другой хлопок)

— Впереди ручей, перепрыгнем через него (перепрыгивают ручей)

А вот через речку надо пройти по мостику, держась за перила (изображают)

— Мимо спящего медведя — осторожно!(на цыпочках)

— Через болото, прыгая по кочкам (перепрыгивают, перешагивают)

Вот и поляна. Как много ягод черники! (Слайд № 6)

Сядем на корточки.(Присели) Собираем ягоды в пригоршню.(Изображают) Съели. Встали. Хорошо! (Потянулись) Вкусно!

Занимаем свои места и переходим к следующему заданию. Самый ответственный этап урока. Он, возможно, самый трудный, но и самый интересный. Мы задаём вопросы друг другу.

Ребята 1 и 2 группы будут составлять «вопросы с поверхности», а ребята 3 и 4 группы составят «вопросы подводные». При составлении вопросов пользуйтесь памяткой, она поможет вам вспомнить вопросительные слова.

Я тоже буду работать вместе с вами и составлять вопросы для вас .

— Работайте сообща. Составленные вопросы записывайте на обратной стороне листочка с текстом. Слова надо стараться записывать без ошибок, все вместе проверяйте написанное, а если слово трудно написать вам – обращайтесь за помощью ко мне или сверьте, как записаны слова в тексте.

— Выслушивайте все предложенные вопросы ребятами в группе. Решите в группе, кто из учащихся будет записывать вопросы, кто озвучивать.

— Вопросы свои читайте громко, слова произносите правильно. Ответы учащихся оценивайте: правильно или не правильно ответили на ваш вопрос.

— Прошу выйти к доске представителей 1 и 2 групп. Отвечать на ваши вопросы будут 3 и 4 группы.

— Теперь очередь задать вопросы учащихся 3 и 4 групп, отвечать на их вопросы будут 1 и 2 группы

— Я тоже составила вопросы, но для всех ребят:

— Почему именно об этом эпизоде рассказал нам автор?

— У кого из вас дома живёт собака?

— Я попросила Ваню рассказать нам сегодня о том, как они с дедушкой обучают свою лайку разным навыкам.

— Каким должен быть тот, кто обучает?

— В начале урока мы дали определение слову обучение. Озвучьте его.

— Попробуйте на доске восстановить последовательность действий автора при обучении Дика ЦОР https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore / В классе стационарно установлена интерактивная доска Star Board в комплекте с компьютером и проектором, имеется выход в Интернет)

— Молодцы.

— Что вы расскажите сегодня дома родителям о работе на уроке ? рефлексия

— У ваших знакомых есть собаки, в отпуск ездите, там тоже, наверное, есть собаки у родственников. Приятно видеть, когда за животным, которого приручили, люди заботятся и ухаживают. Но как больно смотреть на беспризорных животных, которые обделены нашим вниманием. О таком щенке вы прочитаете дома стихотворение «Без ужина» на стр. 149.

Тема: «Ю. Коваль «Дик и черника»

Цель урока: для учителя: создание условий для развития речевой деятельности учащихся, т.е следующих групп умений и навыков
    Содержательные:

    Умение сообщать содержание текста.

    Коммуникативные:
    Умение и навык излагать последовательно полученную информацию согруппникам Умение и навык задавать вопросы и отвечать на них.
    Организационные:
    Умение организовывать свою учебную деятельность в соответствии с учебным регламентом. Умение организовывать свою познавательную деятельность в группе, индивидуально.
Задачи для ученика:
    уметь задавать вопросы, дающие возможность извлекать максимальную информацию из прочитанного текста, действуя по инструкции (задавание вопроса по поводу основного смысла текста; задавание вопросов по содержанию дополнительной информации) развивать коммуникативные навыки через работу в группе и рефлексию своей деятельности

Методическое оснащение:

учебник «Литературное чтение», 1 класс, автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

памятка по составлению вопросов;

распечатанные части рассказа;

презентация;

/

Этапы урока

Цель этапа

Оргмомент Психологический настрой учащихся на работу

Мотивация. Беседа, подводящая учащихся к теме урока

Работа в группах

Афиширование результатов совместной работы

Физминутка

Объявление темы урока

Работа в группах по конструированию текста

Сверка. Чтение текста учителем.

Работа по выявлению понимания содержания рассказа

Озаглавливание текста.

Чтение текста учащимися.

Физминутка

Самостоятельная работа по составлению вопросов

Взаимозадавание вопросов группами

Дифференцированное задание. (Опыт

дрессировки собаки)

Итог урока

Домашнее задание

(Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность) - Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

- Заяц Пус, а ныне Петя Зайцев, который пришёл учиться в 1 класс, сегодня в очередной раз задаёт вопрос, ответ на который мы постараемся с вами дать на уроке, работая вместе. Петя хочет понять, что такое «обучение»? (Слайд 1.)

- А вы, первоклассники, как понимаете значение этого слова?

Давайте поработаем над значением этого слова вместе, чтобы подробнее узнать, что оно обозначает. Работать мы будем сегодня в группах.

(на доске таблички с вопросами)КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?

Первая группа будет отвечать на вопрос – кого можно обучать?

вторая группа подумает – чему можно обучать?

третья группа вспомнит – как обучают? четвёртая группа будет размышлять – зачем обучают?

Каждая группа будет записывать свои предположения на листах, которые находятся у вас на партах. Слова старайтесь записывать без ошибок, все вместе проверяйте написанное, а если слово трудно написать вам или возникнут вопросы какие-нибудь – обращайтесь за помощью ко мне.

Прошу представителей каждой группы выйти к доске с результатами своих наработок и озвучить их.

Мы с ребятами внимательно слушаем, какие ответы получились в группах.

После отчёта первой группы.

Правильно, люди учатся всю жизнь: и когда дети, и когда взрослеют. Животных, которые живут рядом с нами мы тоже чему-то учим.

После отчёта второй группы.

Молодцы, перечислили много умений, которые в жизни нам необходимы и, чтобы этими умениям овладеть, нам приходится учиться

После отчёта третьей группы.

Отлично, как много действий вы назвали.

После отчёта четвёртой группы

Правильно, получение знаний необходимо нам на протяжении всей жизни

Вы очень хорошо поработали в группах.

- Какие умения позволили вам так хорошо справиться с заданием?

- На какой вопрос надо дать Пете сегодня ответ?

Опираясь на ваши мысли, позвольте мне подвести итог работы. Обучение – это получение знаний и овладение какими-то навыками. (Слайд 2)

- Как мы справились и сформулировали ответ на вопрос Пети?

А можете вы мне сказать, каким словом называют обучение животных каким-либо действиям? Какая разница в обучении людей и животных?

Сегодня на уроке мы с вами будем читать рассказ о необычном обучении необычным навыкам животного. Более того, мы сегодня будем вести диалог (понятие «диалог» дети знакомы с периода обучения грамоте)

У вас на парте лежит текст, который разделён на части. Каждая часть напечатана на отдельном листочке. Части не пронумерованы. Каждый в группе возьмёт любую часть, медленно и вдумчиво её прочитает. После прочтения, каждый перескажит свою часть товарищам. После этого совместно попробуйте восстановить порядок частей.

- Какая задача сейчас стоит перед вами?

Чтобы выполнить это задание, вы должны следовать правилам работы в группе. Вспомним их.

Учащиеся читают текст на карточках, пересказывают содержание согруппникам, восстанавливают порядок частей.

Значение каких слов вам было непонятно в тексте? (словесное объяснение значения слова учителем)

Я прочитаю рассказ, а вы сверьте, совпал ли ваш порядок частей с авторским текстом.

Если ваша группа допустила ошибку, расставьте части в правильном порядке.

У какой группы расположение частей не совпало?

Пронумеруйте части.

Давайте обратимся к записям на доске (КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?) и ответим на записанные вопросы

Кого обучали в рассказе? - Чему обучали Дика? - Как автор обучал собаку?

Зачем пришлось обучать Дика есть чернику? Кого называют обжорой?

Придумайте в группах название рассказу. Не забывайте, что по названию можно определить, о чём будет текст.

Как вы озаглавили рассказ?

Учитель записывает предложенные группами заголовки на доске.


Рассказ, который мы сегодня читаем на уроке, написал Юрий Иосифович Коваль.


Давайте откроем учебник на стр.147 и прочитаем, какое название дал своему рассказу сам автор. (смена слайда)

Читать текст мы будем цепочкой. Внимательно вчитываемся. Чтобы понять главную мысль автора. Мы учимся с вами вести диалог, но чтобы вести диалог, надо уметь задавать вопросы. Чтобы правильно задать вопрос, читать надо вдумчиво . После прочтения вам предстоит самостоятельная работа по составлению вопросов.

Во время чтения проводится работа над лексическим значением слов. Приемы объяснения значений слов : самостоятельное – значение слова требуха ещё раз выясняется детьми по сноске в книге; словесное объяснение : уму-разуму; слово пригоршня показом (сложить ладошку; использование синонима при объяснении слова мигом. С лайд №5 хорошо помогает объяснить значение словосочетания «встал на четвереньки

Отрабатывается навык выразительного чтения.

Немного отдохнём. Пойдем в лес на то место, где Дик ел чернику, преодолевая воображаемые препятствия. Вот идём мы с вами по тропинке.(Шагают)

Очень много комаров в лесу (Изображают, как отмахиваются от комаров. Раз хлопок, другой хлопок)

Впереди ручей, перепрыгнем через него (перепрыгивают ручей)

А вот через речку надо пройти по мостику, держась за перила (изображают)

Мимо спящего медведя - осторожно!(на цыпочках)

Через болото, прыгая по кочкам (перепрыгивают, перешагивают)

Вот и поляна. Как много ягод черники! (Слайд № 6)

Сядем на корточки.(Присели) Собираем ягоды в пригоршню.(Изображают) Съели. Встали. Хорошо! (Потянулись) Вкусно!

- Занимаем свои места и переходим к следующему заданию. Самый ответственный этап урока. Он, возможно, самый трудный, но и самый интересный. Мы задаём вопросы друг другу.

Ребята 1 и 2 группы будут составлять «вопросы с поверхности», а ребята 3 и 4 группы составят «вопросы подводные». При составлении вопросов пользуйтесь памяткой, она поможет вам вспомнить вопросительные слова.

- Я тоже буду работать вместе с вами и составлять вопросы для вас .

Работайте сообща. Составленные вопросы записывайте на обратной стороне листочка с текстом. Слова надо стараться записывать без ошибок, все вместе проверяйте написанное, а если слово трудно написать вам – обращайтесь за помощью ко мне или сверьте, как записаны слова в тексте.

Выслушивайте все предложенные вопросы ребятами в группе. Решите в группе, кто из учащихся будет записывать вопросы, кто озвучивать.

Вопросы свои читайте громко, слова произносите правильно. Ответы учащихся оценивайте: правильно или не правильно ответили на ваш вопрос.

Прошу выйти к доске представителей 1 и 2 групп. Отвечать на ваши вопросы будут 3 и 4 группы.

Теперь очередь задать вопросы учащихся 3 и 4 групп, отвечать на их вопросы будут 1 и 2 группы

Я тоже составила вопросы, но для всех ребят:

Почему именно об этом эпизоде рассказал нам автор?

У кого из вас дома живёт собака?

Я попросила Ваню рассказать нам сегодня о том, как они с дедушкой обучают свою лайку разным навыкам.

Каким должен быть тот, кто обучает?

В начале урока мы дали определение слову обучение. Озвучьте его.

Попробуйте на доске восстановить последовательность действий автора при обучении Дика ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore / В классе стационарно установлена интерактивная доска Star Board в комплекте с компьютером и проектором, имеется выход в Интернет)

Молодцы.

- Что вы расскажите сегодня дома родителям о работе на уроке ? рефлексия

У ваших знакомых есть собаки, в отпуск ездите, там тоже, наверное, есть собаки у родственников. Приятно видеть, когда за животным, которого приручили, люди заботятся и ухаживают. Но как больно смотреть на беспризорных животных, которые обделены нашим вниманием. О таком щенке вы прочитаете дома стихотворение «Без ужина» на стр. 149.

(предположения детей)

Учащиеся работают в группах и записывают свои варианты ответов на листах

Представитель группы вывешивает под вопросом, записанным на доске результат работы группы своей группы

Ответы учащихся:

1 группа: детей, животных,

взрослых

4 группа: чтобы быть умным, всё уметь и знать

Что такое обучение?

рефлексия

Что такое обучение?

рефлексия

Дрессировка.

рефлексия

(памятка на стенде в классе)

Уважайте мнение друг друга. Говорить по очереди.

Не согласен – предлагай!

Требуха

(самопроверка)

Собаку.

Есть чернику.

Ему показывали, как надо есть чернику.

Он был обжора и не наедался никогда.

Обсуждают в группах.

Предложенные названия:

Обучение Дика.

Как обучали Дика.

Обжора Дик.

Дик и черника.

рефлексия

читают название рассказа

(При составлении вопросов по поводу основного смысла текста, вопросов по содержанию дополнительной информации учащиеся используют памятку)

Взрослый стоял на четвереньках и ел ягоды с куста – это смешно, наверно.

Добрый, терпеливый.

Терпеливым, любить животное

Получение знаний и овладение какими-либо навыками.

Ученики расставляют картинки в правильной последовательности.



Приложение


Распечатанные части текста:
______________________________________________________С нами в избушке живет пес, которого звать Дик.Дик - добрый пес, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под елку, чтоб не кусали комары, - вот чего ему надо!
_________________________________________________Раз на болоте я нашел черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в в рот, не понимая, что это я ем.
- Да черника это, Дик!- объяснял я.- Смотри, как её много.
Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.
- Теперь сам,- сказал я.
Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг, толкал в бок носом.
______________________________________________________Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть - и только кустики затрещали.

Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки. И я радовался, что не научил его есть смородину и морошку.

Памятка по составлению вопросов

1. «Вопросы с поверхности »
Кто..? Что сделал..? Где..? Когда?

На вопрос Ягодный вопрос 2. Собирала сегодня чернику и ничего не смогла вспомнить о чернике из литературы. Может поможите? заданный автором Надежда Антонова лучший ответ это Р. Погодин
Черника
«…Дальний лес, сырой и лохматый. Сюда по весне плывет половодье,
заливает бочаги водой, остающейся в них на все лето, - это заморный лес,
страшный для рыбы, потому что рыба идет сюда вместе с водой и икру здесь
мечет и некоторая, не успев уплыть, остается помирать в бочагах. Весь июнь
здесь можно рыбу ловить прямо юбкой. Сейчас оставшаяся рыба плавает в
бочагах кверху брюхом. Только в одном бочаге, почти что озерке, проживает
саженная щука с плоским зеленым черепом. Щука подходит к берегу и стоит
бревном, глядя вверх, и в глазах у нее голод.
В заморном лесу черники тьма и гоноболи.
Они шли по чернике. Муж широко разводил ветки, стараясь отпустить их
так, чтобы они хлестанули жену по глазам.
- Ты чего хочешь? - говорил он. - Убить меня хочешь?
- Убить, - сказала она.
Он повернулся круто - бросился на нее. Она остановила его, выстрелив.
Он упал на колени и захрипел:
- По какому праву? Нет у тебя правов человека судить.
- Другого кого - нету! - крикнула она. - А тебя есть. - Она навела на
него наган.
- Стерва! - закричал он. - Дай хоть черники поесть!
Она ждала - он собирал чернику горстями и запихивал ее в рот. И лицо
и руки у него стали синими, губы черными, только в глазах не было цвета.
- Пусти, Клавдя. Я уйду. Скроюсь я. Клавдя, кровь течет, ослаб я... -
Он уже машинально и без разбора сгребал чернику с кустов и запихивал ее в
рот вместе с листьями.
Черника в сыром лесу была серой. И зелень черничная была серой. И сам
лес был серым.
- Как же быть, Клавдя? - спросил он ее. - Что же будет-то, Клавдя?
Наверно, от этого вопроса, который она должна была бы задать ему, а
не он ей, наверно, от крови, серым пятном расплывшейся по его гимнастерке,
обрушилась на нее вся осознанная вмиг тяжесть и вся ответственность
дальнейшей ее судьбы. Наган щелкнул сухо, будто подломился уже
надтреснутый и уже подгнивший сук.
- Слабая я... -сказала Клавдя пустым голосом. - Слабая...
Она подошла к бочагу, где мокрым бревном лежала саженная щука. Клавдя
смотрела в щучьи глаза, и ее клонило вперед - в воду. В покой. В забвение.
- Слабая я, - прошептала она еще раз вдруг окровавившимися губами.
Щука, шевельнув хвостом, подплыла ближе. Морда ее оказалась у самых
Клавдиных ног. Клавдя вскрикнула и попятилась в естественном страхе. Наган
вывалился из ее ослабевших пальцев и круто пошел тонуть, вильнув возле
щучьего носа.
Щука хвостом ударила, и больше не было звуков.
...Лес забагрянился, потом почернел - ночь упала, будто закрылись
перед Клавдией все двери. Она толкалась в стволы деревьев, оступалась и
падала, и не было лесу конца.
Когда утро наползло на нее, когда солнце осветило ее глаза, Клавдя
увидела себя стоящей на развилке дорог неподалеку от своей деревни. Четыре
красноармейца, усталые и небритые, маскировали ольховыми ветками небольшую
пушку. Клавдя глядела на них и не двигалась с места, пока один, молодой,
почти мальчик, не подошел к ней и не сказал:
- В деревню ступайте. Этой ночью мы немца из деревни выбили. Теперь
не опасно...
Клавдя почувствовала, что в руке она что-то держит. Посмотрела -
черника, набранная в косынку. Когда набрала и зачем?
- Черника, - сказала она солдату. - Поешь... Муж мой тоже на фронте
воюет.
Солдат улыбнулся ей, утвердительно кивнул: мол, конечно, а как же.
Эта его уверенность высветлила Клавдю изнутри, она представила мужа идущим
по дороге войны - удаляясь, он не уменьшался, а как бы вырастал до
размеров великого.
- Для сына, - сказала она. - Для моего Пашки.»
__________

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Ягодный вопрос 2. Собирала сегодня чернику и ничего не смогла вспомнить о чернике из литературы. Может поможите?

Ответ от АК-47 [гуру]
Вообще то это брусника если что.Про бруснику помню рассказ у Юрия Коваля


Ответ от Добросовестный [гуру]
У писателя Юрия Яковлева есть рассказ, который так и называется: "Черника". Читать здесь:
Рассказ помещен в сборнике, так что по ссылке открывается 22-я страница, на которой он начинается примерно на ее середине. А заканчивается на 23-й.


Ответ от Европейский [гуру]
Русский, современный художник Николай Фомин
картина - ЧЕРНИКА
из серии картин Ягоды наших лесов


Ответ от Малоросский [гуру]
Дик - добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, - вот чего ему надо!
Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.
Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем.
- Да черника это, Дик! - объяснял я. - Смотри, как её много.
Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.
- Теперь сам валяй, - сказал я.
Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг, толкал в бок носом, чтоб я не забывал про него.
Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть - и только кустики затрещали.
Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки, и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку. (Ю. Коваль "Дик и черника")
.
Кум Черника из сказки Джанни Родари "Приключения Чиполлино"
...Кум Черника проживал в прошлогодней каштановой скорлупе, толстой, с шипами. Это была очень тесная квартира, но кум Черника удобно устроился в ней со всем своим имуществом, которое состояло из одной половинки ножниц, заржавленной бритвы, иголки с ниткой и корочки сыра...


Ответ от Валентина Фролова [гуру]
А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
А ещё черника наряду с другой ягодой костяникой упоминается в очень красивом фильме "Костяника. Время лета"



Top